На главную Документация школьного психолога Информация школьному психологу Примерный перечень методик для скринингового исследования - Блок игр по развитию речевой и мыслительной деятельности
Примерный перечень методик для скринингового исследования - Блок игр по развитию речевой и мыслительной деятельности
Документация школьного психолога - Информация школьному психологу
Индекс материала
Примерный перечень методик для скринингового исследования
Перечень методик для углубленного исследования познавательной сферы детей и подростков
Психолого – педагогический консилиум
Стратегия работы психолога с новой группой учащихся интегрированного класса
Составление психолого-педагогических данных по классу интегрированного обучения
Работа с родителями
Коррекционный комплекс занятий, направленный на восстановление детско-родительских отношений
Коррекционно-развивающая работа с младшими школьниками, испытывающими трудности в обучении
Коммуникативный блок игр
Блок игр по развитию речевой и мыслительной деятельности
Правила пространственной организации учебного материала
Подвижные игры
Все страницы

 

БЛОК ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧЕВОЙ И МЫСЛИТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Задачи:

  • формирование произвольной речевой деятельности. Умения отвечать на вопросы в точном соответствии с заданием;
  • стимулирование речевой активности, развитие способности выражать свои мысли в речи;
  • формирование умения вести диалог по ходу учебной деятельности, рассказывать о последовательности выполнения предложенной работы;
  • развитие воображения, творческой активности.

Некоторые задания данного блока могут быть использованы в качестве домашнего задания.
ШАГИ
У Ведущего мяч. Дети выстраиваются в одну ровную линию на определенном расстоянии от взрослого и каждый задумывает слово по заданной теме, допустим, дерево. Ведущий бросает мяч одному из игроков, игрок ловит мяч и выговаривает по слогам свое слово, делая на каждый слог один шаг. Задача игрока – быстрее (последним) добраться до Ведущего, а значит, придумать наиболее длинные (короткие) слова.
Тема игры может быть любой.
ЗАКОНЧИ СЛОВО
Учитель кидает мяч ребенку и произносит первый слог слова (первую букву), а ученик, поймав мяч, должен закончить слово и кинуть мяч обратно.
Например, слог «зе»: зебра, земля, зеленый, зефир, земляника, зеркало.
НОВЫЕ ПРИМЕНЕНИЯ
Придумайте не менее пяти новых применений таким знакомым предметам как: носовой платок, столовая ложка; зубная щетка, книга и т.д.
Например, в кастрюле можно устроить аквариум, а из скатерти получится отличный костюм для приведения.
ПРАЗДНИЧНАЯ ОТКРЫТКА
К празднику вежливые люди посылают друг другу открытки с поздравлениями. При этом они всегда обращают внимание на рисунок на открытке и поздравительные слова. Представьте, что в одном городе решили отмечать сразу несколько новых праздников..

  • День сладкоежки;
  • День чистюли;
  • День весельчаков и т.д.

Помогите жителям города, нарисуйте открытки и поздравьте друг дру-
га с этими праздниками.
КТО БОЛЬШЕ СОЧИНИТ
Педагог подбирает несколько предметных картинок и просит ребенка найти рифму к изображенным на них предметам:

  • огурец – молодец;
  • заяц – палец;
  • очки – значки;
  • цветок – платок и так далее.

