Биологическая и психическая подструктура личности |
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология | ||||||||||
Страница 1 из 2 1. Роль организации и строения нервной системы в психической регуляцииНервная система играет особо важную роль в жизнедеятельности организма человека. Она обеспечивает функционирование организма и психики как единого целостного образования. Нервная система - это совокупность нервных образований (нервных клеток) в организме человека и позвоночных животных. Ее деятельность направляется, с одной стороны, на объединение, интеграцию работы всех частей организма и, с другой - на связь организма с окружающей средой.
Нервную систему условно подразделяют на центральную и периферическую части. К центральной нервной системе (ЦНС) относят головной и спинной мозг, к периферической - образования, лежащие за пределами ЦНС: отходящие от ЦНС нервы, узлы (ганглии), нервные сплетения и рецепторные аппараты.
|
![]() |
Рисунок 5 - Функциональная схема анализатора
Классификация ощущений
В зависимости от расположения рецепторов все ощущения делятся на три группы:
1. Экстероцептивные - связанные с рецепторами, находящимися на поверхности тела (дистантные: зрительные, слуховые, обонятельные и контактные: вкусовые, тактильные, температурные, осязательные).
2. Интероцептивные связаны с рецепторами, находящимися во внутренних органах (органические ощущения, ощущения боли).
3. Проприоцептивные: двигательные и статические ощущения, рецепторы которых находятся в мышцах, связках и вестибулярном аппарате (ощущения равновесия, ощущения движения).
Можно классифицировать ощущения и по ведущей модальности: зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, осязательные, двигательные.
Работа каждого анализатора имеет специфические закономерности. Наряду с этим все виды ощущений подчинены общим
психофизиологическим закономерностям. К ним относятся: 1) пороги чувствительности, 2) адаптация, 3) сенсибилизация, 4) контраст ощущений, 5) синестезия (классификация Ч.Шеррингтона).
1) Для возникновения какого-либо ощущения раздражитель должен иметь определенную степень интенсивности. Пороги чувствительности - это ее предельные возможности. Диапазон нашей чувствительности ограничен нижним и верхним абсолютными порогами.
Минимальная величина раздражения, необходимая для
возникновения уже едва заметного ощущения, называется абсолютным нижним порогом ощущения (для возникновения ощущения давления достаточно воздействия 2 мг на 1 мм поверхности кожи).
Верхний абсолютный порог ощущений - это максимальная величина, дальнейшее увеличение которой вызывает болевые ощущения или исчезновение ощущения. Так, сверхгромкий звук вызывает боль в ушах, а сверхвысокий (по частоте колебаний свыше 20 000 гц) - исчезновение ощущения, т.к. слышимый звук переходит в ультразвук. Давление же свыше 300 г/мм вызывает боль.
Наряду с абсолютной различается относительная чувствительность - чувствительность к изменению интенсивности воздействия. Относительная чувствительность измеряется порогом различения (разностным порогом).
2) Изменение чувствительности анализатора в результате его приспособления к силе и продолжительности действующего раздражителя называется адаптацией (от лат. adaptatio - приспособление).
Разные анализаторы имеют различные скорость и диапазон адаптации. Адаптация к одним раздражителям происходит быстро, к другим - медленнее. Быстрее адаптируются обонятельные и тактильные анализаторы. Медленнее адаптируются слуховой, вкусовой и зрительный анализаторы.
Явление адаптации имеет целесообразное биологическое значение. Оно способствует отражению слабых раздражителей и предохраняет анализаторы от чрезмерного воздействия сильных. Адаптация как привыкание к постоянным условиям обеспечивает повышенную ориентацию на новые воздействия.
3) Повышение чувствительности анализаторов под влиянием внутренних (психических) факторов называется сенсибилизацией (от лат. sensibilis - чувствительный).
Сенсибилизация может быть вызвана:
- взаимодействием ощущений (например, слабые вкусовые ощущения повышают зрительную чувствительность);
- физиологическими факторами (состоянием организма, введением в организм тех или иных химических веществ;
- ожиданием того или иного воздействия, его значимостью, специальной установкой на различение раздражителей;
- упражнением, сенсорным опытом.
