На главную Лекции и практикум по психологии Преподавание психологии Методика преподавания психологии - Некоторые пути и средства, повышающие эффективность преподавания психологии
Методика преподавания психологии - Некоторые пути и средства, повышающие эффективность преподавания психологии
Лекции и практикум по психологии - Преподавание психологии
Индекс материала
Методика преподавания психологии
Некоторые пути и средства, повышающие эффективность преподавания психологии
Предмет, задачи и методы психологии
Развитие психики
Ощущение
Примерный план наблюдений за звуковым анализом слов на уроке русского языка в 1 классе
Восприятие
Примерный план наблюдений за восприятием учащихся на уроке
Внимание
Память
Воображение
Мышление
Речь
Альбом иллюстраций
Все страницы

НЕКОТОРЫЕ ПУТИ И СРЕДСТВА, ПОВЫШАЮЩИЕ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРЕПОДАВАНИЯ ПСИХОЛОГИИ

Среди всех дидактических принципов особое значение имеет принцип наглядности, в основе которого лежат определенные соотношения чувственного и логического в процессе познания.
Познание начинается с ощущения и восприятия конкретного (предметов, явлений, фактов) и от него идет к обобщению и отвлечению. Психологические понятия — это обобщенные знания о существенных признаках психических явлений. Эти знания формируются на основе восприятия различных фактов психической деятельности людей. Анализ этих фактов позволяет найти существенные, общие им всем черты и на их основе установить закономерности психической деятельности.
Овладевая психологическими знаниями, учащиеся педагогического училища часто испытывают затруднения именно потому, что они не умеют теоретические положения связывать с наглядными представлениями о конкретных психических явлениях, в которых проявляются общие психические закономерности. Например, знакомясь с избирательностью восприятия как одной из его особенностей и с условиями, от которых она зависит, учащиеся затрудняются ответить на вопрос: «Почему ошибки в тетрадях учеников учитель исправляет красными чернилами?» Очевидно, теоретические знания о том, что одним из условий выделения объекта восприятия является контрастность в окраске воспринимаемых объектов, не помогают учащимся правильно ответить на этот вопрос.
Применяя различные виды наглядности, преподаватель психологии учит студентов конкретизировать теоретические знания, находить общее в единичном, конкретном. Наглядность помогает учащимся наполнить усваиваемые ими психологические понятия живым, конкретным содержанием, увидеть в отдельных фактах психической деятельности людей общие закономерности, о которых они узнали на уроках психологии.
Ниже рассматриваются те средства наглядности, которыми может воспользоваться преподаватель.

Демонстрационный эксперимент

В курсе психологии следует как можно больше использовать учебный демонстрационный эксперимент. Самые яркие и живые представления возникают у учащихся при непосредственном восприятии внешних проявлений психической деятельности, например при проведении эксперимента «а занятиях по психологии, в котором они сами непосредственно участвуют.
Эксперименты, проводимые на уроках психологии, коренным образом отличаются от научного эксперимента, прежде всего [9] по своей задаче. Цель учебного опыта — не исследование психических явлений, а иллюстрация теоретических положений, являющихся результатом научных исследований. Учебный эксперимент отличается от научного как по методике проведения, так и по интерпретации получаемых результатов. На основании опыта, проведенного на уроке психологии без учета условий, влияющих на испытуемых (в данном случае учащихся педагогического училища), нельзя делать вывод о тех или иных особенностях их психики, например о свойствах внимания или качествах памяти каждого из них.
Результаты опыта используются преподавателем лишь как наглядная демонстрация того или иного теоретического положения. Например, для демонстрации условий, способствующих расширению объема внимания, можно провести следующий опыт. На 2—3 секунды учащимся показывают таблицу с отдельными буквами. Выясняется, что большинство из них восприняли только 4—6 букв из 10—12. Затем в течение такого же времени демонстрируется таблица с написанным на ней словом из 10—12 букв. Все учащиеся воспринимают его целиком и делают вывод, что объем внимания расширяется" при наличии связи между объектами. Этот вывод подтверждается фактами из учебной деятельности школьников: объем внимания школьников расширяется при связном, последовательном- объяснении учителя, при компактной записи на доске, при демонстрации наглядных пособий, в которых отдельные детали объединены композиционно, и т. д.
В отличие от научного, такой эксперимент можно назвать демонстрационным. Демонстрационный эксперимент может быть использован преподавателем с различными целями. Он может служить начальным этапом усвоения теоретического положения. Например, при рассмотрении вопроса об условиях успешного запоминания преподаватель ставит перед учащимися вопрос-: «При «эких условиях запоминание будет лучше?» Для ответа на этот вопрос проводят опыты. Анализируя результаты запоминания в каждом опыте, учащиеся устанавливают, что именно в данном конкретном случае способствовало запоминанию: установление смысловых связей между частями воспринимаемого, активное отношение испытуемых к тому, что они запоминали, и другие условия.
Демонстрационный эксперимент может служить доказательством правильности изложенного преподавателем теоретического положения. Например, для доказательства того, что синтез есть объединение частей в целое на основе связей между ними, преподаватель пишет на доске слово, в котором все буквы перепутаны, и просит учащихся прочесть его. [10] Составление слова из разрозненных букв вызывает у них затруднение, поскольку нарушены связи между буквами — элементами цело-го слова.
Опыт может служить иллюстрацией к теоретическому положению. Так, говоря о свойствах внимания, преподаватель высказывает положение, что распределение внимания возможно при условии хорошего знания человеком одного из выполняемых им одновременно действий. Это положение иллюстрируется опытом, требующим распределения внимания испытуемого между двумя (Видами деятельности, из которых одна ему хорошо знакома.
Какое бы место ни занимал демонстрационный эксперимент на уроке психологии, он всегда способствует лучшему усвоению психологических понятий. При проведении опыта учащиеся могут наблюдать разнообразные психические явления. Эти наблюдения и самонаблюдения учащихся способствуют формированию у них конкретных представлений о психических явлениях, о протекании психических процессов. Анализируя наглядно данные психологические факты, научно объясняя их, студенты учатся находить проявления общих закономерностей в конкретных фактах психической деятельности.
Важную роль при проведении опытов играют словесные пояснения преподавателя: они уточняют и четко формулируют цель эксперимента, являются средством анализа полученных результатов, выделения главного. Слово преподавателя помогает учащимся установить связи между теоретическими положениями и конкретными фактами, иллюстрирующими их. Выводы, сделанные самими учащимися при анализе результатов проведенного ими опыта, не забываются гораздо дольше.
Чтобы эксперимент прошел удачно, при его проведении нужно соблюдать следующие методические правила.
Эксперимент должен быть простым, легко проводимым и не занимать много времени. Надо создать у учащихся серьезное отношение к эксперименту. Они должны видеть в нем не развлечение, но важное дело, от которого зависит правильное решение стоящей перед ними задачи. Чтобы создать такое отношение к опытам, преподаватель должен тщательно подготавливать их, продумывать все детали их проведения, давать учащимся четкую инструкцию.
Эксперимент должен органически включаться в изучение каждого конкретного вопроса, а не быть привеском к уроку. Он должен иметь четкую целенаправленность. Нужно, чтобы учащиеся знали, для чего проводится эксперимент, какое теоретическое положение он подтверждает, на какой вопрос поможет ответить. Например, преподаватель по ходу изложения темы ставит вопрос: «Все ли раздражения рецепторов вызывают ощущения?» Ответ на него дают сами учащиеся после проведения [11] опыта, показывающего, что очень слабые, допороговые раздражения не осознаются человеком как ощущения. При изучении темы «Память» перед учащимися ставится вопрос: «Что способствует лучшему запоминанию?» Ответ на него дается после ряда опытов, выясняющих различные условия запоминания.
Очень важен тщательный анализ полученных в эксперименте результатов. Если преподаватель не провел такого анализа или сделал его поверхностно, эксперимент не даст нужного эффекта. Необходимо при анализе получить четкий ответ на поставленный в начале опыта вопрос, вскрыть все причины и условия, приведшие к данному результату.