ВСПОМНИ
Детям предлагается до 10 предметов, которые они внимательно рассматривают. Нужно заранее предупредить их о том, что будут заданы про эти предметы вопросы (какого цвета сумка, что сделано из стекла и т.д.). Дети должны ответить на произвольные вопросы, касающихся просмотренных ими предметов.
ЗАБЫТЫЙ ПРЕДМЕТ
Учитель выкладывает перед ребенком на стол картинки с изображением любых предметов (от 3 до 20) и вразбивку называет их, «забыв» упомянуть один из них. Ребенок должен сказать, что вы «забыли» перечислить.
Подобным образом можно попросить ребенка восстановить ряд из 5-7 слов, не связанных между собой по смыслу. Второй раз ряд читается не полностью, одно из слов опускается. Ребенок должен восстановить пропущенное слово (а в дальнейшем и его место в ряду).
ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ
Ребенку называют слово и предлагают охарактеризовать его (т.е. рассказать, что он знает о нем). Например, кошка – мягкая, пушистая, с коготками, усатая. Общее количество впервые предъявляемых слов – не более 10, в дальнейшем их число постепенно возрастает до 20. После того, как каждое из них будет объяснено, раскрыто ребенком, ему предлагают вспомнить или нарисовать все названные учителем слова.
ЦЕПОЧКА СЛОВ
Ребенку предлагается какая-нибудь тема, по которой он должен подбирать слова. Педагог и ученик поочередно называют слова. Учитель произносит слово, ребенок повторяет первое слово и от себя прибавляет еще одно. Далее повторяется уже 2 предыдущих слова и добавляется еще одно. Тот, кто не сумеет повторить названия всех слов или перепутает их порядок, проигрывает.
Для лучшего запоминания слов, можно попросить ребенка изобразить слова, которые предлагаются для запоминания.
ЖИЛ-БЫЛ КОТ…
Упражнение заключается в составлении ряда определений к существительному. Каждый из участников повторяет весь предыдущий ряд, добавляя в конце свое определение. Например:
«Это был красивый кот…»
«Это был красивый пушистый кот…»
«Это был красивый пушистый кот с зелеными глазами…»
Могут быть использованы различные варианты, например: «Бабушка испекла пирог. Это был…»; «Бабушка укладывает в свой чемодан…»
БЕСКОНЕЧНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Педагог называет любое слово, а затем каждый из игроков по очереди добавляет к нему свое слово, повторяя целиком предыдущее. При распространении предложения слова могут быть размещены в различных его местах (в начале, конце, середине), но добавляя их необходимо с учетом смыслового содержания. Например, исходное слово «солнце»: светит солнце; ярко светит солнце; на небе ярко светит солнце; на небе ярко светит весеннее солнце, и т.д.
РИСУНОЧНОЕ ПИСЬМО
Когда-то люди не знали букв. Вместо букв и слов они рисовали рисунки. Попробуйте, подобно древним людям, «написать» с помощью рисунков короткое письмо, адресованное вашему другу:
«Позвони мне сегодня в 6 часов»
«Подари мне на день рождения щенка»
Передайте свое письмо другу и проверьте, сможет ли он его прочитать.
ДОТРОНЬСЯ ДО…
Ребенку предлагается как можно быстрее найти и дотронуться до всех синих (высоких, гладких, начинающихся со звука «к» и т.д.) предметов.
Я ЗНАЮ
Со словами: «Я знаю пять имен девочек…» (названий городов, животных и т.д.), ребенок подбрасывает мяч и на каждый бросок произносит слово.
ЗЕЛЕНЫЙ, КРАСНЫЙ, СИНИЙ
Дети стоят в кругу. У ведущего 3 мяча: зеленый, красный, синий (можно вырезать круги из картона). Тот, кому попадает зеленый мяч, должен назвать слово, относящееся к леву, кому красный – к огню и синий – к воде (например, сосна, спички, лебедь).
ОБЩЕЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Игра научит строить логически завершенное предложение. Познакомит с простыми и сложными предложениями. Психолог предлагает всем вместе сочинить интересное красивое предложение. Условие: он начинает предложение, произнося 2 первых слова, а дети добавляют по одному слову таким образом, чтобы получилось логически завершенное предложение. Если кто-либо из игроков почувствовал, что предложение состоялось, закончилось, он говорит: «Стоп!».
Задача психолога – правильно начать предложение. Например, «В красивом лесу…» и т.д.
ЕСЛИ БЫ, ДА КАБЫ…
Игра научит умению строить логически завершенное предложение, перевоплощаться, вставать на точку зрения другого.
Психолог предлагает детям закончить начатое им предложение. Оно строится по следующей схеме: «Если бы я был кем-то (чем-то), то я бы…, потому что (чтобы) … .
Например:

  • Если бы я был Улицей, то я бы …, потому что… .
  • Если бы я был Музыкой, то я бы …, потому что… .

ПТИЦА – ЗВЕРЬ – РЫБА
Педагог в случайном порядке предлагает ребенку вопрос. Тот должен в ответ припомнить представителя того или иного вида. Повторять названное ранее нельзя. Пример: птица-синица, рыба-щука, рыба-карась, зверь-волк и т.д.
ЛЮБОПЫТНЫЙ
Дети образуют круг. Водящий называет букву, с которой должны начинаться ответы. Затем он обращается к какому-либо игроку и задает короткие вопросы: «Кто?», «Куда?», «Когда?», «Зачем?» и т.д. Задача играющих – отвечать, не задерживаясь. Победителем оказывается участник, назвавший последнее слово.
ХОРОШО – ПЛОХО
Психолог знакомит детей с каким-либо явлением (предметом, понятием, образом), например, дождем и просит их ответить на вопрос: что хорошего в дожде?
Дети высказывают свое мнение. Затем Ведущий спрашивает: а что плохого в дожде?
В этой игре можно использовать и спорные образы (явления, понятия, предметы). Например: «Что хорошего в болезни? А что плохого?» и т.д.
СЛОВО – СКАЗКА
Игра поможет в развитии образного мышления, творческого воображения. Обогатит словарный запас.
Психолог пишет на доске слово, с помощью которого нужно будет сочинить сказку. Слово пишется вертикально и «расшифровывается», например:

  • Ц-царевна;
  • В-весна;
  • Е-ель;
  • Т-тепло;
  • О-ожерелье;
  • К-красавица.

На основе придуманных слов дети должны будут сочинить свое литературное произведение.
БЫВАЕТ-НЕ БЫВАЕТ
Игра способствует расширению словарного запаса, формированию умения анализировать поступающую информацию, развитию внимания и произвольности.
Волк бродит по лесу, волк на дереве сидит. В кастрюле чашка варится. Кошка гуляет по крыше. Собака по небу плывет. Девочка собачку ласкает. Домик девочку рисует. Папа иногда бывает старше сына.
Если это бывает – ребенок хлопает в ладоши, не бывает – топает ногами.
ЗАЧЕМ И ПОЧЕМУ?
С помощью этой игры, построенной только на вопросах и ответах, вы можете стимулировать развитие не только логического мышления ребенка, но и его общей эрудиции.
Вы задаете вопрос, а ребенок должен на него логично ответить. Вопросы должны быть трех видов:

  • на предположение, угадывание, додумывание;
  • на выяснение причины или смысла происходящих событий;
  • на принятие решения и планирование своих действий.