Сильное возбуждение одних анализаторов зачастую понижает чувствительность других. Это явление называется десенсибилизацией. Так, повышенный уровень шума понижает зрительную чувствительность, происходит десенсибилизация зрительной чувствительности.
4) Еще одно из проявлений взаимодействия ощущений - их контраст. Это повышение чувствительности к одним свойствам под влиянием других, противоположных, свойств действительности. Так, одна и та же фигура одного цвета на светлом фоне кажется темной, а на черном - белой.
5) Синестезия (от греч. synaisthesis - совместное ощущение) - ассоциативное иномодальное ощущение, сопутствующее реальному (вид желтого лимона вызывает ощущение кислого).
Основные свойства ощущений: а) качество, б) интенсивность, в) длительность, г) пространственная локализация.
У каждого человека имеются анатомо-физиологические предпосылки для развития определенных сенсорных способностей. С развитием сенсорной культуры человека связаны его способности реагировать на гармонию окружающей среды. Потребность в сенсорных воздействиях - одна из основных потребностей человека. Длительная сенсорная депривация (отсутствие чувственных воздействий) вызывает у человека психическое расстройство. В постоянном потоке нервных импульсов, поступающих в мозг от органов чувств, осуществляется живая связь человека с внешним миром.
Восприятие - непосредственное, чувственное отражение предметов и явлений в целостном виде в результате осознания их опознавательных признаков.
Образы восприятия построены на основе различных ощущений. Однако они не сводятся к простой их сумме. Восприятие связано с опознанием, пониманием, осмыслением предметов, явлений, ситуаций, с отнесением их к определенной категории и классу.
Классификация восприятия
В зависимости от целенаправленности, участия воли восприятие делится на две формы: непроизвольное (непреднамеренное, не связанное с волевым напряжением и заранее поставленной целью) и произвольное, преднамеренное (целенаправленное). По модальности рецепторов восприятие подразделяется на зрительное, слуховое и осязательное.
Различаются также сложные виды восприятия: восприятие движения, пространства и времени.
К основным свойствам восприятия относят: предметность; целостность; структурность; избирательность; константность; апперцепция.
Предметность восприятия - отнесенность мозговой информации о воспринимаемых на данный момент предметах к реальным предметам, уже имеющимся в жизненном опыте индивида.
Целостность восприятия. В предметах и явлениях действительности отдельные их признаки и свойства находятся в постоянной устойчивой взаимосвязи. Даже в тех случаях, когда мы не воспринимаем некоторые признаки знакомого объекта, мы мысленно их дополняем. Отдельные части объекта мы стремимся объединить в единое и знакомое образование.
Структурность восприятия. В восприятии вычленяются взаимоотношения частей и сторон предмета. В тех случаях, когда структура объекта противоречива, затрудняется и осмысленное восприятие объекта в целом.
Избирательность. Из бесчисленного количества окружающих нас предметов и явлений мы выделяем в данный момент лишь некоторые из них. Это зависит от того, на что направлена деятельность, от потребностей и интересов.
Константность восприятия. Одни и те же предметы воспринимаются нами в изменяющихся условиях: при различной
освещенности, с разных точек зрения, разного расстояния. Однако объективные качества предметов воспринимаются в неизменном виде (величина, форма и характерный цвет).
Апперцепцией называется зависимость восприятия от опыта, знаний, интересов и установок личности. Глядя на горящий костер издали, мы не ощущаем его тепла, но в восприятие костра включено это его качество. В нашем опыте костер и тепло вошли в прочную связь. Глядя на замороженное окно, мы также добавляем к нашему зрительному восприятию температурные ощущения, почерпнутые из прошлого опыта.
Иллюзии восприятия
Иллюзии - это ложное или же искаженное восприятие окружающей действительности, которое заставляет воспринимающего испытывать чувственные впечатления, не соответствующие действительности, и склоняет его к ошибочным суждениям об объекте восприятия.
Термин «искаженное» означает, что видимое, слышимое или осязаемое нами не соответствует объективной ситуации; искажение может быть устранено, например, при помощи измерения. В хорошо известной иллюзии Мюллера - Лайера две горизонтальные линии (или стрелы) равны по длине, но линия с расходящимися вовне наконечниками кажется длиннее.
