На главную Лекции и практикум по психологии Преподавание психологии Методика преподавания психологии - Альбом иллюстраций
Методика преподавания психологии - Альбом иллюстраций
Лекции и практикум по психологии - Преподавание психологии
Индекс материала
Методика преподавания психологии
Некоторые пути и средства, повышающие эффективность преподавания психологии
Предмет, задачи и методы психологии
Развитие психики
Ощущение
Примерный план наблюдений за звуковым анализом слов на уроке русского языка в 1 классе
Восприятие
Примерный план наблюдений за восприятием учащихся на уроке
Внимание
Память
Воображение
Мышление
Речь
Альбом иллюстраций
Все страницы

 

АЛЬБОМ ИЛЛЮСТРАЦИЙ
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ АЛЬБОМА ИЛЛЮСТРАЦИЙ.
В качестве наглядного пособия на урока психологии преподаватель может использовать иллюстрации, помещенные в прилагаемом альбоме, предварительно увеличив их. По каждой теме дано несколько рисунков, чтобы преподаватель имел возможность выбрать те из них, которые наиболее ярко иллюстрируют излагаемый на уроке вопрос.
Об использовании некоторых рисунков сказано в тексте методического пособия. Например, о рисунках 1 и 2 говорится в разделе «Ощущение». К этой же теме относится и рисунок 3, на котором графически показано, что уровень чувствительности зависит от отношения человека к действующему на него раздражителю. В данном случае зрительная чувствительность повышается у детей, если у них появляется интерес к предмету, вызвавшему зрительные ощущения. Эту же иллюстрацию преподаватель использует, рассказывая об условиях изменения чувствительности.
График на рисунке 4 показывает значение деятельности в развитии ощущений.
Рисунок 5 можно использовать, говоря о целостности восприятия и о значении прошлого опыта в восприятии. (Несмотря «а то что на рисунке даны только части лица человека, они воспринимаются как целое.)
О назначении рисунков 6, 7 и 8 сказано в тексте пособия.
Рисунки 9 и 10 демонстрируют избирательность восприятия. Задание к рисунку 9 потребует от учащихся умения анализировать, выделять части в целом при восприятии предмета. Рисунок 10 показывает, насколько затруднен выбор объекта восприятия из-за нечеткости контура. Рисунки 11 и 12 также относятся к вопросу об избирательности восприятия. На рисунке 11 изображены кубики. Человек, воспринимающий этот рисунок, может увидеть в нем 6 или 7 кубиков в зависимости от того, к какому [111] кубику он отнесет одну и ту же грань. На рисунке 12 предметом восприятия может стать лестница, если черные и заштрихованные прямоугольники будут осмысливаться и восприниматься как ступени. Этот же рисунок воспринимается как нависающий карниз или полоска бумаги.
Влияние на восприятие прошлого опыта и знаний показано на рисунке 13, там же даны пояснения к использованию рисунка.
Рисунки 14, 15, 16 можно использовать, чтобы показать значение направленности внимания в восприятии, а также для демонстрации сущности наблюдения как целенаправленного восприятия. Чтобы ответить на вопрос к рисунку 16, учащимся нужно обратиться к своему прошлому опыту и знаниям о том, почему чешуя рыбы не может быть расположена так, как изображен» на рисунке.
Рисунки 17, 18 помогут при объяснении понятия объем внимания и наглядно продемонстрируют условия, влияющие на расширение объема. Подробные методические указания приведены в тексте пособия.
Рисунки 19, 20, 21 могут быть использованы при изложении вопроса о распределении внимания, чтобы показать учащимся,, что, выполняя незнакомую деятельность, очень трудно распределять свое внимание одновременно на несколько объектов деятельности.
Объясняя сущность устойчивости внимания и говоря о значении этого свойства в любой деятельности, преподаватель предлагает учащимся выполнить задание к рисункам 22, 23. При этом учащиеся лучше поймут, какое значение для сохранения устойчивости внимания имеет цель, стоящая перед человеком, и способность его к волевым усилиям.
При изучении темы «Память» преподаватель использует рисунок 24, проводя с учащимися опыт, -который показывает, какое значение имеет установление связей для запоминания. Методика использования этого рисунка дается в тексте пособия.
Рисунки 25 и 26 помогают выяснить сущность процесса узнавания и его отличие от полного воспроизведения по памяти. Воспринимая фигуры, изображенные на рисунке 25, учащиеся легко находят, узнают их в рисунке 26 среди других фигур, но затрудняются начертить их по представлению, т. е. воспроизвести полностью.
На рисунке 27 графически показано, как влияет отношение человека к запоминаемому на процесс запоминания. Эффективность запоминания повышается, когда возникает у ребенка интерес к тому, что он запоминает. Этот график поможет выяснить условия, влияющие на запоминание.
График на рисунке 28 изображает, как изменяется характер воспроизведения в процессе развития памяти. Если у [112] школьника I класса в начале обучения преобладало дословное воспроизведение учебного материала, то позже развивается умение воспроизводить выученное своими словами. Это воспроизведение требует от ребенка установления смысловых связей при запоминании.
Рисунки 29, 30, 31, 32, 33, 34 относятся к теме «Воображение». Преобразующая деятельность воображения видна на рисунке 29. Только представив себе изображенные там ножницы закрытыми, учащиеся смогут найти ошибку в рисунке.
Задачу, поставленную перед учащимися на рисунке 30, они смогут разрешить, когда представят, какую часть каждой фигуры нужно отрезать и где ее поместить, чтобы получился квадрат. При слабо развитом воображении это трудно сделать. К рисунку 31 предлагается та же задача, только здесь фигуры даны уже в разрезанном виде.
На рисунке 32 показана роль воображения в деятельности человека. Этот рисунок можно также использовать, чтобы показать связь воображения с мышлением. Для того чтобы создать орудия труда, выполняющие те же функции, какие выполняет рука человека, необходимо было выделить эти функции, абстрагируя их от действующей руки, и рассматривать само действие независимо от того, кто его выполняет.
Рассматривая рисунок 33, учащиеся лучше поймут, как создаются образы воображения путем анализа представлений памяти, имеющихся у человека, и синтезирования их в новые образы. Данный рисунок демонстрирует один из способов синтезирования образа воображения — агглютинацию (или «склеивание» разных частей в целое).
Рисунок 34 может быть использован при самостоятельной работе учащихся по теме «Воображение» для проведения опытов со школьниками.
Рисунки 35, 36, 37, 38 относятся к теме «Мышление». Они иллюстрируют характерную черту мышления — установление общих связей между предметами и нахождение закономерностей. Методика использования рисунков 35 и 36 указана в тексте пособия. Для ответа на вопрос к рисунку 37 учащиеся должны найти общий принцип в построении данных фигур, чтобы выделить среди них ту, в которой не обнаруживается общая связь (предпоследняя фигура). Рисунки 35—37 можно использовать, чтобы показать, какие мыслительные операции нужны были учащимся для нахождения и обобщения связей.
Чтобы выполнить задание, предложенное к рисунку 38, учащиеся должны мобилизовать свои знания и опыт, так как установить, в каком городе был дан (первый (концерт, можно, только найдя среди многочисленных наклеек на чемодане самую нижнюю, потому что она была сделана ранее других. [113]

Все рисунки.

Источник: Панибратцева 3. М. Методика преподавания психологии Под ред. д-ра психол. наук проф. А. А. Люблинской. М. «Просвещение», 1971. 152 стр.

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.