Психический процесс - внимание
Лекции и практикум по психологии - Общая психология

План
1. Понятие о внимании, функции внимания.
2. Физиологическая основа внимания.
3. Виды внимания.
4. Свойства внимания: сосредоточенность (концентрация), устойчивость (колебание), переключение, распределение, объём. Развитие и формирование внимания у детей.

1. Понятие о внимании, функции внимания

Внимание - это направленность и сосредоточённость сознания на предмете или деятельности, при одновременном отвлечении от всего остального.
Функции внимания:
- отбор значимых воздействий (соответствуют потребностям человека и данной деятельности) и игнорирование незначимых;
- удержание (сохранение) данной деятельности, пока не будет достигнута цель;
- контроль за протеканием деятельности.
Внимание - это форма психической активности, необходимое условие всякой деятельности.

2. Физиологическая основа внимания


Внимание - направленность сознания на одно, при отвлечении от всего остального - с точки зрения физиологии, это значит, что в коре головного мозга возникает процесс возбуждения, который вызывает процесс торможения в соседних участках (по закону взаимной индукции, И.П. Павлов).
«Если бы можно было видеть сквозь черепную коробку и если бы место больших полушарий с оптимальной возбудимостью светилось, то мы увидели бы у думающего человека, как по его большим полушариям передвигается постоянно изменяющееся по форме и величине неправильных очертаний светлое пятно, окружённое на всём остальном пространстве полушарий значительной тенью» (И.П. Павлов).
Наличие в коре области оптимального очага возбуждения и торможение других участков коры (по закону взаимной индукции нервных процессов);
Этим создаются такие условия, при которых устраняется влияние посторонних раздражителей, так как их сигналы попадают на заторможенные участки коры.
Оптимальный очаг возбуждения - тот, который наиболее благоприятный для выполняемой деятельности, для протекания всех психических процессов (восприятие, память, мышление...).
Доминантный очаг возбуждения («доминанс» - господствующий) - самый сильный очаг возбуждения, который на время подчиняет себе все участки коры, он даже усиливается за счёт других очагов возбуждения, как бы «притягивая» к себе их энергию (А.В. Ухтомский).

3. Виды внимания


В зависимости от объекта внимания различают внешнее внимание (направлено на окружающий мир) и внутреннее внимание (направлено на собственные мысли и переживания).
Внешнее внимание выражается в активных приспособительных движениях для лучшего восприятия - поза, излишние движения затормаживаются, дыхание задерживается, глаза расширяются.
Внутреннее внимание на свои мысли - неподвижная поза, человек как бы всматривается в глубь себя.
Приспособительные движения очень целесообразны - всё, что мешает человеку быть внимательным затормаживается, создаются благоприятные условия для деятельности, которой занят человек.
Непроизвольное внимание возникает без всякого намерения, без заранее поставленной цели и не требует волевых усилий, оно возникает само собой.
Что привлекает непроизвольное внимание:
- особенности предметов: сильные раздражители, неожиданные, яркие, резкие, движущееся, новые, необычные, контрастные, начало и конец действия раздражителя;
- отношение личности к предметам, благодаря которому предметы или явления становятся значимыми для человека, привлекательными - интересные раздражители, отвечают потребностям человека.
Произвольное внимание - внимание, связанное с сознательно поставленной целью и с волевыми усилиями.
Физиологическая основа произвольного внимания - оптимальный очаг возбуждения удерживается с помощью собственной внутренней речи человека («я должен быть внимательным») или указаниям со стороны учителя.
Что способствует сохранению произвольного внимания на уроке:
1. Осознание значимости деятельности.
2. Понимание конкретной задачи выполняемой деятельности («слушать внимательно» - задача не понятна, её надо конкретизировать - «слушать внимательно, топот надо будет ответить на вопросы по тексту»).
3. Привычные условия работы (время, место).
4. Возникновение косвенных интересов.
5. Создание благоприятных условий для деятельности (исключить сильные посторонние раздражители).
Послепроизвольное внимание - особый вид внимания, возникает после произвольного внимания (выделил психолог Н.Ф. Добрынин). Это внимание связано с сознательно поставленной целью («Я должен быть внимательным»), то есть сначала деятельность не вызывает интереса у ребёнка, он заставляет себя начать деятельность, затем ребёнок увлекается деятельностью и совершает её без волевых усилий.


