На главную Просвещение школьников Курсы для школьников Основы гендерной культуры Программа спецкурса для старшеклассников - Тема 2: Гендерная культура и ее характеристика
Основы гендерной культуры Программа спецкурса для старшеклассников - Тема 2: Гендерная культура и ее характеристика
Просвещение школьников - Курсы для школьников
Индекс материала
Основы гендерной культуры Программа спецкурса для старшеклассников
Тема 1: Введение. Основы гендерной теории
Тема 2: Гендерная культура и ее характеристика
Тема 3: Гендерные роли и их многообразие
Тема 4: Гендерные стереотипы и развитие индивидуальности
Тема 5: Гендерные отношения и их характеристика
Тема 6: Семья как один из факторов гендерной социализации
Тема 7: Средства массовой информации и их роль в формировании гендерной культуры
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Все страницы

Тема 2: Гендерная культура и ее характеристика

Цель занятия: дать представление о понятиях "культура", "гендерная культура"; сформировать умение распознавать примеры проявления гендерной несправедливости и неравенства.
Необходимые материалы: ручки, фломастеры, бумага формата А4 или ватман, бланки опросника С. Бем.
Ход занятия:
В: - Наверняка вы слышали слово культура. Как вы думаете, что это такое?
В: - Трактовки понятия "культура" широки и многообразны, ученые насчитывают около 500 определений. В самом широком смысле культура - это то, что создано не природой, а людьми в процессе постижения и упорядочивания мира.
В: - Что в себя включает культура? (Культура включает язык, обычаи, образ жизни, нормы поведения, убеждения, знания, ценности, и символическое восприятие (отображение) мира в мифах и искусстве).
В: - Культурные нормы существуют в любом обществе, и поэтому мы можем говорить об универсальности культуры. Человек, живущий в рамках одной культуры, может думать, что этот способ мышления является единственно верным способом организации мира. Но при знакомстве с другими культурами появляется понимание, что существуют различия и в культуре разных обществ, и в рамках одного общества культура меняется в разные исторические эпохи. И даже в одну историческую эпоху в рамках одной культуры могут существовать такие феномены, как субкультура (которая включает элементы "большой" культуры, но также и содержит "локальные" или "специфические" особенности) или контркультура (т.е. противоположный тип культуры в рамках данного общества). Это позволяет говорить о культурном разнообразии культуры, то есть относительности представлений о "правильности" норм какой-либо одной культуры.
Существуют различные классификации культуры по следующим основаниям: а) по властным отношениям – культура делится на патриархатную и матриархатную; б) по психологическим проявлениям – на феминную, маскулинную и андрогинную; в) по форме проявления – на мужскую, женскую и бесполую; г) по выявлению (соединению) социокультурного и биологического фактора – на гендерную, биогендерную, сексуальную.
В: - Как вы думаете, что такое гендерная культура? Есть разные определения данного понятия. Попытайтесь проанализировать с детьми следующие определения:

  1. Гендерная культура - это культура, предполагающая сформированность у человека правильного понимания о предназначении мужчин и женщин, их социальном статусе, функциях, взаимоотношений в обществе и семье". (Обсудить, какое поведение мужчин и женщин считается "правильным").

Дополнительная информация для учителя: Учеными Маккоби Е., К. Джеклин, Дж. Стоккард, М. Джонсон доказано, что следование традиционным моделям поведения типичных мужчин и типичных женщин может привести к негативным последствиям.
Последствия традиционной системы гендерных ролей, по мнению О.А.Ворониной и Т.А.Клименковой, можно проследить на трех уровнях: индивидуальном, межличностном и социетальном. На индивидуальном уровне следование жесткой гендерной роли может отразиться на здоровье. Агрессивность и стремление достичь цели, которые общество требует от мужчин, сокращает их жизнь по сравнению с женщинами, ведут к большей преступности и к большему числу убийств и самоубийств среди мужчин. В исследовании J.L. Rosen, G.L. Bibring (1968) доказывается наличие связи между представлениями мужчин о маскулинных ценностях и степенью выраженности у них негативной реакции на перенесенный инфаркт миокарда, естественно, что эта реакция существенно влияет на протекание процесса лечения и реабилитации больного. У женщин требование пассивности и жертвенности приводит к большему, по сравнению с мужчинами, числу депрессий, тревожности, расстройств аппетита.
Гендерные стереотипы, формируемые в процессе социализации, могут выступать барьером в развитии индивидуальности. Самореализация и самовыражение как считает К.А.Абульханова-Славская невозможно, если деятельность выполняется на основе чувства долга. В подобной ситуации не учитываются личные интересы, теряется чувство "Я", формируется покорность и зависимость. Подобное самоощущение и самовосприятие не соответствует идеям самореализации и свободного выбора.
На уровне межличностных отношений мужчины имеют гораздо менее близкие связи и контакты с друзьями, родителями и детьми – действует традиционное табу на мужскую эмоциональность. Следование стереотипным представлениям об особенностях поведения и чертах характера мужчин и женщин приводит к замещению тонких механизмов построения межличностных отношений "готовыми рецептами" манипулятивных приемов и техник. На уровне общества традиционная система гендерных ролей мешает активному участию женщин в политической и экономической жизни страны.
Современное белорусское общество характеризуется появлением новых моделей и стилей жизни. Женщины и мужчины осваивают их в процессе вторичной социализации, несмотря на негативную оценку со стороны общества. Женщины успешно выполняют новые роли в бизнесе, в политической сфере, способствуют познанию и распространению новых культурных символов и т.д. Получение разнообразной информации о гендерных ролях и будет способствовать формированию навыков эффективной коммуникации, повышению адаптивных способностей учащихся.

