Биологическая и психическая подструктура личности - Память, ее общая характеристика, свойства и функции |
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология | |||||||
Страница 2 из 2
4. Память, ее общая характеристика, свойства и функции.
|
Рисунок 7. Характеристика процессов мышления
Виды мышления
По степени развёрнутости решаемых задач:
а) дискурсивное;
б) интуитивное.
По характеру решаемых задач:
а) теоретическое (концептуальное);
б) практическое.
По степени новизны:
а) продуктивное;
б) репродуктивное.
По форме (по содержанию решаемой задачи):
а) предметно-действенное;
б) наглядно-образное;
в) словесно-логическое.
Предметно-действенное мышление проявляется в том, что его задачи решаются с помощью реального, физического преобразования существующей ситуации, апробирования свойств объектов. Эта форма мышления свойственна детям до 3-х лет, хотя в практической деятельности используется и взрослыми.
Наглядно-образное мышление наиболее полно воссоздает все многообразие различных фактических характеристик предмета. Человек, решая определенную задачу, анализирует, сравнивает, обобщает различные образы, представления о предметах и явлениях. В элементарной форме данный вид мышления начинает проявляться у дошкольников в возрасте 4-7 лет. Наглядность - характерная особенность мышления в этом возрасте.
Словесно-логическое мышление функционирует на базе языковых средств и представляет собой наиболее поздний этап исторического и онтогенетического развития мышления. Для него характерно использование понятий, рассуждений, логических и смысловых конструкций. Благодаря словесно-логическому мышлению индивид способен устанавливать наиболее общие закономерности окружающей действительности и предвидеть конечный результат своей деятельности.
Основные мыслительные операции
Анализ — это мысленное расчленение предмета или явления на образующие его части, а также мысленное выделение в нем отдельных свойств, черт, качеств. Воспринимая предмет, мы можем мысленно выделять в нем одну часть, затем другую и таким образом узнавать, из каких частей он состоит. Например, в растении мы выделяем стебель, корень, цветы и листья.
Синтез — это мысленное соединение отдельных частей предметов или мысленное сочетание отдельных их свойств. Если анализ дает знание отдельных элементов, то синтез, опираясь на результаты анализа, объединяя эти элементы, обеспечивает знание объекта в целом. Так, при чтении в тексте мы выделяем отдельные буквы, слова и фразы. Но вместе с тем они непрерывно связываются друг с другом: буквы объединяются в слова, слова - в предложения, предложения - в те или иные разделы текста.
Анализ и синтез часто возникают в начале практической деятельности. Мы как бы расчленяем или собираем предмет, что является основой для выработки умения производить эти операции мысленно.
Сравнение - мыслительная операция, раскрывающая тождество и различие явлений и их свойств, позволяющая провести классификацию и их обобщение. Сравнение - элементарная первичная форма познания окружающей действительности.
Обобщение - свойство мышления, а также центральная мыслительная операция. Обобщение может осуществляться на двух уровнях. Первый, элементарный, - соединение сходных предметов по внешним признакам (генерализация). Но подлинную познавательную ценность представляет собой обобщение второго, более высокого уровня, когда в группе предметов и явлений выделяются существенные общие признаки.
Элементарные обобщения совершаются на основе сравнений, а высшая форма обобщений - на основе вычленения общего, раскрытия закономерных связей и отношений, т. е. на основе абстракции.
Классификация - группировка объектов по существенным признакам.
На высшем этапе познания действительности осуществляется переход от абстрактного к конкретному.
Абстракция - операция отражения отдельных существенных в каком-либо отношении свойств явлений. В процессе абстрагирования человек как бы «очищает» предмет от побочных признаков, затрудняющих его исследование. На основе обобщения и абстракции осуществляются классификация и конкретизация.
Конкретизация - познание целостного объекта в совокупности его существенных взаимосвязей, теоретическое воссоздание целостного объекта. Конкретизация - высший этап в познании объективного мира. Переход от абстрактного к конкретному есть теоретическое освоение действительности.
Формы мышления
Понятие - форма мышления, в которой отражаются существенные свойства однородной группы предметов или явлений. Чем более существенные признаки предметов отражены в данном понятии, тем эффективнее организуется деятельность человека.
Суждение - определенное знание о предмете, утверждение или отрицание каких-либо его свойств, связей либо отношений. Формирование суждения происходит как формирование мысли, основанной на ранее осознанной информации.
Умозаключение - высшая форма мышления, приводящая к новому суждению в результате оперирования с другими понятиями и суждениями. Умозаключения формируются часто на основе суждений и служат доказательством, добытым логическим путем.
Таким образом, в мышлении моделируются объективные существенные свойства и взаимосвязи явлений, они объективируются и закрепляются в форме суждений, умозаключений и понятий.
Мышление и речь
Все высшие психические функции человека сформировались в процессе его общественно-трудовой практики, в неразрывном единстве с возникновением и развитием языка. Выражаемые в языке смысловые категории и образуют содержание сознания человека.
