Страница 7 из 14
ВОСПРИЯТИЕ Изучая тему, необходимо раскрыть следующие положения. 1. Важно с самого начала раскрыть учащимся сущность процесса восприятия и его отличие от ощущения. Ощущения отражают только отдельные качества предметов и явлений. Восприятия дают человеку образ всего предмета, всего явления в целом, в многообразии его свойств и качеств. В реальной действительности все свойства материи существуют только в предметах и неотделимы от них. Поэтому каждое наше ощущение мы соотносим с предметом, его вызвавшим. При воздействии предметов и явлений на анализаторы человека возникают различные ощущения. Между ними образуется прочная связь, лежащая в основе целостного отражения предметов. Восприятие не сводится к простой сумме ощущений. Оно представляет собой сложный процесс, качественно отличный от ощущений, образующих его. 2. Образ предмета, возникающий в сознании человека при восприятии, включает в себя, кроме отражения отдельных его свойств, прошлый опыт человека, знания о данном предмете, отношение к нему. Прошлый опыт — апперцепция — включает в себя как образы предметов и явлений, полученные человеком в прежних восприятиях, так и его знания о воспринимаемом предмете, сложившееся ранее отношение к нему, обусловленное направленностью личности. Восприятие — не пассивное, зеркальное отражение мира. Все воспринимаемое человеком преломляется через особенности его личности, его потребности, интересы, чувства, психическое состояние в данный момент. Полнота и точность восприятия, протекание самого процесса [52] чувственного познания зависят от состояния личности, от некоторых особенностей ее характера, внимания и мышления. Знание этой особенности восприятия важно для будущих учителей; оно поможет им осознать смысл и значение многих методических приемов, с которыми учащиеся знакомятся на практике в школе, в теоретическом курсе педагогики и при освоении методик отдельных предметов. Учащиеся поймут, почему так важно подготовить ребенка к восприятию нового содержания путем мобилизации всего его прошлого опыта, необходимых знаний, какое значение имеет такая подготовка к экскурсии или к восприятию спектакля, книги. В связи с вопросом об апперцепции следует остановиться на том, что мы называем предвзятым мнением. С точки зрения психологии— это предопределенность восприятия человека. Часто мы, начиная читать книгу или воспринимая спектакль, имеем уже определенное отношение к воспринимаемому, сложившееся на основании мнения других людей, и это определяет наше восприятие. 3. Одним из основных свойств восприятия является его целостность. Это свойство восприятия выражено в том, что при воздействии на нас предмета или явления в нашем сознании возникает его целостный образ во взаимоотношении составляющих его частей и сторон, находящихся в определенных взаимосвязях. Восприятие, так же как и ощущение, имеет рефлекторную основу. В процессе восприятия мы реагируем не только на воздействие различных качеств и частей предмета, но и на отношения между ними (одну и ту же мелодию мы узнаем, если даже она исполнена на различных инструментах, в разных тональностях, так как воспринимаем звуки в определенных соотношениях). Восприятие надо рассматривать как процесс, в ходе которого образ воспринимаемого человеком предмета становится более отчетливым, полным и расчлененным. Такое уточнение и углубление знаний о мире в процессе восприятия достигается аналитико-синтетической деятельностью мышления в указанном процессе. Два вида восприятия — восприятие как реакция схватывания и как реакция детального видения, — которые различал И. М. Сеченов, есть, в сущности, не виды восприятия, а начало и дальнейшее развитие процесса восприятия. Отражение предмета или явления, не расчлененное в начале восприятия путем анализа, выделения отдельных частей в целом, установления связей между ними, становится в дальнейшем ходе восприятия полным и точным отражением целого. Нужно обратить внимание учащихся на значение действия в процессе восприятия, когда предмет выделяется как объект [53] деятельности человека. Эта связь восприятия с действием особенно ясно выступает в формировании восприятия пространства. Оно совершается в процессе двигательного овладения пространством посредством хватательных движений и передвижения. Психологические исследования показали, что без движения глаз по объекту сложное зрительное восприятие невозможно. Наблюдения за движением глаз человека, воспринимающего предмет или картину, показывают, что глаза движутся по воспринимаемому объекту, как бы ощупывая его, неоднократно возвращаясь к отдельным деталям и задерживаясь на них. Эти движения обеспечивают активный процесс анализа воспринимаемого объекта, выделения в нем тех сторон, которые соответствуют задаче, стоящей перед воспринимающим человеком. (Запись движения глаз при рассматривании картины вы найдете в учебном пособии для педагогических училищ под ред. Е. И. Игнатьева. ) Ребенок воспринимает слитно, нерасчлененно, он не умеет выделить части в воспринимаемом целом, отделить главное от второстепенного и установить правильные взаимоотношения между частями. В этом проявляется несовершенство аналитико-синтетической деятельности маленького ребенка. Понимание этой особенности восприятия — его целостности — и условий, ее обеспечивающих, необходимо учителю для того, чтобы организовать восприятие маленького школьника, научить его правильно видеть предмет и устанавливать межпредметные связи. 