На главную Просвещение школьников Курсы для школьников Основы гендерной культуры Программа спецкурса для старшеклассников - Тема 7: Средства массовой информации и их роль в формировании гендерной культуры
Основы гендерной культуры Программа спецкурса для старшеклассников - Тема 7: Средства массовой информации и их роль в формировании гендерной культуры
Просвещение школьников - Курсы для школьников
Индекс материала
Основы гендерной культуры Программа спецкурса для старшеклассников
Тема 1: Введение. Основы гендерной теории
Тема 2: Гендерная культура и ее характеристика
Тема 3: Гендерные роли и их многообразие
Тема 4: Гендерные стереотипы и развитие индивидуальности
Тема 5: Гендерные отношения и их характеристика
Тема 6: Семья как один из факторов гендерной социализации
Тема 7: Средства массовой информации и их роль в формировании гендерной культуры
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Все страницы

Тема 7: Средства массовой информации и их роль в формировании гендерной культуры

Цель занятия: дать представление о понятии "гендерный анализ" и средствах внешнего (телесного) изображения мужчин и женщин в средствах массовой информации.
Необходимые материалы: журналы разных лет, газеты, ручки.
Ход занятия:
В: - В каких сюжетах используются внешние (телесные) образы мужчин и женщин в рекламе на ТВ и в журналах? Почему так происходит?
Задание для работы по группам или по парам: Исследуйте стандарт женской и мужской внешней красоты, используемый на страницах журнала. Как он меняется на протяжении несколько лет? После окончания работы идет обсуждение результатов.

Дополнительная информация для учителя:
Этапы гендерного анализа журнала, газеты
(для объяснения учащимся)

  • Выделение анализируемого журнала и т.д.
  • Определение предполагаемых результатов, формулирование гипотезы (Например: на страницах журнала для рекламы используют чаще образы женщин со стандартом красоты 90-60-90, нежели не стандартных).
  • Разработка инструментария гендерного анализа, выделение индикаторов (целесообразно использовать лишь количественные индикаторы, например, посчитать сколько раз в журнале встречаются образы женщин 90-60-90).
  • Основная часть гендерного анализа: изучение самого журнала, рекламы.
  • Фиксация и оформление результатов гендерного анализа.
  • Подведение итогов, разработка рекомендаций.
  • Оценка качества анализа (насколько точно велись подсчеты).

Существуют факторы, которые влияют на эффективность проведения гендерного анализа. Во-первых, это ценностные ориентации участников анализа. Разная система ценностей позволяет больше внимания уделять одним фактам, и не замечать другие. Осознание своих собственных ценностей и ценностей окружения, понимание их влияния на принятие решений и чуткое отношению к гендерным проблемам в целом есть необходимые компоненты гендерного анализа. Исследование ценностей и их восприятие является важным для процесса гендерного анализа, и остается малоизученным явлением.
Во-вторых, выбор и определение гендерных индикаторов. Гендерные индикаторы – это указатели или измерители, использующие количественные и качественные показатели для суммирования гендерно-значимых изменений, происходящих в обществе в течение определенного периода времени. Гендерно-чувствительные индикаторы - это указатели, измерители или мерила изменений в обществе, относящихся к гендерному положению.
Выделяют два типа индикаторов: количественные и качественные. Единого мнения в отношении содержания понятий качественные и количественные индикаторы нет. В качестве количественного индикатора могут использоваться статистические данные, факты, мнения и суждения, которые указывают на определенное положение (ситуацию) и фиксируют изменения по прошествии времени. Основой данного типа индикаторов является информация, получаемая в результате опросов, переписей, подсчетов и записей. Качественные индикаторы используют знания об уровне и качестве положения, как женщин, так и мужчин во всех сферах деятельности, в том числе образовании. Основой данного типа индикаторов является информация об уровне удовлетворенности или неудовлетворенности условиями.
Качественный гендерный анализ предполагает рассмотрение количественных и качественных индикаторов путем использования ряда аналитических приемов и методов.
Нормативный характер индикаторов обуславливает необходимость уделять внимание определению стандарта или критерия, заложенного в любом индикаторе, и по которому сверяются изменения. Например, при анализе отношение к девочкам в школе со стороны учителей, что является стандартом: отношение к мальчикам в этой же школе, в стране или отношение к девочкам в других школах, в других странах?
Индикатор должен соответствовать двум требованиям: выдержать проверку на "достоверность" и "убедительность". "Убедительность" означает, что информация, которую индикаторы обеспечивают, должна быть близкой к реальности, которая при помощи их измеряется. Способы обеспечения индикатору убедительности следующие:

    • здравый смысл;
    • выявление индикатором одинаковых результатов в различных ситуациях;
    • выявление различными инструментами исследования или вскрытия тех же самых индикаторов. В целом убедительность индикатора можно подкрепить использованием многочисленных источников информации и данных.

Использование качественного гендерного анализа содействует эффективному принятию решения, планированию и осуществлению программ, в том числе и в образовании.

