Страница 6 из 13
Тема 5: Гендерные отношения и их характеристика
Цель занятия: дать представление о понятиях "отношения", "гендерные отношения". Необходимые материалы: фломастеры, бумага формата А4, или ватман, клей, ножницы, старые журналы. Ход занятия: В начале занятия выборочно проводится проверка домашнего задания. В: - Как вы думаете, что такое отношение? Можете ли вы сказать, что такое гендерные отношения? Гендерные отношения – это формы взаимосвязи между мужчинами и женщинами. Гендерные отношения представлены как субъективно в виде представлений, ценностей, стереотипов и установок, так и объективно в виде реальных социально-психологических практик взаимодействия и реализации принципов конструирования гендерного порядка (неравенство). В: - Приведите примеры гендерных отношений. Например, отношения в семье между родителями, дочерью и отцом, сыном и матерью, на рабочем месте между руководителем и подчиненным разного пола и др. Дополнительная информация для учащихся: Гендерные отношения существуют и реализуются на различных уровнях функционирования социальной реальности:
Макросоциальный уровень |
Мезоуровень
|
Микроуровень (ближайшее окружение)
|
Интраиндивидуальный уровень
|
Гендерные отношения представлены общественными отношениями и детерминируются системой гендерных представлений
|
Гендерные отношения выступают как межгрупповые (между группами мужчин и женщин) и управляются гендерными стереотипами
|
Гендерные отношения раскрываются в межличностных контактах между представителями различных полов и задаются гендерными установками
|
Гендерные отношения проявляются в виде самоотношения и переживания собственной гендерной идентичности
|
Работа в группах. Задание: Разработать модели гендерных отношений: доминантно-зависимая и партнерская. На выполнение задания отводится 10 минут (если в виде коллажа с использованием старых журналов, то больше). Затем идет обсуждение и защита. Для выполнения данного задания необходим ватман, фломастеры, журналы, клей, ножницы. Упражнение: Инсценировка различных моделей гендерных отношений. Цель: отработка навыков взаимодействия в различных моделях гендерных отношений. Каждой группе дается задание инсценировать разные модели гендерных отношений: доминантно-зависимые отношения, партнерские отношения. Дополнительная информация для учащихся: Выделяют две основные модели взаимоотношений, которые применимы и к анализу феномена гендерных отношений:
- Доминантно-зависимая модель отношений строится на иерархии, неравенстве, конкуренции, властном управлении, отсутствии доверия и сострадания, подавлении одной части общества в пользу другой. Ценностями подобного общества является агрессия (завоевание чужой территории), готовность пожертвовать собой, зависимость от властной структуры. Проводя анализ данной модели ученые видят ее реализацию как минимум в двух видах гендерных отношений: 1) патриархатная модель отношений (главенство, высокий социальный статус мужчин), 2) радикально-феминистская модель отношений (признание главенства мужчин в сочетании с агрессией в сторону мужской группы).
- Партнерские (биархатные) отношения – предполагает равенство, сотрудничество, сопричастность, неиерархичность, отказ от насилия.
Дополнительная информация для учителя: В процессе полоролевой социализации ребенок старается строить свое поведение, сообразуя со своим полом, идентифицируя себя с теми или иными представителями соответствующего пола – отцом, матерью, братьями, сестрами, сверстниками, литературными героями – и подражая им. Важными факторами в формировании психического пола является семья (пример поведения родителей, из взаимоотношения и трудовое сотрудничество), группа сверстников в детском саду и школе, педагоги (осуществление дифференцированного воспитательного подхода по отношению к девочкам и мальчикам) В последнее десятилетие появился целый ряд работ в России (Т.М. Афанасьева, И.В. Дубровина, Д.В. Колесов, Я.Л. Коломинский, И.С. Кон, В.С. Мухина, А.Г. Хрипкова, Н.В. Плисенко, Т.И. Юферова и др.) в которых подчеркивается значимость вопросов формирования психического пола ребенка и подготовки подрастающего поколения к семейной жизни. Российскими исследователями было выявлена склонность детей при выборе партнера по общению и деятельности учитывать его пол, отдаляясь от представителей противоположного пола и солидаризируясь с партнерами своего пола. При обозначении данного явления по мнению Н.В. Плисенко, психологами используется разная терминология: "половая дифференциация" (А.А. Али-Заде, Т.А. Репина), "разобщенность личностных взаимоотношений", "поляризация полов" (Я.Л. Коломинский), "барьер отдаленности" (В.Д. Кочетов), "предпочтение друга своего пола", "сегрегация полов", "консолидация детей одного пола", "доброжелательная пристрастность к сверстникам своего пола" (И.С. Кон, Т.А. Репина). Проблема гендерной социализации включает в себе аспекты формирования социального пола ребенка, требует раскрытия понятий "гендерная идентичность" и "гендерная роль". Гендерная идентичность – осознание себя связанными с культурными определениями мужественности и женственности. Понятие действует не за пределами субъективного опыта и служит психологической интероризацией мужских или женских черт, возникая в результате процесса взаимодействия "Я" и других. Существование трансвеститской и трансексуальной идентичности показывает, что гендер не зависит только от пола, а является результатом построения гендерных идентичностей. Идентификация по признаку пола происходит с 18 месяцев до трех лет. В 3-4 года ребенок определяет пол окружающих его людей по телесным признакам и поведенческим свойствам, но верит в его обратимость. В 6-7 лет происходит окончательное осознание своей полов ой принадлежности Вопросы для обсуждения:
- Мои сильные и слабые стороны как мальчика, юноши, мужчины.
- Мои сильные и слабые стороны девочки, девушки, женщины.
- Что вызывает в вас непонимание при взаимоотношениях с противоположным полом?
Вопросы для закрепления:
- Что такое гендерные отношения?
- Какие модели гендерных отношений существуют?
- Какие из существующих моделей гендерных отношений носят позитивный и негативный характер?
Литература:
- Введение в гендерные исследования: учебное пособие для студентов вузов / под общ. ред. И.В. Костиковой. – М.: Аспект Пресс, 2005. – 255 с.
- Чеснокова, О.И. Феномен пола в современной культуре (философско-культурологический анализ): Монография / О.И. Чеснокова. – Витебск: Изд-во УО "ВГУ им. П.М. Машерова", 2004. - 176с.
- Куинджи, Н.И. Кого воспитывает и обучает школа: мальчиков, девочек или …?/ Н.И. Куинджи // Биология в школе. – 1988. №2. – С. 17-20.
- Репина, Т.А. Проблема полоролевой социализации детей / Т.А. Репина. – М.: Изд-во Московского психолого-социального института, Воронеж: Изд-во НПО "МОДЭК" 2004. – 288 с.
- Клецина, И.С. Гендерная социализация: Учебное пособие /И.С Клецина. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена,1998. - 92 с.
- Клецина, И.С. Раздельное по полу обучение: "за" и "против" // Практикум по гендерной психологии / под ред. И.С. Клециной. – СПб.: Питер, 2003.
- Тупицына, И.А. Особенности гендерной идентичности старшеклассников в зависимости от опыта взаимоотношений со сверстниками и сверстницами: дис.…канд. псих. наук: 19.00.05 / И.А.Тупицына. - СПб., 2004.- 196 с.
|