Внимание как психический процесс
Лекции и практикум по психологии - Общая психология

7.1 Внимание как психический процесс

Содержание темы
Понятие, критерии, функции, механизмы внимания. Рефлекторный характер внимания (И.М. Сеченов); доминанты (А.А. Ухтомский); обратная афферентация (П.К. Анохин).
Теории внимания: психофизиологическая теория Т. Рибо; теория
избирательной активности внимания Д.Н. Узнадзе; концепция внимания П.Я. Г альперина.

Классификация видов внимания:
- по степени активности;
- по происхождению;
- по использованию средств;
- по объекту внимания.
Свойства внимания: концентрация, устойчивость, колебания,
переключаемость, распределение, объем.
Закономерности внимания. Факторы привлечения внимания, связанные с
Индивидуальные особенности внимания.
Методы изучения внимания: экспериментальные (Р.Вудвортс),
диагностические (корректурные пробы - тест Бурбона-Рудика, сложение чисел с переключением - Э.Крепелин, красно-черные таблицы Шульте, кольца Ландольта, перепутанные линии и др.).

7.2 Вопросы для обсуждения

1 Что такое внимание?
2 Каковы функции внимания?
3 Назовите и охарактеризуйте свойства внимания.
4 При каких условиях происходит актуализация внимания?
5 Опишите основные виды внимания.
6 В чем различия произвольного и непроизвольного внимания и какие условия необходимы для их возникновения?

7.3 Задания для самостоятельного выполнения

1 Проведите самоанализ уровня усвоения следующих понятий: внимание и его свойства: объем, устойчивость, доминанта, переключение, распределение, рассеянность, концентрация; виды внимания: непризвольное, произвольное, послепроизвольное.
2 Заполните таблицу на основе информационного материала (приложение А)

Виды внимания

Характеристика

Условия
возникновения

Пример практического применения

 

 

 

 

