На главную Лекции и практикум по психологии Педагогическая психология Введение в курс «Основы психологии и педагогики»
Введение в курс «Основы психологии и педагогики»
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология

1. Психология на основных этапах своего становления как науки

Известный немецкий психолог Генрих Эббингауз сумел сказать о психологии очень кратко и точно: у психологии огромная предыстория и очень короткая история. Первые психологические воззрения были связаны с религиозными представлениями людей и их постепенными изменениями. Первоначально душа представлялась в виде особого тонкого тела или существа, живущего в разных органах, а затем - как своеобразный двойник тела, бестелесная и бессмертная духовная сущность, связанная с иным миром. На этой основе возникали различные идеалистические системы философии, утверждающие, что идеи, дух, сознание являются первичными, началом всего существующего, а природа, материя - вторичными. Г ерак- лит (530-470 гг. до н.э.) говорил о материальной природе психических явлений и о том, что душа - огненное начало в организме человека. Демокрит (460-370 гг. до н.э.) считал, что душа состоит из атомов огня, легких и подвижных.

Как отдельная область знания психология была выделена великим философом Аристотелем (384-322 гг. до н.э.) в его трактате «О душе». Это первое специальное психологическое сочинение, которое в течение длительного времени оставалось главным руководством по психологии. Он отрицал взгляд на душу как на вещество, но и не считал возможным рассматривать душу в отрыве от материи. Душа, согласно Аристотелю, - это целесообразно работающая органическая система. Таким образом, он первым выдвинул идею неразделимости души и тела.
Следующий крупный этап развития психологии связан с именем французского философа Рене Декарта (1569-1650). Он считал, что сознание не принимает участия в регуляции поведения человека и резко противопоставлял душу и тело, утверждая, что существует две независимые друг от друга субстанции - материя и дух. В истории психологии это учение получило название «дуализм». С развитием идей Декарта возникает и новое представление о предмете психологии. Способность думать, чувствовать, желать стали называть сознанием. Единственным методом психологии того времени являлась интроспекция, или самонаблюдение.
Началом развития психологии как самостоятельной науки принято считать 1879 год, в котором В.Вундт открыл первую экспериментальную психологическую лабораторию при Лейпцигском университете. Через 10 лет было учреждено первое научное психологическое сообщество.
Интенсивное развитие экспериментальной психологии в начале XX в. привело к расширению круга изучаемых явлений. Изменилось и само представление о сознании: его перестали рассматривать как замкнутый в себе внутренний мир, доступный познанию лишь самого индивида. В это время возникли несколько конкурирующих концепций, каждая из которых отстаивала свою точку зрения на то, чем должна заниматься психология.
Автором одной из них был австрийский психолог и психиатр Зигмунд Фрейд. Его учение, названное психоанализом, получило широкую известность и оказало огромное влияние не только на дальнейшее развитие психологии, но и на искусство, литературу, медицину, другие области научных исследований, связанные с изучением природы человека. Фрейд сосредоточил свое внимание на явлениях, скрытых от сознания. Идеи о том, что психика не ограничивается только областью осознаваемого, высказывались задолго до психоанализа. Но именно Фрейд сделал бессознательное предметом психологии.
Психоанализ широко распространился во всем мире, найдя множество приверженцев. Плодотворность теории Фрейда заключалась еще и в том, что многие его последователи создали свои собственные оригинальные концепции и направления исследования. Так, в числе известных ученых, развивших идеи Фрейда, можно назвать автора аналитической психологии Карла Густава Юнга и создателя индивидуальной психологии Альфреда Адлера.
Еще одним крупным психологическим направлением, сформировавшимся в начале XX в., и оказавшим значительное влияние на последующее развитие психологии, стал бихевиоризм. Его рождение связывают с публикацией Дж. Б. Уотсоном в 1913 г. статьи «Психология с точки зрения би- хевиориста». Бихевиористы отнесли к предмету психологии поведение человека и животного, а именно все объективно наблюдаемые реакции (R) организма на внешние воздействия или стимулы (S). Задача психологии - выявление закономерностей между стимулами и реакциями, в предсказании поведения субъекта и управлении им. При этом метод инстроспекции был заменен методом объективного наблюдения и эксперимента.
Еще одно психологическое направление, активно развивавшееся в начале века в Германии, получило название «гешталътпсихология». Основные ее представители - М. Вертгеймер, В. Келер, К. Коффка. Гештальтпсихология представляла сознание как некое динамическое целое, как «поле», каждая точка которого взаимодействует со всеми остальными. Единицей анализа этого поля выступал гештальт (целостная образная структура, несводимая к сумме составляющих его ощущений).
Гуманистическая психология (Абрахам Маслоу, Карл Роджерс, Виктор Франкл) выделилась в начале 60-х годов XX века, как протест против доминирования бихевиоризма и психоанализа в США, и получила название «третьей силы» в психологии. Главным предметом изучения являлась личность как уникальная целостная система, не нечто заранее данное, а открытая возможность самоактуализации, присущая только человеку. Гуманистическая психология в значительной мере способствовала трансформации основных направлений психоанализа, развивая идею о том, что человек должен быть в состоянии свободно и сознательно влиять на формирование собственной личности.
Наряду с основными направлениями происходило развитие и других теоретических школ: динамической психологии К. Левина, генетической психологии Ж. Пиаже и др.
Таким образом, в XX веке в мировой психологии сформировалось большое количество конкурирующих, часто несовместимых и несопоставимых друг с другом направлений. Сложилась уникальная ситуация, которая была названа открытым кризисом психологии: вместо единой науки имели хождение разные теории со своими предметами исследования, принципами и методами. Позитивное содержание кризиса заключалось в активной работе по созданию психологической теории, которая отвечала бы запросам интенсивно развивавшегося общества.
Итак, на четвертом (современном) этапе развития психологической науки, начиная с середины XX века, психология стала превращаться в многоотраслевую, прикладную область знаний, обслуживающую интересы практической деятельности людей и общества.
Основные этапы развития психологии как науки отражены в рис 1.