4. Развитие восприятия теснейшим образом связано с развитием мышления. Мышление в процессе восприятия придает ему осмысленный характер. Осмысленность и обобщенность также являются свойствами восприятия человека. Воспринимая единичные предметы и явления, человек относит их к определенной группе, или категории, предметов, осознает единичное как частный случай общего. Эта обобщенность восприятия обеспечена словом-названием воспринимаемого предмета. Степень осмысленности и обобщенности восприятия различна у взрослого и у ребенка. Она зависит от уровня развития мышления, речи и опыта человека. Маленький ребенок воспринимает единичный предмет обособленно, не соотнося его с группой однородных предметов. В процессе развития мышления и речи меняется и характер восприятия ребенка: оно становится все более осмысленным и обобщенным. 5. Избирательный характер восприятия обусловлен свойствами самого воспринимаемого объекта (окраской, четкостью контура и т. д.), условиями, в которых происходит восприятие, содержанием личности воспринимающего человека — его направленностью, [54] интересами, опытом, задачей, стоящей перед человеком в момент восприятия. Надо обратить внимание учащихся на условия, способствующие выделению объекта восприятий или затрудняющие его. Это важно знать учителю, организующему восприятие ребенка. 6. Вопрос об иллюзиях — ошибках восприятия — нельзя рассматривать отдельно от его особенностей. Иллюзию могут вызвать сложившееся ранее отношение человека к воспринимаемому, недостаток опыта и специальных знаний, неумение правильно установить соотношение частей в целом при восприятии. 7. Восприятие времени и пространства надо рассматривать в связи с общими закономерностями этого процесса. В развитии данных видов восприятия особенно ясно выступает опосредованность восприятия накопленным опытом и знаниями воспринимающего человека. Восприятие пространства осуществляется в первую очередь в движении и передвижении самого ребенка в пространстве. Жизненная практика является первостепенным условием для развития восприятия времени. 8. Важным в этой теме является вопрос о наблюдении и развитии наблюдательности как свойства личности. Восприятие человека всегда связано с его деятельностью и включено в нее. Целенаправленные действия требуют преднамеренного, активного восприятия. В деятельности возникает и развивается умение воспринимать целенаправленно, планомерно, систематически. Восприятие само становится целенаправленной деятельностью — наблюдением. Умение наблюдать связано с развитием воли, проявляющейся в произвольном, устойчивом внимании к воспринимаемому явлению. Умение наблюдать требует постановки цели, желаемой и понятной детям. Тогда в процессе обучения у школьников развивается умение наблюдать за явлениями природы, жизнью животных и птиц, деятельностью людей. Наблюдение является условием выполнения различных видов деятельности школьников: игровой, учебной, трудовой. В процессе систематических упражнений вырабатываются у ребенка определенные умения, навыки осмысливать и обобщать воспринимаемое, подмечать в нем существенные, хотя порой и малозаметные детали. В итоге систематически проводимых наблюдений у учащихся формируется такая важная черта личности, как наблюдательность — умение по внешним признакам судить о том, что скрыто от непосредственного восприятия (например, по выражению лица, интонации голоса судить о внутреннем состоянии человека). Наблюдательность есть основа такого морального качества, как чуткость. Вопрос о наблюдении (процессе целенаправленного, организованного восприятия) и наблюдательности (черте личности) имеет большое воспитательное значение. Учащимся необходимо [55] понять, что умение наблюдать, наблюдательность — необходимое качество личности учителя, и поэтому, готовясь к своей будущей деятельности, они должны развивать в себе эти качества. В связи с этим вопросом преподавателю психологии целесообразно рассказать учащимся педучилища о методике проведения наблюдений на уроках в школе за всеми учениками класса и за отдельными школьниками. Нужно сказать учащимся, как важно четко поставить цель наблюдения, уметь систематически проводить его, т.е. полно, правдиво и последовательно фиксировать наблюдаемые факты в дневнике наблюдений и затем анализировать и осмысливать их в соответствии с поставленной задачей. Сначала учащимся можно предложить небольшие по объему задания — наблюдать за поведением отдельных школьников на каком-либо определенном уроке, на внеклассном мероприятии, наметить план этих наблюдений и проанализировать результаты их. Необходимо показать учащимся, как отбирать важные для них факты поведения школьника, как их фиксировать. Затем можно познакомить учащихся педучилища с планом наблюдений за школьником для составления его психологической характеристики и индивидуальной работы с ним. Учащиеся должны понять, что составление характеристики школьника — не самоцель. Изучение психических особенностей ребенка нужно учителю для осуществления индивидуальной воспитательной работы с ним. Без знания особенностей личности ребенка нельзя правильно воспитывать и учить его. Преподаватель психологии в течение всего учебного года систематически проверяет ведение дневников наблюдений, анализирует вместе с учащимися результаты наблюдений и намечает конкретные воспитательные воздействия по отношению к каждому ученику. Для того чтобы определить эффективность принятых мер, нужно тщательно фиксировать изменения в поведении школьника. Собранный таким образом большой материал, характеризующий особенности формирования личности, может быть использован преподавателем на уроках психологии как иллюстрация к теоретическим положениям.
ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ МАТЕРИАЛ Целостность восприятия иллюстрируется рисунками и таблицами. Рисунок, сделанный отдельными штрихами, точками, пятнами, будет воспринят как изображение целого предмета (рис. 5). Слово с пропусками букв, или искажением буквенного состава, показанное на очень короткий промежуток времени, также [56] воспринимается как знакомое целое (например, внимание читается учащимися как внимание). Незаконченный рисунок (например, преподаватель начинает рисовать на доске какое-то животное и просит учащихся узнать по отдельным элементам, какое животное он рисует) с изображением такой детали, как хобот, сразу определяет восприятие учащихся. Они догадываются, что изображается слон. Это является хорошей иллюстрацией к тому, какую роль в восприятии целого играет восприятие отдельной части, если она имеет существенное значение в целом. Чтобы показать, какое значение в целостности восприятия имеют отдельные части воспринимаемого в их отношениях к другим частям этого целого, можно использовать некоторые зрительные иллюзии. Лучше, если преподаватель делает чертеж на доске : тогда очень ясно видно влияние на восприятие различного соотношения частей в целом (рис. 6). Сначала преподаватель чертит три равных параллельных отрезка. Для всех учащихся ясно, что они равны между собой. Затем к каждому из них добавляются одинаковые черточки, только в разных направлениях. После этого основные линии перестают восприниматься как равные. Эта иллюзия — ошибка восприятия — объясняется различным соотношением частей в каждой из трех равных линий. Роль прошлого опыта в восприятии можно продемонстрировать, показав студентам какую-либо совсем им незнакомую вещь и попросив их сказать, какими свойствами эта вещь обладает (цвет, форма, материал, из которого она сделана, ее вес, назначение и т. д.). Они смогут назвать только некоторые свойства, воспринимаемые в настоящее время, но не смогут определить назначение предмета и назвать его. Если же показать учащимся хорошо известную им вещь (ключ, футляр от очков и т. п.), они укажут все ее свойства, даже те, которые не ощущаются в настоящее время, но воспринимались в прошлом, укажут и назначение предмета и его название. Избирательный характер восприятия демонстрируется следующим опытом. Преподаватель предлагает учащимся посмотреть в окно, а затем отвернуться и ответить на вопрос: «Какие особенности стекла вы заметили в этом окне?» Учащиеся не смогут ответить на вопрос, так как восприняли то, что увидели за окном, а особенностей стекла, через которое смотрели, не заметили. На зрительный анализатор учащихся воздействовало, несомненно, и само стекло, через которое они смотрели, но задача, поставленная перед ними, направила их внимание на то, что за окном. Измените задачу: скажите учащимся, [57] чтобы они посмотрели на стекло в окне, — они перечислят особенности этого стекла (трещины, грязь на нем и др.), но не заметят того, что находится за окном. Отсюда видно, что избирательность — существенная особенность восприятия зависит от задачи, стоящей перед человеком. Условия, от которых зависит превращение того или иного предмета в объект восприятия, можно иллюстрировать и с помощью наглядного материала. Значение контрастности в окраске для выделения объекта восприятия показано на рисунке «Ваза и два профиля» (рис. 7). Чтобы продемонстрировать роль четкого контура предмета, облегчающего выделение его в качестве объекта восприятия, надо использовать тот же рисунок, но не окрашенный, с четко очерченным контуром вазы (рис. 8). Выяснить значение осмысленности восприятия можно на рисунке 7. Если воспринимающий осмыслит черные части рисунка как профили человеческих лиц., он белую вазу воспримет как фон. При восприятии белой части рисунка как изображения вазы черная часть превратится в фон восприятия. Роль контура в выделении предмета как объекта восприятия можно показать на так называемых загадочных картинках, где совпадение линий контура одного предмета с линиями контуров других предметов мешает выделить данный предмет. Благодаря этому затрудняется восприятие его (всем известны картинки, в которых надо отыскать собаку, охотника или лыжника, спрятанных среди ветвей дерева). То же можно показать на таблице, изображающей различные геометрические фигуры (круги, прямоугольники, треугольники, трапеции), в начертании которых части одних составляют одновременно элементы других фигур. Подсчет фигур благодаря этому совпадению затруднен (рис. 10). Избирательный характер восприятия нужно показать не только на примере зрительного, но и на примере других видов восприятия. Для этого можно воспользоваться литературным примером. Однажды М. Горький, просматривая рукопись молодого писателя, сделал следующее замечание: «Первая щука — явно лишняя». Оно относилось к такому месту в тексте: «Сквозь чащу кустарника продирался мокрый Василий, истошно крича: «Братцы, щуку поймал!» О (какой щуке говорит Горький? И как это замечание характеризует самого писателя? Учащимся на слух трудно выделить сочетание конца одного слова «чащу» и начала второго «кустарника» и воспринять две части разных слов как одно слово «щуку». [58]
|