Примеры: Вопросы первого типа:

  • как ты думаешь, зачем мама ходит на работу?
  • …для чего нам нужны книги?;
  • …для чего человек спит?;
  • …зачем нам нужен телефон?

Вопросы второго типа:

  • Почему вода в холодильнике замерзает?
  • Почему предметы падают вниз, а не вверх?

Вопросы третьего типа:

  • как узнать сколько времени?
  • Катя пошла гулять и заблудилась. Что ей делать? Что нужно знать, чтобы никогда больше не теряться?

ШКАТУЛКА СО СКАЗКАМИ
Игра развивает умение пользоваться заместителями. Приготовьте коробочку с цветными геометрическими фигурками и предложите ребенку сочинить вместе с вами сказку. Тот, кто начинает, вытаскивает из шкатулки первый предмет. Теперь надо придумать, кто это или что это будет в сказке (человек, животное, предмет и т.д.). например, красный круг может стать помидором. Далее вытаскивает фигурку другой игрок и придумывает свое предложение, продолжая сказку. И так далее. Желательно, чтобы фигурок было не больше 5-6.
ВЕСЕЛЫЕ КАРТИНКИ
Для организации игры необходим набор открыток, иллюстраций или картинок (не менее 20 штук) как предметного, так и сюжетного содержания. Картинки выкладываются друг за другом (по одной) в совершенно бессмысленном порядке, но при этом содержание каждой последующей стараются связать с предыдущей таким образом, чтобы получился рассказ, сказка или история. После того как литературное произведение
Будет закончено, картинки собирают и перемешивают. Задача детей – последовательно и как можно точнее восстановить все произведение, придуманное по картинкам.
ВЕСЕЛАЯ ИСТОРИЯ
Сочините историю про…

  • собаку, которая жила в холодильнике;
  • березу, которая хотела научиться плавать;
  • майского жука, который очень боялся высоты.

НАЙДИ ПАРУ
Детям называют около 10 различных слов: существительные, прилагательные, глаголы, наречия, предлоги, междометия. Их задача состоит в том, чтобы каждому слову подобрать пару на основе первой возникшей ассоциации – назвать «дополняющее» слово. Полученный набор фраз может быть использован в качестве опоры для придумывания связного рассказа.

РАССКАЗ ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА
Этот прием является разновидностью эмпатийного рассказывания. Монолог – повествование может идти от лица любого предмета, явления, живого или неживого существа. Темы для монологов: «История из жизни старого башмака», «Жизнь скрипучей двери» и др.

БЛОК ИГР ПО РАЗВИТИЮ ПРОИЗВОЛЬНОСТИ

Для того чтобы добиться предельного внимания учащихся и их активного действия на протяжении всего урока, учителю необходимо как можно чаще проверять внимание с целью установления обратной связи. Это могут быть вопросы типа: «Кто меня слышал – покажите большой пальчик», «Кто понял задание – хлопните в ладоши» и т.д. Вопросами подобного рода можно не только проверить внимание, но и добиться от ребят сосредоточенности перед выполнением нового задания.
Для развития умения действовать точно в соответствии с предлагаемой инструкцией, организованно и сосредоточенно работать необходимо, предлагая ребенку задания. Пройти 4 этапа:

  1. ребенок, прослушав инструкцию, повторяет ее вслух перед началом работы;
  2. молча следует указаниям;
  3. сам командует по готовой инструкции;
  4. самостоятельно составляет задание с инструкцией.

Очень важно развивать умение детей работать в определенном тем-
пе. Для этого очень полезно ограничивать время выполнения заданий и засекать время, необходимое для работы детям, поощряя способность быстро и сосредоточенно работать.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ
Детям предлагается небольшая фраза (пословица, поговорка, четверостишие и т.п.). Маршируя по кругу (или на месте), они повторяют предложенную им фразу, каждый раз заменяя последнее слово (или последний слог) хлопком, не произнося его.
Например:
1 раз – подарил утенку ежик пару кожаных сапожек;
2 – подарил утенку ежик пару кожаных ХЛОПОК;
3 – подарил утенку ежик пару ХЛОПОК, ХЛОПОК;
4 – подарил утенку ежик ХЛОПОК, ХЛОПОК, ХЛОПОК;
5 – подарил утенку ХЛОПОК, ХЛОПОК, ХЛОПОК, ХЛОПОК;
6 – подарил ХЛОПОК, ХЛОПОК, ХЛОПОК, ХЛОПОК, ХЛОПОК;
7 – ХЛОПОК (7 раз)
ГРАФИЧЕСКИЕ ДИКТАНТЫ
Эти задания направлены на формирование умения работать в соответствии с инструкцией педагога также способствует развитию ориентировки в пространстве.
Построение фигуры учащимися осуществляется под диктовку педагога в специальной тетради в клетку. Работа выполняется фронтально. Во время диктовки соблюдается длительная пауза, чтобы ребенок успевал провести линию. Инструкция произносится только один раз. Усложнение происходит за счет увеличения количества линий, воспринимаемых ребенком в течение одного предъявления.