![]() |
Выделяют два типа иллюзий:
1) которые основываются на определенных физических условиях,
2) которые обусловлены психологическими закономерностями восприятия.
Примерами иллюзий первого типа могут служить миражи либо галлюцинации.
Иллюзии имеют место во всех сенсорных модальностях. Примером проприоцептивной иллюзии может служить «пьяная» походка бывалого моряка, которому палуба кажется устойчивой, а земля уходит из-под ног, как будто палуба при сильной вертикальной качке.
Элемент неопределенности несет в себе локализация звука, например «эффект чревовещателя», или приписывание голоса кукле, а не артисту.
Вкусовые иллюзии относятся к иллюзиям контраста: в данном случае вкус одного вещества влияет на последующие вкусовые ощущения. Например, соль может придать чистой воде кислый вкус, а сахароза заставить ее горчить.
Для объяснения иллюзий был выдвинут целый ряд теорий. По мнению И. Рока, наиболее пригодной для этой цели является теория гештальтпсихологии, так как она указывает на ошибочность гипотезы константности. С точки зрения данной теории иллюзии не являются чем-то аномальным: восприятие зависит не от отдельного стимула, а от их взаимодействия в зрительном поле. Например, если нейтральный цвет основан на соотношении интенсивностей соседних областей, то контраст будет хотя и иллюзорным, но предсказуемым.
Теория смещения, или ошибочного сравнения, объясняет возникновение иллюзий исходя из эффекта асимметрии. Например, та же иллюзия Мюллера - Лайера является скорее результатом удлиняющего эффекта расходящихся клиньев, чем сокращающего эффекта клиньев сходящихся.
Ниже, на рис. 6 приведены некоторые примеры зрительных иллюзий.
![]() |
Рисунок 6 - Зрительные иллюзии
Представление - это психический процесс, при котором происходит отражение явлений или предметов, которые в настоящий момент не воспринимаются, но при этом воссоздаются на базе прошлого опыта. Это образ ранее воспринимаемого нами объекта или явления.
Типы представлений
Представления памяти происходят на основе восприятия. Представления воображения - на основе полученной информации. Представления возникают в результате практической деятельности и связаны с другими психическими процессами.
Основные характеристики представлений
1. Наглядность.
2. Фрагментарность.
3. Непостоянство и неустойчивость.
4. Обобщенность.
Вопросы и задания для самопроверки:
1. О каких ощущениях идет речь в стихотворных строчках: «Я услышу запах и росы прохладу, Легкий шелест листьев пальцами ловлю...» Понаблюдайте за собой: какие ощущения у вас возникают при этом?
2. Посмотрите на рисунок. Какая фигура легко угадывается на заднем фоне? О каком свойстве восприятия идет здесь речь?
![]() |
Внимание как свойство психики связано с распознаванием внешних впечатлений, выделением наиболее значимых в данный момент и сосредоточением на них. Благодаря этому достигается наибольшая ясность и отчетливость сознания, его сфокусированность в нужном направлении.
Внимание - это особая форма психической активности человека, необходимый компонент и характеристика любого психического процесса.
Физиологическим механизмом организованности сознания является, по учению И.П. Павлова, функционирование очага оптимального возбуждения, или «доминанты». При этом блокируется отражение всего того, что не имеет отношения к текущей деятельности.
Внимание связано с врожденным ориентировочным рефлексом. Его функционирование сопровождается соответствующей настройкой органов чувств, повышением их чувствительности, общей активизацией деятельности мозга, торможением всех реакций на побочные воздействия.
Внимание - это необходимое условие качественного выполнения любой деятельности. Оно несет в себе функцию контроля и особенно необходимо при всяком обучении, когда человек сталкивается с новыми знаниями, объектами, явлениями.
Основные функции внимания
1. Активизация нужных и торможение ненужных в данный момент психологических и физиологических процессов.
2. Отбор и организация поступающей в организм человека информации в соответствии с его актуальными потребностями.
3. Обеспечение избирательной и длительной сосредоточенности психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности.