3 Опишите ситуации при которых происходит актуализация свойств внимания: устойчивость, концентрация, распределение, переключение.
4 Подготовьте рекомендации о том, как не привлекать и привлечь внимание.
5 Разработайте психологические воздействия или ситуации, позволяющие актуализировать свойства внимания (устойчивость, концентрацию, распределение, переключение).
6 Напишите множество профессий, предъявляющих повышенные требования к каждому из свойств внимания
7 Определите, какие виды внимания проявляются в следующих ситуациях:
1) на уроке музыки во время прослушивания вальса Штрауса в дверь кабинета неожиданно громко постучали;
2) учитель географии, рассказывая о крупных реках России, показывает их на карте;
3) ученица обдумывает заключение своего сочинения;
4) учитель физики приводит интересные факты из жизни немецкого физика В. Рентгена, связанные с открытием им рентгеновских лучей;
5) проходя мимо актового зала, пятиклассник видит, как там устанавливают новогоднюю елку;
6) прозвенел звонок, и в класс входит новый учитель;
7) у соседа по парте появился новый пенал. Ученик начинает с интересом рассматривать его;
8) выпускник усиленно готовится к экзамену по геометрии;
9) читая рассказы Л. Н. Толстого, школьница слышит громкую музыку, доносящуюся из окна;
10) первоклассники получают задание: рассмотреть картинку и
перечислить те изображенные на ней предметы, название которых начинается на букву «К»;
11) ученикам нужно прослушать небольшой рассказ и назвать
встретившиеся в нем прилагательные;
12) рабочую тишину в классе нарушают звуки сигнализации
припаркованной во дворе школы машины;
13) получив новые учебники, дети стали с интересом их рассматривать;
14) прогуливаясь вечером по городу, школьник неожиданно замечает идущего ему навстречу учителя;
15) учитель химии во время демонстрации опыта говорит ученикам, что сейчас окраска раствора в пробирке должна измениться;
16) перед объяснением нового материала учитель предупреждает учащихся о том, что тема очень сложная;
17) школьный библиотекарь рассказывает первоклассникам, впервые пришедшим в библиотеку, какие интересные книги и журналы они смогут найти здесь;
18) ученик перебирает варианты решения сложной геометрической задачи;
19) урок истории, посвященный легендарному русскому полководцу Александру Невскому, проходит в музее, где увлекательный рассказ экскурсовода о знаменитой битве со шведами сопровождается показом воинских доспехов и
оружия того времени;
20) студент следит за докладом преподавателя и задает ему в процессе лекции много вопросов;
21) редактор поручает корректору срочно проверить ошибки в напечатанной статье;
22) начальник диктует текст выступления секретарю-машинистке, которая печатает его на машинке;
23) контролеру поручено отыскать дефекты в предложенных для экспертизы деталях;
24) водитель автобуса во время движения следит за соблюдением пассажирами порядка в салоне.
8 Определите, на какие свойства внимания учащихся ориентированы данные психолого-педагогические рекомендации:
1) учителю следует чаще задавать ему вопросы по ходу урока, чтобы он меньше отвлекался на посторонние дела;
2) для большей результативности работы этого ученика незадолго до планируемого перехода к другому виду задания учитель обязательно должен предупредить мальчика об этом персонально 2—3 раза;
3) родители могут особо не волноваться по поводу того, что у их дочери нет отдельной комнаты, где она могла бы готовить уроки по вечерам и ничто бы ее не отвлекало;
4) при наличии в классе таких детей учителю следует писать на доске задания (номера упражнений, задач и т. п.);
5) чтобы такой ребенок успешно справлялся с подготовкой к урокам, родителям следует до минимума ограничивать отвлекающие факторы (не включать в этот момент телевизор, радио, магнитофон, не разговаривать громко и т. д.);
6) эту ученицу учитель может без сомнения просить выполнять письменные задания с комментированием;
7) в том случае, когда такому ребенку нужно выполнить большое по объему учебное задание, учителю целесообразно разбить его на отдельные части и предложить их последовательное выполнение, при этом периодически контролировать ход работы каждой из частей, внося необходимые коррективы;
8) для достижения лучшей продуктивности работы школьника учителю не следует давать ему сразу несколько заданий;