Наблюдение

Как средство наглядности преподаватель может использовать психологические факты, полученные в процессе наблюдений, проводимых учащимися. Наблюдая под руководством преподавателя психологии за учебной деятельностью детей, их поведением в различных условиях, анализируя полученные результаты, учащиеся обогащают свои представления о психических явлениях. Стараясь объяснить их, найти причины их возникновения, они учатся применять на практике психологические знания.
Только целенаправленное и хорошо организованное наблюдение даст нужные результаты. Нельзя, например, сформулировать цель наблюдения на уроке в школе так: «Пронаблюдайте за вниманием детей на уроке и установите, от чего зависит его устойчивость». Такая неопределенность задачи приведет к тому, что многое, существенное для характеристики внимания детей, учащиеся пропустят. Задачи наблюдения должны быть четкими, конкретными, уточняющими и ограничивающими объект наблюдения. Методически очень важно, чтобы результаты наблюдений учащиеся сразу же начинали анализировать, а наблюдаемые факты — обобщать. Наблюдая, например, особенности внимания детей «а уроке, учащиеся отмечают, когда внимание было устойчивым, когда отвлекалось, сопоставляют эти факты с содержанием урока и средствами, которыми пользовался учитель для привлечения внимания учеников.
Помогая анализировать наблюдаемые учащимися факты, преподаватель психологии побуждает их найти причины, ведущие к отвлечению внимания или способствующие сохранению его устойчивости, поможет выяснить условия и средства, необходимые для развития внимания детей. В результате анализа делаются выводы о том, как в наблюдаемых учащимися конкретных фактах психической деятельности проявились общие закономерности внимания. [12]
Излагая закономерности познавательной деятельности, преподаватель должен выделить такие ее стороны, которые можно наблюдать на уроке. Уроки русского языка в I классе, на которых проводится звуковой анализ слов, уроки пения и рисования, развивающие слуховые и зрительные ощущения, могут служить объектом наблюдения при работе над темой «Развитие ощущений».
Наблюдая за восприятием детей на разных уроках, наблюдая, как организуют восприятие детей учителя, учащиеся узнают особенности восприятия младших школьников, выясняют условия его развития.
Наблюдая, как формируются понятия у детей на различных уроках, обращая внимание на правильные и ошибочные ответы детей, учащиеся смогут судить о процессе их мышления, об особенностях мышления, о роли наглядности в процессе овладения новыми знаниями, о значении вопросов учителя для руководства мыслительной деятельностью детей.
Раскрывая сущность психологических понятий и предлагая учащимся вспомнить их наблюдения на уроке, преподаватель психологии тем самым оживляет, закрепляет конкретные представления учащихся педучилища о психической деятельности детей на уроках. Факты психической деятельности, воспринятые учащимися и подвергнутые углубленному анализу, подтвердят теоретические положения о закономерностях психики ребенка. Вопросы, возникающие у учащихся в процессе наблюдения, вызовут потребность найти на них ответы в научной литературе. Это будет способствовать углубленному усвоению психологических знаний и развитию потребности в познании.
При изложении вопросов, связанных с формированием личности, преподаватель опирается на результаты систематических наблюдений, проводимых учащимися в процессе воспитательной работы в школе. Наблюдая за детьми длительное время, учащиеся получают возможность лучше понять и использовать в своей практической деятельности то, что они узнали из курса психологии о структуре характера, условиях его формирования, о соотношении темперамента и характера и о других сторонах личности {ребенка.
Наблюдение за младшими школьниками. Систематические наблюдения за каждым из учащихся начальных классов школы проводятся длительно (рассчитаны на семестр) и включаются в воспитательную работу, проводимую студентами педучилища.
Задача наблюдения — выяснить индивидуальные особенности личности ребенка, чтобы, основываясь на этих знаниях, можно было выбрать правильные методы воспитательного - воздействия на него. Наблюдаемые факты надо фиксировать в дневнике наблюдений. Эти записи систематически продумываются, анализируются, и на их основе подготавливаются выводы [13] об особенностях личности ребенка. Отбор фактов определяется целью, поставленной перед наблюдением. Результатом такого длительного наблюдения будет отчет о работе с данным учеником, проведенной учащимися педагогического училища, В отчете должны быть даны ответы на следующие вопросы.
Семья. Состав семьи, занятия родителей, условия жизни ребенка в семье. Отношение членов семьи к ребенку, к школе, учителям. Отношения между собой всех членов семьи. Изменения, произошедшие в семейных условиях до начала наблюдений. Наблюдение за свободным временем ребенка.
Учебная работа. Успеваемость по всем предметам в настоящее время и в прошлом. Влияние на успеваемость отношения школьника к учебной работе. Наличие у него интереса к отдельным предметам. Причины возникновения этого интереса. Что сделали вы для развития его интересов? Что сделано вами для преодоления неуспеваемости? Почему вы выбрали данные способы работы с учеником? Каковы результаты вашей работы?
Выполнение домашних заданий. Отношение ученика к домашним заданиям. Условия для их выполнения в семье. Умение ученика самостоятельно работать и организовать свою работу. Помощь, необходимая ему в приобретении навыков самостоятельной работы.
Способности ученика, проявляющиеся в его учебной деятельности. Умение самостоятельно сделать вывод, обобщить факты, выделить главное при ответах на вопросы учителя и в письменных работах. Свойства внимания, отмечаемые вами при наблюдении за ело учебной работой. Качества памяти, воображения, речи ученика, наблюдаемые вами. Дисциплинированность. Причина дисципливирозан-иого поведения ученика, отношение к учебной работе, пассивность, проявление особенностей темперамента. Причины нарушения дисциплины. Меры, предлагаемые вами для воспитания дисциплинированности ученика.
Отношение к взрослым, товарищам, к самому себе. Отношение ученика к родителям, к учителям. Проявляет ли уважение: являются ли для него родители, учителя авторитетными лицами, прислушивается ли он к их словам, или относится критически? Чем вызвано это отношение? Как оно отражается на учебной работе и поведении ученика? Каково отношение к товарищам? Проявляет ли ученик общительность, желание участвовать в совместной работе, дорожит ли отношением к себе товарищей? Какое место занимает в коллективе: является ли равноправным членом коллектива, или стремится играть главную роль, выделить себя из коллектива? Пользуется ли любовью, авторитетом своих товарищей? Уверен ли в своих силах, или проявляет неуверенность, робость? Скромен или [14] самоуверен? Что способствовало формированию этих особенностей личности?
Черты темперамента и характера ученика, проявившиеся в учебной работе (трудолюбие, аккуратность, ответственное отношение, настойчивость и др.), в поведении (сдержанность, скромность, уважение к учителю или неумение сдержать себя, самоуверенность и др.) и в отношении к товарищам (чуткость, внимательность, чувство товарищества, инициативность, умение подчинять личные интересы интересам коллектива или эгоизм, пассивность, безответственность и др.).
