Страница 5 из 13
Тема 4: Гендерные стереотипы и развитие индивидуальности
Цель: познакомится с понятием "стереотипы" и "гендерные стереотипы"; осознание опыта трансляции гендерных стереотипов и закрепления дискриминации по признаку пола, осознание источников собственных гендерных стереотипов. Необходимые материалы: ручки, фломастеры, листы чистой бумаги формата А4, ватман или доска, бланки опросника "Гендерные стереотипы И.С. Клециной". Ход занятия: в начале занятия идет проверка обсуждение результатов домашнего задания. В: - Допустим, вы случайно подслушали чужой разговор и услышали характеристику двух незнакомых вам людей. Про одного говорят, что этот человек авантюрного склада, независимый и властный, а другой – сентиментальная кроткая душа. Какая из характеристик принадлежит мужчине, а какая женщине? В: - С вами согласятся жители более 30 стран мира. Мы имеем в голове "сложившуюся картинку" или стереотип как должен вести себя человек. Характеристики, которые единодушно приписывают людям мужского и женского пола называются гендерными стереотипами. Гендерные стереотипы бывают разные Первая группа представлена стереотипами маскулинности-феминности. Мужчинам и женщинам приписываются определенные психологические качества и свойства личности. (Вспомните начало урока). Маскулинность-феминность – нормативные представления о свойствах, характерных для мужчин и женщин. Упражнение: Типично мужские и типично женские качества. Цель: осознание стереотипных представлений о качествах мужчин и женщин. На листе бумаги в две колонки каждый записывает по три "типично мужские" и "типично женские" качества. Затем по очереди озвучивают, ведущий записывает на ватмане или доске. Качества не должны повторяться.
Пример:
Качества |
мужчин
|
женщин
|
доминанты, независимы, компетентны, самоуверенны, агрессивны и склонны рассуждать логически
|
покорны, зависимы, эмоциональны, конформны и нежны
|
Вопрос для обсуждения. В: - Какие качества только принадлежат мужчинам и только женщинам? Встречали ли Вы когда-нибудь женщин и мужчин с качествами, которые занесены в противоположные колонки? (Необходимо прийти к выводу, что явными и бесспорными являются только биологические различия. Все остальное относительно). В: - Вторая группа гендерных стереотипов касается закрепления семейных и профессиональных ролей в соответствии с полом. Для женщин главными социальными ролями являются, мы с вами уже говорили об этом, семейные роли (мать, домохозяйка), для мужчин – профессиональные. Мужчин принято оценивать по профессиональным успехам, женщин – по наличию семьи и детей. В: - Третья группа гендерных стереотипов связана с различиями в труде. Перечислите виды профессиональной деятельности, где работает много женщин. (Воспитатель, учитель, продавец, врач, социальный работник, библиотекарь, бухгалтер, швея и др.). В: - Перечислите виды профессиональной деятельности, где работает много мужчин. (Шофер, строитель, программист, банковское дело, военный, милиционер, инженер и др.). В: - В сфере занятости до сих пор распространено явление профессионального деления как воплощение в реальной жизни действия гендерных стереотипов. Женщины в основном работают в непроизводственной сфере, труд в которой малопристижен, малооплачиваем и связан с выполнением обслуживающих функций. Так называемые "женские профессии" сформировались путем "вынесения" на макроуровень традиционных женских занятий в рамках семьи. Руководящие должности, как правило, занимают мужчины. Дополнительная информация для учащихся:Так, например, в здравоохранении и социальном обеспечении женщины составляют 83%, в торговле и общественном питании — 82%, в образовании — 79 % от общего числа занятых. Так называемые "женские профессии" сформировались путем "вынесения" на макроуровень традиционных женских занятий в рамках семьи. Руководящие должности, как правило, занимают мужчины. Так, среди имеющих высшее и среднее специальное образование руководителями того или иного уровня являются 48% мужчин, т.