9) родители не должны кричать на ребенка, если он, закончив решать задачу по математике, никак не может вникнуть в суть задания по русскому языку;
10) родители могут вполне разрешить своей дочери делать аппликацию, вышивать или вшивать, рисовать в момент просмотра или прослушивания ею детских передач по TV или по радио;
11) чтобы мама была уверенной, что дома все в порядке, ей не стоит доверять такому ребенку следить за готовящимся обедом;
12) учитель может привлечь его к проверке письменных домашних работ одноклассников;
13) учителю следует более настойчиво просить таких учащихся проверять текст диктанта после его написания;
14) чтобы такой ученик успешно справился с анализом задачи, учитель должен дать ему возможность предварительно несколько раз прочитать ее текст;
15) учителю не стоит спрашивать такого ученика в самом начале урока, тем более если предыдущим уроком была физкультура.
9 Подготовьте психолого-педагогические рекомендации учителям и родителям по работе с детьми, у которых выявлены такие особенности внимания: низкая устойчивость; плохая переключаемость; плохое распределение; слабая концентрация.
10 Объясните, почему привлекается внимание в подобных ситуациях:
1) водитель за рулем обращает внимание на знаки дорожного движения, а пассажир — нет;
2) человек, отдыхающий на скамейке в тихом парке, обращает внимание на неожиданно раздавшийся громкий звук;
3) выпускник школы акцентирует внимание на рекламе «Куда пойти учиться»;
4) ребенок, получив в подарок новую игрушку, внимательно рассматривает ее, изучает, как она работает;
5) глядя на звездное небо, человек вдруг видит мерцающий свет и начинает следить за движущимися спутниками;
6) голодный человек, проходя мимо столовой, обращает внимание на исходящие оттуда запахи;
7) люди бросают любопытные взгляды на очень высокую женщину, идущую рядом с низкорослым мужчиной;
8) человек, готовящийся к операции, обращает внимание на людей в белых халатах;
9) человек, возвратившийся в родной город из длительной командировки, проезжая по центральной улице, с интересом рассматривает новые здания;
10) девушка, находящаяся в ссоре с любимым человеком, заостряет внимание на парочках, гуляющих по городу;
11) человек, сидящий ночью в лесу у костра, невольно оборачивается, услышав за спиной звук хрустнувшей ветки;
12) женщина, муж которой находится в командировке на Северном Кавказе, непроизвольно вслушивается в любое сообщение о боевых действиях в этой зоне;
13) звуки сирены пожарной машины привлекают внимание прохожих;
14) незнакомый человек в компании вызывает к себе внимание со стороны окружающих;
15) человек, который спешит на работу, стоя на остановке, пристально вглядывается вдаль в направлении, откуда должен появиться автобус;
16) экстравагантно одетая девушка притягивает взгляды прохожих;
17) внимание окружающих привлекает человек, идущий по улице и громко распевающий песни;
18) ребенок перестает плакать, стоит только маме пошуметь погремушкой;
19) гуляющих по ночному городу привлекают огни праздничной иллюминации;
20) из всех книг, стоящих на полке, ребенок обращает внимание на наиболее яркую.
11 Поясните причины следующих явлений:
1) ученики перестают реагировать на слова учителя, говорящего постоянно на повышенных тонах;
2) мы не замечаем зеленую гусеницу на листе березы;
3) в настоящее время считается целесообразным во время войсковых операций и солдатам, и офицерам быть в одинаковом камуфляже;
4) внимание инспектора ГИБДД не привлекают автомашины, проезжающие мимо поста без превышения установленной скорости;
5) учитель, проверяя контрольные работы незнакомых ему учеников, не заостряет внимание на их фамилиях;
6) слушая радио, человек «пропускает мимо ушей» информацию, которая его не занимает;
7) люди, живущие в хвойном лесу, не замечают запаха хвои;
8) на рынке или в магазине мы не задерживаемся около тех товаров, в которых нет необходимости;
9) когда мы пишем письма родным или друзьям, то практически не следим за правописанием;
10) человек, которому некуда спешить, не следит за временем;
11) музыкант, владеющий инструментом и хорошо знающий исполняемую мелодию, во время игры не фиксирует внимание на своих руках;
12) внимание плотно пообедавшего человека не привлекают различные деликатесы, демонстрирующиеся на витринах магазинов;
13) мы не обращаем внимания надолго не менявшуюся обстановку в нашей квартире или в кабинете.

