На главную Лекции и практикум по психологии Общая психология Практическое занятие. Понятие личности в психологии
Практическое занятие. Понятие личности в психологии
Лекции и практикум по психологии - Общая психология

Глоссарий

Активность личности - способность человека производить общественно значимые преобразования в мире на основе создания богатств материальной и духовной культуры, проявляющаяся в творчестве, волевых актах, общении.
Индивид - отдельное живое существо, представитель биологического вида.
Индивидуальность - сочетание психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие, уникальность, отличие от других людей.

Личностный смысл - индивидуализированное придание значимости объектам окружающей действительности под влиянием места человека в обществе, его мотивов, установок, эмоций и т. д.
Личность - человеческий индивид как субъект межличностных и социальных отношений и сознательной деятельности.
Направленность личности - совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от конкретной ситуации.
Поступок - сознательное действие, акт нравственного самоопределения человека, в котором он утверждает себя как личность в своем отношении к другому человеку, к себе самому, к обществу и миру в целом.
Потребность - основной источник активности личности и животных; внутреннее состояние нужды, выражающее их зависимость от конкретных условий существования.
Самооценка - оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Уровень притязаний - желаемый уровень самооценки и достижений в деятельности.
Социализация - процесс (и результат) усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности.
Ценностные ориентации - психологические образования, в которых выражается дифференцированное отношение личности к социальным ценностям.
Человек - единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens, высшая ступень развития живых организмов на Земле.
«Я-концепция» - относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе.

 


Вопросы для обсуждения


1. Личность как научная проблема интересует историю, философию, социологию, политологию, юриспруденцию, педагогику. В чем заключаются отличия и сходства психологии с другими науками в решении этой проблемы?
2. Если личность фиксирует социально значимые качества человека, включенность в социальные отношения, то индивидуальность - это выделенность из этих отношений. Нет ли здесь противоречия?
3. Допустимо ли, при известных оговорках, признание появления личности, за которой не стоит реальный индивид? Козьма Прутков, созданный сотворчеством писателей Алексея Толстого и братьев Льва и Алексея Жемчужниковых; подпоручик Киже из рассказа Юрия Тынянова - это личности? Тождественны ли понятия «личность» и «индивид»?
4. Советский педагог А. С. Макаренко, который умел мастерски использовать личностный подход в воспитании, писал: «Когда человека изучили, узнали и записали, что у него воля - А, эмоции - Б, инстинкт - В, то потом, что дальше делать с этими величинами, никто не знает». Значит ли это, что индивидуальный подход к человеку в педагогике и психологии не должен отрываться от личностного подхода? В чем проявляется связь индивидуального и личностного подходов?
5. Герой-одиночка, как известно, является популярным персонажем американского кинематографа. Какие психологические идеи о характере взаимоотношений личности и общества находят воплощение в данных фильмах? Найдите сходные идеи в психологических теориях личности.


Психологические задачи


Задача 1. Используя указанные ниже понятия, постройте логические ряды так, чтобы каждое предыдущее понятие было родовым (более общим) по отношению к последующим:
1. Сознание, нравственный идеал, личность, человек, направленность, мировоззрение.
2. Человек, самосознание, «Я-идеальное», сознание, личность.


Задача 2. Человек рождается индивидом, а личностью становится прижизненно в результате культурного и исторического развития. Выберите из приведенного списка качества, характеризующие человека как личность и как индивида. Обоснуйте свой выбор.
Высокая скорость двигательных реакций, упрямство, эмоциональная возбудимость, способности, убеждения, медленное запоминание, трудолюбие, подвижность, повышенная тревожность, лживость, низкая адаптация к темноте, реактивность, острота зрения, моральные свойства, направленность, самосознание, навыки, темперамент, инстинкты, знания, социальная установка, желания, потребности, идеалы, чувства, авторитетность, высокая сенсорная чувствительность, мировоззрение, быстрый темп деятельности, малая чувствительность к общественной оценке, честность, аккуратность.


Задача 3. Прокомментируйте следующие определения личности. Какое из них кажется вам наиболее полным и точным? Поясните свой выбор.
1. Под личностью понимается совокупность тех относительно устойчивых свойств и склонностей индивида, которые отличают его от других.
2. Личность - это комбинация всех относительно устойчивых индивидуальных различий, поддающихся измерению.
3. Личность - это индивидуально выраженное всеобщее.
4. Личность - дееспособный член общества, сознающий свою роль в нем.
5. Личность - совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия.
6. Личность - ядро, интегрирующее начало, связывающее воедино разные психические процессы индивида и сообщающее его поведению необходимую последовательность и устойчивость.