 

этапы развития психологии

Рисунок 1 - Этапы развития психологии как науки

В настоящее время психология понимается как наука о психике и закономерностях ее проявления и развития. Предметом ее исследования является изучение основных закономерностей возникновения и функционирования психики в зависимости от условий деятельности и от индивидуально-типологических особенностей человека.
Вопросы и задания для самопроверки:
1. В чем проявился открытый кризис психологии в ХХ веке?
2. Каковы основные тенденции современного развития психологии?
3. Прочитайте древнегреческий миф «Амур и Психея». Проведите анализ. Какой аллегорический смысл несет в себе образ Психеи?


2. Явления, которые изучает психология


Слово «психология» в переводе с древнегреческого означает «наука о душе» («psyche» - душа, «logos» - понятие, учение). В научном употреблении термин «психология» появился впервые в XVI веке. Первоначально он относился к особой науке, которая занималась изучением так называемых душевных, или психических, явлений, т.е. таких, которые каждый человек может обнаружить в собственном сознании в результате самонаблюдения. Позднее, в XVII-XIX вв. область, изучаемая психологией, расширяется и включает в себя не только осозноваемые, но и неосозноваемые явления.
Явления, изучаемые психологией, традиционно разделяются на три основных класса: психические процессы, психические состояния и
психические свойства личности.
Психические процессы выступают в качестве первичных регуляторов поведения человека. Они имеют определенное начало, течение и конец - т.е. обладают определенными динамическими характеристиками, к которым, прежде всего, относят параметры, определяющие длительность и устойчивость психического процесса. На основе психических процессов формируются определенные состояния, происходит формирование знаний, умений и навыков.
Психические процессы могут быть разделены на две группы: познавательные и эмоционально-волевые.
К познавательным психическим процессам относятся психические процессы, связанные с восприятием и переработкой информации. В их число входят ощущение, восприятие, память, мышление и воображение. Благодаря данным процессам человек получает сведения об окружающем его мире и о самом себе. Однако сами по себе сведения или знания для человека не играют никакой роли, если они не являются значимыми и не являются эмоционально окрашенными. Поэтому, в качестве самостоятельных выделают и эмоционально-волевые психические процессы: эмоции, чувства, эмоциональный стресс, а также волевые процессы (принятие решений, преодоление трудностей, управление своим поведением и др.).
Психические процессы тесно связаны между собой и выступают в качестве первичных факторов формирования психических состояний человека. Психические состояния характеризуют состояние психики в данный момент времени. Они, как и психические процессы, имеют свою динамику, которая характеризуется длительностью, направленностью, устойчивостью и интенсивностью. В то же время психические состояния влияют на течение и результат психических процессов и могут либо способствовать, либо тормозить деятельность человека. К психическим состояниям относят такие явления, как творческий подъем, угнетенность, бодрость, уныние и др.
Следующий класс психических явлений - психические свойства личности. Они характеризуются большей устойчивостью и большим постоянством. Это такие особенности личности, которые обеспечивают определенный количественный и качественный уровень деятельности и поведения человека. К психическим свойствам относят темперамент, способности и характер человека. Уровень развития этих свойств, а также особенности развития психических процессов и преобладающие психические состояния определяют неповторимость человека и индивидуальность проявления его психических свойств.
Неосознаваемые психические явления. Сознание не является единственным уровнем, на котором представлены психические процессы, свойства и состояния человека. Кроме сознания у человека есть и бессознательная часть психики, широко представленная в теории З.Фрейда. К данной сфере он относил сновидения, интуиция, ошибочные действия, фобии, страхи, невротические симптомы и др.
Критерием неосознаваемых психических процессов является их безотчетность, непроизвольность, невербализованность (словесная неоформленность). Особенностью сферы подсознательного является ее устойчивость и неподвижность.
З.Фрейд считал сферу бессознательного источником мотивационной энергии, находящейся в конфликте с сознанием человека.
Бессознательное начало так или иначе представлено практически во всех психических процессах, свойствах и состояниях человека: неосознаваемые чувства и эмоции, неосознаваемые ощущения (ходьба, мигание, ощущения равновесия), неосознаваемые явления восприятия (феномен «уже виденного») и др.
Все неосознаваемые процессы можно разбить на три класса:
1. Неосознаваемые механизмы сознательных действий:
а) неосознаваемые автоматизмы (первичные и вторичные);
б) явления неосознаваемой установки (готовность к совершению определенного действия или к реагированию определенным образом);
в) неосознаваемые сопровождения сознательных действий (непроизвольные движения, тонические напряжения, мимика и пантомимика, вегетативные реакции)
2. Неосознаваемые побудители сознательных действий: сновидения, ошибочные действия, такие как забывание вещей, намерений, имен; описки, оговорки и т. п., а также невротические симптомы (по З.Фрейду); 
3. «Надсознательные» процессы: творческое мышление, процессы переживания горя, кризисы чувств, возрастные и личностные кризисы.
Основные формы проявления психики человека и их взаимосвязь показаны в рис. 2.