е. каждый второй мужчина — руководитель. Среди женщин — дипломированных специалистов доля руководителей составляет всею 7%. Далее учащиеся выполняют упражнение на выбор. Упражнение: "Хорошо - плохо" Цель упражнения: Позволяет довести существующие стереотипы до абсурда, посмотреть на них с разных сторон. Класс делится на две группы. По очереди идет обращение учителя к каждой группе, к новому ученику. Игра начинается с фразы "Это хорошо, когда …., потому что…..". следующий участник берет окончание предыдущей фразы и говорит: "Это плохо, когда …, потому что…." и так далее. Упражнение: Создание историй возникновения того или иного стереотипа. В: - Усвоение гендерных стереотипов происходит в детстве под влиянием основных социальных институтов социализации: семья, школа, средства массовой информации. Более подробно о них мы поговорим на следующих занятиях. Дополнительная информация для учителя: Гендерные стереотипы (Клецина И.С., 1998) – это стандартизированное представления о моделях поведения и чертах характера, соответствующее понятиям "мужское" и женское. Воспитание и обучение детей в школе во многом зависит от того, как дети того или иного пола воспринимаются учителем, какие роли он приписывает мальчикам и девочкам, а главное – учитывает ли их половые особенности при подаче учебного материала и воспитания. Ведь вся учебно-методическая литература практически бесполая. В.Д. Еремеева и Т.П. Хризман отмечают, что во многих методических пособиях, рекомендациях, учебниках приводятся таблицы по возрастам об умениях бесполого ребенка. Лишь таблицы, определяющие физиологические параметры составлены отдельно для мальчиков и девочек. Следовательно, физиологические параметры разные, а все что является результатом деятельности (произвольные движения, восприятие и анализ информации, мышление, память и т.д.) одинаковые. Хотя, насколько правомочными будут эти нормативы, если одни авторы отмечают различия по этим функциям, а другие их отрицают. Педагогика нуждается в обоснованных рекомендациях о том, как воспитывать и учить мальчиков и девочек. Бесполое обучение и воспитание вызывало (Г. Компейре, 1990; Современные…, 1913) и вызывает сейчас (Г.М. Бреслав, Б.И. Хасан,1990; В.Д. Еремеева и Т.П. Хризман, 2001) у многих психологов, нейрофизиологов и педагогов беспокойство по поводу искаженного воспитания мальчиков и девочек и неадекватности способов их обучения, а в итоге – развитие их личности. В.Л. Ситников (2001) показал, что в сознании педагогов гендерные установки выражены больше, чем в сознании детей. Так, образы "абстрактных" детей разного пола в сознании одного и того же учителя имеют больше различий между собой, чем образы реальных мальчиков и девочек между образами конкретных девочек в сознании педагогов и Я-образами этих же девочек имеется больше достоверных различий, чем между соответствующими образами мальчиков. При этом имеются существенные различия между представлениями педагогами и студентами педагогических вузов "абстрактных" мальчиков и девочек. Практическая часть: Изучение гендерных стереотипов опросник "Гендерные стереотипы И.С.Клециной" (Приложение 3). Вопросы для закрепления:
- Что такое гендерные стереотипы? Приведите примеры гендерных стереотипов из разных сфер жизни человека: семья, работа, досуг и др.
- Какие три группы гендерных стереотипов выделяют?
- Может ли человек жить без стереотипов?
- Откуда возникают те или иные стереотипы?
Д/з: Изучите содержание учебника по Истории, Человек. Общество. Государство, молодежной песни, сюжета сказок на наличие гендерных стереотипов.
Литература
- Гендерное просвещение: Вопросы и тексты для дискуссий //Международный фонд социально-экономических и политических исследований (Горбачев-Фонд), Институт социально-экономических проблем РАН, Москва, 2005. –304 с.
- Ильин, Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины / Е.П. Ильин. – СП б.,: Питер, 2002 г.- 544 с.
- Клецина, И.С. Гендерная социализация: Учебное пособие /И.С Клецина. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена,1998. - 92 с.
- Методика и методология гендерного образования в средней школе: учебно-методическое пособие. – Иваново: Изд-во "Ивановский государственный университет", 2004. – 203 с.
|