Конструктивное преодоление конфликтов
Лекции и практикум по психологии - Разное по психологии
Индекс материала
Конструктивное преодоление конфликтов
Конфликт. Конфликтогены
Методики разрешения конфликтных ситуаций
Техники понимающего и директивного общения
Агрессия и агрессивность. Технологии нейтрализации агрессивных проявлений
Самоконтроль усвоения темы. Приложение
Все страницы

Конфликтология. Основные термины и понятия

С самого появления на свет (а по мнению некоторых исследователей, еще в утробе матери) человек включается в непрерывный процесс общения с другими людьми. В контактах с себе подобными и миром культуры формируется то, что поднимает человека над прочими обитателями Земли: сознание, воля, логическое мышление.
Есть множество подтверждений тому, что вне общества себе подобных живое существо, принадлежащее к биологическому виду Homo sapiens, не способно стать человеком в истинном смысле этого слова.

Окружающие люди оказывают существенное влияние не только на нашу душевную жизнь, но и на физические возможности. В присутствии себе подобных люди быстрее выполняют простые упражнения на умножение или нахождение в тексте заданных букв. Этот феномен получил название социальной фасилитации (от англ. facility — легкость, благоприятные условия). При этом скорость выполнения заданий растет, а качество падает, показатели элементарной умственной работы улучшаются, а сложной, творческой — ухудшаются. Присутствие других возбуждает нас или усиливает напряжение. Если это состояние способствует выполнению работы, ее темп будет повышаться — так происходит с простыми, рутинными операциями. Если же возбуждение мешает деятельности, например решению трудной задачи, ее результаты ухудшаются.
Когда одно «Я» соприкасается с другим, в нем просыпаются творческие силы, стремление проявить свою индивидуальность. В психологии такое поведение, выходящее за пределы простого приспособления к обстоятельствам, именуют надситуативным. Бернард Шоу говорил: «Как и все люди на свете, я одновременно исполняю несколько ролей, и все они для меня характерны».
Человек включен в общение каждую минуту своего бытия. Оно осуществляется в разных формах. Обычно другие люди входят в нашу жизнь через диадическое общение (общение в паре), взаимодействие в больших и малых группах, через мир культуры и внутренний диалог. Иными словами, люди могут присутствовать в нашей жизни и непосредственно, и опосредованно: когда мы читаем книгу, рассматриваем живописное полотно или просто размышляем. «Даже наедине с самим собой человек сохраняет функцию общения», — утверждал Л. С. Выготский. Думать — значит, как правило, обращаться к самому себе с вопросами и отвечать на них, разговаривать с какой-либо частью своего «Я» или с гипотетическим внутренним собеседником.
Иногда в процессе общения человек выступает как носитель определенной социальной роли: начальника или подчиненного, контролера или безбилетного пассажира, покупателя или продавца, матери или дочери и т. д. Такой «актер» не свободен в выборе стратегии поведения — она предписывается ролью. «Я сейчас начальник...», «Я мать и, следовательно, должна реагировать на это так-то...», «Я, как представитель своего народа...». При ролевом общении люди лишаются спонтанности своего поведения, зато обретают чувство принадлежности к определенной группе, ощущение статуса, защищенности. Впрочем, каждый из нас вносит в собственные социальные роли уникальность и неповторимость. Нет и не может быть одинаковых президентов, судей, контролеров, учителей, капитанов дальнего плавания.
Иначе происходит общение между друзьями, родными, соседями по даче, случайными попутчиками и т. п. Люди в подобной ситуации предстают уже не исполнителями тех или иных социальных «партий», а уникальными личностями с неповторимыми чертами и опытом. В межличностном общении люди более свободны в реакциях и действиях. Они могут исходить из внутреннего эмоционального состояния, истинного отношения к другому человеку и своих желаний. Благодаря подобной раскованности они способны достичь высокого уровня доверия, открытости, взаимопонимания. Но межличностное общение — хрупкое произведение психологического искусства.
Ролевое общение защищено от этой угрозы: пока участники ведут себя в соответствии с предписаниями роли, неожиданностей не происходит. Каждому более или менее понятен очередной шаг партнера, ясно, как следует поступать самому.
Известный американский психолог пришел к выводу, что любой человек в общении с другими может проявлять себя как ребенок, как родитель и как взрослый, поскольку внутреннее «Я» каждого из нас, включая даже первоклассника, содержит в себе эти три ипостаси, или три состояния «Я». Проницательного психолога звали Эрик Берн. Он стал автором оригинальной теории человеческих взаимоотношений, изложенной в книге «Игры, в которые играют люди».