Специальные способности ученика. Проявление способностей. Связь между его способностями и интересами и склонностью к данной деятельности. Условия в семье и школе, особенности в характере самого ученика, способствующие развитию или задерживающие развитие его способностей. Ваша помощь в развитии способностей ученика.
Интересы ученика. Характерные качества этих интересов (широта или узость, глубина или поверхностность, активность или пассивность). Наличие у ученика центрального интереса. Чем вы объясняете возникновение этих интересов? Какую работу по развитию интересов ученика вы провели? Каковы ее результаты?
Использование результатов проведенных вами наблюдений в индивидуальном подходе к данному ученику. Какие главные черты личности ученика, на которые можно опереться при проведении воспитательной работы, вам удалось установить? Какие трудности были в вашей работе с данным учеником? Чем они вызваны? Какие ошибки, с вашей точки зрения, вы совершили? Чем вы их объясняете? Удалось ли вам их исправить? Какие пути дальнейшей воспитательной работы с данным учеником вы могли бы наметить? Какие положительные качества его личности следует развивать и какие отрицательные — преодолевать?
Наблюдение за восприятием детьми спектакля или кинофильма . Эти наблюдения помогут выяснить особенности восприятия детьми спектакля, значение внутренней активности ребенка, вызванной эмоциональным отношением к воспринимаемому, для понимания воспринимаемого.
Для этого до начала спектакля учащимся педучилища надо выяснить у школьников, что им известно о содержании пьесы, читали ли они ее, видели ли в театре. По ходу спектакля учащиеся наблюдают реакции всего зрительного зала и своих соседей. Необходимо отметить те места спектакля, которые [15] вызвали наиболее бурные реакции зрителей. Из реплик детей, ответов на вопросы, задаваемые им в антракте, важно выяснить, как понимают они содержание действия спектакля, как оценивают действующие лица и события, происходящие на сцене, что понравилось и не понравилось в пьесе и почему, могут ли предвидеть дальнейший ход действия. Эти наблюдения и беседа со зрителями помогут выяснить, как менялось отношение детей к действующим лицам и их поступкам, как менялось понимание ими содержания пьесы в связи с развитием действия, какие чувства возникали у детей при восприятии спектакля и как эти переживания отражались на понимании ими основных мыслей пьесы. После просмотра спектакля нужно организовать его обсуждение в классе. Вопросы для обсуждения намечаются вместе с учителем. Они помогут выяснить, как понимают дети основные мысли пьесы, мотивы поступков действующих лиц, каково отношение детей к этим поступкам, как мотивируют они это отношение. Обсуждение вскроет причины непонимания детьми отдельных эпизодов спектакля, поможет воспроизвести и закрепить чувства, пережитые детьми при восприятии пьесы, и тем самым углубить воспитательное значение спектакля. На уроке психологии преподаватель, анализируя результаты наблюдений, учащихся в театре и при обсуждении спектакля в школе, подводит студентов к общим выводам о значении чувств в мыслительной деятельности детей, о значении переживаний, вызванных восприятием спектакля, для воспитания моральных чувств, о значении образа—носителя понятия — для усвоения моральных понятий. Анализируя наблюдения, особенно важно показать учащимся единство всех сторон личности в познавательной деятельности: связь восприятия с деятельностью памяти и воображения, роль чувств и воображения в мышлении.
Перед проведением наблюдения надо порекомендовать учащимся прочесть некоторые статьи (см. список на стр. 61). Содержание этих статей также используется преподавателем при обсуждении результатов наблюдения.
Наблюдения за познавательной деятельностью детей на уроке. Их следует проводить систематически по каждой теме курса психологии. На результаты этих наблюдений преподаватель психологии опирается, излагая закономерности познавательных процессов. Можно организовать наблюдения по темам «Ощущение» и «Восприятие», «Внимание», «Воображение», «Речь» и «Мышление». Чтобы получить из наблюдений на уроке знания о различных сторонах познавательной деятельности ребенка, преподаватель психологии должен предварительно [16] договориться с учителем, ведущим урок, о цели наблюдений, проводимых учащимися педагогического училища, обсудить вместе с учителем содержание урока и методы, которыми он будет пользоваться. Только заранее подготовленный урок даст богатый материал для наблюдений и теоретических выводов. После посещения урока нужно провести его психологический анализ. Психологический анализ урока отличается от методического тем, что в нем не только оцениваются те или другие методические приемы учителя, но и выясняются причины внимательного или невнимательного отношения учеников к уроку, определяется правильность и глубина восприятия и понимания учениками объяснений учителя. Анализируя урок, надо постараться увидеть его развивающую сторону, установить, что именно в содержании урока, ib действиях учителя способствовало развитию интересов детей, -появлению .нового в их мышлении, речи, восприятии и чувствах, какие умения приобрели -они на уроке, как формировались и совершенствовались их навыки.
Психологический анализ урока труден потому, что лишь по внешним проявлениям психической деятельности можно судить о мыслях и чувствах детей, особенностях их восприятия, памяти. Задача психологического анализа урока заключается также в том, чтобы объяснить, почему то или иное действие учителя оказалось целесообразным, обеспечило точность и полноту восприятия, устойчивость внимания, понимание детьми объяснения, привело к развитию мышления и речи, воспитанию моральных качеств их личности. Важно также вскрыть психологические причины малоуспешной работы учителя.
Данные самонаблюдения также могут быть использованы для формирования у учащихся конкретных представлений о психических явлениях. В юношеском возрасте особенно ярко проявляется интерес к внутреннему миру других людей и своему собственному, стремление познать себя, особенности своей личности. Изучение психологии, раскрывающей сущность личности, формирующей интерес к личности и стремление познать ее особенности, удовлетворяет потребность учащихся в самопознании. Преподаватель психологии должен использовать этот интерес и прмочь учащимся правильно организовать самонаблюдение. Прежде всего нужно, чтобы учащиеся осознали цель самонаблюдения. Самоанализ ни в коем случае не должен превратиться в копание в самом себе. Это не нужно и даже вредно. Стимулируя стремление учащихся к самонаблюдению, преподаватель психологии должен нацелить их на самовоспитание— воспитание в себе тех черт личности, без которых не может быть гражданина коммунистического общества и хорошего учителя. Данные, полученные учащимися при наблюдении за особенностями своего внимания, памяти, при анализе своего [17] характера и других сторон своей личности, могут быть использованы преподавателем как средство наглядности в курсе психологии. Представления о той или другой стороне своей личности, возникающие у учащихся при объяснении преподавателя, помогут им лучше понять сущность и проявление этих психических свойств у других людей.

