На главную Профилактическая работа психолога в школе Профилактика вредных привычек Психологические аспекты восприятия подростками курящих сверстников
Психологические аспекты восприятия подростками курящих сверстников
Профилактическая работа психолога в школе - Профилактика вредных привычек

В.А.Хриптович, аспирантка кафедры психологии БГПУ им.М.Танка

Психологические аспекты восприятия подростками курящих сверстников

Решение проблемы профилактики курения учащихся является наиболее распространенной в деятельности социального педагога и педагога-психолога. Во многих школах страны активно начали внедряться антиникотиновые программы и современные педагогические технологии. В рамках нашего исследования, посвященного изучению особенностей стратегии аддиктивного поведения подростков на примере курения, испытуемым была предложена одна из таких перспективных технологий - методика незаконченных предложений «Письмо курящему сверстнику» [2;4]. Сам процесс написания письма несет, прежде всего психотерапевтическую функцию, способствует осознанию проблемы и помогает подростку принять решение в пользу отказа от курения.

При обработке экспериментальных данных методики «Письмо курящему сверстнику» мы использовали метод контент-анализа [1;5], для чего произвели экспертную оценку вербальных категорий. С помощью критерия χ² Пирсона мы сравнили выборки курящих и некурящих подростков.
В таблице 1 представлена характеристика значимых различий между группами курящих и некурящих подростков на первом этапе эксперимента (ДК – курящие девочки, МК – курящие мальчики, ДНК – некурящие девочки, МНК – некурящие мальчики).
Таблица 1
Характеристика значимых различий между группами курящих и некурящих подростков, заполнивших незаконченные предложения в анкете «Письмо курящему сверстнику»

Оцениваемые
суждения

Характеристика значимых различий

1.Отношение к курению сверст­ника: «Меня…, что ты уже ку­ришь»

ДК – МК (0,001*) курящие мальчики чаще высказывают нейтральное отношение к курению («не касается», «без разницы», «не волнует») или избегают ответа; курящие девочки – осуждающее («волнует», «беспокоит», «не устраивает») и эмоционально-осуждающее («убивает», «огорчает», «возмущает») отношение к курению сверстника
МК – МНК (0,007**) некурящие мальчики чаще высказывают осуждающее и эмоционально-осуждающее отношение к курению сверстника; курящие мальчики чаще дают нейтральную оценку или вообще не дают оценки

2.Ассоциации, вызванные курением сверстника:
«Для меня курящий подросток напоминает…»

ДК – ДНК (0,020***) курящие девочки чаще называют одобряющие («взрослого», «нормального», «крутого») и оскорбительно-осуждающие («безмозглого», «идиота», «пепельницу») ассоциации; некурящие девочки – нейтральные («человека», «отца», «курящего»), снисходительно-осуждающие («маленького ребенка», «пароход», «глупого») и оздоровительные («старика», «самоубийцу», «увядающее растение») ассоциации

3.Объяснение ассоциаций, вызванных курением сверстника:
«потому что он…»

МК – МНК (0,041***) курящие мальчики чаще склонны давать нейтральное объяснение («дымит как паровоз», «курит»), связывают ассоциации с подражанием («повторяет за взрослыми», «строит из себя крутого»), брезгливостью и оскорблением («неприятно пахнет сигаретой»), зависимостью («может никогда не бросить», «начнет принимать наркотики», «неподвластен своей воле»); некурящие мальчики чаще связывают свои ассоциации с низким уровнем самосознания курящего сверстника («не понимает», «еще не вырос», «не думает о себе»), нанесением вреда здоровью и природе («убивает себя», «кашляет», «не заботится о здоровье»)

4.Мотивы начала курения сверстника: «Мне кажется, что ты начал курить, потому что…»

МК – МНК (0,040***) курящие мальчики чаще связывают начало курения сверстника со слабостью воли («слабохарактерный», «уговорили», с подражанием, модой, курением родителей («видел курящих», «модно», «родители курят»), желанием приобрести друзей, выделиться и влиянием сверстников («хотелось стать круче», «не хотел быть «белой вороной»); некурящие мальчики – желанием доказать свою взрослость и независимость («хотел казаться взрослым»), личными проблемами («стресс», «проблемы в школе», «что-то огорчило»), любопытством («захотелось попробовать», «нечего было делать»)

10.Начало курения сверстника как способ разрешения конфликта со значимыми другими: «Твоя первая сигарета – это результат того, что…»

