На главную Лекции и практикум по психологии Разное по психологии Конструктивное преодоление конфликтов - Конфликт. Конфликтогены
Конструктивное преодоление конфликтов - Конфликт. Конфликтогены
Лекции и практикум по психологии - Разное по психологии
Индекс материала
Конструктивное преодоление конфликтов
Конфликт. Конфликтогены
Методики разрешения конфликтных ситуаций
Техники понимающего и директивного общения
Агрессия и агрессивность. Технологии нейтрализации агрессивных проявлений
Самоконтроль усвоения темы. Приложение
Все страницы

 

Конфликт. Конфликтогены

Конфликт — это вариант развития отношений между людьми, острое столкновение противоположных позиций в процессе взаимодействия людей.
Любое нарушение общения может привести к конфликту. Говоря о конфликте, важно иметь в виду несколько вещей. Первое — конфликт не плох и не хорош, он существует. Второе — он необходим практически для всех жизненных процессов. Третье — конфликт выполняет и множество позитивных функций:
1) генерирует энергию;
2) сигнализирует о том или ином неблагополучии в отношениях;
3) стимулирует принятие решений и творческий потенциал человека;
4) интегрирует людей или группу.

Как показывают наблюдения, 80 % конфликтов возникают помимо желания их участников, и значимую роль в этом играют так называемые конфликтогены — слова, действия (или бездействия), способные привести к конфликту.
В. П. Шейнов выделял три типа конфликтогенов:
1. Стремление к превосходству:
– снисходительное отношение — есть проявление превосходства, но с оттенком доброжелательности; конфликтогеном можно считать и снисходительный тон;
– категоричность (безаппеляционность) — проявление излишней уверенности в своей правоте, самоуверенности с обесцениванием позиции другого человека;
– хвастовство — восторженный рассказ о своих успехах, истинных или мнимых;
– утаивание или разглашение информации — информация создает иллюзию исключительности ее владельца;
– подшучивание — осмеяние также связано с переживанием чувства превосходства.
2. Проявление агрессивности. Агрессивность может быть:
– экспрессивная — представляет собой непроизвольный взрыв гнева и ярости, нецеленаправленный и быстро прекращающийся;
– инструментальная — выступает средством достижения какойлибо нейтральной цели;
– враждебная — характеризуется намеренным причинением вреда другому.
3. Проявление эгоизма:
– отождествление — человек легко отождествляется со своей семьей, профессией, и поэтому, если кто-то обидит нашего родственника, возникает чувство, будто обидели нас;
– отчуждение — все, что находится за границей, — непонятно, незнакомо, а значит, враждебно и должно быть отвергнуто.
Признаки конфликта:
1. Наличие, существование противоположных позиций.
2. Столкновение противоположных позиций. Типы конфликтов:
1. Внутриличностный. Противоположные позиции сталкиваются в самом человеке, в его сознании, душе, внутри его личности.
2. Межличностный. Конфликт между двумя людьми с различными позициями.
3. Межгрупповой (групповой). Конфликт между группами людей с различными точками зрения.
4. Конфликт между личностью и группой. Такой конфликт всегда и очень быстро перерастает либо в межличностный, либо в межгрупповой, а иногда даже во внутриличностный.
Классификация конфликтов Мортона Дойча:
1. Подлинный — результат столкновения интересов, например борьба за право обладания чем-либо или различное отношение к каким-то жизненным ценностям.
2. Случайный (условный) — характерен для ситуаций, где сформировалось реальное противоречие, которое без труда устраняется, но люди,
«зацикленные» на нем, этого не видят.
3. Смещенный — отличается тем, что реальное противоречие проявляется в каких-то не связанных с его содержанием отношениях.
4. Скрытый (латентный) — представляет собой ситуацию, когда противоречие существует, но не осознается людьми.
5. Ложный — конфликт возникает без реального столкновения интересов, так сказать, «из любви к искусству».
Этапы конфликтов:
1. Скрытое столкновение — конфликтная ситуация.
2. Открытое столкновение — инцидент.

