7.1 Внимание как психический процесс
Содержание темы Понятие, критерии, функции, механизмы внимания. Рефлекторный характер внимания (И.М. Сеченов); доминанты (А.А. Ухтомский); обратная афферентация (П.К. Анохин). Теории внимания: психофизиологическая теория Т. Рибо; теория избирательной активности внимания Д.Н. Узнадзе; концепция внимания П.Я. Г альперина.
Классификация видов внимания: - по степени активности; - по происхождению; - по использованию средств; - по объекту внимания. Свойства внимания: концентрация, устойчивость, колебания, переключаемость, распределение, объем. Закономерности внимания. Факторы привлечения внимания, связанные с Индивидуальные особенности внимания. Методы изучения внимания: экспериментальные (Р.Вудвортс), диагностические (корректурные пробы - тест Бурбона-Рудика, сложение чисел с переключением - Э.Крепелин, красно-черные таблицы Шульте, кольца Ландольта, перепутанные линии и др.).
7.2 Вопросы для обсуждения
1 Что такое внимание? 2 Каковы функции внимания? 3 Назовите и охарактеризуйте свойства внимания. 4 При каких условиях происходит актуализация внимания? 5 Опишите основные виды внимания. 6 В чем различия произвольного и непроизвольного внимания и какие условия необходимы для их возникновения?
7.3 Задания для самостоятельного выполнения
1 Проведите самоанализ уровня усвоения следующих понятий: внимание и его свойства: объем, устойчивость, доминанта, переключение, распределение, рассеянность, концентрация; виды внимания: непризвольное, произвольное, послепроизвольное. 2 Заполните таблицу на основе информационного материала (приложение А)
Виды внимания
|
Характеристика
|
Условия возникновения
|
Пример практического применения
|
|
|
|
|
3 Опишите ситуации при которых происходит актуализация свойств внимания: устойчивость, концентрация, распределение, переключение. 4 Подготовьте рекомендации о том, как не привлекать и привлечь внимание. 5 Разработайте психологические воздействия или ситуации, позволяющие актуализировать свойства внимания (устойчивость, концентрацию, распределение, переключение). 6 Напишите множество профессий, предъявляющих повышенные требования к каждому из свойств внимания 7 Определите, какие виды внимания проявляются в следующих ситуациях: 1) на уроке музыки во время прослушивания вальса Штрауса в дверь кабинета неожиданно громко постучали; 2) учитель географии, рассказывая о крупных реках России, показывает их на карте; 3) ученица обдумывает заключение своего сочинения; 4) учитель физики приводит интересные факты из жизни немецкого физика В. Рентгена, связанные с открытием им рентгеновских лучей; 5) проходя мимо актового зала, пятиклассник видит, как там устанавливают новогоднюю елку; 6) прозвенел звонок, и в класс входит новый учитель; 7) у соседа по парте появился новый пенал. Ученик начинает с интересом рассматривать его; 8) выпускник усиленно готовится к экзамену по геометрии; 9) читая рассказы Л. Н. Толстого, школьница слышит громкую музыку, доносящуюся из окна; 10) первоклассники получают задание: рассмотреть картинку и перечислить те изображенные на ней предметы, название которых начинается на букву «К»; 11) ученикам нужно прослушать небольшой рассказ и назвать встретившиеся в нем прилагательные; 12) рабочую тишину в классе нарушают звуки сигнализации припаркованной во дворе школы машины; 13) получив новые учебники, дети стали с интересом их рассматривать; 14) прогуливаясь вечером по городу, школьник неожиданно замечает идущего ему навстречу учителя; 15) учитель химии во время демонстрации опыта говорит ученикам, что сейчас окраска раствора в пробирке должна измениться; 16) перед объяснением нового материала учитель предупреждает учащихся о том, что тема очень сложная; 17) школьный библиотекарь рассказывает первоклассникам, впервые пришедшим в библиотеку, какие интересные книги и журналы они смогут найти здесь; 18) ученик перебирает варианты решения сложной геометрической задачи; 19) урок истории, посвященный легендарному русскому полководцу Александру Невскому, проходит в музее, где увлекательный рассказ экскурсовода о знаменитой битве со шведами сопровождается показом воинских доспехов и оружия того времени; 20) студент следит за докладом преподавателя и задает ему в процессе лекции много вопросов; 21) редактор поручает корректору срочно проверить ошибки в напечатанной статье; 22) начальник диктует текст выступления секретарю-машинистке, которая печатает его на машинке; 23) контролеру поручено отыскать дефекты в предложенных для экспертизы деталях; 24) водитель автобуса во время движения следит за соблюдением пассажирами порядка в салоне. 