психика


Рисунок 2 - Основные формы проявления психики человека


Вопросы и задания для самопроверки:
1. Назовите основные классы осознаваемых и неосознаваемых психических явлений.
2. О каком проявлении бессознательного механизма психики идет речь в широко известном эксперименте профессора Д.Н. Узнадзе, проводимом в лаборатории Тбилисского университета?
Испытуемому несколько раз показывали два шара, совершенно одинаковых по цвету и материалу, из которого они были изготовлены, и отличавшихся только размерами. Экспериментатор каждый раз предлагал выбрать тот шар, который, по мнению испытуемого, больше по размеру. Когда же показали два совершенно одинаковых шара, испытуемый, тем не менее, выбирал один из них как больший.


3. Понятие психики


Еще в глубокой древности было обнаружено, что наряду с миром вещественным, предметным, и объективным существуют явления невещественные, внутренние, субъективные. Это человеческие чувства, желания, воспоминания и т.д., то есть каждый человек наделен психической жизнью.
Психика определяется как свойство высокоорганизованной материи отражать объективную реальность и на основе формируемого при этом психического образа регулировать деятельность субъекта и его поведение.
Из данного определения следует, что основными функциями психики являются тесно взаимосвязанные между собой отражение объективной реальности и регуляция индивидуального поведения и деятельности.
Для того чтобы понять природу психического, необходимо ответить на вопросы о том, когда и почему в ходе эволюции возникла психика, как она развивалась и усложнялась.
Процесс возникновения и изменения психики как продукта эволюции называется филогенезом. Онтогенез - это развитие индивида, развитие психики того или иного живого существа от рождения до конца жизни. Направление, которое можно обозначить как антропопсихизм, исходит из того, что психика есть только у человека, и связывает ее возникновение с появлением человека. Теория биопсихизма наделяет психикой всю живую материю и в соответствии с этим относит время ее появления к периоду зарождения жизни. В учении о всеобщей одухотворенности природы - панпсихизме - выдвигается тезис о наличии души не только у живой природы, но и у неживой, например, у камней.
Существует и такой способ решения проблемы возникновения психики, при котором она признается свойственной не всякой материи вообще и даже не всякой живой материи, а только организмам, имеющим нервную систему. Эта концепция получила название нейропсихизм.
Принципиально иной взгляд на проблему возникновения психики содержится в трудах советского психолога и педагога Алексея Николаевича Леонтьева, его гипотеза получила наибольшее развитие и признание. В качестве объективного критерия психики он предложил рассматривать способность живых организмов реагировать на биологически нейтральные воздействия. Биологически нейтральные (абиотические) воздействия - это те виды энергии или свойства предметов, которые не участвуют непосредственно в обмене веществ. Сами по себе они не вредны и не полезны, однако находятся в объективно устойчивой связи с биологически значимыми объектами и, следовательно, могут сигнализировать организму об их наличии.
Если живой организм приобретает способность отражать биологически нейтральные свойства и устанавливать их связь с биологически существенными свойствами, то возможности его выживания оказываются несравненно более широкими.
Элементарная способность реагировать избирательно на воздействие внешней среды наблюдается уже у простейших форм живой материи. Так, амеба, представляющая собой одну живую клетку, заполненную протоплазмой, приближается к одним раздражителям и удаляется от других. Подобное приспособление возможно благодаря определенному свойству, отличающему живую материю от неживой, - раздражимости. Простейший организм проявляет активность только после прямого воздействия на него определенного фактора внешней среды.
Дальнейшее развитие раздражимости связано с усложнением условий жизни более развитых организмов и возникновением более сложных форм реагирования, получивших название чувствительности. По мнению А.Н. Леонтьева, появление чувствительности у животного может служить объективным биологическим признаком возникновения психики. Отличительной особенностью чувствительности является то, что с возникновением ощущений живые организмы получают возможность реагировать не только на биологические значимые факторы среды, но и на биологически нейтральные и имеющие для него смысл до непосредственного контакта (цвет, запах, форма и т.п.). На этом этапе возникает предметное восприятие.
