На главную Лекции и практикум по психологии Преподавание психологии Методика преподавания психологии - Ощущение
Методика преподавания психологии - Ощущение
Лекции и практикум по психологии - Преподавание психологии
Индекс материала
Методика преподавания психологии
Некоторые пути и средства, повышающие эффективность преподавания психологии
Предмет, задачи и методы психологии
Развитие психики
Ощущение
Примерный план наблюдений за звуковым анализом слов на уроке русского языка в 1 классе
Восприятие
Примерный план наблюдений за восприятием учащихся на уроке
Внимание
Память
Воображение
Мышление
Речь
Альбом иллюстраций
Все страницы

ОЩУЩЕНИЕ
Начиная изучать отдельные психические процессы, преподаватель должен объяснить учащимся, что в личности все стороны психики теснейшим образом связаны между собой, находятся в постоянном взаимодействии. Так, ощущения включены в процесс восприятия. Восприятие опосредовано прошлым опытом и знаниями человека, удержанными его памятью. Осмысленное запоминание обеспечивается деятельностью мышления и речи. Вся психическая деятельность человека регулируется его волей. Однако для более глубокого проникновения в сущность каждого психического процесса приходится выделять его из общей структуры познавательной деятельности человека.
В процессе познания формируются особенности и качества личности, складываются устойчивые, специфичные для каждого человека свойства, накладывающие отпечаток на всю психическую деятельность. [44]
Процесс познания начинается с ощущений и восприятий («живого созерцания») и переходит к абстрактному мышлению— познанию сущности предметов и явлений действительности.
Изучение познавательной деятельности человека в курсе психологии начинается с рассмотрения процессов ощущения и восприятия. При работе над темой «Ощущение» надо обратить внимание учащихся на следующие положения.
1. Познание мира начинается с ощущений. Ощущения дают человеку знания о качествах предметов. Отсутствие какого-либо ощущения (зрительного, слухового) делает невозможным непосредственное познание человеком соответствующей стороны действительности. Слепой от рождениям не может познать такие свойства предметов, как свет и цветность. О том, что они существуют в действительности, он знает от зрячих людей.
2. Ощущения возникают только при непосредственном воздействии на анализаторы человека раздражителей, т. е. предметов и явлений действительности, а также раздражителей, исходящих из самого организма. Достоверность знаний, полученных через ощущения, проверяется практикой, деятельностью человека, в которой он использует эти знания.
3. Надо показать учащимся, что в основе любого психического процесса, в том числе и ощущения, лежат физиологические нервные процессы возбуждения и торможения, протекающие в больших полушариях мозга. Различные качества предметов, воздействуя своими физическими свойствами (колебаниями электромагнитных, воздушных волн) на органы чувств человека, вызывают в окончаниях чувствительных нервов соответствующего воспринимающего органа-рецептора нервный процесс возбуждения. Возбуждение передается по проводящим нервным путям в мозг. Здесь, в специальных клетках, составляющих корковую часть анализатора, нервный (физиологический) процесс превращается в психический процесс — ощущение. Человек осознает то, что на него воздействует, отражает качества предметов и явлений — ощущает цвета, звуки, тепло, холод, запахи.
4. Важно показать учащимся, что в основе ощущений лежит рефлекторная деятельность мозга. Воздействия внешней или внутренней среды на периферическую часть анализатора вызывают ответную реакцию: зрачок расширяется или сужается; человек направляет взгляд на предмет, вызвавший ощущение, поворачивает голову, прислушиваясь; отдергивает руку от горячего. От действующего органа (глаза, уха, руки) в кору головного мозга поступает обратный сигнал о деятельности рецептора. Благодаря обратной связи между рецептором и центральным ядром анализатора мозг непрерывно регулирует деятельность внутренних органов и органов движения.
Сведения о действительности, получаемые с помощью анализаторов, помогают животному приспособиться к среде. [45] Лишенное ощущений, живое существо не могло бы существовать, так как не могло бы правильно реагировать на воздействие среды. В этом заключается жизненно важное значение ощущений для животных. Рефлекторная природа ощущений особенно ясно проявляется в различной реакции животных на раздражители, имеющие для них неодинаковое жизненное значение (например, различная реакция на запахи пищи и других веществ, не употребляемых в пищу).
Человек, в отличие от животных, не только приспосабливается к среде, но действует в ней, изменяя ее. Знания о свойствах предметов и явлений, полученные через ощущения, используются человеком в его деятельности. Различая качества предметов, человек правильно реагирует на них. Едва заметные изменения в силе звука, яркости цвета, изменения температуры, ощущаемые им, становятся сигналами, требующими точных и дифференцированных действий.
5. Для понимания природы ощущений очень важны вопросы о соотношении раздражения и ощущения (пороги чувствительности) и о причинах и условиях изменения чувствительности. Знание таких закономерностей, как адаптация, последействие и взаимодействие ощущений, помогут учащимся понять, как изменение условий работы анализаторов повышает или снижает их чувствительность.
