На главную Лекции и практикум по психологии Педагогическая психология Биологическая и психическая подструктура личности - Память, ее общая характеристика, свойства и функции
Биологическая и психическая подструктура личности - Память, ее общая характеристика, свойства и функции
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология
Индекс материала
Биологическая и психическая подструктура личности
Память, ее общая характеристика, свойства и функции
Все страницы

4. Память, ее общая характеристика, свойства и функции.


Механизмы развития и тренировки памяти
Способность хранить информацию и избирательно ее воспроизводить, использовать для регулирования поведения - основное свойство мозга, обеспечивающее взаимодействие индивида со средой. Память интегрирует жизненный опыт, обеспечивает непрерывное развитие человеческой культуры и индивидуальной жизнедеятельности. На основе памяти человек ориентируется в настоящем и предвидит свое будущее.
Память - это психический процесс запоминания, сохранения и воспроизведения информации.
Физиологические механизмы памяти - образование, закрепление, возбуждение и торможение нервных связей. Этим физиологическим процессам соответствуют процессы памяти.
Запоминание - это процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового путём связывания его с приобретённым ранее.
Сохранение - процесс консервации, фиксации информации в памяти.
Воспроизведение - процесс извлечения из памяти ранее сохранённого материала.
Забывание - процесс удаления из памяти ненужной для жизнедеятельности организма информации. С помощью забывания мозг человека избавляется от ненужных бесчисленных деталей и облегчает возможность обобщения.
Факторы, влияющие на забывание: возраст, характер информации, степень её использования, интерференция (ухудшающееся сохранение запоминаемого материала в результате наложения другого материала).
К основным свойствам памяти относят:
• Объем - это способность одновременно сохранять определенное количество информации. Средний объем кратковременной памяти примерно семь различных единиц информации (определяется по формуле 7±2).
• Быстрота запоминания отличается у разных людей. Скорость запоминания можно увеличить с помощью специальных тренировок памяти. Точность проявляется в адекватном воспроизведении фактов, событий и содержания информации.
• Длительность определяется временем сохранения информации. Это также очень индивидуальное качество; имеет избирательный характер.
• Готовность к воспроизведению - способность быстро извлекать информацию из памяти. Именно благодаря этой способности мы можем эффективно использовать приобретенный ранее опыт.
Классификация памяти по длительности сохранения материала:
• Мгновенная память - непосредственное запечатление сенсорных воздействий, сохранение наглядных образов в виде четкого, полного отпечатка чувственных воздействий объекта на очень короткий промежуток времени (0,25 сек).
• Кратковременная память - непосредственное запечатление совокупности объектов при однократном восприятии ситуации; фиксация объектов, попавших в поле восприятия. Время функционирования кратковременной памяти - не более 30 сек.
• Оперативная память - избирательное сохранение и актуализация информации, необходимой только для достижения цели данной деятельности. Продолжительность оперативной памяти ограничивается временем соответствующей деятельности.
• Долговременная память - запоминание на длительный срок содержания информации, имеющую значимость для индивида. Отбор информации, входящей в долговременную память, связан с вероятностной оценкой его будущей применимости, предвидением будущих событий.
По характеру участия воли память подразделяют на:
• Непроизвольную память (запоминание и воспроизведение автоматически, без всяких волевых усилий).
• Произвольную память (ставится цель - запомнить, и для запоминания используются волевые усилия).
Классификация памяти по модальности сохраняемых образов: зрительная; слуховая; двигательная; осязательная; обонятельная; вкусовая.
По характеру психической деятельности, с помощью которой человек запоминает информацию, память подразделяют на:
• Двигательную (способность запоминать умения, навыки, различные движения и действия. Если бы не было этого вида памяти, то человеку всякий раз приходилось бы заново учиться ходить, писать, выполнять разнообразную деятельность).
• Эмоциональную (помогает помнить чувства, эмоции, переживания, которые мы испытывали в тех или иных ситуациях).
