На главную Лекции и практикум по психологии Преподавание психологии Методика преподавания психологии - Примерный план наблюдений за восприятием учащихся на уроке
Методика преподавания психологии - Примерный план наблюдений за восприятием учащихся на уроке
Лекции и практикум по психологии - Преподавание психологии
Индекс материала
Методика преподавания психологии
Некоторые пути и средства, повышающие эффективность преподавания психологии
Предмет, задачи и методы психологии
Развитие психики
Ощущение
Примерный план наблюдений за звуковым анализом слов на уроке русского языка в 1 классе
Восприятие
Примерный план наблюдений за восприятием учащихся на уроке
Внимание
Память
Воображение
Мышление
Речь
Альбом иллюстраций
Все страницы

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН НАБЛЮДЕНИЙ ЗА ВОСПРИЯТИЕМ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ
Цель наблюдения: выяснить некоторые особенности восприятия младших школьников, проследить, как учитель организует восприятие детей.
1. Как проводилась подготовка учащихся к восприятию нового материала (привлечение прежнего опыта и знаний учащихся, возбуждение познавательных интересов, желания узнать новое)? Какими способами пользовался учитель при проведении этой подготовки?
2. Какие условия были созданы учителем для обеспечения полного и точного восприятия учениками нового содержания (постановка задачи перед учащимися, создание эмоционального отношения к воспринимаемому, возбуждение интереса, привлечение внимания)?
3. Как учитель руководил восприятием наглядных пособий (предметов, картин)? Каково значение вопросов учителя для направленности внимания учащихся на существенные стороны воспринимаемого? Какую роль конкретно, играли вопросы учителя? На что они были направлены? В чем 'проявилась анал'итико-синтетическая деятельность учащихся при восприятии?
4. Какими средствами пользовался учитель для выделения главного в воспринимаемом (интонация голоса, вопросы, запись на доске и в тетрадях, зарисовка целого и отдельных частей)?
5. О каких особенностях восприятия школьников можно судить по наблюдениям на уроке: где и в чем выступила расчлененность восприятия, как выделялось учащимися главное в том, что они воспринимали, как устанавливались связи между отдельными частями воспринимаемого? В чем обнаружилось значение имеющихся у учеников представлений для восприятия нового?
6. В чем проявилась организация восприятия учащихся учителем и как она влияла на полноту и точность восприятия ими учебного материала?
Анализируя наблюдения учащихся на уроке, преподаватель психологии использует этот конкретный материал, чтобы показать учащимся все закономерности восприятия. Анализ поможет также выделить особенности восприятия маленького школьника, отличие его от восприятия взрослого человека и установить, как изменяется детское восприятие при правильной организации его учителем. Если такие наблюдения будут проведены на нескольких уроках, это поможет учащимся лучше понять сущность восприятия, условия и особенности его развития у детей. [59]

ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Проведение опыта .
Цель опыта: выяснить значение организации восприятия ребенка для его .полноты и точности.
Методика проведения опыта. Ребенку показывают какую-нибудь картинку, говоря при этом: «Посмотри хорошенько, потом расскажешь о том, что видел». Через 3—5 минут картинку убирают и просят школьника рассказать, что он видел. Ответы ребенка точно записываются. Ему задают вопросы, касающиеся содержания картинки и отдельных деталей, чтобы выяснить, как он их воспринял. Во второй раз демонстрируется картинка, по содержанию равноценная первой. Но перед восприятием ребенку задают вопросы, которые направляют его внимание на детали воспринимаемого и на содержание: «Посмотри, сколько человек на картинке. Как они одеты? Что они делают? Почему они так одеты? Чему они рады?» На восприятие картинки дают то же время, что и в первом опыте, затем ее убирают и просят школьника рассказать о воспринятом. Рассказ учащегося нужно записать, сравнить результат первого и второго восприятия. Затем студент делает вывод о значении организации восприятия для его полноты и точности. Организация восприятия заключается в том, что вопросы, заданные до начала восприятия, направляют внимание ребенка при восприятии, тем самым помогая ему расчленить целое на части, найти связи между ними, выделить существенное.

ВОПРОСЫ-ЗАДАЧИ
1. Зная закономерности восприятия, объясните, почему мы редко замечаем опечатки при чтении художественной литературы?
2. Какое значение для восприятия имеют подписи под картинками в детских книгах?
3. Для чего ошибки в тетрадях учитель исправляет красными чернилами?
4. Как помогает восприятию интонация голоса учителя при объяснении нового учебного материала?
5. С какой целью учитель проводит предварительную беседу перед чтением нового текста?
6. В одном из рассказов Конан Дойля о Шерлоке Холмсе приводится такой разговор Холмса с доктором Ватсоном:
«— ...Сколько раз вы видели ступеньки, ведущие из прихожей в эту комнату? [60]
— Часто.
— Как часто?
— Ну, несколько сот раз.
— Отлично. Сколько же там ступенек?
— Сколько ступенек? Понятия не имею!
—Вот-вот, не заметили. А между тем вы видели!
В этом вся суть. Ну, а я знаю, что ступенек семнадцать...»
Какой вывод вы можете сделать из этого эпизода, зная общие закономерности восприятия?
7. Объясните психологически следующий факт: когда человек впервые идет по незнакомой местности, самостоятельно разыскивая дорогу, он без труда найдет ее вторично; если же он идет вместе со спутником, которому дорога хорошо известна, человеку трудно будет самостоятельно проделать этот путь в следующий раз.

ЛИТЕРАТУРА
Ананьев Б. Г. Психология чувственного познания. М., Изд-во АПН РСФСР, 1960.
Банков Ф. Дух пытливости. «Семья и школа», 1969, № 3.
Блинов Г. Воспитание наблюдательности. «Начальная школа», 1967, № 10.
Бодалев А. А. Восприятие человека человеком. Изд-во ЛГУ, 1965.
Запорожец А. В. Развитие восприятия и деятельность. «Вопросы психологии», 1967, № 1.
Зинченко В. П. Восприятие как действие. «Вопросы психологии», 1967, № 1.
Миронов А. В. О некоторых вопросах психологии чувств и их роли в художественном восприятии и творчестве. «Вопросы психологии», 1969, № 6.
Михайлова А. Ребенок и театр. «Начальная школа», 1970, № 5.
Р о ж и н а Л. Н. Некоторые особенности отношения младших школьников к литературным героям. «Вопросы психологии», 1964, № 1.
Рубинштейн С. Л. Проблемы психологии восприятия. В сб.: «Исследования по психологии восприятия». Под ред. С. Л. Рубинштейна. М.—Л., Изд-во АН СССР, 1948.
Т е п л о в Б. М. Психологические вопросы художественного воспитания. «Известия АПН РСФСР», вып. 11, 1947.
«Формирование восприятия у дошкольника». Сб. статей под ред. А. В. Запорожца и Л. А. Венгера. М., «Просвещение», 1968.



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.