Конфликтная ситуация. Инцидент

Конфликтная ситуация — социальная ситуация или психическое состояние, когда сталкиваются в противоборстве друг с другом несколько противоположных склонностей или тенденций.
Стадии конфликтных ситуаций:
– стадия появления предмета (причины) конфликта;
– стадия поляризации мнений (позиций).
Причины конфликтов:
1. Производственные — связаны с той конкретной деятельностью, которую человек осуществляет.
2. Социальные — связаны с тем, что каждый член группы занимает в ней определенную позицию («играет роль»).
3. Личные (личностные) — связаны с представлением людей о жизни, добре, зле, справедливости.
4. Финансовые — связаны с возможностями для материального обеспечения.
Действия людей в ситуации, когда нарушен баланс интересов, подчиняются определенным законам:
– закон совокупного действия: психология коллектива — не есть сумма психологий всех его членов;
– закон «критической массы»: чем меньше критическая масса пострадавших интересов, тем более она взрывоопасна.

Отличительной особенностью стадии поляризации мнений является то, что здесь происходят все основные события, определяющие интенсивность и степень напряженности конфликтной ситуации в целом. Эта стадия очень динамичная, стадия действий.
Для того чтобы определить, переросла ли конфликтная стадия в стадию поляризации мнений, необходимо проанализировать существующие мнения и отнести их к одной из групп.
Первая группа:
– прямое полное согласие — основное мнение;
– прямое частичное согласие;
– опосредованное полное согласие;
– опосредованное частичное согласие.
Вторая группа:
– прямое полное несогласие — основное мнение;
– прямое частичное несогласие;
– опосредованное полное несогласие;
– опосредованное частичное несогласие.
Последний этап конфликта — инцидент. Он происходит в том случае, если в ходе конфликтной ситуации:
а) не предпринимались действия по разрешению конфликта;
б) действия по разрешению конфликта оказались безрезультатными.
Для возникновения инцидента необходимы три обязательных условия:
1) конфликтная ситуация, завершившая свое развитие;
2) повод к инциденту;
3) достаточное количество участников.
Сценарии развития инцидента приводят к трем возможным ситуациям:
1. Ситуация вновь становится контролируемой и управляемой.
2. Конфликт возвращается на уровень конфликтной ситуации, т. е. на уровень скрытого столкновения позиций, оставаясь неразрешенным.
3. В ходе инцидента порождаются новые конфликтные ситуации со своими собственными предметами и участниками.

