Страница 4 из 6
Техники понимающего и директивного общения
Одним из критериев эффективного общения является навык человека в соответствии с ситуацией использовать технику понимающего или директивного общения. Техника понимающего общения направлена на понимание партнера и его проблем, установление психологического контакта, изучение его личностных особенностей, выяснение его точки зрения по обсуждаемой проблеме и т. п. Открытое общение с человеком будет происходить только тогда, когда мы способны создать доверительные взаимоотношения (климат, атмосферу, психологический контакт). Существенными условиями для создания такого климата доверия являются следующие: – понимание мыслей, чувств, представлений и высказываний партнера; – положительное принятие личности собеседника; – согласованность (конгруэнтность) собственного поведения при взаимодействии с ним. Чтобы эффективнее понимать партнера, развивать с ним психологический контакт, целесообразно придерживаться в общении ряда правил: 1. Больше слушайте, меньше говорите сами, «следуйте» за высказываниями и эмоциями партнера. 2. Воздерживайтесь от своих оценок, меньше задавайте вопросов, не «подталкивайте» партнера к обсуждению тех вопросов, о которых ему «следует» говорить с вашей точки зрения. 3. Стремитесь прежде всего реагировать на личностно значимую информацию, сильнее всего связанную с потребностями и интересами партнера. 4. Стремитесь реагировать на чувства и эмоциональные состояния собеседника. Приемы понимающего реагирования: – простые фразы, подтверждающие наличие контакта (выражение внимания и интереса); – перефразирование высказываний и открыто выражаемых чувств партнера (выражение внимания и проверка правильности понимания); – выяснение мыслей и чувств собеседника, не выражаемых открыто (реагирование на то, что, по вашему мнению, находится в сознании партнера); – зондирование не полностью осознаваемых эмоциональных состояний собеседника («вытягивание» в поле сознания партнера причин эмоциональных состояний); – молчание как прием реагирования (осознанное использование молчания в ходе беседы); – невербальные реакции (осознанное использование в общении «языка тела»); – интерпретация (вариант зондирования не полностью осознаваемых переживаний партнера); – резюмирование (вариант расширенного перефразирования логически завершенного фрагмента разговора); – подбадривания и заверения (способ подтверждения того, что вы хотите понять и принять без оценивания мысли и чувства собеседника); – вопросы, проясняющие позицию собеседника (неоценочные вопросы, которые являются вашей реакцией на сказанное и выраженное собеседником в разговоре). Уверенное поведение в реализации переговорной стратегии включает наличие следующих умений: – уверенно излагать свою позицию; – аргументировать ее; – проявлять настойчивость в отстаивании своих прав; – защищать свои интересы; – противостоять давлению; – обращаться за помощью; – делать шаги к примирению. Для их реализации необходимо умело использовать навыки и приемы директивного общения, которое направлено на оказание прямого психологического воздействия на партнера для достижения своих целей. Техника директивного общения ориентирована на то, чтобы преодолевать защитно-агрессивные навыки и привычки и достигать свои цели во взаимодействии с людьми с большей эффективностью. Директивный подход ориентирован на следующее: – открытое, прямое и ясное выражение своих позиций, намерений и целей; – открытое, активное поведение и действия по достижению своих целей; – прямой и открытый отказ выполнять действия, которые не будут служить вашим интересам; – эффективную и решительную защиту себя от агрессивного поведения партнера; – достижение своих целей с учетом интересов и целей партнера. Приемы директивного реагирования: – директивные вопросы (ориентация партнера на проблему, которую вы считаете целесообразным обсуждать в соответствии с вашими целями); – открытое выяснение противоречий в позиции партнера (ориентация партнера на осознание противоречий в рассуждениях и аргументах); – выражение сомнения по поводу высказываний собеседника; – выражение согласия или несогласия (одобрения, неодобрения); – совет, предложение, разъяснение (рекомендации собеседнику в связи с реализацией его целей); – убеждение; – принуждение (скрытая или прямая угроза партнеру, если он откажется действовать в соответствии с вашими намерениями).