  1. Инструкция: «Сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется

«Волшебный карандаш». Если вы будете меня внимательно слушать, то когда мы закончим рисовать, у вас в тетради появится знакомое вам изображение. Я буду говорить, в какую сторону и на сколько клеток провести линию. Проводите только те линии, которые я буду диктовать. Каждую новую линию начинайте там, где закончилась предыдущая, не отрывая карандаша от бумаги. Итак, начнем. Поставьте точку в нижнем левом углу клетки, на точку поставьте карандаш. Внимание! Перемещайте карандаш…».

  1. Выбирается графический образ и инструкция записывается на доске

следующим образом: 3-1>; 5+2v; 2+3 и т.д., где результат математического действия показывает насколько клеток необходимо провести линию, а стрелка – ее направление.
ЗАШИФРОВАННОЕ ПОСЛАНИЕ или ВЫШИВАНИЕ КРЕСТОМ
Упражнение развивает способность детей работать по вербальной и зрительной инструкции. Работа выполняется фронтально. Инструкция может быть предложена детям либо в речевом плане, либо в виде команд, записанных на доске или карточках (например: 1,5; 1,7 или А6; И3).
Дети работают в обычных тетрадях в клетку. На листе чертится квадрат со стороной 10 клеток. Любые две прилегающие стороны являются осями координат.
Инструкция: «Сегодня мы попробуем с вами приготовить друг другу подарки. А дарить вы будете платочки, которые сами вышьете крестиком. Я буду называть вам место положения (координаты) каждого крестика, а вы должны его там поставить. И так до конца работы. Если вы будете внимательно меня слушать, то когда вы закончите работать, вы увидите, что на вашем платочке кто-то или что-то появится».
Чтобы не путаться, нужно сразу договориться с детьми о том, что для правильного нахождения местоположения крестика, первую координату необходимо откладывать на боковой (правой или левой) стороне квадрата, а вторую – на верхней или нижней стороне; и в клетке, находящейся в месте пересечения линий, идущих от заданных координат, поставить крестик.
ЗРИТЕЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ
Цель: преодолеть «глобальное восприятие», научить ребенка воспринимать содержание с учетом отдельных элементов на фоне смысла целого.
1. Детям предъявляется слово, напечатанное на карточке или напи-санное на доске для зрительного восприятия (из расчета за 1 секунду – 1 букву), затем слово закрывается и учащиеся по памяти должны выполнить предлагаемые им задания.
Инструкция: «Прочтите слово. Выберите из него только гласные
(согласные) буквы, запомните их и запишите по памяти».
2.«Смотри-читай-запомни-пиши-проверь».
Ребенку предлагается карточка с текстом. Он один раз читает слово (фразу), затем закрывает его (для этого необходимо заготовить трафарет с окошком) и записывает в тетради. После этого надо, чтобы ребенок прочитал про себя это слово (фразу) и нашел ошибки. Затем ребенку показывается следующее слово (фраза) и опять проводится работа в той же последовательности. После этого диктант открывается, проверяется, записывается количество ошибок и ставится отметка (если она хорошая)…
Идет дождь. Роза цветет. Мышка бежит. Девочка читает. (не более 4-5 фраз).
Выбирая текст для диктантов, желательно ориентироваться на программный учебный материал и изучаемые в данный момент орфограммы.
СЛУХОВЫЕ ДИКТАНТЫ

  1. Дети должны, прослушав инструкцию, выполнить задание, соб-

людая все условия (от 4 до 7). Например, нарисуй 5 (1 условие) домов разного размера (2) так, чтобы четвертый дом был самым маленьким (3), у второго дома на крыше была труба (4), а средний дом имел круглые окна (5).

  1. «Слушай-повтори-пиши-проверь». Выполняется аналогично зри-

тельному диктанту. Педагог зачитывает диктант по слову (фразе), четко проговаривая все звуки.

  1. Будь очень внимательным. Сейчас ты запишешь несколько слов,

фраз (это зависит от уровня ребенка) и все они будут записаны тобой без ошибок. Писать ты будешь волшебным способом, как в сказке. Я произнесу слово, предложение только один раз, затем ты его повторишь и сразу напишешь. Потом ты его проверишь.

  1. Детям 2 раза прочитывается небольшой текст. Они должны,

внимательно его прослушать, запомнить и затем записать все слова, которые начинаются с одного задуманного звука.
Например, в предложенном тексте необходимо запомнить все слова, начинающиеся со звука «Л».
«Жила-была женщина. День и ночь она работала, чтобы накормить
и одеть своих дочерей. И выросли три дочери, быстрые как ласточки, лицом похожие на светлую пуну. Одна за одной вышли замуж и уехали. Прошло несколько лет. тяжело заболела старуха мать. Позвала она белочку, что жила в лесу и посылает её к своим дочерям»
если учащиеся испытывают затруднения при запоминании слов, можно предложить им зарисовывать необходимые слова, обозначить их знаками.
Зрительные и слуховые диктанты целесообразно проводить на каждом занятии, чередуя их. Постоянное их выполнение детьми дает положительные результаты в состоянии письма.
ЗАКОДИРОВАННОЕ СЛОВО

  1. Упражнение на внимание и звуко-буквенный анализ.