Литература:

  • Гендерный анализ учебного пособия "Человек. Общество. Государство" для 8-11 классов общеобразовательной школы/ С.Д. Матюшкова // Веснік адукацыі. - 2007. -№ 1. - С. 31-35.
  • Словарь гендерных терминов / под ред. А.А. Денисовой. - М.: Информация – XXI век, 2002. - 256 с.

Словарь терминов
Гендерная асимметрия – неравнозначность положения в обществе мужчин и женщин.
Гендерный баланс – это соотношение между мужчинами и женщинами в каждой отдельной ситуации.
Гендерный бюджет – это социальная технология, которая способствует внедрению в государственную политику принципа дифференцированного учета интересов по социополовому признаку.
Гендерная педагогика – совокупность специальных подходов к обучению, при которых девочки и мальчики чувствовали себя комфортно.
Гендерная перспектива или гендерная линза – использование гендерной перспективы обозначает рассмотрение того или иного вопроса с точки зрения различных последствий для мужчин и женщин в зависимости от принятия решения или намеченных мер. Этот же процесс называется рассмотрением вопроса через гендерную линзу в том смысле, что фильтр или линза конкретно высвечивают существующие или потенциально возможные различия между мужчинами и женщинами.
Гендерный подход – совокупность представлений, предполагающих, что различия в поведении и восприятии мужчин и женщин обусловлены не столько их физическими способностями, сколько таким социальным фактором, как воспитание, и распространенными в каждой культуре представлениями о сущности мужского и женского.
Гендерная политика – комплекс мероприятий и правовых документов национального и/или местного уровня, направленных на достижение и сохранение равенства мужчин и женщин во всех сферах общества.
Гендерная статистика – статистика, которая отражает положение мужчин и женщин во всех сферах социальной и политической жизни.
Гендерная социализация – процесс усвоения норм, правил поведения, установок в соответствии с культурными представлениями о роли, положении и предназначении мужчины и женщины в обществе.
Гендерная социализация (в широком смысле слова) – усвоение гендерных ценностей, она может быть как либеральной, так и радикальной. Основными аспектами социализации: присвоение (процесс усвоения социального опыта, то есть воздействие среды на индивида) и опредмечивание (процесс воспроизведения социального опыта, то есть воздействие человека на среду) в рамках гендерной социализации под присвоением мы понимаем то, что с самого начала ребенок усваивает, что значит быть мальчиком и девочкой, мужчиной и женщиной. Опредмечивание – это реализация на практике усвоенных гендерных схем
Гендерная экспертиза – это разновидность социального анализа применительно к государственной политике, сущность которой состоит в описании разницы в социально-экономических и культурных статусах представителей различных гендерных групп и анализе властно-подчиненных взаимоотношений между ними, утверждаемых в обществе посредством гендерных отношений.
Гендерная экспертиза законодательства – представляет собой раздел гендерной экспертизы, основным объектом изучения которой является соблюдение принципа равноправия мужчин и женщин и отсутствие дискриминации по признаку пола в законодательстве.
Равенство возможностей - идея, согласно которой все люди, независимо от класса, возраста, расы или пола, должны иметь равные права в путях достижения желанного положения в обществе.
Жизненная стратегия – способность к самостоятельному построению своей жизни, к принципиальному, осмысленному ее регулированию в соответствии с кардинальным направлением.
Инструментальная сфера деятельности – сфера деятельности, где главным является творческий, созидательный, руководящий труд
Маскулинность, феминность – нормативные представления о психических и поведенческих свойствах, характерных для мужчин и женщин.
Патриархат – система отношений в обществе, когда привилегированное положение занимают мужчины.
Самоактуализирующая личность – человек, который полно и точно отражает, то, что происходит в нем самом, он принимает себя таким, каков он есть, он свободен от предрассудков и стереотипов при восприятии себя, других людей и окружающей действительности.
Скрытая дискриминация – наличие гендерных стереотипов, используемых в учебном процессе, рекламе, СМИ и других общественных институтов.
Социальная роль – способ или модель поведения человека в соответствии с занимаемым социальным положением.
Толерантность – способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением; уважение свободы другого, его образа мыслей, поведения, политических и религиозных взглядов.
Частная и публичная сфера – дихотомная модель социальных отношений, разделяющая внутреннюю сферу семьи и сферу труда(наемного труда), а также политической деятельности.
Феминизация (занятости)– исторический процесс, в ходе которого некоторые виды занятости женщин, стали рассматриваться как женская работа, вызвав снижение в доходах и статусе.
Ценностные ориентации - разделяемые личностью социальных ценностей, выступающие в качестве целей жизни и основных средств достижения.
Эгалитарная семья – семья, отношения в которой построены на принципе равноправия полов.
Экспрессивная сфера деятельности – сфера деятельности, где главным является исполнительский и обслуживающий характер труда.
Эмансипация – освобождение женщины от какой-либо дискриминации, опеки, угнетения, уравнение в правах с мужчиной.