• Образную (этот вид памяти связан с органами чувств, благодаря которым человек воспринимает окружающий мир. Различают 5 видов образной памяти: слуховую, зрительную, обонятельную, вкусовую, тактильную).
• Словесно-логическую (выражается в запоминании, сохранении и воспроизведении мыслей, понятий, рассуждений, словесных формулировок. Форма воспроизведения мысли зависит от уровня речевого развития человека).
Все виды памяти в процессе жизни используются человеком и по мере взросления не исчезают, а взаимодействуют между собой.
Механизмы развития и тренировки памяти
Самостоятельно развитие памяти не происходит, для этого необходима целая система. Во-первых, следует отметить, что процессы памяти у разных людей протекают неодинаково.
Выделяют две основные группы индивидуальных различий в памяти:
- различия в продуктивности запоминания;
- различия в так называемых типах памяти.
Различия в продуктивности запоминания выражаются в скорости, прочности и точности сохранения материала, а также в готовности к воспроизведению полученной информации. Для людей с сильной памятью характерно быстрое запоминание и длительное сохранение информации.
Другая группа различий касается типов памяти - это определяет то, как именно запоминается материал (зрительно, на слух или в движении). Большинство людей обладает смешанным типом памяти, поэтому целесообразно запоминать информацию всеми способами: прослушиванием, чтением, зарисовками, наблюдением.
Принадлежность к тому или иному типу памяти в значительной мере определяется практикой заучивания материала. Поэтому память определенного типа может быть развита с помощью соответствующих упражнений.
Известные в психологии приемы запоминания делятся на логические (смысловые) и механические.
Логическое запоминание направлено на обретении смысла запоминаемой информации. При этом активно используется работа мышления.
Механическое запоминание связано с формой воспринимаемой информации: слова, звуки, образы. Смысловое содержание воспринимаемого материала в процессе запоминания как бы отходит на второй план. Это заучивание текста стихотворения, движений, номеров телефонов.
В практической деятельности нередко трудно провести грань между логическим и механическим запоминанием. Это хорошо видно на самом распространенном приеме запоминания - повторении.
Повторение известно с древности. Давно бытует крылатое выражение: «Повторение - мать учения». Однако следует помнить, что в процессе повторения механизмы памяти работают не сами по себе, а в системе. Запоминает не память, а личность, сам человек. Для человека характерно то, что он целенаправлен в своей деятельности, и чем значимее для него цель, тем большую активность он проявляет в повторении.
Повторение - самый распространенный метод запоминания. Здесь необходимо знать следующие правила:
• большой по объему материал нужно делить на части соответственно его смысловому значению и заучивать по частям, после чего повторять его целиком;
• число повторений должно быть больше того, что оказалось достаточным для первого полного воспроизведения заучиваемого материала;
• повторение информации должно начинаться не позднее, чем через час после запоминания (исследования показывают, что примерно через час в памяти человека остается не менее 50% информации, а через день эта цифра доходит до 30-35%).
В самом процессе восприятия информации, т. е. когда работает только кратковременная или оперативная память, следует активнее включить свою внутреннюю речь.
Большую роль при запоминании материала играет установка на запоминание. Как показывает практика и экспериментальные исследования, люди, которые воспринимают материал лишь только для записи, значительно быстрее забывают его в сравнении с теми, кто этот же материал запоминает с установкой запомнить навсегда.
Особое значение имеет здесь важность материала. Если человек четко сознает, что запоминаемый материал ему нужен, то установка на прочное запоминание формируется легко. Отсюда следует вывод: запоминаемая информация должна классифицироваться по степени важности.
На основании вышесказанного можно сказать, что укрепление памяти связано с воспитанием воли, внимания, наблюдательности, применением осмысленных приемов заучивания.
Вопросы и задания для самопроверки:
1. Что общего между восприятием и памятью?
2. Понаблюдайте над тем, как вы запоминаете информацию. К какому типу запоминания можно отнести вашу память?
3. Какие способы запоминания вы знаете и используете ли их в учебной работе и жизни?
4. Запомните и воспроизведите в такой же последовательности данный ряд фигур (задание можно выполнить лишь при установлении принципа расположения фигур).