Инструкция:

  1. Я буду называть по звукам слово, а вы должны найти картинку с пред-

метом, который обозначает это слово или показать этот предмет в комнате, на улице (просто назвать).

  1. К – О – Т = КОТ, и наоборот, дети произносят слово, а остальные уча-

щиеся должны отгадать.
Выполняя это задание можно предложить детям придумывать слова на определенную тему, например «Осень».

  1. Детям медленно зачитываются ряды слов, из первых звуков ко-

торых они должны составить слово, например НОЖ, ЕЛЬ, БАК, ОСА – (НЕБО).

  1. Учащимся называется слово, которое они должны мысленно пе-

реставить и произнести наоборот: НОС – СОН.
ЗАШИФРОВАННОЕ СЛОВО
А Б В Г Д Е И К Л М Н О П Р С
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

5 3 1- 2 14 1 8 - 5 7 3 1 11 –
2 1 8 - 5 6 9 12 - 3 7 9 8 1 –
2 1 9 - 8 7 11 12 - 4 12 14 12 5 –
3 6 8 - 9 7 13 1 - 5 14 12 3 1 –
6 5 1 - 10 12 14 6 - 13 6 11 1 9 –
3 12 5 - 10 12 14 15 - 14 12 10 1 11 –

ЧИСЛОВОЙ РЯД
Игра помогает детям освоить числовой ряд.
Всем играющим раздаются карточки с цифрами. Ведущий называет число, ребенок, который имеет цифру, обозначающую это число, должен хлопнуть в ладоши.
После этого руководитель называет число, но хлопать в ладоши долен тот ребенок, которые имеют цифру предыдущего числа (последующего числа и т.п.).
НАЗОВИ ЧИСЛО
Игра способствует развитию внимания и закреплению счета.
Учитель держит в руках 2 мяча разного размера (или 2 карандаша разной длины). Бросая мяч, он называет число, например 5. Если мяч большой, то ребенок должен прибавить к нему задуманное число (допустим 3), если мяч маленький, то это число надо отнять.
ЗАПРЕТНЫЙ НОМЕР
1. Играющие поочередно называют числа, например, до 9. Заранее договариваются, какие числа являются запретными (одно или несколько). При счете нельзя называть это число, а нужно вместо него хлопнуть в ладоши (топнуть, хрюкнуть и т.д.) такое количество раз. Какое обозначает это число. Игру можно повторить несколько раз, увеличивая темп.
2. Играющие поочередно называют числа в пределах 30-50. При
этом числа, делящиеся на 2 (3 или любое другое число), произносить нельзя. Играющий, который должен был бы назвать это число, хлопает в ладоши (или выполняет любое другое действие). В этой игре не только закрепляется знание таблицы умножения, но и развивается внимательность.
ПИШУЩАЯ МАШИНКА
Каждому ребенку присваивается определенная буква алфавита. Ведущий называет букву, тот ребенок, которому присвоена буква, делает один хлопок.
После этого ведущий произносит слово и пишет его на доске мелом. Затем дети, которым присвоены буквы, входящие в слово, хлопают в ладоши (по одному хлопку) в той последовательности, в какой их буквы стоят в данном слове. Когда слово «напечатано», все дети хлопают в ладоши.
Слова для игры: ум, дом, бык, папа, каша, вода, стул и т. д. Игру можно часто использовать на занятиях, подбирая слова по изучаемой на уроке орфограмме.
Игры ПАЛОЧКИ, ПОЧТАЛЬОН и ПОЛЗУНОК развивают комбинаторное, системное и пространственное мышление, умение планировать предстоящую деятельность.
ПАЛОЧКИ
На листке бумаги рисуются 11 палочек. Дети поочередно, каждый со своей стороны, должны вычеркивать по 1,2 или 3 палочки за ход. Тот, кому придется вычеркнуть последнюю палочку, - проигрывает.
АЛФАВИТ
1. Ведущий произносит слово, а учащиеся должны записать все буквы, из которых состоит слово, в алфавитном порядке.
КНИГА - А Г И К Н
2. При выполнении задания инструкция произносится только один
раз. Дети должны на слух, не записывая промежуточные ответы, угадать слово по следующим данным:

  1. буква после «Л» (М);
  2. перед «Б» (А);
  3. буква после «Р» (С);
  4. двенадцатая буква алфавита (Л);
  5. «круглая буква» (О);

На первом этапе детям разрешается пользоваться изображением алфавита.

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

Предложенные игры развивают не только произвольность действий, но и быстроту реакции, координационные способности и образные представления, умение работать коллективно.

