На главную Лекции и практикум по психологии Разное по психологии Исследование нарушения зрительного восприятия
Исследование нарушения зрительного восприятия
Лекции и практикум по психологии - Разное по психологии

Методическая разработка практического занятия
«Исследование нарушения зрительного восприятия».
Обоснование выбора темы: Практическое занятие по исследованию зрительного восприятия является составляющей темы  «Затылочные отделы мозга и организация зрительного восприятия» в рамках курса «Нейропсихология» и направлено на закрепление материала лекции по теме «Мозговая организация и нарушения зрительного восприятия» и применения на практике методик по выявлению нарушений зрительного восприятия.
Аудитория: студенты III курса 33 группы факультета психологии и социальной работы ТвГУ, обучающихся по специальности «Клиническая Психология».

Цель практического занятия: сформировать умение выявлять наличие или отсутствие нарушений зрительного восприятия (и его видов) с помощью нейропсихологических методик.
Задачи:

  1. Формирование понятия о поведении на нейропсихологическом эксперименте.
  2. Формирование умения применять нейропсихологические методики на практике;
  3. Формирование аналитических умений студентов;
  4. Выработка важных профессиональных качеств, таких, как самостоятельность, ответственность, творческая инициатива.

Характер практического занятия: частично-поисковый.

Конспект лабораторного занятия.
Здравствуйте, сегодня мы проведем с вами практическое занятие для закрепления материала, пройденного на лекции по теме «Мозговая организация и нарушения зрительного восприятия». Мы попробуем с вами воссоздать ситуацию реального нейропсихологического эксперимента, а точнее, той его части, в которой исследуется зрительное восприятие. По ходу занятия я буду рассказывать вам о правилах проведения нейропсихологического обследования.
Итак, к данному занятию вы должны были отыскать методики на исследование зрительного восприятия. Я надеюсь, вы подготовили все, что нужно для этого: материалы о методиках, на что и посредством чего они направлены, а также наглядные материалы (изображения).
Давайте посмотрим, что вы приготовили, какие методики нашли (студенты рассказывают, какие методики ими найдены). Хорошо.
Давайте выберем двоих для тренировки. Один человек будет в качестве экспериментатора, другой – в качестве испытуемого (два студента садятся друг напротив друга, как удобно). Обследуемый должен сесть так, как ему удобно. В начале эксперимента необходимо установить контакт с больным (с обследуемым). Затем уже проводится обследование. (преподаватель наблюдает за тем, как студенты применяют методики на выявление и распознавание нарушения зрительного восприятия). Важной частью эксперимента является протоколирование. Ценным диагностическим показателем может послужить и то, как обследуемый отвечает на ваши вопросы и как ведет себя, спокойно ли сидит и т.д. Основной задачей эксперимента является выявление нарушения и определение локализации поражения структур мозга.
Знания, полученные в лекции, которая предшествовала этому занятию, помогут вам это сделать.
Проведем еще несколько показательных экспериментов. Есть желающие? (выбираются другие два студента) Все так же, только выберите другие методики.
Попробуйте ответить на ряд вопросов.
Вы видите, что больной не узнает свою жену или дочь, какие варианты нарушения можно предположить в этом случае? (нарушение зрения или поражение нижнезатылочной области, то есть прозопагнозия).
Больная К-ва не имеет очагов поражения мозга, но испытывает трудности с распознаванием цветов. Является ли К-ва больной цветовой агнозией? (нет, это нарушение по типу дальтонизма)
К каким последствиям ведет нарушение затылочных и теменно-затылочных отделов коры головного мозга? (возникает предметная агнозия).
Какие вопросы возникли в ходе занятий?
Спасибо за внимание.

Основная литература для студентов.

  1. Корсакова Н. К., Московичюте Л.И. Клиническая нейропсихология. М., 1988
  2. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М., 2004.

Дополнительная литература для студентов.

  1. Хрестоматия по нейропсихологии/отв. ред. Хомская Е.Д. М., 2006
  2. Цветкова Л.С. Психологические основы восстановительного обучения. – М., 1972.

Литература для преподавателей.

  1. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М., 2004.
  2. М.Г. Храковская, В.А. Воробьев, А.Д. Коротков, Т.С. Матвеева, З.Л. Бродская Слухоречевая агнозия у левши: сопоставление данных нейропсихологического анализа, магнитно-резонансной и позитронно-эмиссионной томографии. Институт мозга человека РАН, Санкт-Петербург, 2006.
  3. Меерсон Я.А Высшие зрительные функции. Зрительный гнозис. Л., 1986.
  4. Хрестоматия по нейропсихологии/отв. ред. Хомская Е.Д. М., 2006

Выполнила: студентка очного отделения 33группы Людмила Анатольевна Панасенкова
Проверила: кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии и психологии развития Татьяна Сергеевна Савочкина

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.