8 Определите, на какие свойства внимания учащихся ориентированы данные психолого-педагогические рекомендации: 1) учителю следует чаще задавать ему вопросы по ходу урока, чтобы он меньше отвлекался на посторонние дела; 2) для большей результативности работы этого ученика незадолго до планируемого перехода к другому виду задания учитель обязательно должен предупредить мальчика об этом персонально 2—3 раза; 3) родители могут особо не волноваться по поводу того, что у их дочери нет отдельной комнаты, где она могла бы готовить уроки по вечерам и ничто бы ее не отвлекало; 4) при наличии в классе таких детей учителю следует писать на доске задания (номера упражнений, задач и т. п.); 5) чтобы такой ребенок успешно справлялся с подготовкой к урокам, родителям следует до минимума ограничивать отвлекающие факторы (не включать в этот момент телевизор, радио, магнитофон, не разговаривать громко и т. д.); 6) эту ученицу учитель может без сомнения просить выполнять письменные задания с комментированием; 7) в том случае, когда такому ребенку нужно выполнить большое по объему учебное задание, учителю целесообразно разбить его на отдельные части и предложить их последовательное выполнение, при этом периодически контролировать ход работы каждой из частей, внося необходимые коррективы; 8) для достижения лучшей продуктивности работы школьника учителю не следует давать ему сразу несколько заданий; 9) родители не должны кричать на ребенка, если он, закончив решать задачу по математике, никак не может вникнуть в суть задания по русскому языку; 10) родители могут вполне разрешить своей дочери делать аппликацию, вышивать или вшивать, рисовать в момент просмотра или прослушивания ею детских передач по TV или по радио; 11) чтобы мама была уверенной, что дома все в порядке, ей не стоит доверять такому ребенку следить за готовящимся обедом; 12) учитель может привлечь его к проверке письменных домашних работ одноклассников; 13) учителю следует более настойчиво просить таких учащихся проверять текст диктанта после его написания; 14) чтобы такой ученик успешно справился с анализом задачи, учитель должен дать ему возможность предварительно несколько раз прочитать ее текст; 15) учителю не стоит спрашивать такого ученика в самом начале урока, тем более если предыдущим уроком была физкультура. 9 Подготовьте психолого-педагогические рекомендации учителям и родителям по работе с детьми, у которых выявлены такие особенности внимания: низкая устойчивость; плохая переключаемость; плохое распределение; слабая концентрация. 10 Объясните, почему привлекается внимание в подобных ситуациях: 1) водитель за рулем обращает внимание на знаки дорожного движения, а пассажир — нет; 2) человек, отдыхающий на скамейке в тихом парке, обращает внимание на неожиданно раздавшийся громкий звук; 3) выпускник школы акцентирует внимание на рекламе «Куда пойти учиться»; 4) ребенок, получив в подарок новую игрушку, внимательно рассматривает ее, изучает, как она работает; 5) глядя на звездное небо, человек вдруг видит мерцающий свет и начинает следить за движущимися спутниками; 6) голодный человек, проходя мимо столовой, обращает внимание на исходящие оттуда запахи; 7) люди бросают любопытные взгляды на очень высокую женщину, идущую рядом с низкорослым мужчиной; 8) человек, готовящийся к операции, обращает внимание на людей в белых халатах; 9) человек, возвратившийся в родной город из длительной командировки, проезжая по центральной улице, с интересом рассматривает новые здания; 10) девушка, находящаяся в ссоре с любимым человеком, заостряет внимание на парочках, гуляющих по городу; 11) человек, сидящий ночью в лесу у костра, невольно