БОЛЬШИЕ ПАЛЬЦЫ ВВЕРХ, ШЕПЧЕМ ВСЕ ВМЕСТЕ
Задание может использоваться достаточно часто. При подборе вопросов можно ориентироваться на «определенную тему (профессии, домашние животные и их детеныши, временные представления и т.д.).
«Я хочу задать вам сейчас несколько вопросов. Каждый, кто знает ответ, должен поднять руку, сложить пальцы в кулак, а большой палец поднять вверх. Когда я увижу много поднятых вверх пальцев, я начну считать: «Раз, два, три…». На счет «три» вы все вместе должны будете прошептать мне ответ».
▪ какой сегодня день недели?
▪ как называется улица, на которой стоит наша школа? И т.д.
СОВУШКА
Ребята образуют круг. Один из них, находящийся в кругу, изображает сову, а остальные – жучков, бабочек, птичек. По команде ведущего: «День наступает – все оживает»!, все дети бегают по кругу; сова в это время спит, т.е. стоит в середине круга, закрыв глаза. Когда ведущий командует: «Ночь наступает – все замирает!», все останавливаются и замирают, а сова выходит на охоту. Она высматривает тех, кто шевелится или смеется, и уводит их в середину круга.
РУЧЕЙКИ И ОЗЕРА
Игроки стоят в трех-пяти колоннах, с одинаковым количеством играющих в каждой. По сигналу «Ручейки побежали» все бегут друг за другом в разных направлениях, оставаясь, в своей колонне. На сигнал «Озера» игроки останавливаются, берутся за руки и строят круги – озера. Выигрывают те, кто построил круг раньше всех. Строится в круг без команды нельзя.
НОС – УХО - НОС
Инструкция: «Указательным пальцем правой руки дотроньтесь до носа и скажите при этом «нос». Еще раз, еще. Я буду делать то же самое. Но если я скажу, например, «лоб», вы должны немедленно дотронуться до лба. Понятно? Начали! Нос-нос-нос-нос-ухо!». Произнося какое-либо слово, ведущий может указывать пальцем на другую часть лица.
КАРЛИКИ И ВЕЛИКАНЫ
Дети становятся в круг. Когда ведущий говорит «великаны», все должны подняться на носки и поднять обе руки вверх; если же он скажет «карлики», все должны присесть на корточки и вытянуть руки вперед. Проводя игру, ведущий может время от времени показывать движения невпопад. Кто ошибается, получает штрафное очко.
Если игра проводится, когда ребята сидят, можно движения изменить: на слове «Карлики» – сводят руки, соединяя ладони» на слове «великаны» – широко разводят руки в стороны.
ЗАПРЕЩЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ
Игра развивает моторную и зрительную память и соотношения между ними. Дети образуют круг. Руководитель заранее договаривается с ними, какое движение нельзя делать, например: присесть, захлопать в ладоши, показать руками. Затем под музыку ведущий показывает различные
движения, которые играющие должны в точности повторять за ним. Чем более разнообразны и забавны эти движения, тем интереснее игра. Неожиданно ведущий показывает запрещенное движение. Тот, кто повторит его, должен будет спеть, сплясать, прочесть стихотворение и т.д.
можно усложнить игру, увеличивая количество запрещенных движений или заменяя запрещенные движения другими по договоренности, например, вместо запрещенного движения – поднять руки вверх, учащиеся должны присесть.
До начала игры обязательна репетиция.
ПОЖАЛУЙСТА
Ведущий показывает разные движения (физкультурные, подражания или шуточные), все участники повторяют за ним, если он говорит слово «пожалуйста» или другое задуманное слово. Кто ошибается, выбывает из игры или отодвигается на один шаг.
ПЛАВАЕТ, ЛЕТАЕТ, РЫЧИТ…
Дети встают в круг. Психолог показывает картинки, дети – движение: рыба – плавает, птица – летает, зверь – рычит.
СВЕТОФОР
Дети выстраиваются в ряд. В руках у ведущего светофор. Руководитель напоминает ребятам о том, как важно соблюдать правила дорожного движения и быть внимательным на улице. Он читает ребятам стихи С. Михалкова. Недостающие слова дети подсказывают хором.
Если свет зажегся красный,
Значит, двигаться … (опасно),
Свет зеленый говорит:
«Проходите, путь… (открыт)».
Желтый свет – предупрежденье –
Жди сигнала для … (движенья).
Затем начинается игра. Когда ведущий показывает зеленый сигнал светофора, все маршируют на месте, начиная с левой ноги, когда желтый – хлопают в ладоши, а красный – стоят неподвижно. Тот, кто перепутает сигнал, делает шаг назад.
С Т О П
Дети делятся на команды и выстраиваются в шеренги. Перед ними становится ведущий и под его счет они маршируют на месте. Он часто и неожиданно прерывает счет и тогда нельзя сделать ни одного лишнего шага, (если кто-либо поднял ногу для лишнего шага, то это в счет не принимается. Но если опустил ее уже после команды, то должен сразу выйти из шеренги). Вскоре останутся только самые внимательные. К подведению итогов следует приступить тогда, когда 2/3 ребят выйдут из игры. Каждой команде начисляется столько очков, сколько в ней осталось играющих.