Использование фотографий, картин, таблиц, схем, чертежей

Восприятие изображенного на иллюстрациях, так же как и наблюдения за поведением детей в учебной деятельности, проводимые учащимися, способствуют формированию конкретных представлений о психических явлениях и закономерностях психической деятельности.
Содержащие иллюстрации должно возможно точнее отражать теоретическое положение. Например, для иллюстрации взаимоотношения частей и целого в процессе восприятия можно использовать чертеж на доске или таблицы, изображающие зрительные иллюзии (см. рис. 6) . Причиной ошибочного восприятия здесь является определенное взаимоотношение частей в объекте восприятия.
Если иллюстрацией к теме будет картина или фотография, в ней не должно быть деталей, отвлекающих внимание учащихся от главного. Фотографии и репродукции с картин художников можно найти в наших иллюстрированных журналах («Огонек» и др.). Их можно широко применять при изучении тем «Внимание», «Чувства» (внешние проявления чувств). Работая над темой «Воображение», можно использовать иллюстрации нескольких художников к одному и тому же произведению. Сравнивая их между собой и с текстом литературного произведения, ясно увидим, как на основе описания, данного автором, в воображении художников возникают образы, отличающиеся друг от друга, и в этом сказываются личностные особенности каждого художника.
На уроках психологии преподаватель широко использует таблицы, схемы и графики. Преимущество их перед картинами и фотографиями состоит в том, что с их помощью можно наглядно показать зависимость между явлениями, происходящие в них изменения. Например, в таблице может быть показано изменение характера запоминания в зависимости от возраста детей. В схеме содержится только главное, и это способствует созданию у учащихся более общих представлений о психических явлениях. Например, в схеме строения анализатора [18] показано анатомическое строение и функции, общие для всех анализаторов.
Так же как и при проведении демонстрационного эксперимента, иллюстративный материал занимает различное место в уроке: с него можно начать объяснение нового или использовать его как иллюстрацию к теоретическому положению.
Восприятием учащихся нужно руководить, направляя их внимание на существенное, связывая воспринимаемую ими иллюстрацию с теоретическими положениями. Нельзя рассчитывать на то, что учащиеся сами все поймут и выделят главное.. Например, демонстрируя таблицы с изображением различных зрительных иллюзий, нужно объяснить учащимся причины возникновения ошибок в восприятии, показать, что в основе любой иллюзии лежат такие особенности восприятия, как целостность его, роль в нем прошлого опыта человека, его отношение к воспринимаемому. Если не будет дано такое объяснение, у учащихся может возникнуть ошибочное представление об иллюзиях как об одной из особенностей восприятия. (Во всех учебниках психологии, к сожалению, иллюзии рассматриваются отдельно, вне связи с особенностями восприятия.) Даже если объектом восприятия является прекрасное высокохудожественное произведение искусства, которое, казалось бы, само за себя говорит, преподаватель должен убедиться в том, что учащиеся правильно восприняли мысль, которую оно иллюстрирует. Это возможно только при углубленном анализе иллюстративного материала, воспринимаемого учащимися. Таким образом, наглядные представления, полученные учащимися, должны быть связаны с теоретическими знаниями о данном? психическом явлении.
Не следует перегружать урок иллюстративным материалом. Целесообразнее ограничиться только таким, который необходим для овладения данным психологическим понятием.

