На главную Лекции и практикум по психологии Общая психология Внимание как психический познавательный процесс
Внимание как психический познавательный процесс
Лекции и практикум по психологии - Общая психология

1. Понятие о внимании и его функциях.
2. Виды внимания.
3. Основные характеристики внимания.

1. Понятие о внимании

Внимание среди психических процессов занимает особое место: оно не является самостоятельным психическим процессом, не относится к качествам личности, но всегда включено в практическую деятельность и процесс познания.
Вниманием называется направленность и сосредоточенность сознания на определенном объекте или деятельности, обеспечивающее их особенно ясное отражение. Под направленностью психической деятельности следует подразумевать ее избирательный характер, то есть выделение из окружения значимого для субъекта предмета, явления или выбор определенного вида деятельности. Под сосредоточенностью понимается большая или меньшая углубленность в деятельность. Очевидно, что чем сложнее задача, тем большей должна быть интенсивность и напряженность внимания, то есть требуется большая углубленность. С другой стороны, сосредоточенность связана с отвлечением от всего постороннего. Направленность и сосредоточенность тесно связаны между собой. Когда вы направляете на что-либо свое внимание, то одновременно с этим вы сосредоточиваетесь на этом, и наоборот.
Внимание характеризуется еще и предметностью. Предметом внимания может выступить как внешний мир, так и внутренний, сама психическая деятельность (мысли, переживания, анализ какого-либо поступка и т. п.). При этом находящиеся в центре внимания предметы будут восприниматься наиболее отчетливо, другие - менее отчетливо.
Основными функциями внимания являются:
1) активизация нужных и торможение ненужных в данный момент психологических и физиологических процессов;
2) целенаправленный и организованный отбор поступающей информации;
3) длительная сосредоточенность активности на одном и том же объекте или деятельности;
4) контроль и регуляция деятельности.


2. Виды внимания


В современной психологической науке принято выделять несколько основных видов внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.
Непроизвольное внимание (пассивное, эмоциональное) - это сосредоточение сознания на объекте из-за его особенностей как раздражителя. Отметим основные качества раздражителя, превращающие его в объект непроизвольного внимания:
1) более сильный раздражитель на фоне уже действующего;
2) новизна раздражителя;
3) начало и прекращение действия раздражителя.
Перечисленные особенности раздражителя превращают его в объект внимания на короткое время. Более продолжительное сосредоточение непроизвольного внимания на объекте связано с потребностями личности и его значимостью. Удовлетворение потребности приводит к угасанию непроизвольного внимания.
Предметы, создающие в процессе познания яркий эмоциональный тон (насыщенные цвета, мелодичные звуки, приятные запахи) или вызывающие интеллектуальные, эстетические и моральные чувства (удивление, восхищение и т. д.), способны долго притягивать непроизвольное внимание. Следует отметить, что в процессе познания интересным для человека является не то, что совсем неизвестно, и не то, о чем уже все известно. Больше всего привлекает внимание новое (неизвестное) в уже известном.
Произвольное внимание (активное, волевое) - это сознательно регулируемое сосредоточение на объекте, которое направляется требованиями деятельности. Его психологическое содержание связано с постановкой цели деятельности и волевыми усилиями. Волевое усилие переживается как напряжение, мобилизация всех сил на решение поставленной цели.
Сосредоточению произвольного внимания способствует:
1) включение в умственную деятельность практических действий (например, подчеркивание или конспектирование отдельных положений при чтении книги);
2) особенности обстановки рабочего места, отсутствие побочных раздражителей;
3) произвольное внимание зависит от психического состояния человека (усталость, болезненное состояние, озабоченность какими- то мыслями);
4) словесное напоминание самому себе о целях деятельности, при выполнении которой необходимо быть внимательным;
5) привычка работать сосредоточенно в различных, как благоприятных, так и неблагоприятных условиях.
Послепроизвольное внимание - это сосредоточение на объекте из-за его значимости для личности. Сам термин говорит о том, что этот вид внимания возникает после того, как было вызвано произвольное внимание, при этом снижается волевое напряжение. По легкости сосредоточения послепроизвольное внимание сближается с непроизвольным, но есть различия: послепроизвольное внимание возникает на основе интереса, отражающего направленность личности. Сама деятельность при этом переживается как потребность, а ее результат личностно значим. Переход к контролю деятельности на уровне послепроизвольного внимания в значительной степени определяется особенностями личности, привычкой работать долгое время сосредоточенно. Если произвольное внимание перешло в послепроизвольное, то человек может работать достаточно долго до наступления общего утомления.
Кроме вышеприведенной классификации видов внимания, существуют и другие. Например, по тому, находится объект внимания во внешнем мире или во внутреннем, выделяют внешненаправленное (перцептивное) и внутреннее внимание.
Внешнее (перцептивное) внимание направлено на объект или деятельность во внешнем мире. Внутреннее внимание связано с осознанием личностью собственной деятельности, с самосознанием, и его нет у животных. Поддержанию внутреннего внимания способствуют редуцированные внешние действия (шевеление губами, проговаривание отдельных слов, жестикуляция, непроизвольное рисование и др.). Внутреннее внимание способствует моделированию будущих действий и результатов и является необходимым условием развития сознания и самосознания. Следует отметить, что внешнее и внутреннее внимание тормозят друг друга.


