Методика преподавания психологии - Речь
Лекции и практикум по психологии - Преподавание психологии
Индекс материала
Методика преподавания психологии
Некоторые пути и средства, повышающие эффективность преподавания психологии
Предмет, задачи и методы психологии
Развитие психики
Ощущение
Примерный план наблюдений за звуковым анализом слов на уроке русского языка в 1 классе
Восприятие
Примерный план наблюдений за восприятием учащихся на уроке
Внимание
Память
Воображение
Мышление
Речь
Альбом иллюстраций
Все страницы

РЕЧЬ
Работу над темой «Речь» надо начать с выяснения общественно-исторических истоков возникновения языка и речи человека.
1. Речь, так же как и язык, есть общественно-историческое явление, возникшее в трудовой деятельности людей из потребности в общении. Язык есть специфическая форма отражения действительности. Отражая предметы и явления, человек обозначает их словом. Слова возникают в языке тогда, когда возникает в действительности то или иное явление и отражается в сознании человека в виде образа или понятия, которое обозначается новым елевом (так появились в нашей речи слова целинник, космонавт и др.).
Каждое слово имеет обобщенное значение, т. е., обозначая единичный, конкретный предмет или явление словом, человек отражает их как представителей группы предметов и явлений. В обобщенных значениях слов отражен общественный опыт. Различные связи и зависимости, существующие в действительности, также отражаются в определенных языковых формах, имеющих обобщающий характер (так, причинные связи выражены словосочетаниями потому что, оттого что). Если предметы и явления могут отражаться в сознании человека в виде более или менее обобщенных образов, то различные связи отражаются только в языке, обозначаются одними и теми же языковыми формами. У человека нет других способов отражения связей, существующих в действительности, как определенные языковые формы.
Нужно обратить внимание учащихся на различия между понятиями язык и речь. Язык есть исторически сложившееся в процессе развития человеческого общества средство общения между людьми. В языке отражается, закрепляется и передается из поколения в поколение обобщенный опыт, накопленный человечеством. Речь — это процесс общения людей друг с другом посредством языка. В речи каждого человека отражаются не только обобщенные значения слов, но и отношение самого человека к предмету речи и к своему собеседнику. Общаясь [101] друг с другом, люди пользуются определенными языковыми средствами: словарным запасом, грамматическими формами своего родного языка. Каждый человек пользуется языком по-разному. Речь может быть лаконичной, сжатой или образной, логической или бессвязной, бедной или богатой, в зависимости от умения человека использовать в своей речевой деятельности языковые средства. Развитие речи заключается в овладении готовы-. ми, исторически сложившимися словарным фондом и грамматическими нормами родного языка, в умении ими пользоваться для выражения собственных мыслей и для понимания мыслей, высказанных другими людьми.
Овладевая ;в процессе речевого общения родным языком, человек обогащает свое сознание результатами общественного опыта. Знания, добытые человечеством, благодаря речи становятся достоянием каждого человека.
2. Надо объяснить учащимся, что речь связана со всеми сторонами сознания. Все, что отражается человеком в ощущениях и восприятии, представлениях памяти и воображения, обозначается словами. В речи отражаются чувства 'человека, его отношение к окружающему. Особенно важно обратить внимание учащихся на связь речи с мышлением. Речь возникла вместе с мышлением в трудовой деятельности и развивается в единстве с мышлением. Она есть форма существования мысли. Никакие обобщенные знания были бы невозможны без слов. Человек может мыслить о группах предметов и явлений, имеющих общие признаки, о связях, существующих между ними, абстрагируясь от конкретного, единичного, только пользуясь словами в их обобщенном значении. Даже когда мысль возникает в форме образа, он выполняет в мышлении функцию речи, так \как несет в себе обобщенное смысловое содержание. О единстве мышления и речи свидетельствует тот факт, что нарушения деятельности речевых зон больших полушарий ведут к расстройству речи и мышления. Больные с поражением лобных долей мозга не могут выделить главное, связно пересказать текст, приводят отдельные факты, не связанные друг с другом. Например, больному с опухолью заднелобных отделов левого полушария предложили составить рассказ по картине Репина «Не ждали». Больной говорит: «Человек вернулся... вот... одним словом... не ждали... все... так. Все» . Больной 50 лет, учительнице, с удаленной опухолью левой лобно-височной доли предлагают рассказать что-нибудь о Севере. Она говорит: «Север — это холод и отсутствие фруктов... Все, что еще» (пауза). При предложении рассказать подробнее больная заявляет: «Ну, что подробнее... я не могу вообще... я по Шадринску расскажу, я [102] там жила и знаю, а так я не знаю, как рассказать... Там много снега, сильный мороз... Очень там с водой неудобно... В баню там стояли в очереди... Много собак... у каждого дома злая собака. Дома деревянные. Срубы. Все» .