тест на память



5. Сущность и определение мышления. Типы и виды мышления


Мышление - это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс обобщённого и опосредованного отражения действительности, познания отношений и закономерных связей между предметами и явлениями окружающего мира.
Мышление формирует структуру индивидуального сознания и классификационно-оценочные эталоны индивида, его обобщенные оценки, характерную для него интерпретацию явлений.
Мышление как психический процесс имеет ряд специфических характеристик и признаков (рис. 7)

тест на мышление



Рисунок 7. Характеристика процессов мышления

Виды мышления
По степени развёрнутости решаемых задач:
а) дискурсивное;
б) интуитивное.
По характеру решаемых задач:
а) теоретическое (концептуальное);
б) практическое.
По степени новизны:
а) продуктивное;
б) репродуктивное.
По форме (по содержанию решаемой задачи):
а) предметно-действенное;
б) наглядно-образное;
в) словесно-логическое.
Предметно-действенное мышление проявляется в том, что его задачи решаются с помощью реального, физического преобразования существующей ситуации, апробирования свойств объектов. Эта форма мышления свойственна детям до 3-х лет, хотя в практической деятельности используется и взрослыми.
Наглядно-образное мышление наиболее полно воссоздает все многообразие различных фактических характеристик предмета. Человек, решая определенную задачу, анализирует, сравнивает, обобщает различные образы, представления о предметах и явлениях. В элементарной форме данный вид мышления начинает проявляться у дошкольников в возрасте 4-7 лет. Наглядность - характерная особенность мышления в этом возрасте.
Словесно-логическое мышление функционирует на базе языковых средств и представляет собой наиболее поздний этап исторического и онтогенетического развития мышления. Для него характерно использование понятий, рассуждений, логических и смысловых конструкций. Благодаря словесно-логическому мышлению индивид способен устанавливать наиболее общие закономерности окружающей действительности и предвидеть конечный результат своей деятельности.
Основные мыслительные операции
Анализ — это мысленное расчленение предмета или явления на образующие его части, а также мысленное выделение в нем отдельных свойств, черт, качеств. Воспринимая предмет, мы можем мысленно выделять в нем одну часть, затем другую и таким образом узнавать, из каких частей он состоит. Например, в растении мы выделяем стебель, корень, цветы и листья.
Синтез — это мысленное соединение отдельных частей предметов или мысленное сочетание отдельных их свойств. Если анализ дает знание отдельных элементов, то синтез, опираясь на результаты анализа, объединяя эти элементы, обеспечивает знание объекта в целом. Так, при чтении в тексте мы выделяем отдельные буквы, слова и фразы. Но вместе с тем они непрерывно связываются друг с другом: буквы объединяются в слова, слова - в предложения, предложения - в те или иные разделы текста.
Анализ и синтез часто возникают в начале практической деятельности. Мы как бы расчленяем или собираем предмет, что является основой для выработки умения производить эти операции мысленно.
Сравнение - мыслительная операция, раскрывающая тождество и различие явлений и их свойств, позволяющая провести классификацию и их обобщение. Сравнение - элементарная первичная форма познания окружающей действительности.
Обобщение - свойство мышления, а также центральная мыслительная операция. Обобщение может осуществляться на двух уровнях. Первый, элементарный, - соединение сходных предметов по внешним признакам (генерализация). Но подлинную познавательную ценность представляет собой обобщение второго, более высокого уровня, когда в группе предметов и явлений выделяются существенные общие признаки.
Элементарные обобщения совершаются на основе сравнений, а высшая форма обобщений - на основе вычленения общего, раскрытия закономерных связей и отношений, т. е. на основе абстракции.
Классификация - группировка объектов по существенным признакам.
На высшем этапе познания действительности осуществляется переход от абстрактного к конкретному.
Абстракция - операция отражения отдельных существенных в каком-либо отношении свойств явлений. В процессе абстрагирования человек как бы «очищает» предмет от побочных признаков, затрудняющих его исследование. На основе обобщения и абстракции осуществляются классификация и конкретизация.
Конкретизация - познание целостного объекта в совокупности его существенных взаимосвязей, теоретическое воссоздание целостного объекта. Конкретизация - высший этап в познании объективного мира. Переход от абстрактного к конкретному есть теоретическое освоение действительности.