Использование кинофильмов

От цели, поставленной перед собой преподавателем, зависит методика применения кино как средства наглядности. Если фильм используется для обобщения и закрепления изученного» он может быть показан целиком. Надо, чтобы учащимся была известна цель просмотра фильма, чтобы они знали, на что важно обратить внимание при восприятии фильма, чтобы связали, его содержание с материалом, известным им из курса психологии. Для этого преподавателю необходимо провести с учащимися предварительную беседу, в которой выясняется содержание фильма, устанавливается, какие, теоретические положения он иллюстрирует; необходимо поставить перед учащимися вопросы, придающие просмотру целенаправленность. Важно [19] создать у учащихся эмоциональную установку перед просмотром фильма, обеспечить психологическую подготовленность к восприятию его.
При просмотре преподаватель обращает внимание учащихся на главное, задает вопросы, дополняет пояснения диктора, если они недостаточно ясны. При .просмотре неозвученного фильма преподаватель прочитывает вслух подписи, иногда дополняя или поясняя текст. Словесное сопровождение демонстрируемого фильма должно быть немногословным, четким, точно совпадать с кадром. Преподаватель предварительно просматривает фильм, обдумывает и подготавливает пояснительный текст. После просмотра проводится беседа по содержанию фильма. Из ответов учащихся выясняется, что в фильме требует дополнительного объяснения. Подводя итог, преподаватель дает нужные разъяснения, связывает воспринятое учащимися с известным им, уточняет определения понятий, даваемые в фильме.
Методика использования фильма при объяснении нового материала иная. Здесь преподаватель показывает фильм по ходу изложения материала. Словесное объяснение чередуется с показом фрагментов из него. Перед показом фильма преподаватель подготавливает восприятие учащихся, ставя перед ними вопросы, указывая, на что надо обратить внимание, стимулируя этим активность их восприятия. Неясные места в демонстрируемых кадрах, поясняются преподавателем с помощью других наглядных пособий (таблиц, чертежей и т. д.).
В конце урока целесообразно провести обобщающую беседу по новому материалу, воспринятому учащимися.
Преимущество кинофильмов перед другими средствами наглядности в их динамичности. Фильмы показывают явления в движении, изменении, в них может быть наглядно показан процесс, что невозможно в статической наглядности.


В дальнейшем изложении и имеется в виду этот эксперимент.

Спектакль посещают преподаватель и учащиеся педучилища, ученики того класса, где проводится наблюдение.

В методической разработке отдельных тем курса, составляющих содержание следующей части данной книги, приведены примерные планы наблюдений за познавательной деятельностью детей на уроках.

Этот рисунок помещен в альбоме иллюстраций (см. стр. 114—151).