ДК – МК (0,003**) курящие мальчики чаще называют избежание («уступил сверстникам, дабы не портить с ними отношения»), компромисс («пошел на временный компромисс со сверстниками») и приспособление («подумал, что в этом нет ничего сложного, всегда можно будет отказаться от сигареты»); курящие девочки – сотрудничество («вместе со сверстниками сознательно хотела быстрее приобщиться к миру взрослых») и соперничество («всегда хотела быть первой во всем среди сверстников»)

12.Оценка ощущений и чувств при курении: «При курении ты испытываешь…»

ДК – МК (0,009**) курящие мальчики чаще затрудняются ответить; курящие девочки чаще дают положительную оценку ощущений («расслабление», «кайф») и чувств («чувство взрослости», «самостоятельность») при курении, а также отрицательную оценку («горечь во рту», «кашель», «отрицательные эмоции»)

13.Оценка привлекательности процесса курения для сверстника:
«В курении больше всего тебе нравится…»

ДК – ДНК (0,001*) некурящие девочки чаще видят привлекательным в курении стимуляцию («возможность сосредоточиться, поднять свой тонус»), «игру» с сигаретой («процесс разминания сигареты, ее прикуривания, выпускания дыма»); курящие девочки – поддержку («возможность успокоить себя, забыть неприятности»), «жажду» в отношении курения («испытывать чувство «голода» по сигарете», «предвкушать процесс курения»), привычку («просто привычка»)
МК – МНК (0,041***) курящие мальчики чаще считают привлекательным в курении поддержку, «игру» с сигаретой; некурящие мальчики – стимуляцию, расслабление, «жажду» в отношении курения, привычку
ДК – МК (0,023***) курящие мальчики чаще привлекательным находят стимуляцию и «игру» с сигаретой, привычку; курящие девочки – расслабление, поддержку и «жажду» в отношении курения

15.Оценка последствий курения сверстником:
«Ты считаешь, что курение дает тебе…»

ДК – ДНК (0,0004*) курящие девочки чаще дают отрицательную оценку («ничего хорошего», «смерть», «зависимость») или не дают оценки вообще, находят приятные ощущения («наслаждение», «кайф», «расслабление»); некурящие девочки чаще связывают курение с приятными чувствами («чувство взрослости, гордости, власти над собой»), с приобщением к другим («способ общения с другими») и превосходством над другими («крутость», «силу», «престиж»)
МК – МНК (0,002**) курящие мальчики чаще дают отрицательную оценку последствиям курения или избегают ответа; некурящие мальчики чаще считают последствиями приобщение к другим, превосходство над другими, приятные ощущения и приятные чувства

18.Обстоятельства, мешающие сверстнику бросить курить:
«Я знаю, что ты делал попытки бросить курить, но тебе мешали такие обстоятельства, как…»

ДК – МК (0,028***) курящие мальчики чаще называют такими причинами слабоволие («слабая воля») и зависимость от курения («не смог без сигарет», «привычка», «запах дыма»); курящие девочки – влияние окружающих («не хотел портить отношения с друзьями», «уговаривали друзья») и личные проблемы («неприятности», «проблемы»)

19.Что волнует родителей курящего сверстника:
«Вероятно, ты считаешь, что родители не догадываются о твоей вредной привычке, но их волнует…»

МК – МНК (0,006**) некурящие мальчики чаще считают, что родителей волнует здоровье подростка, учеба и поведение; курящие мальчики – курение

21.Развлечения курящего сверстника: «Из развлечений ты предпочитаешь…»

ДК – МК (0,046***) курящие мальчики чаще называют пассивно-интеллектуальную («слушать музыку», «компьютер», «смотреть телевизор») и активно-физическую («спорт», «гулять с друзьями») формы развлечений; курящие девочки – агрессивную форму («азартные игры», «алкоголь») и курение как форму развлечений

22.Какие ровесники нравятся курящему сверстнику: «Тебе нравятся сверстники, которые…»

МК – МНК (0,040***) некурящие мальчики чаще считают, что курящему сверстнику нравятся курящие ровесники («похожие на тебя», «курят»), а также интересные, с положительными личностными качествами («веселые», «добрые», «общительные»); курящие мальчики – сверстники без вредных привычек, любые ровесники, ориентированные на здоровый образ жизни

26.Характер общения курящего сверстника с ровесниками: «В общении со сверстниками ты…»

ДК – ДНК (0,029***) и МК - МНК (0,015***) курящие мальчики и девочки чаще дают положительную оценку («дружелюбный», «веселый», «нормальный»); некурящие мальчики и девочки – отрицательную («эгоист», «много ругается»)
ДК – МК (0,010**) курящие девочки чаще оценивают это общение положительно