Задача 4. В психологии существуют различные теории личности. Каждая из них содержит отличный от других взгляд на те или иные устойчивые свойства личности, на детерминацию поведения человека.
Соотнесите приведенные ниже понятия с известными вам теориями личности (теория социального научения, теория деятельности, психоаналитическая теория, гуманистическая теория).
Самоактуализация, потребность, деятельность, подсознательный контроль, образ «Я», поступок, цель, стимульная ситуация, действие, операция, самосознание, защитный механизм, мотив, иерархия мотивов, ценность, смысл жизни, личностный смысл, самосовершенствование, инстинкт, либидо, позитивное внимание, бессознательное, иерархия потребностей.
Образец: деятельностная теория - деятельность, действие, мотив, иерархия мотивов, цель.


Задача 5. Установите соответствие между формами направленности личности и их содержанием.

Формы направленности

Содержание

1. Влечение

а) осознанный мотив, побуждающий к познавательной деятельности

2. Желание

б) глубокий устойчивый интерес к той или иной деятельности с включением волевого компонента

3. Стремление

в) осознанные потребности, побуждающие личность действовать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением

4. Интересы

г) психическое состояние, выражающее недифференцированную, неосознанную или недостаточно осознанную потребность

5. Склонность

д) система сложившихся взглядов человека на окружающий мир, на отношение к окружающей действительности и к самому себе

6. Идеал

е) осознанная потребность и влечение к чему- либо определенному

7. Мировоззрение

ж) конкретизируемая в образе или представлении предметная цель склонности индивида

8. Убеждения

з) побуждение к деятельности с включением волевого компонента в структуру желания


Задача 6. Исследовательское поле психологии личности представлено рядом устоявшихся теорий, каждая из которых характеризуется специфической научной позицией и объектом изучения. Соотнесите указанные ниже научные подходы с их основным научным объектом изучения.

Научные подходы

Объект изучения

1. Бихевиористический

а) психическое отражение в предметной деятельности

2. Гештальтпсихология

б) значение слова

3. Психоаналитический

в) поведение как реакция на стимул

4. Гуманистический

г) целостные структуры

5. Когнитивный

д) бессознательное

6. Диспозиционный

е) высшие потребности человека

7. Деятельностный

ж) готовность к определенным видам поведения

8. Культурно-исторический

з) когнитивный опыт человека

Тестовые задания


Вариант 1


Задание 1. Выберите правильный вариант ответа.
1. Система сложившихся взглядов на окружающий мир и свое место в нем называется:
а) влияние;
б) мировоззрение;
в) личностный смысл;
г) убеждение.
2. Личность рассматривается как «организованная и относительно устойчивая система навыков» в следующем из перечисленных подходов:
а) бихевиоризм;
б) теория черт;
в) психоаналитическая теория.
3. Укажите направление в психологии, представители которого утверждают, что сфера бессознательного определяет личность человека и его поведение:
а) бихевиоризм;
б) гуманистическая психология;
в) психоанализ.
4. Экстравертированность личности указывает:
а) на направленность на мир внешних объектов;
б) на направленность на внутренний мир;
в) на неординарность человека;
г) все варианты ответов верны.
5. В отечественной психологии личность - это:
а) человек как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens;
б) человек, развивающийся в системе общественных отношений;
в) человек, характеризующийся своими отличиями от других людей.
6. Социализация - это:
а) формирование социальных норм в группе;
б) выражение потребностей группы;
в) усвоение норм и ценностей определенной социальной среды;
г) социальная регуляция взаимоотношений в группе.
7. Генотипические характеристики человека выражают следующее понятие:
а) индивид;
б) личность;
в) субъект;
г) индивидуальность;
д) темперамент.
8. Из приведенных ниже утверждений верно следующее:
а) всякая личность является индивидом, но не всякий индивид - личность;
б) любой индивид является личностью, но не всякая личность - индивид;
в) индивид = личность;
г) индивид не является личностью, а личность - индивидом.
9. Личность в ее своеобразии и неповторимости - это:
а) индивид;
б) субъект деятельности;
в) характер;
г) индивидуальность.
10. Человека как индивида характеризуют:
а) рост;
б) цвет глаз;
в) тип высшей нервной деятельности;
г) принадлежность к расе;
д) все варианты ответа верны;
е) все варианты ответа неверны.


