Практическое занятие. Понятие личности в психологии |
Лекции и практикум по психологии - Общая психология | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ГлоссарийАктивность личности - способность человека производить общественно значимые преобразования в мире на основе создания богатств материальной и духовной культуры, проявляющаяся в творчестве, волевых актах, общении. Личностный смысл - индивидуализированное придание значимости объектам окружающей действительности под влиянием места человека в обществе, его мотивов, установок, эмоций и т. д.
Тестовые задания
|
1 |
Обаятельный |
3 2 1 0 1 2 3 |
Непривлекательный |
2 |
Слабый |
3 2 1 0 1 2 3 |
Сильный |
3 |
Разговорчивый |
3 2 1 0 1 2 3 |
Молчаливый |
4 |
Безответственный |
3 2 1 0 1 2 3 |
Добросовестный |
5 |
Упрямый |
3 2 1 0 1 2 3 |
Уступчивый |
6 |
Замкнутый |
3 2 1 0 1 2 3 |
Открытый |
7 |
Добрый |
3 2 1 0 1 2 3 |
Эгоистичный |
8 |
Зависимый |
3 2 1 0 1 2 3 |
Независимый |
9 |
Деятельный |
3 2 1 0 1 2 3 |
Пассивный |
10 |
Черствый |
3 2 1 0 1 2 3 |
Отзывчивый |
11 |
Решительный |
3 2 1 0 1 2 3 |
Нерешительный |
12 |
Вялый |
3 2 1 0 1 2 3 |
Энергичный |
13 |
Справедливый |
3 2 1 0 1 2 3 |
Несправедливый |
14 |
Расслабленный |
3 2 1 0 1 2 3 |
Напряженный |
15 |
Суетливый |
3 2 1 0 1 2 3 |
Спокойный |
16 |
Враждебный |
3 2 1 0 1 2 3 |
Дружелюбный |
17 |
Уверенный |
3 2 1 0 1 2 3 |
Неуверенный |
18 |
Нелюдимый |
3 2 1 0 1 2 3 |
Общительный |
19 |
Честный |
3 2 1 0 1 2 3 |
Неискренний |
20 |
Несамостоятельный |
3 2 1 0 1 2 3 |
Самостоятельный |
21 |
Раздражительный |
3 2 1 0 1 2 3 |
Невозмутимый |
Ключ к методике «Личностный дифференциал»
№ |
Ф |
+/- |
Черты личности |
|
+/- |
Черты личности |
1 |
О |
+ |
Обаятельный |
3 2 1 0 1 2 3 |
- |
Непривлекательный |
2 |
С |
- |
Слабый |
3 2 1 0 1 2 3 |
+ |
Сильный |
3 |
А |
+ |
Разговорчивый |
3 2 1 0 1 2 3 |
- |
Молчаливый |
4 |
О |
- |
Безответственный |
3 2 1 0 1 2 3 |
+ |
Добросовестный |
5 |
С |
+ |
Упрямый |
3 2 1 0 1 2 3 |
- |
Уступчивый |
6 |
А |
- |
Замкнутый |
3 2 1 0 1 2 3 |
+ |
Открытый |
7 |
О |
+ |
Добрый |
3 2 1 0 1 2 3 |
- |
Эгоистичный |
8 |
С |
- |
Зависимый |
3 2 1 0 1 2 3 |
+ |
Независимый |
9 |
А |
+ |
Деятельный |
3 2 1 0 1 2 3 |
- |
Пассивный |
10 |
О |
- |
Черствый |
3 2 1 0 1 2 3 |
+ |
Отзывчивый |
11 |
С |
+ |
Решительный |
3 2 1 0 1 2 3 |
- |
Нерешительный |
12 |
А |
- |
Вялый |
3 2 1 0 1 2 3 |
+ |
Энергичный |
13 |
О |
+ |
Справедливый |
3 2 1 0 1 2 3 |
- |
Несправедливый |
14 |
С |
- |
Расслабленный |
3 2 1 0 1 2 3 |
+ |
Напряженный |
15 |
А |
+ |
Суетливый |
3 2 1 0 1 2 3 |
- |
Спокойный |
16 |
О |
- |
Враждебный |
3 2 1 0 1 2 3 |
+ |
Дружелюбный |
17 |
С |
+ |
Уверенный |
3 2 1 0 1 2 3 |
- |
Неуверенный |
18 |
А |
- |
Нелюдимый |
3 2 1 0 1 2 3 |
+ |
Общительный |
19 |
О |
+ |
Честный |
3 2 1 0 1 2 3 |
- |
Неискренний |
20 |
С |
- |
Несамостоятельный |
3 2 1 0 1 2 3 |
+ |
Самостоятельный |
21 |
А |
+ |
Раздражительный |
3 2 1 0 1 2 3 |
- |
Невозмутимый |
При применении ЛД для исследования самооценок значения фактора оценки (О) свидетельствуют об уровне самоуважения. Высокие значения этого фактора говорят о том, что вы принимаете себя как личность, склонны осознавать себя как носителя позитивных, социально желательных характеристик, в определенном смысле удовлетворены собой.