28.Способы борьбы с никотиновой зависимостью: «Зависимость от курения можно победить, если…»

МК – МНК (0,044***) курящие мальчики чаще предлагают системные меры («уменьшать количество сигарет», «сидеть дома и не курить», «перейти на конфеты») или уклоняются от ответа; некурящие мальчики – радикальные способы борьбы с никотиновой зависимостью («бросить», «иметь большую силу воли», «закодироваться»)

34.Отношение к курению сверстников: «К курению подростков я отношусь…»

ДК – ДНК (0,0004*) и МК – МНК (0,001*) курящие девочки и мальчики чаще положительно («нормально», «классно») и нейтрально («равнодушно», «безразлично», «никак») относятся к курению сверстников; некурящие девочки и мальчики – отрицательно («плохо», «отвратительно»)

35.Оценка курящих взрослых: «Курящие взрослые…»

МК - МНК (0,041***) курящие мальчики чаще дают положительную («хорошие люди», «им можно», «нормально») и нейтральную («мне все равно», «я им не судья», «без разницы») оценку; некурящие мальчики – отрицательную («глупые люди», «портят здоровье», «не думают о подростках»)

37.Оценка автором «письма»
своего общения с другими людьми: «В общении с людьми я…»

МК – МНК (0,048***) некурящие мальчики чаще замечают проявление у себя положительных качеств («вежливый», «отзывчивый», «общительный»); курящие мальчики – отрицательных качеств
(«бываю грубым», «замкнут») или затрудняются охарактеризовать свое общение с другими людьми

* р≤0,001 ** р≤0,01 *** р≤0,05
Таким образом, значимые различия в написании «Письма курящему сверстнику» наиболее часто встречаются между группами курящих и некурящих мальчиков, а наиболее сильные различия – между группами курящих и некурящих девочек. Мальчикам, особенно курящим, труднее всего было продолжить незаконченные предложения.

Выводы:
1. Отношение к курению и курящим сверстникам. Проблема курения волнует современных подростков. Девочки, особенно некурящие, осуждают курение сверстников. Курящие подростки, особенно девочки, положительно относятся к курению сверстников и взрослых. Курящие подростки чаще подбирают одобряющие и нейтральные ассоциации курящему сверстнику, больше используя нейтральные объяснения, объясняя их курение подражанием и модой, некурящие – снисходительно-осуждающие и оздоровительные, объясняя свои ассоциации низким уровнем самосознания курящего подростка, нанесением вреда здоровью и сформировавшейся зависимостью.
Курящие подростки, особенно девочки, наиболее привлекательными моментами курения считают «поддержку» и «жажду в отношении курения», некурящие – «стимуляцию», «игру с сигаретой» и «расслабление». Девочки, особенно курящие, положительно оценивают ощущения при курении, а некурящие девочки – отрицательно. Парадоксально, но это факт: курящие подростки называют большее количество отрицательных последствий курения, некурящие – положительных (приобщение к другим, превосходство над другими, приятные ощущения и приятные чувства).
2. Общение, досуг и социум. Курящие подростки, особенно девочки, положительно оценивают характер общения курящего сверстника с ровесниками, некурящие, особенно мальчики, – отрицательно. Подростки склонны давать положительную оценку особенностям своего общения с другими людьми, при этом девочки, особенно курящие, чаще положительно оценивают качества этого общения.
Курящие подростки предполагают, что курящий сверстник выбирает для общения сверстников без вредных привычек, а также любых ровесников, некурящие – курящих ровесников. Незначительное количество подростков отметило, что курящий сверстник отдает предпочтение в общении ровесникам, ориентированных на здоровый образ жизни, что говорит о низком уровне этой ценности в подростковой среде.
Курящие подростки отметили, что родителей больше всего волнует курение, некурящие – здоровье, учеба и поведение их детей.
Курящие подростки чаще представляют своих курящих сверстников, занимающихся пассивно-интеллектуальными, активно-физическими и агрессивными формами проведения досуга, некурящие – курением как одной из форм развлечений.
3. Мотивация начала курения и отказа от него. Основными мотивами начала курения курящие подростки чаще называют у своих курящих сверстников слабость воли, подражание, желание приобрести друзей, выделиться; некурящие, особенно мальчики, – любопытство, желание доказать свою взрослость и независимость, личные проблемы. Рассматривая начало курения сверстника как способ разрешения конфликта со значимыми другими, мальчики чаще выбирают «избежание», «компромисс» и «приспособление», а девочки – «сотрудничество» и «соперничество». Обстоятельствами, мешающими сверстнику бросить курить, подростки считают влияние окружающих и сформировавшуюся зависимость от сигарет. Девочки, особенно некурящие, чаще предлагают системные меры борьбы с курением, мальчики, особенно некурящие, – радикальные меры.
После проведения экспериментальной работы по программе «Жизнь без табака» [3] испытуемым был предложен второй (сокращенный) вариант методики «Письмо курящему сверстнику».
В таблице 2 представлены результаты второго этапа эксперимента (Э – экспериментальная группа, К – контрольная группа).