Но речь — не только орудие мышления. Она выражает значительно больше, чем обозначает. Для понимания речи недостаточно только знания значения слов; весьма существенную смысловую нагрузку несут выразительные моменты речи (интонация, ритм, паузы, стилистические особенности), в которых раскрывается ее внутренний смысл, эмоциональный подтекст. «Можно даже сказать, что чем выразительнее речь, тем более она речь, а не только язык, потому что чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий, его лицо, он сам»,— утверждает С. Л. Рубинштейн .
3. Важным в этой теме является вопрос о функциях речи. Функция общения — основная функция речи. В процессе общения люди пользуются речью для сообщения другим своих мыслей, чувств, для выражения своего отношения к предмету деятельности, другим людям. И понимание мыслей и чувств других / людей также требует речевого общения. В процессе общения речь служит средством воздействия людей друг на друга, вызывает переживания, побуждает к действию или удерживает от него. Функция общения включает в себя функции сообщения мыслей и чувств и воздействия людей друг на друга. Вторая, не менее важная — обозначающая функция речи. Слова в нашей речи всегда обозначают что-то (предмет, действие, отношение). Речь человека отличается от звуков, издаваемых животными, именно тем, что слова имеют предметное значение. Звуки, издаваемые животными, являются лишь средством выражения, но ничего не обозначают. Люди могут общаться друг с другом с помощью слов только потому, что для них понятно значение каждого слова. Сама обозначающая функция речи возникла из потребности в общении людей друг с другом в процессе труда и формируется в общении. Функции общения и обозначения составляют неразрывное единство. Они обусловливают друг друга.
Преподавателю психологии особенно важно обратить внимание учащихся и на другую важную функцию речи —обобщение. Слова речи обозначают не только отдельные конкретные предметы и явления, но и обобщают наши знания о них. В обозначающей и обобщающей функции речи особенно ясно проявляется ее единство с мышлением. [103]
4. Рассматривая вопрос о видах речи, необходимо сказать учащимся, что в процессе исторического развития возникли и развивались две речевые формы: внешняя речь, сначала устная, затем письменная, и внутренняя. Они отличаются друг от друга по структуре. Особенно важно показать, что своеобразие структуры различных видов речи зависит от выполняемой ими функции. Для этого надо очень детально рассмотреть условия речевого общения людей.
Устная диалогическая речь служит для общения с собеседником в условиях непосредственного контакта людей друг с другом. Она поддерживается реакциями слушающего, сопровождается мимикой, жестами. Собеседники связаны общими переживаниями, общей ситуацией. Поэтому их речь может быть неразвернутой, неполной, неточной и все же выполнять функции общения, воздействия, сообщения. Понимание речи достигается в этих условиях не одним знанием значения слов, но дополняется выразительными средствами речи (интонация, мимика, жесты, темп), раскрывающими внутренний смысл речи говорящего и его отношение к предмету разговора и к собеседнику.
В монологической речи человек использует те же выразительные средства, что и IB диалогической, но условия общения здесь другие. Нет непосредственного общения с собеседником, речь говорящего обращена к большой и часто неоднородной аудитории. Говорящий и слушатели могут быть сначала не связаны общностью 'Переживаний и мыслей. Такая общность может возникнуть как результат воздействия одного человека на всех остальных. Поэтому монологическая речь, чтобы быть понятной, должна быть более развернутой, связной и точной, чем диалогическая. По своей структуре она ближе к письменной речи.
Письменная речь возникла и развивалась исторически позднее -устной, из потребности в общении на расстоянии, для передачи накопленного опыта старшим поколением младшему. Письменная речь фиксирует процесс творчества и его результаты. Письменная речь, выполняя функцию общения, обращена к отсутствующему собеседнику, с которым пишущий не связан в момент общения ни общей ситуацией, ни совместными переживаниями. Поэтому, чтобы быть понятной читателям, письменная речь требует от пишущего связного, логического и точного изложения мыслей. В письменной речи не могут быть использованы те выразительные средства, которыми пользуется говорящий человек. Поэтому особенно важен подбор слов и выражений, наиболее ясно и точно выражающих мысли пишущего. Для передачи эмоционального подтекста в письменной речи служат стилистические средства выражения: метафора, инверсия, знаки препинания и т. д. Между устной и письменной речью [104] нельзя провести строгого разграничения. Устная монологическая речь по выполняемой функции и по структуре близка к письменной. Это особенно относится к речи диктора или лектора радио- и телевизионных передач. Здесь устная речь отличается от письменной только техническими средствами.