оборачивается, услышав за спиной звук хрустнувшей ветки; 12) женщина, муж которой находится в командировке на Северном Кавказе, непроизвольно вслушивается в любое сообщение о боевых действиях в этой зоне; 13) звуки сирены пожарной машины привлекают внимание прохожих; 14) незнакомый человек в компании вызывает к себе внимание со стороны окружающих; 15) человек, который спешит на работу, стоя на остановке, пристально вглядывается вдаль в направлении, откуда должен появиться автобус; 16) экстравагантно одетая девушка притягивает взгляды прохожих; 17) внимание окружающих привлекает человек, идущий по улице и громко распевающий песни; 18) ребенок перестает плакать, стоит только маме пошуметь погремушкой; 19) гуляющих по ночному городу привлекают огни праздничной иллюминации; 20) из всех книг, стоящих на полке, ребенок обращает внимание на наиболее яркую. 11 Поясните причины следующих явлений: 1) ученики перестают реагировать на слова учителя, говорящего постоянно на повышенных тонах; 2) мы не замечаем зеленую гусеницу на листе березы; 3) в настоящее время считается целесообразным во время войсковых операций и солдатам, и офицерам быть в одинаковом камуфляже; 4) внимание инспектора ГИБДД не привлекают автомашины, проезжающие мимо поста без превышения установленной скорости; 5) учитель, проверяя контрольные работы незнакомых ему учеников, не заостряет внимание на их фамилиях; 6) слушая радио, человек «пропускает мимо ушей» информацию, которая его не занимает; 7) люди, живущие в хвойном лесу, не замечают запаха хвои; 8) на рынке или в магазине мы не задерживаемся около тех товаров, в которых нет необходимости; 9) когда мы пишем письма родным или друзьям, то практически не следим за правописанием; 10) человек, которому некуда спешить, не следит за временем; 11) музыкант, владеющий инструментом и хорошо знающий исполняемую мелодию, во время игры не фиксирует внимание на своих руках; 12) внимание плотно пообедавшего человека не привлекают различные деликатесы, демонстрирующиеся на витринах магазинов; 13) мы не обращаем внимания надолго не менявшуюся обстановку в нашей квартире или в кабинете.
7.4 Тестовые задания для проверки знаний
1 Сосредоточенность сознания на каком-нибудь предмете, явлении или переживании обеспечивает: а) рефлексия; б) восприятие; в) внимание; г) память. 2 Внимание - это направленность сознания на определенный предмет, который при этом представляется ясно и отчетливо. Эта направленность: а) избирательная; б) рассеянная; в) распределенная; г) неосознаваемая. 3 Представители когнитивной психологии не рассматривают внимание как: а) блок селекции информации; б) резервуар ресурсов; в) специфическую предвосхищающую активность; г) особый вид деятельности. 4 Что все феномены внимания можно объяснить законами структурного восприятия, считают сторонники: а) ассоционизма; б) когнитивной психологии; в) гештальтпсихологии; г) психологии сознания. 5 Проблема внимания была впервые разработана в рамках: а) психологии сознания; б) бихевиоризма; в) гештальтпсихологии; г) теории деятельности. 6 Автором теории волевого внимания является: а) Н.Н. Ланге; б) Т. Рибо; в) Э.Титченер; г) Ф.Н. Г оноболин. 7 Традиционно связывают внимание с понятием доминанты, активации и ориентировочной реакции представители направления исследований: а) социально-психологического; б) нейрофизиологического; в) психолого-педагогического; г) физиологического. 8 Понятие «доминанта» в научный оборот было введено: а) У. Найссером; б) В.М. Бехтеревым; в) А.А. Ухтомским; г) П.Я. Гальпериным. 9 Числом объектов или их элементов, одновременно воспринимаемых с одинаковой степенью ясности и отчетливости, оценивается такой показатель внимания, как: а) концентрация; б) переключение; в) распределение; г) объем. 10 В. Вундт установил, что объем внимания составляют: а) 4 простых впечатления; б) 5 простых впечатлений; в) 6 простых впечатлений; г) 7 простых впечатлений. 11 С.Л. Рубинштейн трактовал внимание как: а) умственное усилие; б) активность личности; в) способ управления поведением и функцию контроля; г) результат организации деятельности. 