4. Свойства внимания: сосредоточенность (концентрация), устойчивость (колебание), переключение, распределение, объём. Развитие и формирование внимания у детей


На занятии учитель использует все виды внимания ребёнка, нельзя поставить чёткую границу между видами внимания.
1. Сосредоточенность - удержание внимание на объекте или Д. при отвлечении от всего остального (обычно связано с глубоким интересом к Д.).
2. Устойчивость - длительное удержание внимания на предмете или деятельности при отвлечении от всего остального. Это характеристика внимания во времени. В рамках устойчивости происходит колебание внимания - кратковременные непроизвольные изменения степени интенсивности внимания.
3. Переключение - переход внимания от одной деятельности к другой в связи с постановкой новой задачи, с одного объекта на другой.
4. Распределение - это способность одновременно выполнять несколько видов деятельности (ученик слушает и пишет). Можно совмещать несколько видов деятельности, если каждый из выполняемых видов деятельности знаком и фактически полного внимания требует одна деятельность, остальные осуществляются автоматически. Две умственные деятельности трудно совмещать!
5. Объём внимания - измеряется количеством объектов, которые человек может воспринять «схватить взглядом» при одномоментном предъявлении (0,1 сек). Объём внимания равен 7+2 единицы информации, то есть от 5 до 9 объектов.
Расстройства внимания:
- рассеянность - частая непроизвольная отвлекаемость от выполняемой деятельности, человек не может сосредоточиться (может быть связано с утомлением);
- мнимая рассеянность - результат сильной сосредоточенности на своих мыслях, человек не замечает окружающего;
Внимательность и наблюдательность как черты личности -
способность подмечать в предметах малозаметные, но существенные
особенности.
Условия воспитания внимания:
1. Необходимо воспитывать у ребёнка чувство ответственности, тренировать волевое усилие, ставить цель и доводить дело до конца;
2. Следует чётко организовать учебный процесс: темп урока, интересный и яркий новый материал; яркие наглядные пособия; эмоциональная речь учителя; менять виды деятельности на уроке (однообразие утомляет); активизировать мыслительную деятельность детей; мотивировать детей на изучение материала урока (не интересно, но очень важно!); ставить конкретные задачи перед учеником - «слушать внимательно, будете отвечать на вопросы»; развивать наблюдательность (за природой, животными); учитывать индивидуальные особенности внимания.


Вопросы для обсуждения и размышления
1. Возможна ли разумная деятельность без внимания? Чем может быть обусловлена невнимательность учащихся на занятиях?
2. Раскройте содержание каждого свойства внимания, его роль в жизни и деятельности человека, назовите факторы, влияющие на проявление и развитие этих свойств.
3. Чем отличаются такие виды рассеянности, как «ученическая», «поэтическая», «профессорская» и старческая?
4. Согласны ли Вы с утверждением, что внешнее внимание возникает позднее, чем внутреннее?
5. Всегда ли возникновение интереса к деятельности обусловливает переход произвольного внимания в послепроизвольное?
6. Согласны ли Вы с мнением, что высокая концентрация внимания на предмете деятельности всегда связанна с благоприятными условиями и отсутствием посторонних отвлекающих раздражителей?
7. Почему в световой рекламе свет периодически выключается? С какой целью это делают?
8. Хищник может длительное время стеречь свою жертву. Можно ли его внимание охарактеризовать как произвольное?
9. Каковы пути привлечения внимания на различных этапах урока (при опросе, объяснении нового материала, закреплении пройденного)?


Задание 1. Укажите, какие условия нужны для возникновения
и поддержания произвольного, а какие - непроизвольного внимания?
1. Постановка вопросов и решение небольших задач на протяжении определённого отрезка времени.
2. Особенности воздействующих раздражителей: их новизна, абсолютная и относительная сила, контраст между ними, изменение в раздражителях.
3. Осознание текущих результатов деятельности в форме внутреннего словесного отчёта.
4. Наилучший распорядок деятельности, создание привычных условий для работы.
5. Использование определённых потребностей, с удовлетворением которых связан учебный материал.
6. Использование определённых установок и психических состояний.
7. Постановка существенно значимых целей и задач деятельности.