Без обстоятельного анализа особенностей каждого вида речи, в зависимости от условий речевого общения людей друг с другом, учащиеся не усвоят связи между функциями и видами речи.
5. Очень важно учащимся понять сущность внутренней речи, функции которой заключаются в оформлении мысли. Внутренняя речь не служит средством общения непосредственно, но подготовляет и обеспечивает его. Поэтому она отлична от внешней речи по своей структуре: внутренняя речь свернута; мысль, оформляясь в речи, выражается в отдельных словах и даже частях слов, обозначающих сокращенно ее основное смысловое содержание. Поэтому иногда бывает трудно перевести мысль из внутренней речи во внешнюю. При таком переводе человек осознает пробелы, неясности в собственной мысли. Внутренняя речь возникла на основе внешней и сохраняет ее характер. Она всегда обращена к собеседнику, в том числе и к самому себе. В этом внутреннем диалоге формируется мысль человека. Исследованиями доказано, что внутренняя речь существует как зрительный, слуховой и рече-двигательный образы слов, которые полностью не проговариваются человеком. Внутренняя речь всегда связана с движениями речевого артикуляционного аппарата, часто совершенно незаметными, и с возбуждением рече-двигательных и рече-слуховых нервных клеток в мозгу человека, без которых она, а следовательно, и мышление были бы невозможны. «...Моя мысль очень часто сопровождается при закрытом и неподвижном рте немым разговором, то есть движениями мышц языка в полости рта», — писал И. М. Сеченов .
Очень важно показать учащимся значение внутренней речи в мыслительной деятельности. Исследования, проводимые советскими психологами, показали, что ослабление внутренней речи ведет к нарушению нормального протекания интеллектуальных операций. При скрытой артикуляции, сопровождающей внутреннюю речь, в мозг поступают слабые кинестетические раздражения. Для нормального мышления они достаточны. У больных с поражением речевых зон мозга внутренняя речь, в форме которой протекает процесс мышления, нуждается в более сильных кинестетических раздражениях. Такие больные могут решать мыслительные задачи, правильно понимать смысл [105] слышимого только при проговаривании вслух или шепотом. Если такому больному предложить решать задачу с зажатым между зубами языком, он не сможет ее решить, так как нормальный мыслительный процесс у него нарушается благодаря задержке скрытой артикуляции, затормаживанию рече-двигательного рефлекса. Больной с осколочным ранением левой лобно-височно-теменной области через несколько лет после ранения отмечал, что для понимания читаемого он должен проговаривать текст вслух или про себя. Еще яснее выступает нарушение интеллектуальных операций при понимании больным смысла предложений, которые он прослушивал с зажатым между зубами языком. Ему предлагалось прослушать предложение: «В школу, где училась Дуня, с фабрики пришла работница, чтобы сделать .доклад». Затем он должен был ответить на вопросы: «Кто делал доклад? Где происходил доклад?» Ответы больного свидетельствуют о том, что смысл предложения не был им понят: «Очень длинно... не могу сказать, что к чему... В мысли не моту уложить...» Другой больной не мог решить задачу: «Сыну S лет, отец на 30 лет старше сына. Сколько лет отцу?» При свободном положении языка подобную задачу он решал за 15 секунд .
6. В этой теме необходимо показать учащимся речевые особенности личности и их формирование. Важно, чтобы учащиеся поняли, что речевые свойства человека не существуют сами по себе — в них отражаются особенности личности. Это важно усвоить будущим учителям, так как речь для учителя является одним из основных средств воздействия на детей.
Тип высшей нервной деятельности, темперамент выражаются в темпе речи, ее ритме, богатстве интонаций, эмоциональной «краске. В речи человека раскрывается направленность личности, ее убежденность, проявляющаяся в силе, логичности доказательств при споре, при изложении своих мыслей. Внутреннее содержание личности, богатство и -глубина знаний, острота мысли также проявляются в речи. Такие черты характера человека, как общительность или замкнутость, уверенность или робость, .почтительность, наглость и многие другие, выявляются в содержании и особенностях его речи. Проявляясь в речи человека, многие черты личности и формируются в процессе речевого общения людей друг с другом. Такая черта личности, как общительность, не может сформироваться, если из-за сложившихся условий жизни человек редко и мало общается с другими людьми.