Задание 2. Заполните пропуски.
1. Согласно ... психологии, в человеке заложена потребность к развитию и самореализации.
2. К внешним факторам развития личности можно отнести: ...
3. ... - это антоним эгоизма (термин введен О. Контом).
4. Личность социальна по ... , но индивидуальна по способу.
5. В основе развития личности лежит.


Задание 3. Укажите, какие из данных особенностей характеризуют человека как личность: слабая нервная система, отзывчивость, эмоциональная возбудимость, настойчивость, острота зрения, уверенность в себе, высокая скорость двигательных реакций, хорошая координация движений, упрямство, возраст, общительность, самолюбие, подвижность, пол, статус, ценностные ориентации, темперамент, роль.


Задание 4. Сделайте прогноз возможных вариантов развития личности, обладающей одной из следующих особенностей: излишняя полнота, рыжий цвет волос, повышенная активность, отсутствие слуха, леворукость, повышенная впечатлительность, отсутствие цветового зрения (дальтонизм), низкий объем природной памяти. Предложите психологические рекомендации, направленные на предотвращение или сглаживание возможных отрицательных исходов развития личности.


Вариант 2


Задание 1. Выберите правильный вариант ответа.
1. Укажите, для какой стадии социализации характерно желание личности выделить себя среди других:
а) первичной;
б) индивидуализации;
в) интеграции;
г) трудовой.
2. Человека можно считать сложившейся личностью, если:
а) в его мотивах есть иерархия;
б) у него есть способности к сознательному управлению собственным поведением;
в) у него есть нравственные ценности и гуманистические установки;
г) он является творческим субъектом;
д) все варианты ответа верны;
е) все варианты ответа неверны.
3. Обращенностью на окружающий мир характеризуется тип личности:
а) интрапунитивный;
б) интровертированный;
в) экстравертированный;
г) экстрапунитивный.
4. Социальная зрелость человека не проявляется:
а) в структуре его притязаний;
б) в спектре исполняемых им социальных ролей;
в) в уровне сформированности у него механизмов самообладания;
г) в спектре переживаемых эмоций.
5. Определенная позиция в социальной системе, предполагающая систему прав и обязанностей, - это:
а) самооценка;
б) социальная норма;
в) социальная роль;
г) социальный статус.
6. Относительно устойчивая, неповторимая система представлений человека о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми, - это:
а) уровень самооценки;
б) уровень притязаний;
в) образ «Я»;
г) уровень ожидаемой оценки.
7. Можно ли на основе однократного наблюдения за поведением личности сделать вывод о том, какая черта характера присуща человеку?
а) да, так как характер проявляется в поведении;
б) нет, поскольку характер отражает закономерности поведения;
в) можно, если это ребенок;
г) можно, в случае длительных взаимоотношений.


Задание 2. Заполните пропуски.
1. Отличительными признаками зрелой личности являются: ... .
2. Личность развивается под влиянием социальной среды, ... .
3. Индивидом рождаются, личностью...
4. С точки зрения Зигмунда Фрейда, личность состоит из трех элементов: . .
5. С точки зрения Эрика Берна, сущность личности определяется репертуаром трех ролей: . .
6. Социогенетическая концепция развития утверждает, что...


Задание 3. Какие из данных свойств обусловлены главным образом
социальными факторами, а какие - биологическими?
Авторитет, речь, темперамент, мировоззрение, инстинкты, воля, убеждения, знания, равнодушие, задатки, зрительные свойства, механическая память, эмоции, мышление, внимание, музыкальный слух, идеалы, тип нервной системы, гуманность, способности.


Задание 4. Эксперимент «Г ражданская ответственность».
В Нью-Йорке проводился эксперимент: из-под двери здания просачивался дым. Предположите, в каком случае и по какой причине процент звонков в пожарную службу по этому поводу был самым высоким (75 %): когда мимо проходил один человек; когда дым видели 3 человека; когда дым замечала маленькая группа до 8 человек; когда дым замечали более 8 человек.