Формы мышления
Понятие - форма мышления, в которой отражаются существенные свойства однородной группы предметов или явлений. Чем более существенные признаки предметов отражены в данном понятии, тем эффективнее организуется деятельность человека.
Суждение - определенное знание о предмете, утверждение или отрицание каких-либо его свойств, связей либо отношений. Формирование суждения происходит как формирование мысли, основанной на ранее осознанной информации.
Умозаключение - высшая форма мышления, приводящая к новому суждению в результате оперирования с другими понятиями и суждениями. Умозаключения формируются часто на основе суждений и служат доказательством, добытым логическим путем.
Таким образом, в мышлении моделируются объективные существенные свойства и взаимосвязи явлений, они объективируются и закрепляются в форме суждений, умозаключений и понятий.
Мышление и речь
Все высшие психические функции человека сформировались в процессе его общественно-трудовой практики, в неразрывном единстве с возникновением и развитием языка. Выражаемые в языке смысловые категории и образуют содержание сознания человека.
Мышление непосредственно связано с речью. В языке проявляется общественное сознание, а в речи - индивидуальное. Мысль формируется посредством ее речевого формулирования. Отношение речи к мышлению есть отношение формы к содержанию. Построение речи определяется законами грамматики, процесс мышления - законами всеобщих взаимосвязей.
Некоторые люди способны к быстрым умозаключениям, интуитивным озарениям, одномоментному охвату события во всех его взаимосвязях. Они последовательны как в выдвижении гипотез, так и в проверке их правильности. Другие же замыкаются на первой же гипотезе, их мышление нединамично. Иные пытаются решать проблемные задачи вообще без всяких предварительных предположений, надеясь на случайные находки. Их мышление бессистемно и перекрывается импульсивными эмоциями.
В данном случае речь идет об интеллектуальных свойствах личности.
Интеллект - (от лат. intellectus - ум, рассудок) - устойчивая структура умственных способностей индивида, уровень его познавательных возможностей, механизм психической адаптации к жизненным ситуациям, понимание существенных взаимосвязей действительности, включенность индивида в социокультурный опыт.
Современная психология рассматривает интеллект как устойчивую структуру умственных способностей индивида, его адаптируемость к различным жизненным ситуациям.
Основными качествами человеческого интеллекта являются пытливость, глубина ума, его гибкость и подвижность, логичность и доказательность.
Пытливость ума - стремление индивида разносторонне познать то или иное явление. Это качество ума лежит в основе активной познавательной деятельности человека.
Глубина ума заключается в способности отделять главное от второстепенного и необходимое от случайного.
Гибкость и подвижность ума - это способность человека широко использовать имеющиеся опыт и знания, оперативно исследовать известные предметы в новых взаимосвязях и взаимоотношениях.
Критичность мышления предполагает умение строго оценивать результаты мыслительной деятельности, подвергать их критической оценке, отбрасывать неправильное решение, отказываться от начатых действий, если они противоречат требованиям задачи.
Логичность мышления характеризуется строгой последовательностью рассуждений, учетом всех существенных сторон в исследуемом объекте, всех возможных его взаимосвязей. 
Доказательность мышления характеризуется способностью использовать в нужный момент те факты, закономерности, которые убеждают в правильности суждений и выводов.
Широта мышления заключается в способности охватить вопрос в целом, не теряя из виду всех данных соответствующей задачи, а также в умении видеть новые проблемы.
Негативным качеством интеллекта является ригидность мышления - предвзятое и негибкое отношение индивида к сущности явлений, преувеличение чувственного впечатления и приверженность шаблонным оценкам.
Показателем развитости интеллекта является непривязанность субъекта к внешним ограничениям (например, его способность увидеть возможности новых применений обычных предметов).
Существенное качество ума индивида - это предвидение возможного развития событий, а также последствий предпринимаемых действий. Способность предвидеть, предупреждать и избегать ненужных конфликтов - признак развитости ума и широты интеллекта.