В дальнейшем в процессе развития органической материи у живых существ формируется способность к целостному опережающему отражению реального мира. Это означает, что в процессе эволюции животные, обладающие более высокоразвитой психикой, способны получать информацию из окружающего мира, анализировать и реагировать на возможное воздействие со стороны. Основное отличие данного типа приспособления заключается в появлении особых процессов - процессов поведения. Поведение - это сложный комплекс реакций живого организма на воздействие внешней среды. Живые существа, в зависимости от уровня психического развития, обладают поведением различной сложности. Простейшие поведенческие реакции можно наблюдать у червя, который изменяет направление своего движения, столкнувшись с преградой. У собак уже наблюдается явление опережающего отражения: она избегает встречи с объектом, который заключает в себе потенциальную для нее угрозу. Самое сложное поведение наблюдается у человека, который обладает способностью не только реагировать на изменения среды, но и способностью формировать мотивационное (осознанное) и целенаправленное поведение. Возможность осуществления столь сложных форм поведения обусловлена наличием сознания.
Сознание - высший уровень психического отражения и регуляции, присущий только человеку как общественно-историческому существу.
Сознательность психической жизни человека заключается в его способности отделить в своем представлении себя, собственное «Я» от жизненного окружения, создать свой внутренний мир, сделать субъективность предметом своего осмысления, понимания практического преобразования.
Эта способность человеческой психики называется самосознанием, и именно она определяет границу, разделяющую животный и человеческий способы бытия.
Каждый этап психического отражения определяет и соответствующий этап поведения. На стадии элементарной чувствительности поведение определяется инстинктами. Основной механизм осуществления такого поведения - безусловные рефлексы. На всех ступенях развития психики основными инстинктами организма являются инстинкты самосохранения, размножения и пищевой инстинкт. Однако чем выше на ступени эволюционной лестницы находится живое существо, тем меньшую роль в его повседневной жизни играет инстинктивное поведение.
На стадии предметного восприятия важнейшей формой приобретенного поведения являются навыки. Навыки - это способы поведения живого существа, возникающие в результате научения, закрепленные путем упражнений и повторения. Они осуществляются автоматически, без сознательной регуляции и контроля. Известны два основных механизма его реализации - условный рефлекс и оперантное реагирование. Навыки, основанные на условном рефлексе, можно сформировать даже у существ с относительно простым строением нервной системы. Навыки, обусловленные оперантным (от латинского слова operatio - действие) научением - это действия, которые полезны для живого существа: помогают удовлетворить его потребности, избегать опасностей. Оперантное обусловливание имеет большое значение при дрессировке животных. В этом случае особенно важно, чтобы «вознаграждалось» (подкреплялось) совершаемое животным действие.
Стадия отражения межпредметных связей характеризуется интеллектуальным поведением живых существ. Особенностью этой стадии является способность животного найти или придумать новый способ решения задачи, а также перенести этот способ на другую задачу, причем иногда довольно сложную. Однако «разумное» поведение животных, при всей своей сложности и многоплановости, главным образом направлено на решение задач, определяемых биологической целесообразностью и удовлетворением биологически значимых потребностей. Оно всегда носит конкретный чувственно-двигательный характер. Для того чтобы установить связи между предметами, явлениями им необходимо, чтобы эти предметы, явления воспринимались наглядно и одновременно. Животные, даже высшие, не способны к обобщению, абстракции, понятийному мышлению, пониманию скрытых от непосредственного восприятия причинноследственных связей. Это становится возможным лишь на следующей ступени развития психики - сознании человека.
Основные этапы психического отражения и связные с ними формы поведения живых существ отражены в рис. 3.