УСПЕЙ ЗАНЯТЬ МЕСТО
Ведущий – почтальон. Играющие – города. Ведущий, например, объявляет: «Почта идет из Ленинграда в Киев». Игроки, чьи города названы, должны как можно быстрее поменяться местами. Ведущий старается занять чье-нибудь место. Если ему это долго не удается, он может сказать: «Почта идет во все города!». Тогда все играющие должны поменяться местами.
СОСЕД СПРАВА
Играющие садятся в круг. Ведущий задает различные вопросы или просит выполнить простейшее движение. Но вся хитрость заключается в том, что ответить на вопрос или выполнить просьбу должен не тот, к кому обращаются. А его сосед справа, на которого водящий даже не смотрит.
ГДЕ НОС, ГДЕ УХО
Дети становятся в круг. Водящий идет по кругу и останавливается перед кем-либо из ребят. Он должен дотронуться до какой-либо части тела и назвать при этом другую, например, дотронуться до своего уха и сказать: «Это мой нос». Играющий должен немедленно сделать наоборот, т.е. дотронуться до носа и сказать: «Это мое ухо». Если он ответит неправильно, сменяет водящего.
ДА ИЛИ НЕТ
Ведущий рассказывает играющим, что в Болгарии принято, отвечая положительно на вопрос, одновременно качать головой слева направо, а, отвечая отрицательно, покачивать головой сверху вниз. Он просит их отвечать на вопросы таким же образом. Отвечать надо быстро, коротко и обязательно вставлять слова «да» или «нет». Поскольку эти движения совершенно непривычны, многие ошибаются и невольно сопровождают ответ не теми движениями головы, вызывая смех..
ПИАНИНО
Дети садятся в круг плотно друг к другу. Каждый играющий кладет руки на колени соседей: правую руку – на близлежащее колено правого соседа, левую – левого соседа. Таким образом, получается, что на каждом колене игрока лежат руки соседей, сидящих рядом. Руки – это клавиши, а играющие – пианино. По команде дети начинают «играть на пианино»: поочередно хлопать руками по коленям, не сбиваясь и не пропуская ни одной руки. Игру можно сопровождать называнием нот. Каждый раз начинать игру нужно с нового ребенка. Для усложнения игры можно изменять темп, постепенно его ускоряя.
ПТИЧКА
Каждому игроку дается название дерева. Ведущий начинает игру и говорит: «Прилетела птичка и села на дуб». Дуб должен ответить: «На дубу не была, улетела на елку». Елка вызывает следующее дерево и т.д. кто прозевает, отдает фант. Когда игра закончится, фанты разыгрываются.
С ЛИСТКОМ КАЛЕНДАРЯ
Всем играющим прикалывают на грудь по листку из отрывного календаря. Листки надо подобрать так, чтобы играющие могли выполнить перечисленные ниже задания.

  1. Собрать команду, состоящую из почти одинаковых дней недели (втор-

ников, четвергов и т.д. – числа значения не имеют). Побеждает команда, собравшаяся первой. (Все становятся в круг, поднимают вверх руки и хором называют свой день).

  1. Собрать команду, состоящую из всех семи дней недели. Побеждает команда, вставшая в шеренгу первой.
  2. Найти вчерашний день (например, «7 мая» ищет «6 мая» и т.п.). побеждает пара, первая явившаяся к руководителю.
  3. Собраться так, чтобы образовался год, например 1925.
  4. Собраться так, чтобы сумма чисел на листках равнялась, допустим, 17.

И другие подобные задания.
УЛАВЛИВАЮЩИЙ ШЕПОТ
Дети сидят по кругу. Ведущий-ребенок дает команду громким голосом («руки вверх», «повернись» и т.п.), а потом шепотом называет имя того, кто это должен сделать. Если ребенок не расслышал свое имя, то называют имя другого, а предыдущий ребенок получает штрафное очко. Ведущие периодически меняются.
СЛЫШУ ВСЕХ
Игра развивает способность к дифференцированию звуков.
Двое детей одновременно произносят по разному слову. Водящий должен сказать, какие именно слова были сказаны. Если ему это удалось, слова произносят одновременно три ребенка. Чтобы усложнить игру, можно увеличивать число детей и количество слов. Наиболее внимательных необходимо поощрить.
ЧТО НАС ОТЛИЧАЕТ
Инструкция: «Пусть один из нас какое-то время побудет за дверью. Мы тем временем разделимся на 2 группы по какому-то признаку. Ведущий должен угадать, что нас отличает».
Признак должен визуально фиксироваться (например, наличие шнурков на обуви). Две образовавшиеся группы садятся в разных местах.

БЛОК ИГР ПО РАЗВИТИЮ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

Упражнения на восприятие формы

Цель: научить ребенка различать геометрические фигуры по форме, независимо от положения фигуры в пространстве, от цвета и величины; познакомить учащихся с различными геометрическими фигурами: точка, линия (прямая, ломаная, волнистая, прерывистая, замкнутая), овал, круг, полукруг, треугольник, четырехугольник (квадрат, прямоугольник, ромб, трапеция), многоугольник; познакомить с плоскими и объемными фигурами и предметами.
ПОДБЕРИ ПРЕДМЕТ, ПОДХОДЯЩИЙ ПО ФОРМЕ

  1. Учащимся предлагаются 15 карточек, на которых изображены

знакомые предметы (огурец, портфель, арбуз, яйцо и др.) и линейка-трафарет с геометрическими фигурами, дети должны к каждой фигуре подобрать похожую картинку.

