Страница 6 из 14
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН НАБЛЮДЕНИЙ ЗА ЗВУКОВЫМ АНАЛИЗОМ СЛОВ НА УРОКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА В I КЛАССЕ Цель наблюдения — выяснить условия развития слуховых ощущений (фонетического слуха) у детей. 1. Проследить за тем, как дети на слух выделяли отдельные звуки в слове (например, согласные — глухие и звонкие, мягкие и твердые — в окончании слов). [50] 2. Как учитель использует сравнение звуков между собой для их различения? 3. Какими приемами пользуется учитель для того, чтобы научить детей дифференцировать, узнавать и воспроизводить звуки? 4. Имеет ли значение в различении звуков их называние? Почему слово-название помогало детям дифференцировать .звуки? 5. Использовал ли учитель игровой элемент при работе над звуком? Какое это имело значение и почему? Эти вопросы, конечно, примерные. Их характер зависит от того, на каком уроке проводилось наблюдение. На уроке, где детей знакомят с каким-либо предметом (например, демонстрируют наглядное пособие), важно проследить, как учитель использовал различные анализаторы детей для познания свойств предмета, и показать значение взаимодействия анализаторов в процессе познания. Чтобы план наблюдения на уроке не был абстрактным, преподавателю психологии нужно предварительно договориться с учителем, ведущим урок, о его конкретном содержании и, намечая план наблюдения, указать учащимся, на что следует обратить внимание. Анализируя с учащимися результаты наблюдений, следует подчеркнуть, какое значение для объяснения наблюдаемых фактов имеют знания о закономерностях ощущений.
ВОПРОСЫ-ЗАДАЧИ 1. Чем объяснить особую чувствительность человеческого уха к звукам человеческой речи? 2. Почему кошка слышит шорох мыши и не реагирует на другие, даже более сильные звуки? 3. В чем причина повышения чувствительности человека, когда он прислушивается, присматривается, принюхивается и т. д.? 4. Почему нет адаптации к боли? 5. О какой закономерности ощущений говорят выражения: «холодный цвет», «острый взгляд», «мягкий голос»? 6. Исследования, проведенные учеными, установили, что холодные — светло-серые, голубоватые, зеленоватые краски — вызывают у человека впечатление, что температура помещения, в котором он находится, ниже действительной на 3—5 градусов. На основании этого были подобраны цвета для окраски машинного отделения теплоходов, стен в гладильных цехах фабрик-прачечных. Какую закономерность ощущений установили ученые в своей работе и как ее использовали? 7. Почему, воспринимая кинофильм, мы соотносим звуки голоса говорящего человека с движениями его рта на экране, хотя источник звука иной? [51] 8. Какой особенностью человеческих ощущений можно объяснить следующий факт: «Городские власти Лондона, стремясь уменьшить число самоубийств на мосту Блэкфрайерс Бридж, выкрасили это мрачное сооружение в ярко-зеленый цвет. Число самоубийств сократилось более чем на треть. Может быть, зеленый цвет изменял настроение «ли образ мыслей тех, кто потерял веру в себя...» .
Литература Ананьев Б. Г. Психология чувственного познания. М., Изд-во АПН РСФСР, 1960. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики, изд. 2. М., «Мысль», 1965. Мансуров Н. С. Ощущение — субъективный образ объективного мира. М., «Высшая школа», 1963. Шифман Л. А. К вопросу о взаимосвязи органов чувств и видов чувствительности. В сб.: «Исследования по психологии восприятия». Под ред. С. Л. Рубинштейна. М.—Л., Изд-во АН СССР, 1948.
|