психическое отражение


Рисунок 3 - Основные этапы психического отражения

Вопросы и задания для самопроверки:
1. В чем сущность различий между раздражимостью и чувствительностью?
2. В чем состоят основные отличия психики животных и человека?
3. О какой форме поведения животного идет речь в данном эксперименте, проводимом в лаборатории И.П. Павлова?


Шимпанзе по кличке Рафаэль обучали заливать водой огонь следующим образом: в кормушку клали банан, а перед ней зажигали огонь. Достать банан Рафаэль мог, только загасив его. Шимпанзе научили делать это, набирая из бачка воду в кружку и заливая огонь. После того, как он научился это делать, задание усложнили. На озере поставили плоты. На одном из них были Рафаэль и кормушка с бананом, перед которой горел огонь. Бачок с водой помещался на другой плот. Оба плота были соединены узким мостиком. Вокруг плотов, естественно, была вода. Однако Рафаэль, чтобы достать банан, перебрался по мостику на другой плот, зачерпнул воду из бачка, возвратился обратно и залил огонь.
Несколько позже этот эксперимент был повторен с другими обезь- янами-шимпанзе. Одна из них не стала перебираться по мостку на другой плот. Она просто зачерпнула воду из озера, залила огонь и достала банан.


4. Задачи, предмет, объект и основные категории психологии и педагогики


Любая наука всегда имеет свой объект и предмет, свои задачи. Ее объектом, как правило, являются носители тех явлений и процессов, которые она исследует, а предметом - специфика формирования, развития и проявления этих феноменов. Задачами науки выступают основные направления ее исследования и развития, а также те цели, которые она ставит перед собой для достижения определенных результатов.
Предметом психологии является изучение психики человека. Однако психика присуща не только человеку, она имеется и у животных. Следовательно, объектом психологии является не только человек. В ней всегда учитывается общность психики животных и человека.
Главной задачей психологии как науки является исследование особенностей формирования, развития и проявления психических явлений и процессов. При этом она ставит перед собой и ряд других задач:
• изучать качественное и структурное своеобразие психических процессов и явлений, что имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение;
• исследовать физиологические механизмы, лежащие в основе психических явлений, для правильного овладения практическими средствами их формирования и развития;
• анализировать функционирование психических процессов и явлений в связи с их детерминированностью объективными условиями жизни и деятельности людей;
• содействовать планомерному внедрению полученных научных знаний и представлений в практику жизни и деятельности людей (разработка научных и практических методик обучения и воспитания, использование психологических знаний в медицинской деятельности, рационализации процесса труда и др.).
Психологические категории - это наиболее общие и существенные понятия. Основная категория психологии, являющаяся одновременно и ее предметом, - это психика. Под психикой понимают системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, построении неотчуждаемой от него картины мира, саморегуляции на этой базе своего поведения и деятельности.
Категории психики подчинены такие общепсихологические категории, как формы психического отражения, психические явления, сознание, личность, деятельность, и др. Им, в свою очередь, подчинены частнопсихологические категории.
К общепсихологическим категориям относятся:
1) формы психического отражения;
2) психические явления;
3) сознание;
4) личность;
5) деятельность.
Частнопсихологические категории - это:
1) ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, эмоции, чувства и воля;
2) процессы, состояния, свойства личности (переживание, кризисные состояния, отношение);
3) подструктуры личности (биопсихические свойства, особенности форм отражения, опыт, направленность, характер и способности);
4) цель, мотивы, действия;
5) развитие психики в филогенезе и онтогенезе (созревание, формирование).
