Пакет методик для диагностики нарушения поведения у детей. Причины нарушения поведения, рекомендации педагогам.
Диагностика
|
- Определение уровня развития – Векслер, ШТУР;
- Определение мотивации;
- Тест Филлипса, методика Дембо – Рубинштейна, проективные методики (рисунок школы);
- Диагностика семейного воспитания (опросник Столина, АСВ);
- Изучение межличностных отношений в классе (социометрия, референтометрия);
- Внутриличностные конфликты (ПДО, проективные методики).
|
Возможные причины
|
- Неблагополучная обстановка в семье;
- Дезадаптация к обучению в школе;
- Психофизические особенности ребенка;
- Конфликтные ситуации в классе;
- Острая психотравма;
- Внутриличностный конфликт;
|
Формы, методы и приемы работы классного руководителя
|
- Индивидуальный подход;
- Работа с семьей;
- Создание ситуации успеха и условий развития личности;
|
Рекомендации педагогам
|
Гибкая система оценок с учетом мотивации, использование развернутых оценочных суждений, исключение негативного оценивания (оценка учебной деятельности не есть оценка личности ребенка).
|
Нарушение поведения – склонность к обману
Диагностика
|
Методика Айзенка (шкала лжи), беседа с учеником; беседа с преподавателями, сверстниками, родителями.
|
Возможные причины
|
- Защитная реакция;
- Стремление выделиться, утвердиться;
- Желание фантазировать;
- Способ манипулирования;
- Стремление адаптироваться в коллективе;
|
Формы, методы и приемы работы классного руководителя
|
- Выяснение причин через беседу с ребенком и родителями;
- Наблюдение за ребенком;
- Работа с учеником и классом (диспуты, обсуждение, тематические беседы)
|
Рекомендации педагогам
|
- Не уличать ребенка в обмане публично;
- Не обвинять ребенка;
- Доброжелательное отношение;
- Индивидуальный подход;
|
Рекомендации родителям
|
- Доброжелательное отношение, установление доверия;
- Не оставлять обман незамеченным;
- Поиск совместных интересов, совместный досуг;
- Применение наказания и поощрения с подробным объяснением;
|
Нарушение поведения - демонстративность
Диагностика
|
- Проективные методики;
- Опросник Леонгарда;
- Опросник Шмишека;
- 16 – факторный тест Кеттела;
|
Возможные причины
|
- Защитный механизм против агрессии;
- Самоутверждение;
- Особенности характера;
- Взаимоотношения в семье;
- Отношения со сверстниками; экспериментальная активность.
|
Формы, методы и приемы работы классного руководителя
|
- Давать общественные поручения, где это качество было бы уместным;
- Адекватная реакция со стороны преподавателя;
- Сглаживать вспышки агрессии.
|
Рекомендации педагогам
|
- Давать общественные поручения, где это качество было бы уместным.
|
Рекомендации родителям
|
- Создание товарищеских контактов с ребенком;
- Специальные формы поощрения;
- Воспринимать ребенка таким, каков он есть.
|
Нарушение поведения – замкнутость, необщительность
Диагностика
|
- Наблюдение;
- Социометрия;
- Тест Айзенка (темерамент);
- Кинетический рисунок семьи;
- ДДЧ;
6. Тест тревожности Филлипса.
|
Возможные причины
|
- Социальные условия.
- Особенности темперамента;
- Страх самовыражения;
|
Формы, методы и приемы работа классного руководителя
|
- Доверительная беседа;
- Создание ситуации успеха;
- Вовлечение в коллективную деятельность;
- Использование сильных сторон личности ребенка для преодоления трудностей и достижения успеха;
|
Рекомендации педагогам
|
- индивидуальный подход;
- поощрять, стимулировать активную деятельность на уроке
|
Рекомендации родителям
|
- помогать ребенку преодолевать трудности, сопереживать;
- вовлечение в значимые семейные дела;
- больше времени уделять ребенку;
|
Нарушение поведения – уход из дома, склонность к бродяжничеству
Диагностика
|
- проективные методики (кинетический рисунок семьи, автопортрет, м-ка Р. Жиля);
- опросник Шмишека;
- опросник Личко;
- социометрические методики;
|
Возможные причины
|
- неблагоприятная обстановка в семье;
- отсутствие учебной мотивации;
- эмоциональная ранимость;
- низкая самооценка;
|
Формы, методы и приемы работы классного руководителя
|
- посещение на дому;
- индивидуальные беседы и консультации;
- вовлечение в классные мероприятия;
- общественные поручения;
|
Рекомендации педагогам
|
- индивидуальный подход в оценивании;
- повышение самооценки;
- развивать заинтересованность к предмету;
|
Рекомендации родителям
|
- беседы, индивидуальные консультации психолога;
- создание теплой эмоциональной обстановки в семье;
- организация досуга ребенка;
- учитывать личностные особенности ребенка;
- создание семейных традиций;
|
Нарушение поведения – агрессивность
Диагностика
|
- проективные методики ( несуществующее животное, ДДЧ);
- тест фрустрации Розенцвейга;
- тест руки Вагнера;
- незаконченные предложения;
- тест Басса – Дарки;
|
Возможные причины
|
- социальные;
- трудности в общении;
|
Формы, методы и приемы работы классного руководителя
|
- беседы,
- проведение игр социального характера;
- диспуты;
- семинары;
|
Рекомендации педагогам
|
- индивидуальный подход, изменение стиля общения;
- использование личных увлечений для привлечения ребенка к интересной, значимой деятельности;
|
Рекомендации родителям
|
Учет возрастных особенностей детей, изменение стиля общения.
|
Памятка для родителей и учителей
Трудности в общении с ребенком и пути их устранения
Типы плохого поведения. В чем проявляются. Как исправить поведение ребенка |
Цель, которую неосознанно преследует ребенок
|
Поведение Ребенка
|
Реакция
Взрослых
|
Ответ ребенка на реакцию Взрослых
|
Рекомендации Педагога – психолога
|
1.привлечь к себе внимание
|
Ноет, шумит, встревает в разговор, не слушается
|
Обращают внимание и раздражаются
|
Прекращает на время, затем снова начинает
|
- игнорировать.
- Обращать внимание, когда ведет себя хорошо
|
2. показать, что имеет власть над другими
|
Отказывается делать то, что от него хотят
|
Пытается использовать свою власть, чтобы заставить, начинает сердиться
|
Упрямится или усиливает неповиновение
|
Избегать борьбы за власть
|
3. отплатить, отомстить, взять реванш
|
Вредит или портит вещи, может оскорбить
|
Считают ребенка подлым и злым, чувствуют гнев
|
Чувствует себя оскорбленным, стремится отплатить и за это
|
Не показывать свой гнев и обиду
|
4. продемонстрировать свою неспоспособность
|
Неспособен научиться сам. навыкам, требует помощи
|
Соглашаются с тем, что р-к ни на что не способен
|
Остается беспомощным
|
Поверить в спос-ти и возможности р-ка
|
|