Психологические тесты


Методика «Личностный дифференциал»


Инструкция. Вам предлагается описать себя с помощью таблицы, состоящей из 21 пары противоположных суждений. Вы должны в каждой паре выбрать ту характеристику, которая наиболее точно описывает вас, и записать цифру, которая соответствует степени (силе) выраженности данной характеристики, под соответствующим номером в конспект.
Например, если мы говорим о фильме:


ИНТЕРЕСНЫЙ 3 2 1 0 1 2 3 НЕИНТЕРЕСНЫЙ ИНТЕРЕСНЫЙ 3 2 1 0 1 2 3 НЕИНТЕРЕСНЫЙ то цифра 3, стоящая слева (у слова «интересный»), означает, что фильм вас очень заинтересовал. Цифра 2, стоящая справа от нуля, около слова «неинтересный», означает, что фильм скучный, почти совсем неинтересный. Цифра 0 ставится, когда вы затрудняетесь определить свое отношение.


Утверждения к методике «Личностный дифференциал» (ЛД)

1

Обаятельный

3 2 1 0 1 2 3

Непривлекательный

2

Слабый

3 2 1 0 1 2 3

Сильный

3

Разговорчивый

3 2 1 0 1 2 3

Молчаливый

4

Безответственный

3 2 1 0 1 2 3

Добросовестный

5

Упрямый

3 2 1 0 1 2 3

Уступчивый

6

Замкнутый

3 2 1 0 1 2 3

Открытый

7

Добрый

3 2 1 0 1 2 3

Эгоистичный

8

Зависимый

3 2 1 0 1 2 3

Независимый

9

Деятельный

3 2 1 0 1 2 3

Пассивный

10

Черствый

3 2 1 0 1 2 3

Отзывчивый

11

Решительный

3 2 1 0 1 2 3

Нерешительный

12

Вялый

3 2 1 0 1 2 3

Энергичный

13

Справедливый

3 2 1 0 1 2 3

Несправедливый

14

Расслабленный

3 2 1 0 1 2 3

Напряженный

15

Суетливый

3 2 1 0 1 2 3

Спокойный

16

Враждебный

3 2 1 0 1 2 3

Дружелюбный

17

Уверенный

3 2 1 0 1 2 3

Неуверенный

18

Нелюдимый

3 2 1 0 1 2 3

Общительный

19

Честный

3 2 1 0 1 2 3

Неискренний

20

Несамостоятельный

3 2 1 0 1 2 3

Самостоятельный

21

Раздражительный

3 2 1 0 1 2 3

Невозмутимый


Ключ к методике «Личностный дифференциал»

Ф

+/-

Черты личности

 