3. Основные характеристики внимания


Внимание обладает рядом свойств, которые характеризуют его как психический процесс. К основным свойствам внимания относятся объем, распределение, концентрация, устойчивость (противоположна ей отвлекаемость) и переключаемость внимания.
Под объемом внимания понимается то количество объектов, которое мы можем охватить с достаточной ясностью одновременно. Исследование объема внимания обычно производится путем анализа числа одновременно предъявляемых элементов (чисел, букв и т. п.), которые могут быть с ясностью восприняты субъектом. Для этих целей используется тахистоскоп - прибор, позволяющий предъявить определенное число раздражителей так быстро, чтобы испытуемый не мог перевести глаза с одного объекта на другой. Обычно тахистоскоп состоит из окошечка, отделенного от рассматриваемого объекта падающим экраном, прорезь которого может произвольно изменяться так, что рассматриваемый объект появляется в ней на очень короткий промежуток времени (от 10 до 50-100 мс). Показателем объема внимания является количество ясно воспринимаемых предметов. Объем внимания - величина индивидуально изменяющаяся, но обычно его показатель у людей равен 5±2. Важной особенностью объема внимания является то, что он практически не меняется при обучении и тренировке.
Количество находящихся в поле нашего внимания связанных между собой элементов может быть намного больше, если эти элементы объединены в осмысленное целое. Например, если объединить буквы в слово, то количество отраженных отдельных букв значительно возрастет, однако в этих условиях слово воспринимается как один объект и испытуемый не замечает перестановки, пропуска и неправильного написания отдельных букв в слове.
Под распределением внимания понимают способность человека выполнять несколько видов деятельности одновременно. Хрестоматийным примером служат феноменальные способности Юлия Цезаря, который, согласно преданию, мог одновременно делать семь не связанных между собой дел. Однако, как показывает жизненная практика, человек способен выполнять только один вид сознательной психической деятельности, а субъективное ощущение одновременности выполнения нескольких дел возникает вследствие быстрого последовательного переключения с одного вида деятельности на другой, или же в таких случаях один из видов выполняемой деятельности должен быть полностью автоматизирован и не требовать высокой концентрации внимания. Если же это условие не соблюдается, то совмещение деятельности невозможно. Необходимо помнить, что способность распределять внимание воспитывается в деятельности и постепенно может стать существенной характеристикой личности.
Следующее свойство внимания - концентрация (интенсивность) внимания. Под концентрацией внимания подразумевается степень или интенсивность сосредоточенности внимания. А. А. Ухтомский полагал, что концентрация внимания связана с особенностями функционирования доминантного очага возбуждения в коре. В частности, он считал, что концентрация является следствием возбуждения в доминантном очаге при одновременном торможении остальных зон коры головного мозга.
Концентрация тесно связана с объемом внимания и распределением: чем меньше объектов внимания, между которыми необходимо распределять внимание, тем больше возможность сильной концентрации.
Следует сказать и об основных группах факторов, способствующих сосредоточению внимания на объекте или деятельности:
1) характер раздражителя (сила, новизна, контраст и т. п.);
2) структурная организация материала или деятельности (объединенные по смыслу объекты воспринимаются легче, чем беспорядочно разбросанные);
3) отношение раздражителя к потребностям личности (привлекает внимание то, что соответствует потребностям человека).
Устойчивость внимания заключается в способности продолжительное время сосредотачиваться на одном и том же объекте. Это свойство внимания зависит от ряда причин: в первую очередь от силы нервных процессов (устойчивость внимания физиологически связана с продолжительной концентрацией возбуждения в одной группе нервных клеток), от характера деятельности, отношения к делу, от сложившихся привычек.
Противоположным устойчивости свойством внимания является его отвлекаемость - это непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой. Оно возникает при действии посторонних раздражителей на человека, занятого в этот момент какой-либо деятельностью. Отвлекаемость может быть внешней и внутренней. Внешняя отвлекаемость возникает под влиянием внешних раздражителей, особенно если они появляются внезапно и действуют с меняющейся силой и частотой. Внутренняя отвлекаемость внимания возникает под влиянием сильных переживаний, посторонних эмоций, из-за отсутствия интереса и чувства ответственности за дело, которым в данный момент занят человек.
Переключение внимания означает сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой. Легкость переключения внимания неодинакова у разных людей и зависит от целого ряда условий. Прежде всего, она зависит от соотношения между предшествующей и последующей деятельностью и отношения субъекта к ним: чем интереснее деятельность, тем легче на нее переключиться. Следует отметить, что переключаемость внимания принадлежит к числу хорошо тренируемых свойств.
Большое значение для изучения характеристик внимания имеет вопрос о рассеянности. Рассеянностью обычно называют два разных явления. Во-первых, часто рассеянностью внимания называют результат чрезмерного углубления в работу, когда человек ничего не замечает вокруг себя - ни окружающих людей и предметов, ни разнообразных явлений и событий. Этот вид рассеянности принято называть мнимой рассеянностью («профессорской»), поскольку это явление возникает в результате большой сосредоточенности на какой-либо деятельности. Физиологической основой этого вида рассеянности является мощный очаг возбуждения в коре головного мозга, вызывающий торможение в окружающих его участках коры по закону отрицательной индукции.
Совсем другой вид рассеянности наблюдается в тех случаях, когда человек не в состоянии ни на чем долго сосредоточиться, когда он постоянно переходит от одного объекта или явления к другому, ни на чем не задерживаясь. Этот вид рассеянности называется подлинной рассеянностью. Физиологически подлинная рассеянность объясняется недостаточной силой внутреннего торможения. Возбуждение, возникающее под действием внешних сигналов, легко распространяется, но с трудом концентрируется. В результате в коре мозга рассеянного человека создаются неустойчивые очаги возбуждения. Причины подлинной рассеянности разнообразны. Ими могут быть общее расстройство нервной системы, заболевания крови, недостаток кислорода, физическое или умственное утомление, тяжелые эмоциональные переживания. Кроме того, одной из причин подлинной рассеянности может быть значительное количество полученных впечатлений, а также неупорядоченность увлечений и интересов.