Вопросы и задания для самопроверки:
1. Что общего и различного между мышлением и восприятием как познавательными процессами?
2. Почему мышление называют обобщенным познанием мира?
3. Объясните свое понимание опосредованности как характеристики мышления.
4. Как вы понимаете взаимосвязь мышления с другими познавательными процессами?
5. Выполните задание:

тест на мышление2


6. Понятие о воображении, его виды и формы проявления


Воображение - психический процесс, заключающийся в создании новых образов путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте индивида.
Воображение тесно связано с другими психическими процессами: памятью и мышлением, а также с эмоциональными переживаниями человека и реализации волевых усилий.
Различают следующие основные виды воображения:
- произвольное и непроизвольное;
- реконструктивное (воссоздающее) и творческое;
- активное и пассивное.
Наиболее простой вид воображения - непроизвольное, возникающее помимо воли человека, непреднамеренно. Непроизвольное воображение связано с восприятием того или иного объекта (глядя на облака в небе, человек непроизвольно может воображать различные фигуры, символы).
Целенаправленное, преднамеренное использование человеком соответствующих элементов своего опыта и реконструкция их в новых образах - произвольное воображение. В результате произвольного воображения создаются литературные образы, новые модели и т.д.
Воссоздающее воображение формирует новые образы и представления. Так, читая описание природы, мы на основе воссоздающего воображения представляем себе картину. Воссоздающее воображение дает возможность познать то, что непосредственно не воспринимается в данный момент. Кроме того, на основе воссоздающего воображения формируется ожидание наступающих событий и соответствующее отношение к ним.
Творческое воображение создает совершенно новые оригинальные образы. Этот вид воображения лежит в основе художественной, литературной, музыкальной, конструкторской и научной деятельности. Результатами творческого воображения могут быть материальные и идеальные образы.
Активное воображение характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы.
Пассивное воображение заключается в том, что его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека. Пассивное воображение может быть непреднамеренным и преднамеренным. Непреднамеренное пассивное воображение возникает при ослаблении сознания, дезорганизации психической деятельности, в сонном состоянии. При преднамеренном пассивном воображении человек сознательно формирует образы ухода от действительности.
Основными формами проявления воображения являются: сновидения, галлюцинации, грезы и мечты.
Сновидения можно отнести к разряду пассивных и непроизвольных форм воображения. И.М. Сеченов называл сновидения «небывалой комбинацией бывалых впечатлений». В сновидениях происходит возникновения новых образов, часто носящих яркий характер, из которых человек запоминает только отдельные и превращает в новые ассоциации. Яркость образов воображения во время сна объясняется еще и тем, что тормозится вторая сигнальная система и возбуждается первая сигнальная система.
Галлюцинация - пассивные и непроизвольные формы воображения. По степени преобразования действительности чаще всего бывают продуктивными. Галлюцинациями называют фантастические видения, не имеющие явной связи с окружающей человека действительностью. Обычно галлюцинации являются результатом каких-то нарушений психики или воздействием на мозг лекарственных или наркотических веществ.
Грезы в отличие от галлюцинаций являются нормальным психическим состоянием, которое представляет собой фантазию, связанную с желанием, чаще всего несколько идеализируемым будущим. Это пассивный и продуктивный тип воображения.