  1. Гендерная культура - это система действующих в данном обществе взглядов, установок, принципов, матриц поведения и т.д., формирующих социокультурные аспекты пола (гендерные роли, гендерные отношения, гендерные стереотипы, семейно-брачные установки и т.д.). (Обратить внимание на то что "система действующих в данном обществе взглядов и т.д" может носить и негативный характер. Идеалы гендерной культуры характеризуют социальную сторону взаимоотношений между полами, основу которой должны составлять именно нравственные норма и ценности).
  2. Гендерная культура - это совокупность социокультурных характеристик определяющих взаимоотношения мужчин и женщин, основанных на эгалитарных ценностях. Эгалитарность (равенство полов) – трактовка равенства предполагает, что мужчины и женщины должны иметь равные доли в социальной власти, равный доступ к общественным ресурсам. Значимость идей равенства полов можно выразить через гендерные ценности.

Работа в группах.
Цель: выявить гендерные ценности современного общества.
Необходимые материалы: ватман, маркеры или фломастеры, скотч.
Работа осуществляется группой 4-5 человек, 10-15 минут. Если дети затрудняются можно подсказать некоторые идеи. Например, равные права и возможности мужчин и женщин; адекватное понимание культурно-исторической роли мужчин и женщин; адекватное восприятие положения мужчин и женщин в современном обществе; гуманизация гендерных отношений; взаимоуважение и самоуважение; взаимопонимание; безоценочное отношение (деятельность и женщин, и мужчин важна в равной степени); партнерские отношения в семье.
После окончания работы идет обсуждение результатов. Ведущий делает общий вывод.
В: - Гендерная культура проявляется во всех сферах жизни общества: экономической, политической, социальной, духовной.
Работа в группах.
Цель: научиться распознавать поведение соответствующее высокому или низкому уровню гендерной культуры.
Класс делится на три группы. Каждая из групп обсуждает, какое поведение будет соответствовать высокому, среднему и низкому уровню сформированности гендерной культуры.
Дополнительная информация для учителя: Модель гендерной культуры представляет собой построение социальных отношений между мужчиной и женщиной в соответствии со следующими принципами:
- равные возможности;
- гендерная толерантность;
- гармонизация между социальной и биологической природой человека;
- сотрудничество;
- свобода выбора в профессии, социальных ролях, жизненном пути, видах деятельности и т.д. независимо от пола;
- освобождение от гендерных стереотипов, предрассудков, мешающих развитию и самореализации личности.
Гендерной культуре соответствуют и общие функции культуры такие как: коммуникативная (включает в себя передачу гендерной информации в любом виде); сигнификативная (функция приписывания значений и ценностей); нормативная (гендерная культура ответственна за создание гендерных норм, правил и моделей поведения людей в виде обычаев, традиций, этикета, манер, нравов).
Существует так же и понятие "гендерная субкультура". Это усвоение в детском и подростковом возрасте гендерно специфических стратегий и тактик общения.
В: - Формирование гендерной культуры осуществляется в процессе гендерного воспитания. Гендерное воспитание - это комплексный процесс воздействия с целью формирования набора культурных характеристик, определяющих социальное поведение женщин и мужчин и взаимоотношения между ними в разных сферах жизнедеятельности. Какова роль школы в формировании гендерной культуры?
Упражнение: Маятник.
Цель: выявить аргументы за и против гендерного воспитания в школе, учиться обмениваться своим мнением.
Группа делиться на две части. По очереди каждая из групп озвучивает по одному аргументу за и против гендерного воспитания в школе.
Ведущий делает общий вывод.

Практическая часть: Изучение личных гендерных характеристик: Опросник Сандры Бем (Приложение 2).

Литература

  1. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. – М.: Аспект-Пресс,2002. -378 с.
  2. Андреева, Н.И. Формирование гендерной культуры: философско-культорологический анализ [Электронный ресурс]: дис. … д-ра филос. наук: 09.00.13. /Н.И. Андреева. - Ростов н/Д: РГБ, 2006. - 290 с.
  3. Клецина, И.С. Раздельное по полу обучение: "за" и "против" // Практикум по гендерной психологии / под ред. И.С. Клециной. – СПб.: Питер, 2003. – с. 119 – 130.
  4. Клецина, И.С. Гендерная социализация: Учебное пособие / И.С Клецина. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена,1998. - 92 с.
  5. Матюшкова, С.Д. Формирование гендерной культуры как социально-педагогическая проблема / С.Д. Матюшкова // Сацыяльна-педагагiчная работа. - 2003. №3. – с. 53 – 62.
  6. Методика и методология гендерного образования в средней школе: учебно-методическое пособие. – Иваново: Изд-во "Ивановский государственный университет", 2004. – 203 с.
  7. Репина, Т.А. Проблема полоролевой социализации детей / Т.А. Репина. – М.: изд-во Московского психолого-социального института, 2005. – 288 с.
  8. Титаренко, Л. Формирование новых ролевых идентичностей в белорусском обществе: гендерный подход / Л. Титаренко // Женщина. Общество. Образование. Материалы 8-ой международной междисциплинарной научно-практической конференции (16-17 декабря 2005 г.) – Минск: ЖИ ЭНВИЛА, 2006. – С. 19-21.
  9. Чеснокова, О.И. Феномен пола в современной культуре (философско-культорологический анализ): Монография / О.И. Чеснокова. - Витебск, 2004. - с.174.


 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.