Таблица 2

Характеристика значимых различий в ответах испытуемых после второго этапа эксперимента по методике незаконченных предложений «Письмо курящему сверстнику»

Оцениваемые суждения

Характеристика значимых различий

1.Отношение к курению сверст­ника: «Меня…, что ты уже ку­ришь»

ДКЭ (0,0002*), ДКК (0,034***), ДНКЭ (0,024***), ДНКК (0,001*), МКЭ (0,001*), МКК (0,028***) подростки стали чаще выражать осуждающее отношение, а также давать нейтральную оценку и реже – эмоционально-осуждающее отношение к курению

2.Ассоциации, вызванные курением сверстника: «Для меня курящий подросток напоминает…»

МКК (0,032***) курящие мальчики чаще стали давать нейтральные и оздоровительные ассоциации; реже – оскорбительно-осуждающие и снисходительно-осуждающие ассоциации

3.Объяснение ассоциаций, вызванных курением сверстника: «потому что он…»

ДКЭ (0,009**) курящие девочки стали чаще давать нейтральное объяснение своим ассоциациям, связывать их с брезгливостью и оскорблением; реже – объяснение, связанное с низким уровнем самосознания, подражанием, нанесением вреда здоровью и природе

10.Начало курения сверстника как способ разрешения конфликта со значимыми другими: «Твоя первая сигарета – это результат того, что…»

ДКК (0,041***) курящие девочки стали реже связывать начало курения с соперничеством и сотрудничеством; чаще – с приспособлением, избежанием, компромиссом

11.Оценка пристрастия сверстника: «Я думаю, тебя волнует твое пристрастие к курению, потому что…»

ДКК (0,001*) курящие девочки чаще дают нейтральную и оскорбительную оценку («не волнует», «дурак»), а также чаще утверждают об отрицательном последствии курения («кашляешь», «желтеют зубы»); реже стали встречаться утверждения о положительном последствии курения («курить красиво», «модно», а также утверждения об осуждении курения родителями и учителями («тебе говорят, что плохо»)
МКК (0,045***) курящие мальчики чаще стали давать ответы с нейтральной и оскорбительной оценкой; реже – утверждения о положительном последствии курения, об отрицательном последствии и об осуждении курения родителями и учителями

16.Оценка тяжести для здоровья сверстника последствия его курения: «Курение для тебя не самое худшее из зол, опаснее курения для тебя может быть…»

МКК (0,037***) курящие мальчики реже отмечают появление зависимости от алкоголя, наркотиков как более тяжелое для здоровья, страх наказания родителей, появление привычки; чаще – появление смертельных заболеваний, а также избегают ответа

17.Перечень ситуаций, при которых сверстник чаще всего закуривает: «Чаще всего ты куришь тогда, когда…»

ДНКЭ (0,022***) некурящие девочки реже упоминают о ситуации курения окружающих («рядом курят», «курят родители»), отсутствия социального контроля взрослых («родителей нет дома», «когда не застукают»); чаще – о ситуации снятия нервного напряжения («перед важным событием», «когда нервничаешь», «хочешь расслабиться»)
МКЭ (0,031***) курящие мальчики реже называли ситуации отсутствия социального контроля взрослых, курения окружающих, потребности в курении («хочется», «не можешь удержаться»); чаще – ситуацию снятия нервного напряжения

21.Развлечения курящего сверстника: «Из развлечений ты предпочитаешь…»

ДНКЭ (0,019***) девочки реже стали говорить об агрессивной форме развлечений и о курении как форме развлечений; чаще – об активно-физической форме

28.Способы борьбы с никотиновой зависимостью: «Зависимость от курения можно победить, если…»

МКК (0,039***) курящие мальчики стали чаще говорить о радикальных способах борьбы с никотиновой зависимостью; реже – о системных мерах