7.4 Тестовые задания для проверки знаний

1 Сосредоточенность сознания на каком-нибудь предмете, явлении или переживании обеспечивает:
а) рефлексия;
б) восприятие;
в) внимание;
г) память.
2 Внимание - это направленность сознания на определенный предмет, который при этом представляется ясно и отчетливо. Эта направленность:
а) избирательная;
б) рассеянная;
в) распределенная;
г) неосознаваемая.
3 Представители когнитивной психологии не рассматривают внимание как:
а) блок селекции информации;
б) резервуар ресурсов;
в) специфическую предвосхищающую активность;
г) особый вид деятельности.
4 Что все феномены внимания можно объяснить законами структурного восприятия, считают сторонники:
а) ассоционизма;
б) когнитивной психологии;
в) гештальтпсихологии;
г) психологии сознания.
5 Проблема внимания была впервые разработана в рамках:
а) психологии сознания;
б) бихевиоризма;
в) гештальтпсихологии;
г) теории деятельности.
6 Автором теории волевого внимания является:
а) Н.Н. Ланге;
б) Т. Рибо;
в) Э.Титченер;
г) Ф.Н. Г оноболин.
7 Традиционно связывают внимание с понятием доминанты, активации и ориентировочной реакции представители направления исследований:
а) социально-психологического;
б) нейрофизиологического;
в) психолого-педагогического;
г) физиологического.
8 Понятие «доминанта» в научный оборот было введено:
а) У. Найссером;
б) В.М. Бехтеревым;
в) А.А. Ухтомским;
г) П.Я. Гальпериным.
9 Числом объектов или их элементов, одновременно воспринимаемых с одинаковой степенью ясности и отчетливости, оценивается такой показатель внимания, как:
а) концентрация;
б) переключение;
в) распределение;
г) объем.
10 В. Вундт установил, что объем внимания составляют:
а) 4 простых впечатления;
б) 5 простых впечатлений;
в) 6 простых впечатлений;
г) 7 простых впечатлений.
11 С.Л. Рубинштейн трактовал внимание как:
а) умственное усилие;
б) активность личности;
в) способ управления поведением и функцию контроля;
г) результат организации деятельности.
12 Внимание как направленность и сосредоточенность психической деятельности предложил трактовать:
а) П.Я. Гальперин;
б) А.Н. Леонтьев;
в) С.Л. Рубинштейн;
г) Н.Ф. Добрынин.
13 В теории внимания П.Я. Гальперин рассматривает внимание как:
а) продукт развития внешней, предметной и развернутой деятельности контроля во внутреннюю форму;
б) психическое явление, не имеющее собственного содержания;
в) феноменальное продуктивное проявление работы ведущего уровня организации деятельности;
г) форму психической активности, проявляющейся в сосредоточенности на объекте.
14. Понятие «ориентировочный рефлекс» введено в научный словарь:
а) В.М. Бехтеревым;
б) И.М. Сеченовым;
в) И.П. Павловым;
г) А.А. Ухтомским.
15 Внимание является важной стороной ориентировочно-исследовательской деятельности в теории:
а) А.А. Ухтомского;
б) А.Н. Леонтьева;
в) П.Я. Гальперина;
г) А.Ф. Лазурского.
16 Основанием классификации внимания на зрительное и слуховое выступает:
а) ведущий анализатор;
б) предмет отражения;
в) форма существования материи;
г) характер связи с практикой.
17 Критерием классификации внимания на сенсорно-перцептивное, интеллектуальное, двигательное служит:
а) ведущий анализатор;
б) предмет отражения;
в) форма существования материи;
г) характер связи с практикой.
18 Сосредоточение внимания на объекте в силу каких-то его особенностей называется вниманием:
а) непроизвольным;
б) произвольным;
в) послепроизвольным;
г) зрительным.
19 Л.С. Выготский приравнивал непроизвольное внимание:
а) к непосредственному;
б) к опосредованному;
в) к внутренненаправленному;
г) к волевому.
20 Скорость переключения внимания зависит от:
а) стимульного материала;
б) характера деятельности субъекта с ним;
в) уровня мотивации личности;
г) гендерных особенностей субъекта.
21 При определении устойчивости непроизвольного внимания чаще всего используются(ется):
а) аппаратурные методы;
б) таблицы Шульте;
в) методики селективного (дихотомического) слушания;
г) тахистоскопическая методика.
22 Условием возникновения непроизвольного внимания не является:
а) новизна раздражителя;
б) неожиданность раздражителя;
в) интерес человека;
г) усталость человека.
23 Непосредственно под воздействием раздражителей, действующих в данный момент и вызывающих оптимальное возбуждение в определенных участках коры головного мозга, возникает внимание:
а) непроизвольное;
б) произвольное;
в) послепроизвольное;
г) внутренненаправленное.
24 Произвольное внимание не обусловлено:
а) осознанием долга и обязанности;
б) наличием интересов, мотивов, побуждений;
в) привычкой работать, выполнять ту или иную деятельность;
г) контрастностью внешних воздействий.
25 Причиной возникновения произвольного внимания к любому объекту является:
а) отсутствие цели деятельности;
б) постановка цели деятельности;
в) новизна раздражителя;
г) эмоциональная значимость объекта.
26 Ориентировочный рефлекс рассматривается как объективный, врожденный признак внимания:
а) непроизвольного;
б) произвольного;
в) послепроизвольного;
г) опосредованного.
27 Степень переключения внимания не определяется:
а) соотношением между содержанием предшествующей и последующей деятельности;
б) отношением субъекта к содержанию предшествующей деятельности;
в) отношением субъекта к содержанию последующей деятельности;
г) характером деятельности.
28 Привлечению внимания способствует(ют):
а) только интенсивность раздражителей;
б) только отношение раздражителей к потребностям, интересам;
в) только контрастность раздражителей;
г) отношение раздражителей к потребностям, интенсивность и контрастность раздражителей.

29 О возможности субъекта направлять и сосредоточивать внимание на нескольких независимых переменных одновременно свидетельствует такой показатель внимания, как:
а) концентрация;
б) распределение;
в) устойчивость;
г) избирательность.
30 Степень сосредоточенности сознания на объекте - это такой показатель внимания, как:
а) объем;
б) концентрация;
в) распределение;
г) переключение.

Источник: Козловская, Т.Н., Общая психология (сборник практических заданий): учебное пособие / Т.Н. Козловская, А.А. Кириенко, Е.В. Назаренко; Оренбургский гос. ун-т. - Оренбург: ОГУ, 2017. - 343 с.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.