МЕДИАЦИЯ. ПРОЦЕДУРА МЕДИАЦИИ В МЕДИЦИНЕ
В ряде случаев для разрешения и урегулирования спорных вопросов прибегают к проведению переговоров с участием посредника — процедуре медиации. Медиация является в настоящее время одной из самых перспективных технологий конструктивного разрешения конфликтов с участием третьей, нейтральной, беспристрастной, не заинтересованной в данном споре стороны — медиатора. Эта особая форма посредничества призвана содействовать конфликтующим сторонам в как можно более скором приведении спора к взаимовыгодному и жизнеспособному решению, причем медиатор лишь способствует созданию условий для этого, а не выносит решение в пользу той или иной стороны. Методы медиации опираются главным образом на введение переговоров в русло сотрудничества и ориентацию конфликтующих на результат типа «выигрыш – выигрыш». Процедура медиации применима в медицине. Она позволяет медицинскому учреждению в ситуации конфликта не доводить дело до суда и таким образом «сохранить лицо» и репутацию. Репутация, как известно, это то, что нарабатывается годами, а может быть утеряно за 5 мин после оглашения решения суда. К сожалению, плохие новости всегда расходятся быстрее хороших. Медиация способствует урегулированию конфликтов/споров с пациентами, их родственниками, коллегами или конкурентами, страховыми компаниями, помогает в разрешении конфликтов внутри медицинских учреждений (внутриорганизационная медиация).
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С «ТРУДНЫМИ» ПАЦИЕНТАМИ
Коммуникативная компетентность врача предполагает установление положительных взаимоотношений и взаимопонимания с пациентами, в том числе и с «трудными». Различия между точкой зрения врача и больного закономерны и предопределены их различной позицией, различными ролями. Однако врач обязан следить за тем, чтобы эти различия не перешли в более глубокие и стойкие противоречия, которые ставили бы под угрозу взаимоотношения медицинского персонала и больных и тем самым затрудняли бы оказание помощи больному (Конечный, Р. Психология в медицине / Р. Конечный, М. Боухал. Прага, 1974.). Одно из самых главных правил взаимодействия врача с пациентом заключается в том, что необходимо лечить не болезнь, а пациента, исходя из его личностных особенностей. Как распознать «трудного» пациента? На это указывает одна из моделей его поведения: – нападает на вас, обвиняет в том, что не чувствует улучшения, несмотря на принимаемое лечение; – жестко придерживается своей точки зрения; – не следует вашим рекомендациям, не принимает назначенное лечение; – постоянно перебивает вас; – манипулирует вами, прибегая к угрозам или лести; – отвергает любые ваши предложения, постоянно говорит «нет»; – не соблюдает дистанции при общении; – излишне эмоционален (плачет, срывается на крик). Особенности взаимодействия с различными пациентами: 1. Тактика при взаимодействии с открыто враждебным пациентом: 1) вначале дать «выпустить пар» — выслушайте; 2) дайте понять, что вы поняли сказанное — повторите услышанное другими словами; 3) отразите его чувства, не подкрепляя и не соглашаясь с его жалобами; 4) займите нейтральную позицию; 5) не ставя под сомнение его правоту, спокойно и уверенно выскажите собственную точку зрения; 6) сделайте ударение на том, что теперь, когда суть вопроса ясна, необходимо определить, что же делать дальше. 2. Тактика при взаимодействии с «разгневанным ребенком» или «взрывным» человеком: 1) дать выход эмоциям — дать человеку накричаться; 2) убедить человека в том, что вы его слушаете; 3) дать ему понять, что он контролирует ситуацию; 4) когда он успокоится, ведите себя так, как будто «взрыва» с его стороны не было; 5) после такой вспышки сам человек может быть смущен — примите его извинения, если они последуют. 3. Льстивый пациент пытается отвлечь вас от ваших задач и завоевать расположение («соблазнить»). Лучше лесть игнорировать, так как это один из способов манипуляции. Таким образом пациент может попытаться получить желаемое. 4. С фамильярным пациентом следует увеличить дистанцию, т. е. вести себя более официально, чем обычно. 5. Плачущий пациент — необходимо спокойно и участливо принять проявление его эмоций; если нужно, дать пациенту платок и подождать, пока он сможет говорить. 6. С болтливым или отвлекающимся пациентом следует проявить большую активность, чтобы время консультации не было «съедено» малозначительными деталями.
|