* р≤0,001 ** р≤0,01 *** р≤0,05


Выводы:
1. Отношение к курению. После проведения с подростками занятий по программе «Жизнь без табака» у них изменилось отношение к курению сверстников. Участились нейтральные и осуждающие оценки и снисходительно-осуждающие ассоциации, реже стали появляться эмоционально-осуждающие оценки и оскорбительно-осуждающие ассоциации. Подростки стали чаще давать нейтральное объяснение своим ассоциациям и реже объяснения, связанные с низким уровнем самосознания. Все это доказывает тот факт, что коррекционно-образовательная работа с подростками на занятиях позволяет уменьшить эмоциональный компонент отношения к проблеме и усилить когнитивный, что значительно облегчает путь к отказу от курения.
При анализе оценки привлекательности процесса курения во всех экспериментальных группах реже встречается ответ «стимуляция». В группах испытуемых участилось количество ответов «расслабление», реже стал встречаться ответ «жажда в отношении курения». У мальчиков чаще стали встречаться ответы «привычка». Описывая ситуации приобщения сверстников к курению, испытуемые реже использовали ответы «отсутствие социального контроля» и «курение окружающих». Это говорит о том, что испытуемые стали видеть причины курения не «во вне», а «внутри» потенциального курильщика, в его неумении саморегулироваться.
2. Начало курения и оценка его последствий. При рассмотрении начала курения сверстника как способа разрешения конфликта со значимыми другими, мы обнаружили следующие изменения. В большинстве групп участились ответы, соответствующие стратегиям «избежания», «компромисса». Реже стали появляться ответы, соответствующие стратегиям «соперничества» и «сотрудничества». Ответы, соответствующие стратегии «приспособления», участились у большинства девочек и реже стали появляться у мальчиков.
Некурящие девочки и мальчики из экспериментальных групп чаще стали давать отрицательную оценку последствиям курения, реже стали упоминаться приятные ощущения как последствия курения. Некурящие девочки из экспериментальной группы реже говорили о приятных чувствах. В экспериментальных группах курящих и некурящих девочек чаще называется «зависимость от курения» как обстоятельство, которое мешает сверстнику бросить пагубную привычку. Некурящие девочки из экспериментальной группы реже упоминают о влиянии окружающих на пристрастие к курению. Оценивая тяжесть для здоровья сверстника последствий его курения, подростки экспериментальных групп стали реже употреблять ответ «появление зависимости», а чаще – «появление смертельных заболеваний». Подростками из экспериментальных групп некурящих девочек и мальчиков реже упоминаются «смертельные заболевания» как последствия курения. У некурящих девочек из экспериментальной и контрольной групп участилось количество ответов «опасные заболевания». Некурящие мальчики из экспериментальной группы чаще дают ответ «смертельные заболевания».
Курящие девочки из экспериментальной и некурящие девочки из контрольной группы стали чаще называть системные способы борьбы с никотиновой зависимостью, некурящие девочки и мальчики из экспериментальной, а также курящие мальчики из экспериментальной и контрольной групп эффективными в большей мере стали считать радикальные меры.
3. Отношение к курящим сверстникам. На вопрос «Какие ровесники тебе нравятся?» все испытуемые чаще стали давать ответы «без вредных привычек», в экспериментальных группах курящих и некурящих девочек – «интересные ровесники, с положительными личностными качествами» и реже – «курящие ровесники». Такая же тенденция наблюдается в экспериментальной группе курящих мальчиков.

  1. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике – СПб.: Питер Ком, 1999. – 528 с.: (Серия «Мастера психологии»)
  2. Сизанов А.Н., Поплавский Н.Н., Хриптович В.А. Жизнь без табака: Пособие для педагогов. – 2-е изд., перераб. И доп. – Мн.: Харвест, 2004. –
    528 с.
  3. Сизанов А.Н., Хриптович В.А. Модульный курс профилактики курения. Школа без табака. 5-11 классы, ПТУ. М.: «ВАКО», 2004, 272 с. – (Педагогика. Психология. Управление).
  4. Хриптович В.А. Проективная методика «Мое письмо к курящему подростку» в психопрофилактической работе психолога // Развитие психологии в Беларуси: история и современность: Сб. ст. Респ. науч. конф. / Отв. ред. Л.А. Кандыбович: В 2 ч. – Мн.: БГПУ им. М. Танка, 2001. Ч.2. – 195 с. С. 187-192.
  5. Янчук В.А. Методология, теория и метод в современной социальной психологии и персонологии: интегративно-эклектический подход: Монография. – Мн.: Бестпринт, 2000. – 416 с.
 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.