СПИСОК УЧЕБНЫХ ФИЛЬМОВ, КОТОРЫЕ МОГУТ БЫТЬ ИСПОЛЬЗОВАНЫ В КУРСЕ ПСИХОЛОГИИ
«Из истории происхождения человека» (звуковой, узкая пленка, 1 часть).
«Строение и функции головного мозга» (узкая пленка, 2 части).
«Биотоки головного мозга» (узкая и широкая пленки, 4 части).
«Шифр альфа-бета» (звуковой, широкая пленка, 2 части).
«Сон и гипноз» (узкая пленка, 3 части).
«Сон и гипноз в свете учения И. П. Павлова» (широкая пленка, 3 части).
«Орган зрения» (цветной, узкая пленка, 1 часть).
«Педагогические раздумья» (широкая пленка, 5 частей).
Словесная наглядность
В самостоятельной работе, в различных видах внеклассной работы, а также на лекциях учащимся придется сталкиваться [20] с фактами научных исследований, с фактами из педагогической практики, из жизни и художественной литературы, которые, служат средством конкретизации психологических понятий. Не все эти факты учащиеся воспримут непосредственно, некоторые потребуют словесного описания.
Психологические исследования советских ученых содержат богатейший фактический материал, который может использовать преподаватель психологии при объяснении закономерностей психики.
Все используемые на уроке факты психической деятельности должны быть углубленно проанализированы преподавателем. Анализ фактического материала направлен в первую очередь на вычленение проявившейся в этом факте общей психической закономерности. Например, говоря об условиях запоминания, преподаватель может использовать в качестве иллюстрации проведенный П. И. Зинченко эксперимент на запоминание детьми предметов и цифр, изображенных на карточках . Этот эксперимент выявил, что одним из условий запоминания является активное отношение ребенка к воспринимаемому им (чтобы сгруппировать предметы, детям нужно было сравнить их между собой, выделить общие признаки и установить различия, отвлечься от несущественного). В анализе этого экспериментального материала важно выделить участие в детском восприятии мыслительных действий, делающих его активным, способствующим запечатлению воспринятого.
В учебном пособии по психологии для педагогических училищ приведено большое число фактов из научных исследований и дается их объяснение. Например, в главе о развитии воображения у детей приведены данные исследования С. Г. Каплановой. «Образы воображения, возникающие у школьников I—II классов в процессе их творческой деятельности, так же как и у дошкольников, еще крайне неустойчивы и легко изменяются под влиянием возникающих, иногда случайных, ассоциаций. Эти образы нуждаются в опоре на восприятие.
Рисуя на тему «Наш класс», учащиеся I класса изображали только те предметы, которые находились у них перед глазами, и никогда не рисовали те предметы, которые они не могли непосредственно видеть .
Приведенный факт конкретизирует одно из указанных автором теоретических (положений — значение опоры на восприятие в деятельности воображения ребенка. [21]
Положение о неустойчивости образов воображения у школьников I—II классов конкретизируется в этом учебном пособии фактами исследований М. А. Музафарова .
Чтобы прийти к общему выводу, обнаружить общую психическую закономерность, недостаточно использовать как иллюстрацию один какой-либо факт. Только подвергнув анализу ряд однородных фактов, преподаватель имеет право их обобщить.
В названном учебном пособии авторы, приведя ряд фактов из исследований воображения детей, формулируют общий вывод об особенностях воображения учащихся III—IV классов по сравнению с I—II классами: «Итак, деятельность воссоздающего 'воображения у учащихся этого возраста теснее связывается с деятельностью мышления и сочетается с большими волевыми усилиями» .
В этом же учебном пособии в главе о формировании понятий приводятся факты из исследований данного процесса у детей (исследования Р. Г. Натадзе, М. С. Петербургской, А. А. Смирнова, швейцарского психолога Ж. Пиаже). Анализируя эти факты, авторы пособия выделяют установленную исследованиями общую закономерность формирования понятий у детей.
«Даже усвоив в процессе обучения понятия, учащийся начальной школы на первых порах смешивает в процессе обобщения существенные и несущественные признаки. Признаки предметов и явлений, включенные в содержание понятий, рядополагаются, между ними отсутствует необходимая связь и зависимость.
Более высокой ступени в усвоении и формировании понятий достигают учащиеся, когда они, опираясь на более широкий круг знаний, начинают вычленять (дифференцировать) существенные и несущественные, общие и частные признаки предметов и явлений и устанавливают между ними определенные соотношения» .
Общие выводы об особенностях психики ребенка и закономерностях ее развития строятся авторами пособия на основе анализа большого фактического материала психологических исследований. И этот материал надо максимально использовать.
Дополняя учебное пособие материалами практической педагогической деятельности, преподаватель может рекомендовать учащимся педагогическую и методическую литературу, дневниковые записи, знакомство с опытом лучших учителей. [28]
Посещая вместе с учащимися уроки в школе для наблюдения за учебной деятельностью младших школьников, преподаватель педучилища фиксирует и подбирает факты, в которых проявляются особенности внимания, мышления, восприятия детей, собирает факты, показывающие организующую роль учителя в процессе познавательной деятельности ребенка. Анализируя эти факты, важно объяснить учащимся причины возникновения тех или иных психологических особенностей детей, показать специфику развития внимания, мышления, чувств ребенка и условия его познавательной деятельности, способствующие развитию этих психических процессов.
Учащимся трудно самостоятельно разобраться в проявлениях психической деятельности детей, даже если они непосредственно наблюдают их на уроках в школе. Еще труднее им объяснять жизненные факты, в которых проявляются те или иные закономерности психики. Например, мы постоянно встречаемся в повседневной жизни с фактами взаимодействия ощущений (влияние обонятельных ощущений на вкусовые, зрительных— на слуховые), но не задумываемся над ними, не стараемся их объяснить. Преподаватель психологии, обращая внимание учащихся на эти факты, учит искать объяснения непонятного путем конкретизации их знаний о закономерностях психической деятельности. Это развивает у учащихся потребность в познании и способствует усвоению знаний.
Примеры из произведений художественной литературы являются прекрасным материалом, вызывающим яркие образы, в .которых конкретизируются теоретические положения. Применяемый в объяснении преподавателя иллюстративный материал по объему не должен занимать много времени, не должен отвлекать внимания учащихся от главного обилием деталей, не имеющих прямого отношения к делу; иллюстративный материал должен как можно более ясно и четко выражать основную мысль.
Отрывки из произведений художественной литературы создают у учащихся яркие, эмоционально окрашенные образы. В этом преимущество данного иллюстративного материала. Однако яркое эмоциональное воздействие, которое оказывает на учащихся художественное произведение, взятое для иллюстрации, может отвлечь их внимание от основной мысли на конкретное содержание самого художественного отрывка. Чтобы избежать этого, преподаватель должен тщательно проанализировать данную иллюстрацию. Например, иллюстрацией для объяснения сущности эмоциональной памяти может служить следующая выдержка из романа Л. Н. Толстого «Война и мир»: «Князь Андрей вспомнил Наташу такою, какой он увидел ее впервые на бале... с тонкой шеей и тонкими руками, с готовым на восторг испуганным и счастливым лицом. И [23] любовь и нежность к ней еще живее и сильнее, чем когда-либо, проснулись в его душе».
Анализируя этот отрывок, преподаватель обращает внимание учащихся на слова, которые свидетельствуют о силе и яркости вновь переживаемого чувства при воспоминании о том, что его вызвало раньше. Это повторное переживание чувства при воспоминании о нем характеризует именно эмоциональную память. Подобный отрывок из литературного произведения наглядно показывает учащимся, как общие психические закономерности проявляются в отдельных конкретных фактах.
Если между теоретическим положением и иллюстрирующим его конкретным примером у учащихся установится прочная связь, то, вспоминая запечатлевшуюся в их памяти яркую иллюстрацию, учащиеся обязательно воспроизведут и связанный с ней общий вывод.