Стратегии разрешения конфликта

Компромисс — путь взаимных уступок, путь обмена уступками, путь поиска промежуточных решений, устраивающих обе стороны. Попытка уравнять «выигрыши и проигрыши».
Примеры случаев, когда следует использовать стиль компромисса:
1) обе стороны обладают одинаковой властью и имеют взаимоисключающие интересы;
2) вы хотите прийти к решению быстро, потому что у вас нет времени или потому, что это более экономичный и эффективный путь;
3) вас устраивает временное решение;
4) идя на уступку, вы стремитесь получить хоть что-то, не желая потерять все;
5) удовлетворение вашего желания имеет не слишком большое значение, и вы можете несколько изменить поставленную вначале цель.
Приспособление — принесение в жертву собственных интересов.
Готовность удовлетворить желание другого в ущерб себе.
Примеры случаев, когда следует использовать стиль приспособления:
1) вас не особенно волнует случившееся;
2) вы хотите сохранить мир и добрые отношения с другими людьми, а также чувствуете, что хорошие отношения гораздо важнее;
3) у вас мало власти и шансов одержать победу;
4) вы полагаете, что другой может извлечь из этой ситуации полезный урок, если вы уступите его желаниями, даже если оппонент совершает ошибку.
Конкуренция (соперничество) — стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому, настоять на своем любыми средствами: силой, манипуляциями или интригами.
Примеры случаев, когда следует использовать стиль конкуренции:
1) исход очень важен для вас, и вы делает ставку на свое решение возникшей проблемы;
2) вы обладаете достаточным авторитетом для принятия решения, и вам представляется очевидным, что предлагаемое вами решение — наилучшее;
3) решение необходимо принять быстро, и у вас есть достаточно власти для этого;
4) вы чувствуете, что у вас нет иного выбора и вам нечего терять;
5) вы находитесь в критической ситуации, которая требует мгновенного реагирования;
6) вы не хотите, чтобы люди поняли, что вы находитесь в тупике, когда кто-то должен повести их за собой;
7) вы должны принять непопулярное решение, но сейчас вам необходимо действовать и у вас достаточно полномочий для выбора этого шага.
Избегание (уклонение) — этот подход реализуется в тех случаях, когда вы просто уклоняетесь от разрешения конфликта, т. е. конфликт игнорируется.
Примеры случаев, когда следует использовать стиль уклонения:
1) затрагиваемая проблема и ее исход не столь важны для вас;
2) вы не хотите тратить силы на решение проблемы или чувствуете, что находитесь в безнадежном положении;
3) у вас мало власти для решения проблемы;
4) вы хотите выиграть время, может быть для того, чтобы получить дополнительную информацию или чтобы заручиться чьей-либо поддержкой;
5) вы чувствуете себя неправым и предчувствуете правоту другого человека или когда этот человек обладает большей властью;
6) вы чувствуете, что для решения конкретной проблемы вы не располагаете достаточной информацией;
7) пытаться решить проблему немедленно опасно, поскольку вскрытие и открытое обсуждение конфликта может только ухудшить ситуацию;
8) вы вынуждены общаться со сложным человеком, но при этом у вас нет серьезных мотивов продолжать контакты с ним.
Сотрудничество — активное участие в разрешении конфликта и отстаивание своих интересов, при этом учитываются и интересы другого человека.
Примеры случаев, когда следует использовать стиль сотрудничества:
1) у вас тесные длительные отношения с другой стороной и вы склонны к совместной работе с участником конфликта в дальнейшем;
2) вы не озабочены различиями во власти или готовы проигнорировать разницу в положении для того, чтобы на равных искать решение проблемы;
3) вы готовы сконцентрировать все свое внимание на решении общей проблемы, а не на защите собственного мнения;
4) оцениваете конфликт как незначительный;
5) вы способны воспринимать партнера без предубеждений, готовы изложить суть своих интересов и выслушать друг друга.
Люди часто разжигают конфликты и, похоже, с удовольствием в них участвуют. Причин стремления к выяснению отношений со всеми и каждым может быть несколько. Так, Т. Добсон и В. Миллер разделили всех людей на несколько категорий по признаку того, как последние воспринимают конфликты:
1. Увеличители. Как истинные паникеры, они выходят за рамки непосредственного конфликта, увеличивая его до огромных размеров.
2. Неверновоспринимающие. Они видят конфликт там, где его нет. Они понимают конфликт неверно.
3. Демонстративные. У людей данного типа выражено желание привлекать к себе внимание окружающих. Даже при отсутствии каких-либо оснований они могут пойти на конфликт, чтобы хоть таким способом быть на виду.
4. Педантичные, или Сверхточные. Это добросовестные работники, особо скрупулезные, подходящие ко всем с позиции завышенных требований. Характеризуются повышенной тревожностью, не могут расслабиться, часто подозрительны.
5. Ригидные (негибкие, непластичные). Отличаются честолюбием, завышенной самооценкой, нежеланием и неумением считаться с мнением окружающих.
6. Неуправляемые. Отличаются импульсивностью, непродуманностью, непредсказуемостью поведения. Часто не способны себя контролировать. Не оценивают последствия собственных действий.
7. Застревающие. Особенность данного типа заключается в том, что у них какая-либо сильная эмоция задерживается надолго. Злопамятные или мстительные люди.
8. Рационалисты. Расчетливые люди, готовые к конфликту в любой момент.
9. Безвольные. Их отличительная черта — отсутствие собственных убеждений. Орудие в руках лица, имеющего на них влияние.
Кроме того, существуют «трудные» люди, то есть такие, общение с которыми оказывается сложным и чревато конфликтами для большинства сталкивающихся с ними. Как показывает опыт общения, наиболее «трудными» оказываются резкие, грубые, открыто агрессивные люди.
Для выбора адекватного способа обращения необходимо учитывать различия между типами «трудных» личностей.
«Грубиян-танк» идет напролом. Наилучшее, что можно сделать, — это уклониться от встречи с ним. Если же это невозможно, то заранее установите пределы, дальше которых вы не пойдете, несмотря на все его давление, и во время общения сохраняйте эмоциональную сдержанность.
«Грубиян-крикун» — немедленно повышает голос, когда разозлен, испуган или расстроен. Лучше всего проявить понимание и сочувствие, так как это единственный способ утихомирить «крикуна» подобного типа. К этому типу примыкает «граната» — довольно мирный человек, который совершенно неожиданно может взорваться, когда чувствует, что теряет контроль над ситуацией. Можно «разрядить гранату», дав такому
человеку возможность контроля, и этим успокоить его.
«Привычный крикун» просто не умеет решать проблемы иначе и переходит на крик при первой же возможности. Самое простое — зная, с кем вы имеете дело, не обращать внимания на его манеры и спокойно достигать своей цели.
Тип «всезнайка» — постоянно перебивает, принижает значимость сказанного вами и всячески выпячивает свое превосходство в компетентности и свою занятость. Наилучший способ справиться с ним — считаться с его мнением (нередко он и вправду бывает компетентен).
«Пессимист» тоже может создать немалые трудности. Пессимисту необходимо дать время подумать, согласиться с его опасениями и даже утрировать те трудности, которые он видит.

