Страница 1 из 6 Конфликтология. Основные термины и понятия
С самого появления на свет (а по мнению некоторых исследователей, еще в утробе матери) человек включается в непрерывный процесс общения с другими людьми. В контактах с себе подобными и миром культуры формируется то, что поднимает человека над прочими обитателями Земли: сознание, воля, логическое мышление. Есть множество подтверждений тому, что вне общества себе подобных живое существо, принадлежащее к биологическому виду Homo sapiens, не способно стать человеком в истинном смысле этого слова.
Окружающие люди оказывают существенное влияние не только на нашу душевную жизнь, но и на физические возможности. В присутствии себе подобных люди быстрее выполняют простые упражнения на умножение или нахождение в тексте заданных букв. Этот феномен получил название социальной фасилитации (от англ. facility — легкость, благоприятные условия). При этом скорость выполнения заданий растет, а качество падает, показатели элементарной умственной работы улучшаются, а сложной, творческой — ухудшаются. Присутствие других возбуждает нас или усиливает напряжение. Если это состояние способствует выполнению работы, ее темп будет повышаться — так происходит с простыми, рутинными операциями. Если же возбуждение мешает деятельности, например решению трудной задачи, ее результаты ухудшаются. Когда одно «Я» соприкасается с другим, в нем просыпаются творческие силы, стремление проявить свою индивидуальность. В психологии такое поведение, выходящее за пределы простого приспособления к обстоятельствам, именуют надситуативным. Бернард Шоу говорил: «Как и все люди на свете, я одновременно исполняю несколько ролей, и все они для меня характерны». Человек включен в общение каждую минуту своего бытия. Оно осуществляется в разных формах. Обычно другие люди входят в нашу жизнь через диадическое общение (общение в паре), взаимодействие в больших и малых группах, через мир культуры и внутренний диалог. Иными словами, люди могут присутствовать в нашей жизни и непосредственно, и опосредованно: когда мы читаем книгу, рассматриваем живописное полотно или просто размышляем. «Даже наедине с самим собой человек сохраняет функцию общения», — утверждал Л. С. Выготский. Думать — значит, как правило, обращаться к самому себе с вопросами и отвечать на них, разговаривать с какой-либо частью своего «Я» или с гипотетическим внутренним собеседником. Иногда в процессе общения человек выступает как носитель определенной социальной роли: начальника или подчиненного, контролера или безбилетного пассажира, покупателя или продавца, матери или дочери и т. д. Такой «актер» не свободен в выборе стратегии поведения — она предписывается ролью. «Я сейчас начальник...», «Я мать и, следовательно, должна реагировать на это так-то...», «Я, как представитель своего народа...». При ролевом общении люди лишаются спонтанности своего поведения, зато обретают чувство принадлежности к определенной группе, ощущение статуса, защищенности. Впрочем, каждый из нас вносит в собственные социальные роли уникальность и неповторимость. Нет и не может быть одинаковых президентов, судей, контролеров, учителей, капитанов дальнего плавания. Иначе происходит общение между друзьями, родными, соседями по даче, случайными попутчиками и т. п. Люди в подобной ситуации предстают уже не исполнителями тех или иных социальных «партий», а уникальными личностями с неповторимыми чертами и опытом. В межличностном общении люди более свободны в реакциях и действиях. Они могут исходить из внутреннего эмоционального состояния, истинного отношения к другому человеку и своих желаний. Благодаря подобной раскованности они способны достичь высокого уровня доверия, открытости, взаимопонимания. Но межличностное общение — хрупкое произведение психологического искусства. Ролевое общение защищено от этой угрозы: пока участники ведут себя в соответствии с предписаниями роли, неожиданностей не происходит. Каждому более или менее понятен очередной шаг партнера, ясно, как следует поступать самому. Известный американский психолог пришел к выводу, что любой человек в общении с другими может проявлять себя как ребенок, как родитель и как взрослый, поскольку внутреннее «Я» каждого из нас, включая даже первоклассника, содержит в себе эти три ипостаси, или три состояния «Я». Проницательного психолога звали Эрик Берн. Он стал автором оригинальной теории человеческих взаимоотношений, изложенной в книге «Игры, в которые играют люди». Что же движет нами в отношениях с людьми? Кто мы друг для друга? В 70-х гг. Ч. Макклинток и его сотрудники, основываясь на данных