Ощущение и восприятие
Лекции и практикум по психологии - Общая психология

Ключевые термины: анализатор, ощущения: экстероцептивные, инте-рорецептивные, проприорецептивные, протопатические, эпикритические, свойства ощущений, пороги: абсолютные нижний и верхний, дифференци-альный, адаптация, сенсибилизация, синестезия, модальность ощущения, восприятие, свойства восприятия: предметность, целостность, константность, категориальность, избирательность, интериоризация, установка.

Ощущения

Физическая картина окружающего мира дается человеку через его ощущения. Ощущения прямо зависят не только от свойств феноменов, которые они отражают, но и от особенностей самих анализаторов, в структуре которых порождается ощущение. Под анализаторами понимаются системы чувствительных нервных образований, воспринимающих и анализирующих раздражения. Они состоят из воспринимающего отдела – органы чувств – глаз, ухо и др. (рецепторы), проводниковой части и высших нервных центров в коре головного мозга.


Ощущения представляют собой наиболее элементарный (осознаваемый или неосознаваемый) психический феномен, в рамках которого отражаются физические качества и свойства предметов и процессов протекающих не только вовне, но и внутри человека.
Существует несколько классификаций ощущений по разным критериям. А) по степени контактности: контактные (например, тактильные, вкусовые), дистантные (зрение, слух, обоняние).
Б) по расположению реагирующих рецепторов: экстероцептивные (информируют об особенностях внешнего мира – зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, осязательные); интерорецептивные (информируют о состоянии внутренних органов, а также о процессуальности жизнедеятельности – ощущения тока времени, ускорения, вибрации и др.); проприорецептивные (состояние мышц и сухожилий, положение тела в пространстве и др.).
В) по генетическому принципу: протопатические (сформировавшиеся на ранних этапах филогенеза) – регистрируют ощущения боли, света, громкости звука; эпикритические (новые) – ощущения цвета и формы, звуковых отношений, характера поверхностей и т.д.
Следует обратить внимание на:
а) ограниченность диапазона чувствительности анализаторов, что, безусловно, вносит коррекцию в воспринимаемую картину мира. Например, у ряда животных по сравнению с анализаторами человека существенно расширен диапазон чувствительности: летучая мышь и собаки воспринимают ультразвуки, а кашалоты – инфразвуки, змея – инфракрасное излучение и т.п.;
б) отсутствие анализаторов для ряда отражения важных в жизнедеятельности феноменов внешнего мира: у человека нет ощущений радиации, электромагнитных полей, радиоволн и др.

Свойства ощущений:
1. Пороги:
• абсолютный нижний порог оценивается минимальной интенсивностью сигнала, который регистрируется анализаторами и перерабатывается в ощущение;
• абсолютный верхний порог оценивается максимально допустимым для сохранения нормальной функции анализатора интенсивностью раздражителя. За его максимальными пределами возникает болевое ощущение, либо происходит смена исходной модальности ощущения (например, яркая вспышка вызывает ощущение звона).
• дифференциальный порог характеризует наименьшую величину различий в интенсивности сигнала, когда разница еще улавливается.
2. Адаптация – приспособление к изменившему интенсивность сигналу.
3. Сенсибилизация – снижение порога чувствительности анализатора при малой интенсивности сигнала.
4. Синестезия – возникновение связей в работе анализаторов, благодаря которым возникают неспециализированные для данного анализатора ощущения: «пряный» звук, «сладкий» запах и др.

Восприятие

Под восприятием понимается целостное субъективное отражение предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств. В образах восприятия всегда синтезированы разнообразные по модальности ощущения, жизненный опыт и ценностная система личности.

Процессуальная цепочка восприятия:
а) Выделение личностно значимого комплекса стимулов в информационном потоке.
2. Поиск в архивах памяти аналогичных или близких по составу комплексов признаков (категоризация, типологизация).
3. Вывод о природе и сущности воспринимаемого объекта.


Свойства восприятия:
1. Предметность – картина воспринятого реализуется через физически представленный мир предметов.
2. Целостность – образ предмета достраивается в сознании индивида до целого на основе отражения ограниченного

  • набора входящих в его структуру элементов.
  • Константность – воспринимаемый образ распознается вне зависимости от реальных физических условий предъявления (например, образ может быть предъявлен и адекватно идентифицирован при различных уровнях освещенности, удаленности, в различных пространственных положениях и т.п.).
  • Категориальность – воспринимаемый образ связывается с определенным понятием, словосочетанием, что позволяет отнести его к определенному классу явлений.
  • Избирательность – организация воспринимаемой картины по принципу «фигура – фон» на основе подключения к процессу восприятия ценностно-смысловой системы личности.

В результате ряда исследований (А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, И.М. Сеченов, Б.М. Теплов и др.) было установлено, что в основе восприятия лежат механизмы двигательного моделирования значимыхпараметров воспринимаемого феномена (например, посредством ощупывающих рук, или вокальной моторики). На ранних этапах развития моделирующие действия, как правило, проявляются внешне заметно. Затем, по мере накопления опыта восприятий, они переводятся в план внутреннего, внешне слабо проявляемого моделирования – интериоризируются.
Характерные черты итогового образа восприятия опосредуются совокупностью ценностно-смысловой системы индивида и его социальными установками. Под установкой понимается состояние готовности человека определенным образом воспринимать, оценивать информацию, принимать решения и действовать, формирующееся на основе преднастройки органов чувств, связанной с прогнозированием. Она вносит существенные коррективы в воспринимаемую картину: человек, например, может смотреть, но не видеть или, наоборот, увидеть то, чего на самом деле нет – иллюзии восприятия. Классическими примерами иллюзий являются иллюзии веса, объема, величины, пространства, времени относящиеся к разным модальностям.



Контрольные вопросы:

  • Что понимается под анализаторами?
  • Дайте характеристику феномена ощущений.
  • Опишите основные свойства ощущений.
  • Что такое адаптация, сенсибилизация и синестезия?
  • Что понимается под восприятием?
  • Опишите основные свойства восприятия.
  • Объясните роль моделирующих мышечных действий в восприятии.

 

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.