  1. Ребенок должен за 1 минуту вспомнить и назвать от 3 до 5 пред-

метов, похожих на какую-нибудь форму – круг, квадрат, прямоугольник, треугольник. Можно преложить учащимся поиграть в игру «ВОЛШЕБНЫЕ ОЧКИ». Представьте, что на глазах у вас волшебные очки, и резе них видно только круглые (или квадратные, волнистые и т.д.) предметы. Расскажите мне, что вы видите, когда идете по улице и т.п.
Наборы картинок можно менять.
После того, как ребенок выполнит задание, можно попросить его
нарисовать какую-нибудь фигуру, пользуясь линейкой.
УЗНАЙ ФИГУРУ НА ОЩУПЬ

  1. Раскладываются геометрические фигурки, одинаковые с теми,

которые лежат в мешочке. Ребенку показывается любая фигура, а он точно такую же должен достать из мешочка.

  1. В коробку кладется несколько картонных фигур (круг, полукруг,

овал, треугольник, у которого один из углов тупой или прямоугольный; квадрат, прямоугольник, ромб, трапеция, пятиугольник) разного размера. Одну из них ребенок с закрытыми глазами должен вынуть, ощупать пальцами и сказать название.
Для усложнения ребенку можно предложить вырезанные из картона фигуры (рыбка, птица и др.; КОНТУРЫ БУКВ). Он с закрытыми глазами должен вынуть ее из коробки и узнать.
После, развязав глаза, можно попросить его по памяти нарисовать фигуры, сравнить рисунок с контуром, обвести фигуру и заштриховать.
ОПИШИ ПРЕДМЕТ
С помощью этой игры можно научить навыкам зрительного обследования и анализа предметов, а также словесному описанию их формы. В процессе игры ребенку предлагается описать различные предметы, в результате чего он должен овладеть алгоритмом обследования предмета и научиться:

  1. выделять общую форму предмета, его контур;
  2. выявлять основные части предмета и называть их свойства (например,

при описании машины – круглые колеса, прямоугольная крыша и т.д.).

  1. определять пространственное расположение основных частей;
  2. указать пространственное взаимоотношение более мелких частей.

Если ребенок затрудняется в описании предмета, можно помочь ему наводящими вопросами.
РАЗЛОЖИ ФИГУРЫ
Игра состоит из 24 карточек (8 на 6 см.) с изображением геометрических фигур четырех видов, трех цветов (синие, красные, зеленые), большого и маленького размера. Хорошо иметь второй аналогичный набор, но с иными фигурами другого цвета.
Педагог и ребенок берут по одинаковой колоде карточек. Учитель кладет на стол любую карточку с фигурой, а ребенок должен выложить карточку с фигурой: а) подходящей по признаку; б) отличающейся только одним признаком. Например, если взрослый кладет маленький красный круг, то ребенок может положить или большой красный круг, или маленький синий круг, или маленький красный квадрат и т.д.

Упражнения на восприятие величины

Цель: научить ребенка различать предметы по величине, длине, высоте, ширине, толщине; использовать в речи понятия, описывающие различные параметры величины предмета: (большой - маленький, высокий - низкий, длинный - короткий, узкий - широкий, толстый - тонкий); пользоваться измерительными приборами.
ОПРЕДЕЛИ НА ОЩУПЬ
В мешочке или коробке находятся парные предметы, различающие одним признаком (пуговица большая и маленькая, линейка узкая и широкая и т.д.).
Нужно на ощупь узнать предмет и назвать его признаки: длинный - короткий, толстый - тонкий, большой - маленький, узкий - широкий.
СРАВНИ ПРЕДМЕТЫ
Учащимся предлагается сравнить предметы, окружающие их, по длине, ширине, высоте и толщине. Перед началом работы необходимо обсудить с детьми все возможные способы измерения предметов: линейкой, сантиметром, рулеткой, условной единицей (бумажкой, ладонью, веревкой и т.д.).
РАЗЛОЖИ ПРАВИЛЬНО
Разложить предметы или картинки с их изображением в порядке убывающего или возрастающего размера (от большого к маленькому и наоборот).

Упражнения на восприятие пространства
Цель: научить ребенка воспринимать такие характеристики пространства, как расстояние: (далеко – близко, здесь – там, глубокий – мелкий); направление: (верх – низ, справа – слева, впереди – позади, (сзади), север, юг, запад, восток); описывать положение предмета в пространстве относительно других: (на, над, под, перед, за, между, возле, вокруг, около, рядом, внутри, снаружи, напротив); понимать и правильно использовать в устной речи предлоги, описывающие различные пространственные характеристики предмета; ориентироваться в тетради и помещении; читать и самостоятельно составлять схемы.



 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.