Категория образа характеризует психологическую реальность со стороны познания и является основой формирования картины мира. Это чувственная форма психического явления. Образ по своему содержанию может быть как чувственным (образ восприятия, образ представления), так и рациональным (образ предмета). Образ является важнейшим компонентом действий индивида, ориентируя его в конкретной ситуации, направляя на достижение поставленной цели.
Категория мотива определяет: а) материальный или идеальный предмет, который побуждает и направляет на себя деятельность или поступок; б) психический образ данного предмета. В широком смысле, мотив - это то, что побуждает субъекта к действию. С помощью мотива поддаются описанию поведение человека, его цели, жизненные ценности, механизмы принятия решений.
Категория личности. Подходов к пониманию и объяснению данной категории существуют много. Это связано с тем, что понятие «личность» является интегральным и любое определение выделяет лишь отдельные его аспекты. Личность в широком смысле - это конкретный человек в единстве его индивидуальных свойств и социальных ролей. Личность - важнейшая среди метапсихологических категорий. В ней оказываются интегрированы, к ней стянуты все базовые категории: индивид, образ, действие, мотив, отношение, переживание.
Категория действия - единица анализа деятельности, направленная на достижение осознаваемой цели. Действие, как и поступок, есть истинное бытие человека, в нем проявляется индивидуальность. Действие может быть относительно самостоятельным или входить в качестве компонента в. более широкие структуры.
Психологические категории не существуют отдельно, независимо друг от друга - между ними существует связь и соотношение.
Педагогика - это наука о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека.
Предметом педагогики как науки является педагогический процесс, т.е. процесс обучения и воспитания человека как особая функция общества, реализуемая в условиях той или иной педагогической системы.
Объектами педагогики могут быть ученики, студенты, учебные коллективы, педагоги, педагогические коллективы, а также относящиеся к области воспитания и образования явления, которые обусловливают развитие личности в процессе целенаправленной деятельности общества. Приоритетными научными задачами педагогики являются:
• нахождение закономерностей образования, обучения, воспитания;
• изучение и обобщение практического опыта педагогической деятельности, в том числе исторического;
• разработка новых методов, средств, форм, систем обучения и воспитания;
• прогнозирование развития образовательных систем;
• внедрение результатов педагогических исследований в практику, расширение связей педагогической теории и практики.
Основными категориями педагогики являются: обучение, воспитание, образование и развитие.
Обучение - специально организованный, целенаправленный процесс непосредственной передачи опыта, знаний, умений и навыков во взаимодействии педагога и учащегося.
Воспитание - социальное целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для усвоения общественноисторического опыта новым поколением с целью подготовки его к общественной жизни и труду.
Образование - это специально организованная система внешних условий, создаваемых в обществе для развития человека. Образование трактуется как процесс и результат усвоения человеком опыта поколений в виде системы знаний, умений, навыков, отношений.
Развитие - процесс количественных и качественных изменений в личности и человеческой общности. Результатом данного процесса становится развитость личности - повышение уровня интеллектуальных, творческих, физических и профессиональных качеств, особенностей и способностей личности. Развитие личности осуществляется под влиянием внешних и внутренних, социальных и природных, управляемых и неуправляемых факторов.
Вопросы и задания для самопроверки:
1. Назовите основные (базовые) категории психологии и педагогики.
2. Определите сущность процессов «саморазвитие» и самовоспитание».
3. Каковы, на ваш взгляд, перспективы развития педагогики на современном этапе развития общества?