Низкие значения фактора указывают на критическое отношение к самому себе, неудовлетворенность собственным поведением, уровнем достижений, особенностями личности, на недостаточный уровень принятия самого себя. Особо низкие значения данного фактора в самооценках свидетельствуют о возможных невротических или иных проблемах, связанных с ощущением малой ценности своей личности.
Фактор силы (С) в самооценках свидетельствует о развитии волевых сторон личности, как они осознаются вами самими. Высокие значения фактора говорят об уверенности в себе, независимости, склонности рассчитывать на собственные силы в трудных ситуациях. Низкие значения свидетельствуют о недостаточном самоконтроле, неспособности держаться принятой линии поведения, зависимости от внешних обстоятельств и оценок. Особо низкие оценки свидетельствуют и указывают на астенизацию и тревожность.
Фактор активности (А) в самооценках интерпретируется как свидетельство экстравертированности личности. Положительные (+) значения указывают на высокую активность, общительность, импульсивность; отрицательные (-) - на интровертированность, определенную пассивность, спокойные эмоциональные реакции.
Методика диагностики направленности личности Б. Басса (ориентационная анкета)
Инструкция. Опросный лист состоит из 27 пунктов. По каждому из них возможны три варианта ответов: А, Б, В.
Из ответов на каждый из пунктов выберите тот, который лучше всего выражает вашу точку зрения по данному вопросу. Возможно, что какие-то из вариантов ответов покажутся вам равноценными. Тем не менее мы просим вас отобрать из них только один, а именно тот, который в наибольшей степени отвечает вашему мнению и более всего ценен для вас. Букву, которой обозначен ответ (А, Б, В), напишите напротив соответствующего номера вопроса.
1. Наибольшее удовлетворение я получаю:
A. От одобрения моей работы.
Б. От сознания того, что работа сделана хорошо.
B. От сознания того, что меня окружают друзья.
2. Если бы я играл в футбол (волейбол, баскетбол), то я хотел бы быть:
А. Тренером, который разрабатывает тактику игры.
Б. Известным игроком.
В. Выбранным капитаном команды.
3. По-моему, лучшим педагогом является тот, кто:
A. Проявляет интерес к учащимся и к каждому имеет индивидуальный подход.
Б. Вызывает интерес к предмету так, что учащиеся с удовольствием углубляют свои знания в этом предмете.
B. Создает в коллективе такую атмосферу, при которой никто не боится высказать свое мнение.
4. Мне нравится, когда люди:
A. Радуются выполненной работе.
Б. С удовольствием работают в коллективе.
B. Стремятся выполнить свою работу лучше других.
5. Я хотел бы, чтобы мои друзья:
A. Были отзывчивы и помогали людям, когда для этого представляются возможности.
Б. Были верны и преданы мне.
B. Были умными и интересными людьми.
6. Лучшими друзьями я считаю тех:
A. С кем складываются хорошие взаимоотношения.
Б. На кого всегда можно положиться.
B. Кто может многого достичь в жизни.
7. Больше всего я не люблю:
A. Когда у меня что-то не получается.
Б. Когда портятся отношения с товарищами.
B. Когда меня критикуют.
8. По-моему, хуже всего, когда педагог:
A. Не скрывает, что некоторые учащиеся ему несимпатичны, насмехается и подшучивает над ними.
Б. Вызывает дух соперничества в коллективе.
B. Недостаточно хорошо знает свой предмет.
9. В детстве мне больше всего нравилось:
A. Проводить время с друзьями.
Б. Ощущение выполненных дел.
B. Когда меня за что-нибудь хвалили.
10. Я хотел бы быть похожим на тех, кто:
A. Добился успеха в жизни.
Б. По-настоящему увлечен своим делом.
B. Отличается дружелюбием и доброжелательностью.
11. В первую очередь школа должна:
А. Научить решать задачи, которые ставит жизнь.
Б. Развивать индивидуальные способности ученика.
В. Воспитывать качества, помогающие взаимодействовать с людьми.
12. Если бы у меня было больше свободного времени, охотнее всего я использовал бы его:
A. Для общения с друзьями.
Б. Для отдыха и развлечений.