Благодаря специфике деятельности у человека может сформироваться определенный стиль речи: деловой или образный, [106] лаконичный или многословный. Речь может стать властной или робкой, оригинальной или шаблонной.
Будущему учителю важно обратить внимание на свою речь: обогащать словарь, добиваться чистоты и правильности стиля языка, выработать у себя точную, логичную и выразительную речь. Не менее важно воспитать в себе умение и привычку внимательно слушать собеседника.
7. В разделе о развитии речи ребенка следует обратить внимание учащихся на то, что развитие речи заключается не только в обогащении пассивного и активного словаря ребенка, в усвоении грамматического строя языка. В основном развитие речи сказывается в том, как дети овладевают обобщенным значением слов. Нужно выяснить значение речи во всей деятельности ребенка. Включаясь в его познавательную деятельность, речь перестраивает ее. Процесс восприятия существенно изменяется, если признаки воспринимаемого предмета обозначаются словом. Овладевая речью, ребенок связывает возникающий при восприятии образ предмета со словом, обозначающим данный предмет. Устанавливать зависимости между явлениями ребенку помогает усвоение словесных обозначений различных зависимостей.
Любая деятельность ребенка направляется и организуется взрослыми и осмысливается им самим благодаря речевому общению с другими людьми. В процессе развития ребенка возникают новые формы его речевой деятельности: слушание, вопросы-ответы, чтение и письмо. Последние особенно важны в развитии речи и мышления детей. Они расширяют познавательные возможности детей, способствуют развитию связной, правильной и образной речи. Кроме того, овладение письменной речью (чтение, письмо) способствует развитию внутренней речи.
Речь развивается не сама по себе, но в процессе активной деятельности ребенка, в общении его со сверстниками и взрослыми. Важно охарактеризовать закономерности развития различных видов речи: влияние устной речи на развитие письменной и обратное воздействие письменной речи на развитие устной и внутренней речи ребенка. Нужно подчеркнуть значение усвоения школьниками грамматического строя родного языка для развития точности и связности их речи. Необходимо также отметить, что для развития речи ребенка важно, чтобы каждое слово, вошедшее в его словарь, было наполнено конкретным содержанием, чтобы слово содержало представления и знания о том, что оно обозначает. В речи детей не должно быть пустых, бессодержательных слов и выражений. За каждым словом человек должен разуметь действительность, говорил И. П. Павлов.
Говоря о развитии речи ребенка, нужно связывать его с развитием мышления, так как речь и мышление представляют единый процесс. [107]
Будущие учителя должны повышать культуру своей речи, так как она влияет на развитие речи ребенка.

ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ МАТЕРИАЛ
Предложите учащимся сравнить между собой две редакции «Песни о Соколе» А. М. Горького (слова подчеркнуты мною.— 3. П.).
Первая редакция Вторая редакция
А волны моря с печальным плеском о камень бились. Блестело море все в южном солнце, и с шумом волны о берег бились. В их тихом шуме звучала песня о смелой птице, любившей небо... А волны моря с печальным ревом о камень бились. Блестело море все в ярком свете, и грозно волны о берег бились. В их львином реве гремела песня о гордой птице; дрожали скалы от их ударов, дрожало небо от грозной песни...

При восприятии текста в воображении учащихся возникают образы-картины. Нужно, чтобы они сравнили между собой образы, возникшие при слушании первого и второго отрывков, и ответили на вопрос, какая из возникших в их воображении картин создает соответствующее настроение для восприятия дальнейших событий (гибель Сокола). Дальше следует перейти к анализу тех языковых средств, которыми автор достигает соответствующего воздействия на читателей. На основании этоге анализа можно сделать вывод о значении подбора слов и выражений, наиболее точно выражающих мысли, чувства человека для их (понимания.
Чтобы показать значение выразительности речи для ее понимания, предложите учащимся из синонимов, обозначающих действие войти в дверь, выбрать словосочетание, наиболее точно характеризующее различные персонажи из произведений Н. В. Гоголя. Учащиеся должны ответить на вопрос, какой из глаголов: вошел, ввалился, вломился, влетел, ворвался, втиснулся, вполз, впорхнул — наиболее подходит для характеристики Ноздрева, Собакевича, Плюшкина, Коробочки, Хлестакова и др. Подбирая наиболее подходящие выражения, которые дают представление не только о самом действии, но характеризуют способ действия и лицо, его выполняющее, учащиеся лучше поймут и почувствуют значение слова как формы мысли, полнее увидят его обозначающую и воздействующую функцию. Все это заставит учащихся внимательнее относиться к собственной речи. [108]

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Задание I. Школьникам I—IV классов предлагают ответить, как они понимают пословицы: «Не в свои сани не садись»; «Семь раз примерь, один раз отрежь», или такие выражения: «сел в лужу»; «пустил пыль в глаза». Ответы детей учащиеся педучилища записывают и анализируют. Сравнив ответы школьников I и IV классов, учащиеся должны будут объяснить, почему дети разного возраста по-разному понимают эти выражения и почему маленькие школьники не воспринимают переносного значения многих слов и выражений. Анализируя ответы детей, учащиеся лучше поймут связь между развитием речи и мышлением.