Один из наиболее сложных типов — это «пассивно-агрессивный». Он не возражает и не сопротивляется открыто, но старается достичь своих целей за счет других. Лучше не рассчитывать на таких людей при выполнении каких-то важных задач.
«Сверхпокладистый» — чаще всего это человек, который очень хочет всем нравиться и не видит другого способа, кроме как быть полезным. Большую часть обязательств, при всем старании, он выполнить не может. Имея дело с таким человеком, важно проверять его возможность исполнить данные обещания и уточнять сроки их выполнения.
«Жалобщики» всегда на что-нибудь сетуют, но сами ничего не делают для решения проблемы, так как считают себя не способными ни на что или не хотят брать на себя ответственность.
«Молчуны» — такие люди спокойны, немногословны и невозмутимы.
Трудно понять, чего они хотят и о чем думают в действительности.
«Нерешительные», или «стопоры» — лица, которые не могут принять то или иное решение, поскольку боятся ошибиться.
«Максималисты» — те, которые хотят чего-то прямо сейчас, хотя в этом нет особой необходимости.
«Невинные лгуны» — те, кто заметает следы серией обманов так, что невозможно понять, во что верить, а во что нет.
«Ложные альтруисты» делают добро, но в глубине души сожалеют об этом.
В основе разрешения любой конфликтной ситуации лежит умение общаться конструктивно.
Эффективно помогают преодолевать затруднения в общении со многими «трудными» партнерами следующие универсальные приемы:
1) установите контакт с вашим оппонентом;
2) после того, как вы почувствуете, что данный человек труден в общении, соотнесите его с известными вам типами «трудных» личностей;
3) учитывайте возможность собственной необъективности;
4) сохраняйте спокойствие и нейтралитет, не попадите под влияние эмоционального заряда и мировоззрения оппонента;
5) в процессе общения выявите аргументы оппонента и, по возможности, проверьте их реалистичность;
6) используйте приемы общения, дающие выход эмоциям;
7) развивайте контакт, держите ситуацию под контролем, постепенно создавайте совместное поле деятельности;
8) расширяйте совместный подход к делу и используйте его для выработки соглашения.

 



 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.