Что же движет нами в отношениях с людьми? Кто мы друг для друга?
В 70-х гг. Ч. Макклинток и его сотрудники, основываясь на данных экспериментов, выделили и описали шесть основных мотивов социального поведения: кооперацию, соперничество, индивидуализм, равенство, агрессию и альтруизм.
Кооперация (от лат. cooperatio — сотрудничество) — стремление к максимизации общего выигрыша. При этом успех каждого зависит от успеха остальных, как в футбольной команде. Человек, подчиняющий действия такому мотиву, будет стремиться к доверительным отношениям с партнерами, учету их интересов, открытому обмену информацией.
Соперничество (конкуренция) — максимизация относительного выигрыша. Для человека важна не только собственная победа, но и проигрыш конкурента. Однако возможны ситуации, когда соперничество переходит в кооперацию. Например, объединиться, чтобы контролировать рынок сбыта или добиться нужного обоим решения. Кроме того, как показали исследования американского психолога Музафера Шерифа, конкуренция с другой группой способна усилить внутригрупповую сплоченность. Иначе говоря, в условиях внешней конкуренции возрастает внутренняя кооперация. Когда людям есть против кого объединиться, они забывают свои разногласия до более подходящего случая.
Индивидуализм направлен на максимизацию собственного выигрыша. Важен только личный успех, а то, что происходит с партнером, не имеет значения. Такова по своей сути учебная деятельность школьников. Кроме тех редких случаев, когда задание выполняется творческой группой и оценка зависит от ее успеха в целом, учебный процесс основан на мотиве индивидуализма. Поэтому неудивительно, что в подростковом возрасте, когда так хочется быть вместе, общаться, делать единое дело, учеба отходит на второй план.
Равенство — установка на минимизацию различий в выигрышах. Равенство выигрышей рассматривается как проявление справедливости: поровну — значит по-братски, честно, правильно. Так, проголодавшиеся в дороге друзья делят пополам единственный пирожок, невзирая на разницу в весе и аппетите. Следование этому мотиву предполагает сознательное ограничение собственных желаний и ожидание того же от других.
Агрессия (от лат. aggressio — нападение) — ее основным мотивом является минимизация выигрыша другого. Главное — не дать ему победить, пусть даже ценой собственного поражения!
Альтруизм (от лат. alter — другой) — желание максимизировать чей-либо выигрыш. Этот мотив называют также мотивом помощи. Стремление помочь кому-то достичь успеха оказывается в данном случае значительнее, чем достижение собственных целей. Альтруизм неизменно считался наиболее достойным мотивом человеческого поведения.
В разных ситуациях люди строят отношения друг с другом на основе разных социальных мотивов. Однако есть мотивы, которые устойчиво доминируют в поведении человека. Индивидуалист будет стремиться к собственному успеху и тогда, когда необходима кооперация. Движимый мотивом конкуренции непременно разглядит подвох в чужих действиях даже там, где его нет и в помине. Настроенный на агрессию проявит враждебность и к тому партнеру, который ничем этого не провоцирует.
Ратующий за равенство готов игнорировать очевидные различия между людьми ради желанного «поровну».
Понять мотивы человеческого поведения — величайшая задача, до окончательного решения которой еще далеко. Люди сами часто не осознают мотивов, стоящих за их действиями, тем более трудно проникнуть в них постороннему.
Целый раздел социальной психологии изучает восприятие причин людских поступков — каузальную (от лат. causalis — причинный) атрибуцию. Выделяют три типа атрибуции: объектная, личностная и ситуационная.
Объектная атрибуция приписывает ответственность тому лицу, с кем нечто произошло. Личностная атрибуция связывает случившееся с действиями других участников ситуации, в том числе с собственными. Наконец, при ситуационной атрибуции проблемы объясняются объективными обстоятельствами (сломался автобус, встали часы).
«Сущее будет для них таковым, каким они его будут считать», — говорил древнегреческий философ Анаксагор. Исследования психологов подтверждают: люди склонны придавать решающее значение одним факторам, совершенно игнорируя другие, не менее значимые для ситуации.
Обойтись без атрибуций нельзя — это означало бы жить и общаться вслепую, не имея возможности прогнозировать, строить планы, видеть суть происходящего. Однако важно понимать, что наши каузальные атрибуции и действительные причины поступков других людей — не одно и то же.
Вот почему очень полезно знать свои атрибутивные предпочтения, типичные ошибки и искажения — чтобы не видеть злого умысла за случайностью, закулисной игры за простым совпадением, отсутствия здравого смысла за самобытностью мышления другого человека.

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.