На главную Лекции и практикум по психологии Преподавание психологии Методика преподавания психологии - Примерный план наблюдений за звуковым анализом слов на уроке русского языка в 1 классе
Методика преподавания психологии - Примерный план наблюдений за звуковым анализом слов на уроке русского языка в 1 классе
Лекции и практикум по психологии - Преподавание психологии
Индекс материала
Методика преподавания психологии
Некоторые пути и средства, повышающие эффективность преподавания психологии
Предмет, задачи и методы психологии
Развитие психики
Ощущение
Примерный план наблюдений за звуковым анализом слов на уроке русского языка в 1 классе
Восприятие
Примерный план наблюдений за восприятием учащихся на уроке
Внимание
Память
Воображение
Мышление
Речь
Альбом иллюстраций
Все страницы

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН НАБЛЮДЕНИЙ ЗА ЗВУКОВЫМ АНАЛИЗОМ СЛОВ НА УРОКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА В I КЛАССЕ
Цель наблюдения — выяснить условия развития слуховых ощущений (фонетического слуха) у детей.
1. Проследить за тем, как дети на слух выделяли отдельные звуки в слове (например, согласные — глухие и звонкие, мягкие и твердые — в окончании слов). [50]
2. Как учитель использует сравнение звуков между собой для их различения?
3. Какими приемами пользуется учитель для того, чтобы научить детей дифференцировать, узнавать и воспроизводить звуки?
4. Имеет ли значение в различении звуков их называние? Почему слово-название помогало детям дифференцировать .звуки?
5. Использовал ли учитель игровой элемент при работе над звуком? Какое это имело значение и почему?
Эти вопросы, конечно, примерные. Их характер зависит от того, на каком уроке проводилось наблюдение.
На уроке, где детей знакомят с каким-либо предметом (например, демонстрируют наглядное пособие), важно проследить, как учитель использовал различные анализаторы детей для познания свойств предмета, и показать значение взаимодействия анализаторов в процессе познания. Чтобы план наблюдения на уроке не был абстрактным, преподавателю психологии нужно предварительно договориться с учителем, ведущим урок, о его конкретном содержании и, намечая план наблюдения, указать учащимся, на что следует обратить внимание. Анализируя с учащимися результаты наблюдений, следует подчеркнуть, какое значение для объяснения наблюдаемых фактов имеют знания о закономерностях ощущений.

ВОПРОСЫ-ЗАДАЧИ
1. Чем объяснить особую чувствительность человеческого уха к звукам человеческой речи?
2. Почему кошка слышит шорох мыши и не реагирует на другие, даже более сильные звуки?
3. В чем причина повышения чувствительности человека, когда он прислушивается, присматривается, принюхивается и т. д.?
4. Почему нет адаптации к боли?
5. О какой закономерности ощущений говорят выражения: «холодный цвет», «острый взгляд», «мягкий голос»?
6. Исследования, проведенные учеными, установили, что холодные — светло-серые, голубоватые, зеленоватые краски — вызывают у человека впечатление, что температура помещения, в котором он находится, ниже действительной на 3—5 градусов. На основании этого были подобраны цвета для окраски машинного отделения теплоходов, стен в гладильных цехах фабрик-прачечных. Какую закономерность ощущений установили ученые в своей работе и как ее использовали?
7. Почему, воспринимая кинофильм, мы соотносим звуки голоса говорящего человека с движениями его рта на экране, хотя источник звука иной? [51]
8. Какой особенностью человеческих ощущений можно объяснить следующий факт: «Городские власти Лондона, стремясь уменьшить число самоубийств на мосту Блэкфрайерс Бридж, выкрасили это мрачное сооружение в ярко-зеленый цвет. Число самоубийств сократилось более чем на треть. Может быть, зеленый цвет изменял настроение «ли образ мыслей тех, кто потерял веру в себя...» .

Литература
Ананьев Б. Г. Психология чувственного познания. М., Изд-во АПН РСФСР, 1960.
Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики, изд. 2. М., «Мысль», 1965.
Мансуров Н. С. Ощущение — субъективный образ объективного мира. М., «Высшая школа», 1963.
Шифман Л. А. К вопросу о взаимосвязи органов чувств и видов чувствительности. В сб.: «Исследования по психологии восприятия». Под ред. С. Л. Рубинштейна. М.—Л., Изд-во АН СССР, 1948.



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.