Мышление непосредственно связано с речью. В языке проявляется общественное сознание, а в речи - индивидуальное. Мысль формируется посредством ее речевого формулирования. Отношение речи к мышлению есть отношение формы к содержанию. Построение речи определяется законами грамматики, процесс мышления - законами всеобщих взаимосвязей.
Некоторые люди способны к быстрым умозаключениям, интуитивным озарениям, одномоментному охвату события во всех его взаимосвязях. Они последовательны как в выдвижении гипотез, так и в проверке их правильности. Другие же замыкаются на первой же гипотезе, их мышление нединамично. Иные пытаются решать проблемные задачи вообще без всяких предварительных предположений, надеясь на случайные находки. Их мышление бессистемно и перекрывается импульсивными эмоциями.
В данном случае речь идет об интеллектуальных свойствах личности.
Интеллект - (от лат. intellectus - ум, рассудок) - устойчивая структура умственных способностей индивида, уровень его познавательных возможностей, механизм психической адаптации к жизненным ситуациям, понимание существенных взаимосвязей действительности, включенность индивида в социокультурный опыт.
Современная психология рассматривает интеллект как устойчивую структуру умственных способностей индивида, его адаптируемость к различным жизненным ситуациям.
Основными качествами человеческого интеллекта являются пытливость, глубина ума, его гибкость и подвижность, логичность и доказательность.
Пытливость ума - стремление индивида разносторонне познать то или иное явление. Это качество ума лежит в основе активной познавательной деятельности человека.
Глубина ума заключается в способности отделять главное от второстепенного и необходимое от случайного.
Гибкость и подвижность ума - это способность человека широко использовать имеющиеся опыт и знания, оперативно исследовать известные предметы в новых взаимосвязях и взаимоотношениях.
Критичность мышления предполагает умение строго оценивать результаты мыслительной деятельности, подвергать их критической оценке, отбрасывать неправильное решение, отказываться от начатых действий, если они противоречат требованиям задачи.
Логичность мышления характеризуется строгой последовательностью рассуждений, учетом всех существенных сторон в исследуемом объекте, всех возможных его взаимосвязей.
Доказательность мышления характеризуется способностью использовать в нужный момент те факты, закономерности, которые убеждают в правильности суждений и выводов.
Широта мышления заключается в способности охватить вопрос в целом, не теряя из виду всех данных соответствующей задачи, а также в умении видеть новые проблемы.
Негативным качеством интеллекта является ригидность мышления - предвзятое и негибкое отношение индивида к сущности явлений, преувеличение чувственного впечатления и приверженность шаблонным оценкам.
Показателем развитости интеллекта является непривязанность субъекта к внешним ограничениям (например, его способность увидеть возможности новых применений обычных предметов).
Существенное качество ума индивида - это предвидение возможного развития событий, а также последствий предпринимаемых действий. Способность предвидеть, предупреждать и избегать ненужных конфликтов - признак развитости ума и широты интеллекта.
Вопросы и задания для самопроверки:
1. Что общего и различного между мышлением и восприятием как познавательными процессами?
2. Почему мышление называют обобщенным познанием мира?
3. Объясните свое понимание опосредованности как характеристики мышления.
4. Как вы понимаете взаимосвязь мышления с другими познавательными процессами?
5. Выполните задание:
Воображение - психический процесс, заключающийся в создании новых образов путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте индивида.
Воображение тесно связано с другими психическими процессами: памятью и мышлением, а также с эмоциональными переживаниями человека и реализации волевых усилий.
Различают следующие основные виды воображения:
- произвольное и непроизвольное;
- реконструктивное (воссоздающее) и творческое;
- активное и пассивное.
Наиболее простой вид воображения - непроизвольное, возникающее помимо воли человека, непреднамеренно. Непроизвольное воображение связано с восприятием того или иного объекта (глядя на облака в небе, человек непроизвольно может воображать различные фигуры, символы).
Целенаправленное, преднамеренное использование человеком соответствующих элементов своего опыта и реконструкция их в новых образах - произвольное воображение. В результате произвольного воображения создаются литературные образы, новые модели и т.д.
Воссоздающее воображение формирует новые образы и представления. Так, читая описание природы, мы на основе воссоздающего воображения представляем себе картину. Воссоздающее воображение дает возможность познать то, что непосредственно не воспринимается в данный момент. Кроме того, на основе воссоздающего воображения формируется ожидание наступающих событий и соответствующее отношение к ним.
Творческое воображение создает совершенно новые оригинальные образы. Этот вид воображения лежит в основе художественной, литературной, музыкальной, конструкторской и научной деятельности. Результатами творческого воображения могут быть материальные и идеальные образы.
Активное воображение характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы.
Пассивное воображение заключается в том, что его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека. Пассивное воображение может быть непреднамеренным и преднамеренным. Непреднамеренное пассивное воображение возникает при ослаблении сознания, дезорганизации психической деятельности, в сонном состоянии. При преднамеренном пассивном воображении человек сознательно формирует образы ухода от действительности.