Задание II. Можно предложить школьникам I—IV классов ответить, как они понимают значение одних и тех же слов (например, народ, родина, дружба, долг, смелость). Сравнив между собой ответы детей, учащиеся видят, что значение этих слов дети разного возраста понимают различно. В своих ответах дети укажут на те признаки, которые они выделяют как существенные при определении данного понятия. То, что у школьников изменилось понимание содержания слов, свидетельствует о зависимости этого процесса от развития мышления, расширения и обогащения опыта, знаний ребенка. Здесь ясно выступает единство в развитии мышления и речи и в то же время отсутствие тождества между ними.
Задание III. Можно предложить школьникам I и IV классов небольшой текст для самостоятельного устного пересказа. Ответы детей надо записывать дословно. Сравнив между собой рассказы школьников разных классов, учащиеся педучилища делают вывод об изменениях, происходящих в речи детей за период их обучения в начальной школе.

ВОПРОСЫ-ЗАДАЧИ
1. У мальчика 12 лет был выработан условный рефлекс на слова хорошо и плохо. Например, предложение «Ученик учится хорошо» вызывало положительную реакцию, а предложение «Мальчик плохо выучил урок» — отрицательную. Затем ему предлагались фразы, в которых не было слов хорошо, плохо. Например: «Скоро будет праздник»; «Советская Армия победила»; «Наша команда проиграла»; «Ученик получил двойку». Реакция сохранилась та же, что на слова хорошо и плохо. Почему? О каких закономерностях психики говорит данный факт?
2. Как следует понимать выражение: «Кто смутно говорит, тот смутно и мыслит»?
3. Прочтите внимательно приведенные ниже примеры и ответьте на вопрос, какие качества речи, необходимые для ее [109] понимания, в них отсутствуют: «Напоив раненых, машина двинулась в путь»; «У щенка хвост был пушистый, как труба, и уши торчали во все стороны» (из сочинений учащихся IV класса); «Голубушка моя... Я так рад и прочее... Вот именно и тому подобное... Давно желал... Это было моим всегдашним желанием (А. П. Чехов. Предложение).
4. Почему взрослый и ребенок не всегда понимают друг друга, хотя говорят на одном языке?
5. Писатель В. Г. Короленко вспоминал, что, когда он был маленьким ребенком, он никак не мог понять, почему большого усатого мужчину называют сыном их кухарки. Он думал, что слово сын относится только к таким маленьким мальчикам, каким был он сам. Объясните, почему мальчик только так понимал это слово?
6. О каких соотношениях мышления и речи ребенка свидетельствует такой пример: «Васса Ниловна... написала, что прикована к постели больной матери»... Никита так и представлял эту Вассу Ниловну: сидит длинная унылая женщина... и одна нога ее прикована цепью к ножке кровати» (А. Н. Толстой. Детство Никиты).
7. Можно ли по характеру речи человека — темпу, степени эмоциональности — судить о конкретных чертах его личности?

ЛИТЕРАТУРА
Ананьев Б. Г. Психология чувственного познания. М., Изд-во АПН РСФСР, 1960.
Жинкин Н. И. Механизмы речи. М., Изд-во АПН РСФСР, 1958.
Жинкин Н. И. Развитие письменной речи учащихся III—IV классов. «Известия АПН РСФСР», вып. 78, 1956.
Лурия А. Р. и Юдович Ф. Я. Речь и развитие психических процессов у ребенка. Экспериментальное исследование. М., Изд-во АПН РСФСР, 1956.
Селиванов В. Речь учителя. «Народное образование», 1969, № 11.
Семенова А. П. К вопросу об употреблении иносказательной речи школьниками. «Вопросы психологии», 1960, № 6.
Соколов А. Н. Внутренняя речь и мышление. М., «Просвещение», 1968.
Соколов А. Н. О речевых механизмах умственной деятельности. «Известия АПН РСФСР», вып. 81, 1956.
Цветкова Л. С. О нарушении активных форм устной речи при динамической афазии. «Вопросы психологии», 1969, № 1.



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.