Особое место в объяснениях преподавателя занимают цитаты из произведений классиков марксизма-ленинизма, выдающихся деятелей науки и искусства. Учащиеся могут не до конца понять мысли, выраженные в цитате. Поэтому, приводя цитату, преподаватель должен указать, какие теоретические положения психологии подтверждаются ее автором. Еще лучше, если учащиеся это сделают сами, а преподаватель резюмирует их высказывания. Например, для выяснения сущности понятия сознание и его отличия от психики животных преподаватель может привести слова К. Маркса: «...Животное не «относится» ни к чему, и вообще не «относится»; для животного его отношение к другим не существует как отношение» . Утверждая это, К. Маркс подчеркивает отличительную черту психики человека, возникшую в процессе труда, — целенаправленное воздействие человека на окружающую его среду. К- Маркс говорит о том, что животные не выделяют себя из окружающей среды, никак к ней не относятся, так как в поведении животного нет целенаправленного воздействия на нее. А человек, воздействуя на природу, изменяя ее с помощью орудий труда, выделяет себя из среды, становится в определенные отношения к ней и осознает себя как субъекта деятельности.
Без подобного разъяснения смысл приведенной цитаты может не дойти до учащихся. Мысль, содержащаяся IB цитате, всегда есть результат обобщения, поэтому она может быть выражена абстрактно. Иногда для пояснения она требует конкретизации на фактическом материале. Например, приведя слова В. И. Ленина: «Иначе, как через ощущения, мы ни о каких формах вещества и ни о каких формах движения, ничего узнать не можем...» , преподаватель в качестве иллюстрации может [24] использовать примеры из книги О. Скороходовой «Как я воспринимаю и представляю окружающий мир» , свидетельствующие о том, что отсутствие зрительных и слуховых ощущений у слепо-глухой лишило ее возможности непосредственно познать многие свойства материи.
В данном пособии невозможно рассмотреть все методы, повышающие эффективность преподавания психологии. Каждый преподаватель владеет и своими приемами, которые помогают лучше усвоить курс психологии, пробуждают познавательные интересы и активность учащихся.
Организация самостоятельной работы учащихся
Самостоятельная работа очень важна для усвоения учащимися психологических знаний. Она активизирует познавательную деятельность учащихся, ставя перед ними задачи, требующие самостоятельного поиска путей и средств их решения, делает ее более целенаправленной. В результате у учащихся возникает потребность в познании, развивается интерес к психологии и стремление расширить и углубить знания.
В различных видах самостоятельной работы учащиеся обогащают свои представления о психических явлениях, учатся применять «на практике знание психологии.
Реферирование статей психологического содержания из журналов «Советская педагогика», «Начальная школа», «Семья и школа» и др. Преподаватель психологии может выделить в отдельных темах некоторые вопросы для самостоятельной проработки их учащимися. Подобрав по этим вопросам литературу, доступную для их самостоятельного чтения, он поручает реферирование ее отдельным учащимся, помогает им разобраться в прочитанном, коротко сформулировать главное. Рефераты обсуждаются на уроках психологии. Под руководством преподавателя учащиеся делают выводы.
Подбор иллюстративного материала к отдельным темам курса. По поручению преподавателя учащиеся могут самостоятельно подобрать фотографии, картины, выдержки из литературных произведений, которые используются преподавателем как наглядный материал на уроках психологии (во многих педагогических училищах из таких подборок составляются альбомы иллюстраций к темам «Внимание», «Чувства»).
Проведение наблюдений за школьниками и самонаблюдений. Проводя наблюдения за учебной деятельностью детей, их поведением в различных условиях, анализируя результаты наблюдений, учащиеся приобретают умения и навыки, необходимые учителю. В процессе наблюдения у них [25] возникают вопросы. Поиски ответа на эти вопросы заставляют учащихся обратиться к книге, думать. Стремясь объяснить поступки, действия детей, причины их неуспеваемости, учащиеся используют знания, полученные на уроках психологии, осознают их жизненное, практическое значение.
По совету преподавателя учащиеся ведут записи наблюдаемого: своих переживаний, мыслей, поступков. Анализируя данные самонаблюдения, учащиеся стараются выяснить причины,, вызвавшие у них те или иные чувства, действия, прослеживают изменения в своем характере, в отношениях к людям и т. п. Можно использовать сочинения учащихся на темы: «Особенности моего внимания», «Мои потребности и интересы», «Какой у меня темперамент», «Какую черту своего характера я считаю самой важной» и др. Важно, чтобы в этих отчетах о самонаблюдении учащиеся не только констатировали наличие у себя той или другой черты личности, но приводили бы факты, подтверждающие их мнение о себе. Желательно, чтобы в своих сообщениях учащиеся указывали на то, как они борются с собственными недостатками и что делают для воспитания в себе тех качеств, которые они считают положительными. Такие письменные отчеты вызывают у учащихся более серьезное и ответственное отношение к самоанализу, способствуют развитию критического отношения к самим себе. Для проведения самонаблюдения надо знать существенные признаки тех свойств личности, которые являются предметом наблюдения. Поэтому такая самостоятельная работа способствует также усвоению психологических знаний.
Анализ произведений художественной литературы и биографического материала. Анализируя описание детства героя художественного произведения, биографического, дневникового материала, учащиеся находят там конкретные факты, в которых проявляются закономерности формирования личности ребенка и подростка.
Проведение психологических экспериментов. Ко многим темам курса психологии можно подобрать простые, легко выполнимые опыты, которые могут провести сами учащиеся педучилища. Поручая учащимся самостоятельно провести опыт, преподаватель психологии должен поставить перед ними ясную цель, дать четкую инструкцию его проведения, помочь учащимся проанализировать результаты опыта и сделать выводы. Самостоятельное проведение психологических экспериментов поможет учащимся педучилища глубже усвоить знания и разовьет интерес к психологии.
Вопросы-задачи, требующие применения психологических знаний. Психологические знания учащихся останутся формальными и очень быстро исчезнут из памяти, если они не научатся искать и находить общие закономерности психической деятельности в единичных фактах ее проявления. [26]
При составлении задач преподавателю психологии важно использовать такие вопросы, которые могут возникнуть у учителей в ходе их педагогической деятельности. Эти вопросы можно ставить перед учащимися при объяснении нового. Ответы на них хорошо получать в результате коллективного обсуждения. Можно давать их для самостоятельной работы учащихся. И в том и в другом случае обязательно обсуждение ответов на вопросы и поиски правильного вывода. Например, объясняя такую закономерность ощущений, как адаптация, можно поставить перед учащимися вопрос: «Почему нет адаптации к боли?» Чтобы ответить на него, нужно выяснить значение болевых ощущений как сигнала, предупреждающего организм об угрожающей ему опасности. Ответ на этот вопрос поможет учащимся понять биологическое значение ощущений в процессе приспособления организма к среде. Выясняя сущность понятия ассоциации, преподаватель ставит перед учащимися следующую задачу: «В рассказе «Мальчики» А. П. Чехов пишет, что каждый раз при взгляде на Чечевицына (фамилия одного из мальчиков) Маша задумывалась и говорила со вздохом: «Когда пост, няня говорит, надо кушать чечевицу и горох». Почему Маша вспоминала эти слова няни?» Чтобы ответить на этот вопрос, учащиеся должны знать психологическую сущность ассоциаций и причины ее возникновения. В этом примере восприятие фамилии мальчика Чечевицын ассоциируется (связывается) девочкой со словом чечевица, ранее неоднократно повторявшимся ее няней. Связь, образующаяся между этими словами, внешняя, по созвучию, представляет один из видов связей-ассоциаций, лежащих в основе запоминания.
Примеры таких вопросов приводятся в методических указаниях к работе над отдельными темами курса психологии.