Основными формами проявления воображения являются: сновидения, галлюцинации, грезы и мечты.
Сновидения можно отнести к разряду пассивных и непроизвольных форм воображения. И.М. Сеченов называл сновидения «небывалой комбинацией бывалых впечатлений». В сновидениях происходит возникновения новых образов, часто носящих яркий характер, из которых человек запоминает только отдельные и превращает в новые ассоциации. Яркость образов воображения во время сна объясняется еще и тем, что тормозится вторая сигнальная система и возбуждается первая сигнальная система.
Галлюцинация - пассивные и непроизвольные формы воображения. По степени преобразования действительности чаще всего бывают продуктивными. Галлюцинациями называют фантастические видения, не имеющие явной связи с окружающей человека действительностью. Обычно галлюцинации являются результатом каких-то нарушений психики или воздействием на мозг лекарственных или наркотических веществ.
Грезы в отличие от галлюцинаций являются нормальным психическим состоянием, которое представляет собой фантазию, связанную с желанием, чаще всего несколько идеализируемым будущим. Это пассивный и продуктивный тип воображения.
Мечта от грезы отличается тем, что она более реалистична и вполне осуществима. Мечта относятся к типу активных форм воображения. По степени преобразования действительности мечты чаще всего бывают продуктивными.
Мечтая, человек всегда создает образ желаемого. При этом мечта не включается напрямую в деятельность человека и не дает сразу же практических результатов. Она направлена в будущее, в то время как некоторые другие формы воображения работают и с прошлым. Образы, которые человек создает в своих мечтах, отличаются эмоциональной насыщенностью, ярким характером, оценочным отношением.
Способы создания образов в процессе воображения
1. .Агглютинация - «складывание», «склеивание» различных и несоединимых в повседневной жизни частей (кентавр, русалка).
2. Гиперболизация - преувеличение всего образа объекта или его частей, наделения объекта значительно большим количеством значимых признаков по сравнению с действительностью, преувеличения его сил и возможностей (Гулливер).
3. Миниатюризация (преуменьшение) - способ создания образа воображения путем преуменьшения отдельных свойств и качеств для сравнения с окружающими предметами и объектами (Дюймовочка).
4. Акцентирование (заострение) является приемом создания образов воображения путем подчеркивания определенных свойств, черт, сторон различных явлений. Используется в карикатурах, при создании литературных образов.
5. Схематизация заключается в исключении различий предметов и выделении черт сходства между ними (национальные орнаменты и узоры).
6. Типизация - выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях и воплощение его в конкретном образе (например, литературные типажи).
7. Реконструкция объекта по известным фрагментам имеет существенное значение в творческой работе. Этим приемом активно пользуются археологи, искусствоведы, художники.
Воображение различается по нескольким признакам.
- яркости образов, - произвольности,
- степени реалистичности, - типу представлений,
- новизне, оригинальности, - устойчивости.
- широте воображения,
Функции воображения
1. Представление действительности в образах и управление ими.
2. Регулирование эмоциональных состояний.
3. Формирование внутреннего плана и программирование действий.
5. Управление психофизическим состоянием организма.
Литература:
Основная
1. Абрамова, Г.С. Общая психология. Учебное пособие для студентов вузов / Г.С. Абрамова. - М.: Академический проект, 2003. - 496 с.
2. Еникеев, М.И. Общая и социальная психология / М.И. Еникеев. - М.: НОРМА - ИНФРА, 2000. - 624с.
3. Маклаков, А.Г. Общая психология: Учебник для вузов / А.Г. Маклаков. - СПб: Питер, 2008. - 583 с.
4. Немов, Р.С. Общая психология. В 3-х томах. Том 2-ой. Познавательные процессы и психические состояния / Р.С. Немов. - М.: Изд-во Юрайт, 2011. - 1007 с.
Дополнительная
1. Психология / Под ред. В.Н. Дружинина. - СПб.: Питер, 2001, - 512с.
2. Психология внимания / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. - М.: ЧеРо, 2001. - 857 с.
3. Психология ощущений и восприятия / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Любимова, М.Б. Михалевской. - 2-е изд., испр. и перераб. - М.: ЧеРо, 2002. - 629 с.: ил.
4. Тихомиров, О.К. Психология мышления: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / О.К. Тихомиров. - М.: Академия, 2008. - 288 с.
5. Шадриков, В.Д. Введение в психологию: эмоции и чувства / В.Д. Шадриков. - М.: Логос, 2002. - 156 с.
Далее Свойства личности
Начало Введение в курс «Основы психологии и педагогики»
Источник: Основы психологии и педагогики: конспект лекций. Часть 1 / А.Л. Церковский, С.А. Петрович. - Витебск: ВГМУ, 2017. - 74 с. Предназначено для студентов медицинского университета.
Уважаемые пользователи и посетители сайта! Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят. Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней). С уважением, администрация. |