Вопросы для самопроверки
1. Дайте характеристику внимания как психического явления. Расскажите о физиологических механизмах внимания.
2. Какие вы знаете виды внимания? Дайте характеристику непроизвольного и произвольного внимания.
3. Назовите основные свойства внимания и раскройте их суть. Опишите ситуации, в которых проявляются свойства внимания.
4. Что такое мнимая и подлинная рассеянность? Чем они могут быть вызваны?
5. Чтобы во время занятий студенты могли управлять своим произвольным вниманием, о каких условиях его организации и поддержания им следует помнить?


Практические задания
1. Какие виды и свойства внимания проявляются в следующих ситуациях:
1) гроссмейстер ведет одновременную игру с несколькими опытными шахматистами;
2) получив новые учебники, дети стали с интересом их рассматривать, не обращая внимания на речь учителя;
3) испытуемые по команде психолога в течение 5 минут должны находить в тексте и максимально быстро подчеркивать буквы «к»
и «а»;
4) учитель химии во время демонстрации опыта говорит ученикам, что сейчас окраска раствора в пробирке должна измениться;
5) перед объяснением нового материала учитель предупреждает учащихся о том, что тема очень сложная;
6) корректор проверяет ошибки в напечатанной статье;
7) примерно 65-70 % времени переводчик слушает речь оратора и одновременно передает ее содержание на другом языке.
2. Проведите диагностику концентрации внимания одного испытуемого с помощью теста Пьерона-Рузера.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.