+/-

Черты личности

1

О

+

Обаятельный

3 2 1 0 1 2 3

-

Непривлекательный

2

С

-

Слабый

3 2 1 0 1 2 3

+

Сильный

3

А

+

Разговорчивый

3 2 1 0 1 2 3

-

Молчаливый

4

О

-

Безответственный

3 2 1 0 1 2 3

+

Добросовестный

5

С

+

Упрямый

3 2 1 0 1 2 3

-

Уступчивый

6

А

-

Замкнутый

3 2 1 0 1 2 3

+

Открытый

7

О

+

Добрый

3 2 1 0 1 2 3

-

Эгоистичный

8

С

-

Зависимый

3 2 1 0 1 2 3

+

Независимый

9

А

+

Деятельный

3 2 1 0 1 2 3

-

Пассивный

10

О

-

Черствый

3 2 1 0 1 2 3

+

Отзывчивый

11

С

+

Решительный

3 2 1 0 1 2 3

-

Нерешительный

12

А

-

Вялый

3 2 1 0 1 2 3

+

Энергичный

13

О

+

Справедливый

3 2 1 0 1 2 3

-

Несправедливый

14

С

-

Расслабленный

3 2 1 0 1 2 3

+

Напряженный

15

А

+

Суетливый

3 2 1 0 1 2 3

-

Спокойный

16

О

-

Враждебный

3 2 1 0 1 2 3

+

Дружелюбный

17

С

+

Уверенный

3 2 1 0 1 2 3

-

Неуверенный

18

А

-

Нелюдимый

3 2 1 0 1 2 3

+

Общительный

19

О

+

Честный

3 2 1 0 1 2 3

-

Неискренний

20

С

-

Несамостоятельный

3 2 1 0 1 2 3

+

Самостоятельный

21

А

+

Раздражительный

3 2 1 0 1 2 3

-

Невозмутимый

Интерпретация факторов ЛД


При применении ЛД для исследования самооценок значения фактора оценки (О) свидетельствуют об уровне самоуважения. Высокие значения этого фактора говорят о том, что вы принимаете себя как личность, склонны осознавать себя как носителя позитивных, социально желательных характеристик, в определенном смысле удовлетворены собой.
Низкие значения фактора указывают на критическое отношение к самому себе, неудовлетворенность собственным поведением, уровнем достижений, особенностями личности, на недостаточный уровень принятия самого себя. Особо низкие значения данного фактора в самооценках свидетельствуют о возможных невротических или иных проблемах, связанных с ощущением малой ценности своей личности.
Фактор силы (С) в самооценках свидетельствует о развитии волевых сторон личности, как они осознаются вами самими. Высокие значения фактора говорят об уверенности в себе, независимости, склонности рассчитывать на собственные силы в трудных ситуациях. Низкие значения свидетельствуют о недостаточном самоконтроле, неспособности держаться принятой линии поведения, зависимости от внешних обстоятельств и оценок. Особо низкие оценки свидетельствуют и указывают на астенизацию и тревожность.
Фактор активности (А) в самооценках интерпретируется как свидетельство экстравертированности личности. Положительные (+) значения указывают на высокую активность, общительность, импульсивность; отрицательные (-) - на интровертированность, определенную пассивность, спокойные эмоциональные реакции.


Методика диагностики направленности личности Б. Басса (ориентационная анкета)


Инструкция. Опросный лист состоит из 27 пунктов. По каждому из них возможны три варианта ответов: А, Б, В.
Из ответов на каждый из пунктов выберите тот, который лучше всего выражает вашу точку зрения по данному вопросу. Возможно, что какие-то из вариантов ответов покажутся вам равноценными. Тем не менее мы просим вас отобрать из них только один, а именно тот, который в наибольшей степени отвечает вашему мнению и более всего ценен для вас. Букву, которой обозначен ответ (А, Б, В), напишите напротив соответствующего номера вопроса.