экспериментов, выделили и описали шесть основных мотивов социального поведения: кооперацию, соперничество, индивидуализм, равенство, агрессию и альтруизм. Кооперация (от лат. cooperatio — сотрудничество) — стремление к максимизации общего выигрыша. При этом успех каждого зависит от успеха остальных, как в футбольной команде. Человек, подчиняющий действия такому мотиву, будет стремиться к доверительным отношениям с партнерами, учету их интересов, открытому обмену информацией. Соперничество (конкуренция) — максимизация относительного выигрыша. Для человека важна не только собственная победа, но и проигрыш конкурента. Однако возможны ситуации, когда соперничество переходит в кооперацию. Например, объединиться, чтобы контролировать рынок сбыта или добиться нужного обоим решения. Кроме того, как показали исследования американского психолога Музафера Шерифа, конкуренция с другой группой способна усилить внутригрупповую сплоченность. Иначе говоря, в условиях внешней конкуренции возрастает внутренняя кооперация. Когда людям есть против кого объединиться, они забывают свои разногласия до более подходящего случая. Индивидуализм направлен на максимизацию собственного выигрыша. Важен только личный успех, а то, что происходит с партнером, не имеет значения. Такова по своей сути учебная деятельность школьников. Кроме тех редких случаев, когда задание выполняется творческой группой и оценка зависит от ее успеха в целом, учебный процесс основан на мотиве индивидуализма. Поэтому неудивительно, что в подростковом возрасте, когда так хочется быть вместе, общаться, делать единое дело, учеба отходит на второй план. Равенство — установка на минимизацию различий в выигрышах. Равенство выигрышей рассматривается как проявление справедливости: поровну — значит по-братски, честно, правильно. Так, проголодавшиеся в дороге друзья делят пополам единственный пирожок, невзирая на разницу в весе и аппетите. Следование этому мотиву предполагает сознательное ограничение собственных желаний и ожидание того же от других. Агрессия (от лат. aggressio — нападение) — ее основным мотивом является минимизация выигрыша другого. Главное — не дать ему победить, пусть даже ценой собственного поражения! Альтруизм (от лат. alter — другой) — желание максимизировать чей-либо выигрыш. Этот мотив называют также мотивом помощи. Стремление помочь кому-то достичь успеха оказывается в данном случае значительнее, чем достижение собственных целей. Альтруизм неизменно считался наиболее достойным мотивом человеческого поведения. В разных ситуациях люди строят отношения друг с другом на основе разных социальных мотивов. Однако есть мотивы, которые устойчиво доминируют в поведении человека. Индивидуалист будет стремиться к собственному успеху и тогда, когда необходима кооперация. Движимый мотивом конкуренции непременно разглядит подвох в чужих действиях даже там, где его нет и в помине. Настроенный на агрессию проявит враждебность и к тому партнеру, который ничем этого не провоцирует. Ратующий за равенство готов игнорировать очевидные различия между людьми ради желанного «поровну». Понять мотивы человеческого поведения — величайшая задача, до окончательного решения которой еще далеко. Люди сами часто не осознают мотивов, стоящих за их действиями, тем более трудно проникнуть в них постороннему. Целый раздел социальной психологии изучает восприятие причин людских поступков — каузальную (от лат. causalis — причинный) атрибуцию. Выделяют три типа атрибуции: объектная, личностная и ситуационная. Объектная атрибуция приписывает ответственность тому лицу, с кем нечто произошло. Личностная атрибуция связывает случившееся с действиями других участников ситуации, в том числе с собственными. Наконец, при ситуационной атрибуции проблемы объясняются объективными обстоятельствами (сломался автобус, встали часы). «Сущее будет для них таковым, каким они его будут считать», — говорил древнегреческий философ Анаксагор. Исследования психологов подтверждают: люди склонны придавать решающее значение одним факторам, совершенно игнорируя другие, не менее значимые для ситуации. Обойтись без атрибуций нельзя — это означало бы жить и общаться вслепую, не имея возможности прогнозировать, строить планы, видеть суть происходящего. Однако важно понимать, что наши каузальные атрибуции и действительные причины поступков других людей — не одно и то же. Вот почему очень полезно знать свои атрибутивные предпочтения, типичные ошибки и искажения — чтобы не видеть злого умысла за случайностью, закулисной игры за простым совпадением, отсутствия здравого смысла за самобытностью мышления другого человека.
|