B. Для своих любимых дел и самообразования.
13. Наибольших успехов я добиваюсь, когда:
A. Работаю с людьми, которые мне симпатичны.
Б. У меня интересная работа.
B. Мои усилия хорошо вознаграждаются.
14. Я люблю, когда:
A. Другие люди меня ценят.
Б. Испытываю удовлетворение от выполненной работы.
B. Приятно провожу время с друзьями.
15. Если бы обо мне решили написать в газете, мне бы хотелось, чтобы:
A. Рассказали о каком-либо интересном деле, связанном с учебой, работой, спортом и т. п., в котором мне довелось участвовать.
Б. Написали о моей деятельности.
B. Обязательно рассказали о коллективе, в котором я работаю.
16. Лучше всего я учусь, если преподаватель:
A. Имеет ко мне индивидуальный подход.
Б. Сумеет вызвать у меня интерес к предмету.
B. Устраивает коллективные обсуждения изучаемых проблем.
17. Для меня нет ничего хуже, чем:
A. Оскорбление личного достоинства.
Б. Неудача при выполнении важного дела.
B. Потеря друзей.
18. Больше всего я ценю:
A. Успех.
Б. Возможности хорошей совместной работы.
B. Здравый практичный ум и смекалку.
19. Я не люблю людей, которые:
A. Считают себя хуже других.
Б. Часто ссорятся и конфликтуют.
B. Возражают против всего нового.
20. Приятно, когда:
A. Работаешь над важным для всех делом.
Б. Имеешь много друзей.
B. Вызываешь восхищение и всем нравишься.
21. По-моему, в первую очередь руководитель должен быть:
А. Доступным.
Б. Авторитетным.
В. Требовательным.
22. В свободное время я охотно прочитал бы книги:
A. О том, как заводить друзей и поддерживать хорошие отношения с людьми.
Б. О жизни знаменитых и интересных людей.
B. О последних достижениях науки и техники.
23. Если бы у меня были способности к музыке, я предпочел бы быть:
A. Дирижером.
Б. Композитором.
B. Солистом.
24. Мне бы хотелось:
A. Придумать интересный конкурс.
Б. Победить в конкурсе.
B. Организовать конкурс и руководить им.
25. Для меня важнее всего знать:
A. Что я хочу сделать.
Б. Как достичь цели.
B. Как организовать людей для достижения цели.
26. Человек должен стремиться к тому, чтобы:
A. Другие были им довольны.
Б. Прежде всего выполнить свою задачу.
B. Его не нужно было упрекать за выполненную работу.
27. Лучше всего я отдыхаю в свободное время:
A. В общении с друзьями.
Б. Просматривая развлекательные фильмы.
B. Занимаясь своим любимым делом.
С помощью методики Б. Басса выявляются следующие направленности:
1. Направленность на себя (Я) - ориентация на прямое вознаграждение безотносительно содержания работы, склонность к соперничеству.
2. Направленность на общение (О) - стремление при любых условиях поддерживать отношения с людьми, ориентация на совместную деятельность.
3. Направленность на дело (Д) - заинтересованность в решении деловых проблем, выполнение работы как можно лучше, ориентация на деловое сотрудничество, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели.
Подсчитайте в соответствии с ключом совпадения по видам направленности. Ведущей является направленность, по которой получилось наибольшее количество баллов.
Ключ к методике Б. Басса
№ |
Я |
О |
Д |
№ |
Я |
О |
Д |
1 |
А |
В |
Б |
15 |
Б |
В |
А |
2 |
Б |
В |
А |
16 |
А |
В |
Б |
3 |
А |
В |
Б |
17 |
А |
В |
Б |
4 |
В |
Б |
А |
18 |
А |
Б |
В |
5 |
Б |
А |
В |
19 |
А |
Б |
В |
6 |
В |
А |
Б |
20 |
В |
Б |
А |
7 |
В |
Б |
А |
21 |
Б |
А |
В |
8 |
А |
Б |
В |
22 |
Б |
А |
В |
9 |
В |
А |
Б |
23 |
В |
А |
Б |
10 |
А |
В |
Б |
24 |
Б |
В |
А |
11 |
Б |
А |
В |
25 |
А |
В |
Б |
12 |
Б |
А |
В |
26 |
В |
А |
Б |
13 |
В |
А |
Б |
27 |
Б |
А |
В |
14 |
А |
Б |
В |
|
|
|
|
Источник Курыло, О. В. Психология : практикум / О. В. Курыло. - Горки : БГСХА, 2021. - 328 с.
Уважаемые пользователи и посетители сайта! Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят. Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней). С уважением, администрация. |