5. Значение психологии и педагогики в подготовке врача


В современном мире к уровню образования предъявляются достаточно высокие требования. Перед обществом ставится задача подготовки высококвалифицированных кадров, имеющих знания, соответствующие международным стандартам. В этой связи существенно меняются приоритеты в содержании образования, в том числе придаётся всё большее внимание таким наукам, как психология и педагогика. Изучение данных дисциплин формирует фундамент развития личности, обеспечивает возможность научиться полноценному общению, умению избегать конфликтных ситуаций, обрести готовность к конструктивному диалогу в принятии значимых решений и выборе жизненных ценностей.
Наличие психологической подготовки будущего врача и изучение психологии в системе высшего медицинского образования способствуют, в дальнейшем, реализации комплексного подхода к лечению пациента и разработки стратегии и способов достижения им здоровья.
Психологическая подготовка помогает влиять на картину мира своего пациента (в частности, на внутреннюю картину болезни), управлять его когнитивными и эмоциональными процессами, поведением, психосоматическими отношениями и, в конечном итоге, помочь пациенту стать соучастником лечебного процесса, активизировать его направленность на свое здоровье.
В настоящее время международное признание получило позитивное определение здоровья, данное ВОЗ: «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов» (Устав ВОЗ, 1946). Из определения ВОЗ следует, что здоровье состоит из трех компонентов: физического, душевного (или психического) и социального.
Благодаря данному определению здоровья наряду с патоцентристским подходом (борьба с болезнями) утверждается и саноцентристский подход в медицине - направленность на здоровье и его обеспечение.
Появление саноцентристского подхода меняет парадигму медицинского мышления. Современная медицина исходит из признания единства соматического и психического во всей сложности их соотношений. Являясь качественно различными явлениями, они представляют собой лишь различные стороны единого, живого человека
О влиянии соматических заболеваний на психику известно давно. Ещё философ Сократ отмечал, что «нельзя лечить тело, не леча душу», поэтому необходимо учитывать роль слова и психологической установки в процессе диалога с пациентом и в ходе лечения. Однако научный подход по созданию психологической школы наметился лишь в конце ХК - начале ХХ вв., во Франции и в России. Одним из основоположников медикопсихологического направления был французский психолог и педагог Тео- дюль Рибо, изучавший патологические формы нарушения характера, познавательных процессов, чувств и бессознательной деятельности, что чрезвычайно важно при работе с пациентами.
В России в этот же период были также предприняты попытки найти медико-психологический подход к изучению личности больного человека. Основоположником психологической школы в России был В.М. Бехтерев, который, опираясь на учение И.М. Сеченова о рефлекторной деятельности организма, обосновал базисные положения объективной психологии. В созданном им психоневрологическом институте были апробированы экспериментальные методы объективного изучения особенностей поведения на основе выявления причин реакций организма на определенные раздражители. Развитие симптомов болезни, по мнению учёного, это не что иное, как рефлекторное преобразование энергии защитных сил организма на противодействие неадекватным раздражителям.
В.М. Бехтерев справедливо подчеркивал роль слова в лечении, отмечая, что «если больному после беседы с врачом не становится легче, - это не врач». Он считал, что в ходе беседы больному следует объяснить необходимость соблюдения режима, разъяснить суть болезненных ощущений и внушить мысль о том, что врачи делают всё возможное для его скорейшего выздоровления. Беседа должна способствовать преодолению состоянию тоски у пациента, возникающей из-за одиночества и недостатка общения.
В работе К. Платонова «Слово, как физиологический и лечебный фактор» подчёркивалась значимость подобранных слов и стиля проведения беседы. Иногда даже одно необдуманное слово может вызвать у пациента парадоксальную эмоциональную реакцию, порождающую ятрогению, что порой происходит из-за повышенной чувствительности и мнительности больного, который очень чутко реагирует на каждое сказанное ему слово.
Русский терапевт М.Я. Мудров определил, что «одни люди заболевают от телесных причин, а другие от душевных возмущений». Следовательно, задача медика понимать психологическую сущность состояния пациента, чтобы снять травмирующее воздействие, которое будет препятствовать лечению любого недуга. Нужно переориентировать больного на мысли о выздоровлении, пробуждая веру в себя, в свой организм и его защитные силы независимо от причины заболевания.
Научное исследование патогенных нарушений развития личности, проявляемых во взаимоотношениях пациента с окружающими, проводилось в России А.Ф. Лазурским, который определил психологические детерминанты, существенно влияющие на ухудшение здоровья и нарушающие трудовую деятельность. Он предложил обращать внимание на изменения проявлений познавательных процессов, волевых качеств и уровня психического развития в целом с учётом реальных условий социального окружения пациента.
Психосоматические заболевания ( от греч. «психо» - душа и «сома» - тело) - группа болезненных состояний организма, появляющихся в результате взаимодействия психических и физиологических факторов.
Психосоматика - направление в медицине и психологии, изучающее влияние психологических факторов на возникновение и течение соматических заболеваний. Термин «психосоматика» был предложен И. Хайнро- том в 1818 году.
В основе психосоматических расстройств лежит первичная телесная реакция на конфликтное переживание, сопровождающаяся изменениями и патологическими нарушениями в органах. Соответствующая предрасположенность может влиять на выбор поражаемого органа или системы. Традиционно к этой группе относят классические психосоматические заболевания («holy seven» - «святая семерка»): бронхиальную астму, язвенный колит, эссенциальную гипертензию, нейродермит, ревматоидный артрит, язвенную болезнь желудка и язву двенадцатиперстной кишки.
В настоящее время к этим заболеваниям относят также ишемическую болезнь сердца, психосоматический тиреотоксикоз, сахарный диабет II типа, ожирение и соматоформные расстройства поведения.
В связи с этим становится общепризнанным требование учета личностных особенностей каждого пациента. Кроме того, возникает необходимость теоретического осмысления принципов и стратегий, освоения новых форм и технологий психокоррекционной и реабилитационной работы с пациентами в процессе лечения и выздоровления.
Педагогика в медицинском вузе - это наука о социальнообусловленном медицинском образовании, характеризующимся целепола- ганием и руководством, созданием условий для освоения студентами основ профессиональной компетентности, духовного и профессионального развития личности.
Объектом педагогики становится медицинское образование, а предметом - педагогическое взаимодействие между участниками учебного процесса, обеспечивающее студентам овладение основами профессиональной компетентности.
В настоящее время в высшем медицинском образовании используются различные педагогические технологии: структурно-логические (блочно-модульное обучение), иитеграционные, игровые, тренинговые, диалоговые, информационно-компьютерные.