6. Необходимо также обратить внимание учащихся на то, что в процессе познавательной деятельности образуются связи между ощущениями и предметами, постоянно их вызывающими. Ощущения становятся для человека сигналами определенных признаков предметов действительности и их состояний. Мы говорим об определенном запахе и относим его к определенному предмету, говорим о звуке и относим его или к звуку голоса человека, или к звуку, издаваемому каким-либо предметом. Предметная соотнесенность ощущений человека принципиально отличает их от ощущений любого животного.
7. Важно раскрыть значение слова в ощущениях. Название свойства предмета обеспечивает его выделение, способствует развитию тонкой дифференцирован ощущений. Овладевая названиями цветов, ребенок учится лучше их различать. Благодаря слову человек осознает свои ощущения, обобщает их. В развитии ощущений ребенка слово — название признака — играет очень важную роль.
8. Необходимо показать учащимся значение деятельности человека в развитии его ощущений. Учителю следует знать условия организации деятельности ребенка, способствующие успешному развитию его ощущений. Любая деятельность предъявляет определенные требования к точности и тонкости ощущений, без которых эта деятельность не может быть успешно выполнена. Например, работа дегустатора требует развития обонятельных и [46] вкусовых ощущений, деятельность музыканта — тонкой слуховой чувствительности. В каждой деятельности упражняются и тренируются определенные анализаторные системы. Большое значение для развития ощущений в процессе деятельности имеет отношение человека к ней. В интересной, значимой для человека деятельности интенсивнее развиваются его ощущения. Особенности трудовой деятельности ведут к развитию у человека определенного вида чувствительности. В процессе деятельности формируются такие качества ощущений, как повышенная чувствительность к определенному виду раздражителей, интенсивность и другие, закрепляющиеся как сенсорные свойства личности. Преимущественное развитие у человека того или иного вида чувствительности накладывает отпечаток на его восприятие, на деятельность воображения, определяет тип памяти. Однако на развитии и особенностях протекания процесса ощущения обязательно сказывается все то, что приносит в него ощущающая личность. Способности и интересы человека влияют на развитие его чувствительности. В быстроте и силе реакций на воздействие раздражителя, в скорости и точности дифференцировок, в силе эмоционального тона ощущений проявляются свойства высшей нервной деятельности, особенности темперамента человека.
9. Развитие ощущений — не только необходимое условие познавательной деятельности человека. С развитием ощущений связана и такая важная сторона формирования личности, как развитие эстетических чувств и вкусов человека. Человек определенным образом относится к тому, что он познает. Это отношение он переживает в форме различных чувств. Возникающие у человека ощущения обычно вызывают ту или иную эмоциональную реакцию — эмоциональный тон ощущений. Повторяясь, это отношение становится постоянным. У каждого из нас есть любимые и нелюбимые цвета, приятные и неприятные нам звуки, запахи и т. п. Эстетическое воспитание, т. е. воспитание чувства прекрасного, связано с развитием эмоционального тона ощущений. Ребенок учится не только различать цвета, звуки, запахи, но видеть, слышать и любить прекрасное. Об этом нужно помнить учителю, организуя деятельность ребенка, в которой развиваются его ощущения.
10. Излагая вопрос о развитии ощущений у детей, следует подчеркнуть следующие положения.
Основное условие развития ощущений — активное действие с предметами, отличающимися определенными признаками. В интересной, осмысленной, значимой для них деятельности дети познают различные свойства предметов и явлений.
В процессе отражения различных свойств предметов устанавливаются условно рефлекторные связи между анализаторами (зрительным [47] и слуховым, зрительным и двигательным и др.). Например, при обучении письму, рисованию, труду устанавливаются связи между совместно действующими зрительным и двигательным анализаторами. Особенно важно для закрепления межанализаторных связей образование второсигнальных связей. Слово, обозначая качество предмета, уточняет и обобщает получаемые ребенком ощущения, помогает дифференцировать ощущения, отличать их друг от друга (например, различать звонкие и глухие согласные, светлые и темные оттенки зеленого цвета, объединять их в группы (все красные предметы, все гласные звуки).
Будущему учителю важно знать, что развитие ощущений имеет громадное значение для формирования личности ребенка. Чувственное познание важно не только тем, что оно — основа абстрактного мышления. Благодаря развитию ощущений детям становится доступным мир красок, форм, звуков. Образы, полученные в процессе ощущений, остаются в человеческом сознании как представления о свойствах вещей и явлений. Богатство и тонкость ощущений определяют полноту восприятия предметов « явлений, придают яркость и живость образам воображения. Особую роль в деятельности человека играют двигательные ощущения. В их основе лежат кинестетические или мускульно-суставные ощущения. Развитие двигательных ощущений — необходимое условие формирования всех учебных, трудовых и спортивных навыков.

ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ МАТЕРИАЛ
Использование демонстрационных опытов при изложении темы «Ощущение» поможет учащимся уяснить некоторые понятия и лучше усвоить основное теоретические положения. Например, при выяснении понятия пороги чувствительности можно провести следующий несложный опыт, предварительно поставив перед учащимися вопрос: «Всякое ли воздействие на рецептор вызывает ощущение?» Один из учащихся, закрыв глаза, протягивает руку ладонью вверх. На середину раскрытой ладони учитель осторожно опускает небольшой кусочек ваты, спрашивая, ощущает ли испытуемый прикосновение. Испытуемый отвечает обычно отрицательно, так как легчайшее прикосновение ваты им не ощущается. Дальше на ладонь испытуемого кладут еще такой же кусочек ваты, затем еще, и так до тех пор, пока испытуемый не скажет, что он почувствовал легкое прикосновение к коже ладони. Тогда он открывает глаза и с удивлением обнаруживает на своей ладони большой комок ваты. Все наблюдающие за опытом и сам испытуемый без труда отвечают на поставленный в начале опыта вопрос. Можно применить и другие варианты опытов. Хорошо использовать карточки с напечатанными, на них буквами разного размера или таблицы, применяемые глазными [48] врачами для определения остроты зрения. Карточки предъявляются учащимся, сидящим за последним, средним и первым столом. Их просят прочесть эти буквы. На большом расстоянии мелкий шрифт учащиеся не различают. Анализируя результаты, учащиеся приходят к выводу, что для получения зрительных ощущений раздражитель должен достигать определенной величины.
Чтобы показать, что порог различения определяет не сама по себе величина изменения раздражителя, а отношение этой величины к первоначально действующему раздражителю, можно использовать очень несложный опыт. Преподаватель заранее чертит на доске (рис. 2) три параллельных отрезка разной длины, каждый отрезок разделен на две части. Учащиеся должны определить, равны ли эти части. Оказывается, не всегда это возможно сделать верно без измерения, так как чувствительность к изменению раздражителя зависит не от величины этого изменения, а от соотношения ее с первоначальным раздражителем (в данном примере всеми ощущается разница в длине частей самой короткой прямой, и труднее ощутить эту различу в длинной прямой).
Вопрос о видах ощущений не требует применения специальной наглядности, так как каждый человек отчетливо осознает свои зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и кожные ощущения. Менее отчетливо осознаются двигательные ощущения. Поэтому можно провести несложный опыт, иллюстрирующий наличие ощущений движения и положения тела, помогающих человеку регулировать эти движения. Предложите учащимся придать любое положение своей правой руке, закрыв при этом глаза, а затем, не открывая глаз, то же положение дать своей левой руке. Потом предложите им, открыв глаза, проверить точность выполнения движения и, таким образом, установить наличие двигательных ощущений и их роль в управлении человеком движениями своего тела.
Значение осязательных ощущений в познавательной деятельности можно продемонстрировать, положив на ладонь человека, закрывшего предварительно глаза, какой-либо небольшой предмет. Попросите учащихся определить, что это такое, пользуясь только кожными ощущениями. Ни форму, ни величину предмета человек не сможет определить до тех пор, пока движением пальцев не ощупает предмет. В этом опыте наглядно выступает значение взаимодействия анализаторов (в данном случае кожного и двигательного) в познавательной деятельности и роль в ней активного действия человека с предметом.
Объясняя строение и функции анализаторов, следует использовать схему строения анализатора. Лучше всего, если такую [49] схему преподаватель демонстрирует не в готовом виде, а чертит на классной доске во время объяснения. Учащимся надо указать, что это общая схема строения всех анализаторов, состоящих из трех частей: рецептора, проводящего нервного пути и участка в коре больших полушарий мозга, где находится ядро данного анализатора — его мозговой конец (рис. 1). На этой же схеме можно показать учащимся путь нервного возбуждения, возникшего под воздействием раздражителя в окончаниях чувствительных нервов рецептора, идущего далее по проводящему чувствительному нерву в кору больших полушарий, где возбуждение превращается в психический процесс — ощущение, и путь ответной реакции: через двигательные центры коры по центробежным нервам — к мышцам. Эту же схему следует использовать и для демонстрации обратной связи рецептора с мозгом.
Иллюстративным материалом к теме «Ощущение» служат факты из исследований И. П. Павлова, С. В. Кравкова, Б. Г. Ананьева и других физиологов и психологов, изучавших физиологию органов чувств и психологические закономерности ощущений. Кроме того, следует подвергнуть анализу факты из жизни и деятельности людей, в действиях которых особую роль играют тонко дифференцированные и точные ощущения, например сталелитейщиков, настройщиков музыкальных инструментов, дегустаторов и многих других.
Материал по теме «Ощущение» нужно использовать для объяснения некоторых закономерностей восприятия. Следовательно, преподаватель должен проанализировать этот материал и выделить то, на что надо обратить внимание при его обобщении и повторении. Особенно важно повторить положения о рефлекторной природе ощущений, об их значении в деятельности, о взаимодействии ощущений, о значении образования условнорефлекторных связей между ощущениями различных видов, о значении речи и деятельности в развитии ощущений.
Чтобы показать учащимся значение психологических знаний о сущности ощущений и их развитии для правильной организации учебной деятельности ребенка, нужно провести наблюдения за развитием ощущений у детей на уроках рисования, труда, письма, чтения и выяснить, что способствует этому развитию.



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.