Вопросы


1. Наибольшее удовлетворение я получаю:
A. От одобрения моей работы.
Б. От сознания того, что работа сделана хорошо.
B. От сознания того, что меня окружают друзья.
2. Если бы я играл в футбол (волейбол, баскетбол), то я хотел бы быть:
А. Тренером, который разрабатывает тактику игры.
Б. Известным игроком.
В. Выбранным капитаном команды.
3. По-моему, лучшим педагогом является тот, кто:
A. Проявляет интерес к учащимся и к каждому имеет индивидуальный подход.
Б. Вызывает интерес к предмету так, что учащиеся с удовольствием углубляют свои знания в этом предмете.
B. Создает в коллективе такую атмосферу, при которой никто не боится высказать свое мнение.
4. Мне нравится, когда люди:
A. Радуются выполненной работе.
Б. С удовольствием работают в коллективе.
B. Стремятся выполнить свою работу лучше других.
5. Я хотел бы, чтобы мои друзья:
A. Были отзывчивы и помогали людям, когда для этого представляются возможности.
Б. Были верны и преданы мне.
B. Были умными и интересными людьми.
6. Лучшими друзьями я считаю тех:
A. С кем складываются хорошие взаимоотношения.
Б. На кого всегда можно положиться.
B. Кто может многого достичь в жизни.
7. Больше всего я не люблю:
A. Когда у меня что-то не получается.
Б. Когда портятся отношения с товарищами.
B. Когда меня критикуют.
8. По-моему, хуже всего, когда педагог:
A. Не скрывает, что некоторые учащиеся ему несимпатичны, насмехается и подшучивает над ними.
Б. Вызывает дух соперничества в коллективе.
B. Недостаточно хорошо знает свой предмет.
9. В детстве мне больше всего нравилось:
A. Проводить время с друзьями.
Б. Ощущение выполненных дел.
B. Когда меня за что-нибудь хвалили.
10. Я хотел бы быть похожим на тех, кто:
A. Добился успеха в жизни.
Б. По-настоящему увлечен своим делом.
B. Отличается дружелюбием и доброжелательностью.
11. В первую очередь школа должна:
А. Научить решать задачи, которые ставит жизнь.
Б. Развивать индивидуальные способности ученика.
В. Воспитывать качества, помогающие взаимодействовать с людьми.
12. Если бы у меня было больше свободного времени, охотнее всего я использовал бы его:
A. Для общения с друзьями.
Б. Для отдыха и развлечений.
B. Для своих любимых дел и самообразования.
13. Наибольших успехов я добиваюсь, когда:
A. Работаю с людьми, которые мне симпатичны.
Б. У меня интересная работа.
B. Мои усилия хорошо вознаграждаются.
14. Я люблю, когда:
A. Другие люди меня ценят.
Б. Испытываю удовлетворение от выполненной работы.
B. Приятно провожу время с друзьями.
15. Если бы обо мне решили написать в газете, мне бы хотелось, чтобы:
A. Рассказали о каком-либо интересном деле, связанном с учебой, работой, спортом и т. п., в котором мне довелось участвовать.
Б. Написали о моей деятельности.
B. Обязательно рассказали о коллективе, в котором я работаю.
16. Лучше всего я учусь, если преподаватель:
A. Имеет ко мне индивидуальный подход.
Б. Сумеет вызвать у меня интерес к предмету.
B. Устраивает коллективные обсуждения изучаемых проблем.
17. Для меня нет ничего хуже, чем:
A. Оскорбление личного достоинства.
Б. Неудача при выполнении важного дела.
B. Потеря друзей.
18. Больше всего я ценю:
A. Успех.
Б. Возможности хорошей совместной работы.
B. Здравый практичный ум и смекалку.
19. Я не люблю людей, которые:
A. Считают себя хуже других.
Б. Часто ссорятся и конфликтуют.
B. Возражают против всего нового.
20. Приятно, когда:
A. Работаешь над важным для всех делом.
Б. Имеешь много друзей.
B. Вызываешь восхищение и всем нравишься.
21. По-моему, в первую очередь руководитель должен быть:
А. Доступным.
Б. Авторитетным.
В. Требовательным.
22. В свободное время я охотно прочитал бы книги:
A. О том, как заводить друзей и поддерживать хорошие отношения с людьми.
Б. О жизни знаменитых и интересных людей.
B. О последних достижениях науки и техники.
23. Если бы у меня были способности к музыке, я предпочел бы быть:
A. Дирижером.
Б. Композитором.
B. Солистом.
24. Мне бы хотелось:
A. Придумать интересный конкурс.
Б. Победить в конкурсе.
B. Организовать конкурс и руководить им.
25. Для меня важнее всего знать:
A. Что я хочу сделать.
Б. Как достичь цели.
B. Как организовать людей для достижения цели.
26. Человек должен стремиться к тому, чтобы:
A. Другие были им довольны.
Б. Прежде всего выполнить свою задачу.
B. Его не нужно было упрекать за выполненную работу.
27. Лучше всего я отдыхаю в свободное время:
A. В общении с друзьями.
Б. Просматривая развлекательные фильмы.
B. Занимаясь своим любимым делом.


Интерпретация результатов и пояснения к тесту:


С помощью методики Б. Басса выявляются следующие направленности:
1. Направленность на себя (Я) - ориентация на прямое вознаграждение безотносительно содержания работы, склонность к соперничеству.
2. Направленность на общение (О) - стремление при любых условиях поддерживать отношения с людьми, ориентация на совместную деятельность.
3. Направленность на дело (Д) - заинтересованность в решении деловых проблем, выполнение работы как можно лучше, ориентация на деловое сотрудничество, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели.
Подсчитайте в соответствии с ключом совпадения по видам направленности. Ведущей является направленность, по которой получилось наибольшее количество баллов.


Ключ к методике Б. Басса

Я

О

Д

Я

О

Д

1

А

В

Б

15

Б

В

А

2

Б

В

А

16

А

В

Б

3

А

В

Б

17

А

В

Б

4

В

Б

А

18

А

Б

В

5

Б

А

В

19

А

Б

В

6

В

А

Б

20

В

Б

А

7

В

Б

А

21

Б

А

В

8

А

Б

В

22

Б

А

В

9

В

А

Б

23

В

А

Б

10

А

В

Б

24

Б

В

А

11

Б

А

В

25

А

В

Б

12

Б

А

В

26

В

А

Б

13

В

А

Б

27

Б

А

В

14

А

Б

В

 

 

 

 

Источник Курыло, О. В. Психология : практикум / О. В. Курыло. - Горки : БГСХА, 2021. - 328 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.