Задание 2. Определите, кто самый внимательный. Ответ аргументируйте.
Как-то произошел спор о том, кого можно назвать более внимательным.
Один из споривших сказал: «Иван Иванович очень внимательный. Когда он читает книгу или слушает, что ему говорят, то ничего его не может отвлечь: ни появление кого-нибудь в комнате, ни разговор соседей, ни звук радио. Все его внимание поглощено тем, что он в данный момент делает».
«А, по-моему, - ответил другой, Павел Петрович более внимательный. С каким бы увлечением он ни рассказывал (кажется, что он весь поглощен рассказом), все же ни одна деталь поведения учащихся в классе не ускользает от его внимания. Он видит и слышит все, что делается вокруг».
«Нет, уже Борис Васильевич внимательнее всех, - сказал третий. - Однажды мы шли в полной тьме по дороге, и вдруг неожиданно вспыхнул и сразу же погас свет от электрического фонарика. Мы успели лишь едва заметить фигуру мужчины, а Борис Васильевич за этот краткий миг разглядел и мужчину, и автомат в его руках, и стоящую рядом собаку, и даже увидел красную звездочку на фуражке. Оказалось, что он все заметил правильно. Нам повстречался пограничник».


Задание 3. Определите, какие свойства внимания проявляются в следующих ситуациях.
1. В течение одной минуты ребенок должен увидеть вокруг себя возможно больше предметов одного и того же цвета (или же одного размера, или одинаковой формы - круглых, прямоугольных, или же из одного материала и т.д.), но только то, что предложит ведущий. Проходит минута, раздается сигнал, и поиски прекращаются. Ведущий узнает, кто насчитал больше других, предлагает ему перечислить вслух все увиденное. То, что он не заметил, дополняют остальные. Победителем считается тот, кто успел увидеть больше других.
2. Телефон трещал понапрасну, шаги в коридоре приближались и удалялись, стук в дверь раздавался и требовательным напором, и вкрадчивым поскребыванием. Васильев не отвечал, он просто не слышал всего, занятый любимым, главным делом своей жизни... (Ю. Бондарев «Выбор»).
3. Л.Н. Толстой в романе «Война и мир»’ описал состояние Пьера Безухова, попавшего на поле боя: «Он не слышал звуков пуль, визжавших со всех сторон, снарядов, пролетавших через него, не видел неприятеля, бывшего на той стороне реки, и долго не видел убитых и раненых, хотя многие и падали недалеко от него. Он следовал за генералом и напряженно размышлял о чем-то».
4. Учитель объяснял новый материал. Стояла тишина. Довольный вниманием детей, он прохаживался от стола к доске. И вот послышался шепот: «Раз, два, три, четыре...запиши». - «Что это вы считаете?» - «А мы на спор считаем, сколько вы за урок сделаете шагов». Учитель смутился и попытался пошутить: «Собьетесь до конца урока...» - «Не собьемся, ваши шаги легко считать - у вас ботинки скрипят».


Задание 4. Какие физиологические механизмы внимания проявляются в описанном опыте?
Испытуемый Н. должен был в соответствии с инструкцией экспериментатора запомнить последовательность зажигания ярких лампочек, не обращая внимания на зажигание тусклых. Оказалось, что в тех зонах коры, которым соответствует яркая вспышка лампочек, повышена возбудимость, а в тех зонах коры, которым соответствует тусклая вспышка лампочек, - пониженная.


Задание 5. Развитие каких свойств внимания помогает актеру успешно выполнять свою работу?
Деятельность актера сложна. Наряду с основными задачами он выполняет и побочные. Актер не только направляет внимание на роль, на выполнение сценических задач, но и на партнера, и на суфлера.


Задание 6. Какие индивидуальные особенности внимания проявляются у первого и второго контролеров?
В отделе технического контроля работали два контролера - опытный и начинающий. Они просматривали и сортировали мелкие детали. Начинающий брал для осмотра по одной детали, а опытный - сразу две, правой и левой руками.

Источник: Общая психология и психология личности : учебное пособие / авт.-сост. : Е.Л. Бокуть, Е.В. Губина, О.Н. Комарова, А.Л. Рассказова ; Московский информационно-технологический университет - Московский архитектурно-строительный институт. - М. : МИТУ- МАСИ, 2020. - 760 с. - Текст : электронный.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.