Виды внимания
Психические процессы могут иметь произвольную и непроизвольную направленность. Так, резкий неожиданный сигнал вызывает внимание помимо нашей воли. Но основная форма организации психических процессов - произвольное (преднамеренное) внимание. Произвольное внимание связано с вычленением значимой информации.
Способность произвольно направлять свою психическую
деятельность - одна из основных особенностей человека. В процессе деятельности произвольное внимание может перейти в послепроизвольное, не требующее постоянных волевых усилий. Различаются также внешненаправленное внимание - выделение значимых объектов во внешней среде, а также внутринаправленное - выделение идеальных объектов из фонда самой психики.
Внимание связано с установками человека, его готовностью, предрасположенностью к определенным действиям. Установка повышает чувствительность органов чувств, уровень всей психической деятельности.
Классификация по критерию произвольности:
а) произвольное внимание;
б) непроизвольное внимание;
в) послепроизвольное внимание.
Классификация по критерию опосредованности объектами или явлениями: непосредственное внимание и опосредованное внимание.
Внимание характеризуется пятью основными свойствами, как: концентрация, устойчивость, переключаемость, распределение, объём.
Степень или сила сосредоточенности - это концентрация или интенсивность внимания. Концентрация - это поглощение внимания одним объектом или одной деятельностью. Показателем интенсивности является невозможность отвлечь внимание от предмета деятельности посторонними раздражителями.
Устойчивость - это длительное удержание внимания на предмете или какой-нибудь деятельности. Устойчивым называется внимание, способное в течение долгого времени оставаться сосредоточенным на одном предмете или на одной и той же работе.
Устойчивость внимания определяется различными причинами:
1) индивидуальными физиологическими особенностями организма (свойства нервной системы);
2) психическим состояниям (возбуждённость, заторможенность);
3) мотивацией (наличием или отсутствием интереса к предмету деятельности, его значимостью для личности);
4) внешними обстоятельствами при осуществлении деятельности.
Распределение внимания - это умение выполнять две или более
различные деятельности, удерживая их в поле своего внимания.
Переключение - это сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного предмета или действия на другие. Это перестройка внимания, переход его с одного объекта на другой в связи с изменением задачи деятельности. Сознательное переключение внимания не надо путать с отвлекаемостью внимания.
Объем - это количество объектов, которые охватываются вниманием одномоментно. Объем внимания взрослого человека обычно определяется формулой 7±2.
Внимание, как и все остальные психические процессы, имеет низшие и высшие формы. Первые представлены непроизвольным вниманием, а вторые - произвольным. Непосредственное внимание - это также более низкая форма его развития, чем опосредствованное.
Под развитием внимания подразумевается процесс улучшения его свойств (концентрации, устойчивости, объема и др.). Этот процесс начинается уже с первых месяцев жизни ребенка, когда он обладает только непроизвольным вниманием, и продолжается по мере взросления личности.
Различают естественный и искусственный пути развития внимания. Естественный путь обусловлен биологическими процессами развития самой психики человека. Искусственный же путь предполагает интенсификацию развития за счет различных психологических приемов и техник и требует периодического закрепления приобретенных качеств.
Наибольшее влияние на развитие внимания оказывают факторы:
- речь, развиваемая под воздействием обучения;
- копирование (подражание) поведения взрослых людей;
- умственная деятельность.
Произвольное внимание функционирует благодаря второй сигнальной системе. Поэтому для его тренировки замечательно подходят все виды учебной деятельности, в том числе: развитие речи (устное и письменное); произвольная фиксация на смысле слов, как во внутренней речи, так и в процессе общения; совершенствование в формулировании обобщающих утверждений; упражнения по работе с абстрактными понятиями.
Вопросы и задания для самопроверки:
1. Постарайтесь проследить изображенные на рисунке линии от начала до конца. Для этого отметьте с правой стороны рисунка, где кончается первая линия, вторая и т.д. Чтобы проследить первые три, можете воспользоваться помощью пальца или обратным концом карандаша. В дальнейшем прослеживайте только глазами. Ответьте на следующие вопросы:
2. Чем можно объяснить то, что прослеживание линии на миг прерывается?
3. Какое свойство внимания проверяется данным тестом?
![]() |
Уважаемые пользователи и посетители сайта! Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят. Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней). С уважением, администрация. |