Внеклассная работа по психологии
Внеклассная работа по психологии способствует расширению и углублению психологических знаний, помогает учащимся лучше понять, какие качества личности необходимы учителю. Во время внеклассных занятий учащиеся приобретают умения и навыки серьезной работы с книгой, они учатся проводить наблюдения и несложный эксперимент. Внеклассная работа вызывает потребность самостоятельно искать ответы на вопросы, которые ставит жизнь.
Вечера вопросов и ответов. С таких вечеров полезно начинать внеклассную работу, так как, отвечая на вопросы учащихся, преподаватель психологии тем самым указывает на необходимость более углубленной работы в области психологии и может предложить для этой цели организовать кружок психологии. Вопросы учащихся, поданные в письменном виде, лучше [27] заранее сгруппировать. Некоторые ответы на эти вопросы могут подготовить и сами учащиеся по поручению и с помощью преподавателя.
Психологический кружок. Работая в кружке, учащиеся могут делать доклады и реферативные сообщения. Темы докладов и сообщений не должны дублировать программные темы курса психологии. В них нужно освещать те вопросы, которые не входят в программу, но возникают у учащихся при столкновении с различными жизненными фактами, не получившими еще научного объяснения и поэтому часто вызывающими неправильные толкования. Таковы, например, темы «Сон и сновидения», «Внушение, самовнушение и гипноз», «Таинственные явления психики», «Личность и ум», «Ум животных» и другие. Работая в кружке, учащиеся углубляют свои психологические знания. Там можно поставить и обсудить такие, например, вопросы:
• материалистические и идеалистические взгляды на психику;
• критика современных идеалистических и механистических воззрений и а психику;
• новейшие данные по физиологии высшей нервной деятельности (здесь нужно привлечь такой материал, который не освещен в учебниках психологии);
• психология творческой деятельности (этот вопрос постоянно обсуждается на различных совещаниях работников искусства и литературы и всегда живо интересует молодежь);
• вопросы медицинской психологии (здесь можно рассмотреть некоторые явления патологических изменений психики);
• вопросы, связанные с формированием личности, формированием воли и характера;
• новые исследования свойств высшей нервной деятельности и типологических индивидуальных различий (работы Б. М. Теплова, В. Д. Небылицина, В. С. Мерлина), расширяющие и обогащающие психологические знания учащихся.
Интерес к работе кружка обычно вызывается тем, что там в непринужденной обстановке разбираются различные вопросы психологии, интересующие учащихся, дающие им много новых знаний. При обсуждении докладов у учащихся возникают новые вопросы, которые будут освещены на очередных занятиях кружка. При этом не следует избегать дискуссий. Некоторые вопросы нужно намеренно ставить для обсуждения. Подобные дискуссии требуют самостоятельного интенсивного продумывания защищаемых учащимися положений. Дискуссия способствует развитию критичности и гибкости ума, побуждает снова и снова обращаться к книгам, искать ответ на поставленный вопрос, доказывать, сравнивать и обсуждать проблему. Но дискуссия должна быть хорошо подготовлена, а участники дискуссии должны заранее продумать свои выступления. Преподавателю [28] психологии нужно так руководить спором, чтобы, не навязывая своего мнения, не пользуясь своим авторитетом, подвести учащихся к правильному решению вопроса.
Вечера встречи. Это могут быть встречи с лучшими учителями, режиссерами, постановщиками спектаклей для детей, работниками прокуратуры, имеющими дело с правонарушениями детей. Эти вечера-встречи также готовятся заранее. Важно наметить вопросы, которые могут заинтересовать учащихся. Содержание бесед должно основываться на психологических знаниях учащихся об особенностях психики детей, о формировании личности ребенка. Обсуждаемые вопросы целесообразно заранее сообщить учащимся, чтобы они могли подготовиться к беседе.
Небольшие экспериментальные исследования. Такие несложные опыты самостоятельно проводят сами учащиеся под руководством преподавателя. О результатах учащиеся могут доложить на заседаниях кружка или на специально организованных для этого собраниях, посвященных определенной теме, например: «Особенности мышления школьников начальных классов по данным экспериментальных исследований». В этих сообщениях могут быть изложены также результаты некоторых экспериментальных работ психологов.
Участие студентов в работе детских комнат милиции. Работа в детских комнатах ведется чаще всего на общественных началах: проводится учет безнадзорных детей в своем микрорайоне, работники знакомятся с их семейными и бытовыми условиями, участвуют в разборе дел несовершеннолетних правонарушителей. К работе детских комнат привлекаются активисты, живущие в данном микрорайоне. Им поручается индивидуальное шефство над детьми и подростками, находящимися на учете детской комнаты милиции: они устанавливают связь с семьей, с учителями, .организуют досуг ребенка, помогают выполнять домашние задания. Общественники вовлекают ребенка в работу кружков, существующих при ЖЭКе или в Домах пионеров и школьников, посещают вместе с детьми выставки, музеи, кино, руководят чтением детей, вовлекают в занятия спортом. Лучше, если активист, (взявший на себя шефство, принимает участие в организации детского коллектива из ребят, живущих в этом доме, и сумеет вовлечь своего подшефного в работу коллектива. Учащиеся педучилища могут принять участие в такой работе. Преподаватель психологии оказывает им нужную помощь, дает .консультации. Сообщения о проведенной внеклассной работе выносятся на обсуждение психологического кружка.
Работая с детьми, выясняя причины отклонений в их поведении [29] и стараясь устранить их, студенты научатся лучше понимать психику ребенка и условия формирования его личности. Эта деятельность носит творческий характер, возбуждает у учащихся стремление добиться результатов в своей работе, побуждает к самостоятельным поискам правильного решения, приучает вдумчиво и внимательно относиться к людям.
Воспитательная работа учащихся в школе. Результаты изучения школьников и составление их психологической характеристики также могут быть обсуждены во внеклассной работе. На заседаниях кружка обсуждаются поступки детей, меры воздействия на них, изучение самостоятельности и активности школьников, различные отношения, возникающие в детском коллективе, и многие другие вопросы, связанные с формированием личности и условиями ее развития.
Обсуждение поступков и характеров персонажей из прочитанных книг. Цель такой работы — вскрыть особенности психики людей, причины их действий и поступков, влияние условий жизни .и воспитания на формирование личности. Желательно выбрать для обсуждения такое произведение, в котором наиболее ярко показаны .мысли и чувства действующих лиц, мотивы их поступков. Интересны произведения, по которым можно судить о различных условиях формирования личности в социалистическом и капиталистическом обществе.
Психологический журнал. В нем могут быть сообщения о различных видах внеклассной работы, обсуждение какой-либо проблемы, ответы на вопросы читателей, различные педагогические задачи, а также интересные новые психологические факты, не объясненные в учебнике психологии. Можно использовать и публикации из других журналов, например из журнала «Наука и жизнь», где в популярной форме рассказывается об интересных психологических исследованиях.
Преподаватель психологии, знакомясь с содержанием психологических статей в периодической печати, должен использовать те из них, содержание которых может быть кратко изложено в психологическом журнале, выпускаемом учащимися педагогического училища. Изложение их могут подготовить сами учащиеся. Для привлечения интереса читателей хорошо в одном из номеров журнала привести факты, не объясняя их, и предложить читателям подумать над ними, самостоятельно объяснить их. Необходимо назвать литературу, которой можно воспользоваться для объяснения приведенных в журнале фактов. В следующих номерах журнала привести наиболее интересные и правильные ответы, найденные самими учащимися.
Внеклассная работа, требуя от преподавателя психологии много времени, очень эффективна в деле усвоения учащимися психологических знаний. [30]



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.