12 Внимание как направленность и сосредоточенность психической деятельности предложил трактовать: а) П.Я. Гальперин; б) А.Н. Леонтьев; в) С.Л. Рубинштейн; г) Н.Ф. Добрынин. 13 В теории внимания П.Я. Гальперин рассматривает внимание как: а) продукт развития внешней, предметной и развернутой деятельности контроля во внутреннюю форму; б) психическое явление, не имеющее собственного содержания; в) феноменальное продуктивное проявление работы ведущего уровня организации деятельности; г) форму психической активности, проявляющейся в сосредоточенности на объекте. 14. Понятие «ориентировочный рефлекс» введено в научный словарь: а) В.М. Бехтеревым; б) И.М. Сеченовым; в) И.П. Павловым; г) А.А. Ухтомским. 15 Внимание является важной стороной ориентировочно-исследовательской деятельности в теории: а) А.А. Ухтомского; б) А.Н. Леонтьева; в) П.Я. Гальперина; г) А.Ф. Лазурского. 16 Основанием классификации внимания на зрительное и слуховое выступает: а) ведущий анализатор; б) предмет отражения; в) форма существования материи; г) характер связи с практикой. 17 Критерием классификации внимания на сенсорно-перцептивное, интеллектуальное, двигательное служит: а) ведущий анализатор; б) предмет отражения; в) форма существования материи; г) характер связи с практикой. 18 Сосредоточение внимания на объекте в силу каких-то его особенностей называется вниманием: а) непроизвольным; б) произвольным; в) послепроизвольным; г) зрительным. 19 Л.С. Выготский приравнивал непроизвольное внимание: а) к непосредственному; б) к опосредованному; в) к внутренненаправленному; г) к волевому. 20 Скорость переключения внимания зависит от: а) стимульного материала; б) характера деятельности субъекта с ним; в) уровня мотивации личности; г) гендерных особенностей субъекта. 21 При определении устойчивости непроизвольного внимания чаще всего используются(ется): а) аппаратурные методы; б) таблицы Шульте; в) методики селективного (дихотомического) слушания; г) тахистоскопическая методика. 22 Условием возникновения непроизвольного внимания не является: а) новизна раздражителя; б) неожиданность раздражителя; в) интерес человека; г) усталость человека. 23 Непосредственно под воздействием раздражителей, действующих в данный момент и вызывающих оптимальное возбуждение в определенных участках коры головного мозга, возникает внимание: а) непроизвольное; б) произвольное; в) послепроизвольное; г) внутренненаправленное. 24 Произвольное внимание не обусловлено: а) осознанием долга и обязанности; б) наличием интересов, мотивов, побуждений; в) привычкой работать, выполнять ту или иную деятельность; г) контрастностью внешних воздействий. 25 Причиной возникновения произвольного внимания к любому объекту является: а) отсутствие цели деятельности; б) постановка цели деятельности; в) новизна раздражителя; г) эмоциональная значимость объекта. 26 Ориентировочный рефлекс рассматривается как объективный, врожденный признак внимания: а) непроизвольного; б) произвольного; в) послепроизвольного; г) опосредованного. 27 Степень переключения внимания не определяется: а) соотношением между содержанием предшествующей и последующей деятельности; б) отношением субъекта к содержанию предшествующей деятельности; в) отношением субъекта к содержанию последующей деятельности; г) характером деятельности. 28 Привлечению внимания способствует(ют): а) только интенсивность раздражителей; б) только отношение раздражителей к потребностям, интересам; в) только контрастность раздражителей; г) отношение раздражителей к потребностям, интенсивность и контрастность раздражителей.
29 О возможности субъекта направлять и сосредоточивать внимание на нескольких независимых переменных одновременно свидетельствует такой показатель внимания, как: а) концентрация; б) распределение; в) устойчивость; г) избирательность. 30 Степень сосредоточенности сознания на объекте - это такой показатель внимания, как: а) объем; б) концентрация; в) распределение; г) переключение.
Источник: Козловская, Т.Н., Общая психология (сборник практических заданий): учебное пособие / Т.Н. Козловская, А.А. Кириенко, Е.В. Назаренко; Оренбургский гос. ун-т. - Оренбург: ОГУ, 2017. - 343 с. |