Таблица 1 - Сравнительный анализ медицинской и психологической «парадигм» (по В.Е. Кагану)

Основания для сравнения

МОДЕЛИ

Медицинская

Психологическая

Картина мира

Объективная

Субъективная

Приоритеты в мышлении

Анализ

Синтез

Интерпретация
человека

Органо-системная В терминах функционирования и адаптации

Холистическая
В терминах развития и совпадения

Обращенность

К нарушению К болезни
К несостоятельности К фактам
К функционированию

К проблеме К человеку К потенциям К значениям и смыслам К бытию

Диагностика

Симптомов
Болезни
Статистическая

Актуального состояния
Проблемы
Индивидуальная

Цели терапии

Ликвидация симптома Возврат к «норме» Нормализация социального развития

Разрешение проблемы Развитие и рост
Оптимизация индивидуального бытия

Позиция
терапевта

Здоровый Защита Воздействие Наблюдение Знание Изучение Расспрос Патернализм Ответственность за результат

Осознающий себя
Совпадение
Взаимодействие
Включенность
Сопереживание
Принятие
Слушание
Паритетность
Ответственность за процесс

Позиция пациента

Больной

Клиент

Отношения

Субъект /объект В системе логики Через методику

Субъект / субъект В системе переживаний Через опыт

Фокусировка
отношений

На болезни На методике

На ресурсах
Терапевт работает собой

Решение об
окончании
терапии

Принимается терапевтом

Принимается совместно или пациентом

Критерии
эффективности

Объективные
Внешние
Степень восстановления здоровья

Субъективные Внутренние Качество жизни

 

Вопросы и задания для самопроверки:
1. Определите особенности изучения психологических и педагогических дисциплин в системе высшего медицинского образования.
2. Рассмотрите предложенную Таблицу 1. Проведите устный анализ медицинской и психологической модели лечения пациентов. Определите общие постулаты, а также основные различия в подходах.
Литература:
Основная
1. Маклаков, А.Г. Общая психология: Учебник для вузов / А.Г. Маклаков. - СПб: Питер, 2008. - 583 с.
2. Психологический словарь / Ред. В.П. Зинченко. - М.: Педагогика- Пресс, 2006. - 465с.
3. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб: Питер, 2002. - 720 с.
4. Столяренко, Л.Д. Психология: Учебник для вузов / Л.Д. Столяренко. - СПб.: Лидер, 2004. - 592 с.
Дополнительная
1. Кравченко, А.И. Психология и педагогика: Учебник / А.И. Кравченко. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 400 с.
2. Крысько, В.Г. Психология и педагогика в схемах и комментариях / В.Г. Крысько. СПб.: Питер, 2006. - 320 с.
3. Педагогика в медицине / Под ред. Н.В.Кудрявой. - М.: Академия, 2006. - 320с.
4. Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика: Учебник / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин, В.Е. Столяренко. - Рн/Д: Феникс, 2012. - 636 с.
5. Шульц, Д. История современной психологии: Пер. с англ. / Д. Шульц, С.Э. Шульц. - СПб., 1998.

Далее Биологическая и психическая подструктура личности

 

Основы психологии и педагогики Часть 2

Источник: Основы психологии и педагогики: конспект лекций. Часть 1 / А.Л. Церковский, С.А. Петрович. - Витебск: ВГМУ, 2017. - 74 с. Предназначено для студентов медицинского университета.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.