Мечта от грезы отличается тем, что она более реалистична и вполне осуществима. Мечта относятся к типу активных форм воображения. По степени преобразования действительности мечты чаще всего бывают продуктивными.
Мечтая, человек всегда создает образ желаемого. При этом мечта не включается напрямую в деятельность человека и не дает сразу же практических результатов. Она направлена в будущее, в то время как некоторые другие формы воображения работают и с прошлым. Образы, которые человек создает в своих мечтах, отличаются эмоциональной насыщенностью, ярким характером, оценочным отношением.
Способы создания образов в процессе воображения
1. .Агглютинация - «складывание», «склеивание» различных и несоединимых в повседневной жизни частей (кентавр, русалка).
2. Гиперболизация - преувеличение всего образа объекта или его частей, наделения объекта значительно большим количеством значимых признаков по сравнению с действительностью, преувеличения его сил и возможностей (Гулливер).
3. Миниатюризация (преуменьшение) - способ создания образа воображения путем преуменьшения отдельных свойств и качеств для сравнения с окружающими предметами и объектами (Дюймовочка).
4. Акцентирование (заострение) является приемом создания образов воображения путем подчеркивания определенных свойств, черт, сторон различных явлений. Используется в карикатурах, при создании литературных образов.
5. Схематизация заключается в исключении различий предметов и выделении черт сходства между ними (национальные орнаменты и узоры).
6. Типизация - выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях и воплощение его в конкретном образе (например, литературные типажи).
7. Реконструкция объекта по известным фрагментам имеет существенное значение в творческой работе. Этим приемом активно пользуются археологи, искусствоведы, художники.
Воображение различается по нескольким признакам.
- яркости образов, - произвольности,
- степени реалистичности, - типу представлений,
- новизне, оригинальности, - устойчивости.
- широте воображения,
Функции воображения
1. Представление действительности в образах и управление ими.
2. Регулирование эмоциональных состояний.
3. Формирование внутреннего плана и программирование действий.
5. Управление психофизическим состоянием организма.
Литература:
Основная
1. Абрамова, Г.С. Общая психология. Учебное пособие для студентов вузов / Г.С. Абрамова. - М.: Академический проект, 2003. - 496 с.
2. Еникеев, М.И. Общая и социальная психология / М.И. Еникеев. - М.: НОРМА - ИНФРА, 2000. - 624с.
3. Маклаков, А.Г. Общая психология: Учебник для вузов / А.Г. Маклаков. - СПб: Питер, 2008. - 583 с.
4. Немов, Р.С. Общая психология. В 3-х томах. Том 2-ой. Познавательные процессы и психические состояния / Р.С. Немов. - М.: Изд-во Юрайт, 2011. - 1007 с.
Дополнительная
1. Психология / Под ред. В.Н. Дружинина. - СПб.: Питер, 2001, - 512с.
2. Психология внимания / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. - М.: ЧеРо, 2001. - 857 с.
3. Психология ощущений и восприятия / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Любимова, М.Б. Михалевской. - 2-е изд., испр. и перераб. - М.: ЧеРо, 2002. - 629 с.: ил.
4. Тихомиров, О.К. Психология мышления: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / О.К. Тихомиров. - М.: Академия, 2008. - 288 с.
5. Шадриков, В.Д. Введение в психологию: эмоции и чувства / В.Д. Шадриков. - М.: Логос, 2002. - 156 с.

Далее Свойства личности

Начало Введение в курс «Основы психологии и педагогики»

Источник: Основы психологии и педагогики: конспект лекций. Часть 1 / А.Л. Церковский, С.А. Петрович. - Витебск: ВГМУ, 2017. - 74 с. Предназначено для студентов медицинского университета.



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.