Дополнительная литература:

  • Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. – М.: Аспект-Пресс,2002. -378 с.
  • Берн, Ш. Гендерная психология / Ш. Берн. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002. – 320 с.
  • Гендерная педагогика и гендерное образование в странах постсоветского пространства: Сб. материалов Международной летней школы 2001. – Иваново: Изд-во "Ивановский государственный университет", 2002. – 294 с.
  • Гендерное просвещение: Вопросы и тексты для дискуссий //Международный фонд социально-экономических и политических исследований (Горбачев-Фонд), Институт социально-экономических проблем РАН, Москва, 2005. –304 с.
  • Женщины в истории: возможность быть увиденными / под ред. И.Р. Чикаловой. – Мн.: БГПУ им. Максима Танка, 2001. -320 с.
  • Женщины на краю Европы / под ред. Е.И. Гаповой. – Мн.: ЕГУ, 2003. – 436 с.
  • Ильин, Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины / Е.П. Ильин. – СП б.: Питер, 2002 г.- 544с.
  • Малкина-Пых, И.Г. Гендерная терапия / И.Г. Малкина-Пых. – М.: Эксмо, 2006. – 928 с.
  • Словарь гендерных терминов / под ред. А.А. Денисовой. - М.: Информация – XXI век, 2002. - 256 с.
  • Реан, А.А., Коломинский, Я.Л. Социальная педагогическая психология / А.А. Реан, Я.Л. Коломинский. - СПб.; М.; Х.; Минск: Питер, 1999. - 416 с.
  • Руссо, Ж. Ж. Сочинения / Пер. с фр. Н.И. Караев и др.; Сост. и ред. Т.Г. Тетенькина. – Калининград: Янтар. сказ, 2001. – 416 с.
  • Семейное воспитание: Краткий словарь / Сост.: И. В. Гребенников, Л. В. Ковинько.– М.: Изд-во политической литературы, 1990. – 319 с.
  • Современный подросток. Взросление и пол: учебное пособие / Д.В. Колесов. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003. – 200 с.
  • Хрестоматия к курсу: Основы гендерных исследований / Ред. Совет: О.А. Воронина, Н.С. Григорьева, Л.Г. Лунякова. - М.: МЦГИ – МВШСЭН-МФФ, 2001. – 368 с.

Список статей:

  • Амельков, А., Пипченкова, Э. Проблема половых различий в нравственных представлениях студентов / А. Амельков, Э. Пипченкова // Женщина. Образование. Демократия: материалы Междунар. науч. конф. 1999.- Минск: Энвила, 1999. - С.168-170.
  • Алешина, Ю.Е. Волович, А.С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины / Ю.Е. Алехина, А.С. Волович // Вопрсы психологии. – 1991. - № 4. – с. 74-82.
  • Балобанова, Е.С. Домашний труд как символ гендера и власти / Е.С. Балобанова // Социологические исследования. - 2005. - № 6. – с. 109 – 110.
  • Бреслав, Г., Хасан, Б. Половые различия и современное школьное образование / Г. Бреслав, Б. Хасан // Вопросы психологии. - 1990. - № 3. - С.64-69.
  • Гаврилина, Л.К., Кошель, И.А. Программа факультативного курса "Основы гендерологии" для учащихся общеобразовательных школ / Л.К. Гаврилина И.А. Кошель // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. — 2003. — № 2. — С.3-10.
  • Гончарова, Н.В. "Игры" для мальчиков (гендерные аспекты реализации карьерных притязаний) / Н.В. Гончарова // Социологические исследования. - 2003. - № 1. – 83 – 90.
  • Дадоева, Т.М. Кто выносит мусор или парадоксы гендерного разделения труда / Т.М. Дадоева // Социологические исследования. - 2005. - № 6. – с. 120 – 127.
  • Котикова, О.П. Формирование компонентов гендерной культуры школьников в процессе эстетического воспитания / О.П. Котикова // Праблемы выхавання. – 2002. - № 4. – с. 29-35.
  • Лопатина, О.С. Деятельность педагога воспитателя по формированию гендерной культуры учащихся / О.С. Лопатина // Праблемы выхавання. – 2002. - № 4. – с. 118 -127.
  • Луценко, Е.А. Проблема преподавания гендерных спецкурсов в системе высшего образования / Е.А. Луценко // Женщина. Образование. Демократия. Материалы 1 международной междисциплинарной научно-практической конференции. - Минск, 1999. - С.53-54.
  • Мартынова, Э.И. Гендерная проблематика в сфере высшего образования / Э.И. Мартынова // Философия образования. - 2004. - № 3. - С.141-146.
  • Матюшкова, С.Д. Формирование гендерной культуры как социально-педагогическая проблема / С.Д. Матюшкова // Сацыяльна-педагагiчная работа. - 2003. № 3. – с. 53 – 62.
  • Матюшкова, С.Д. Понятие "гендер" в социально-педагогической деятельности / С.Д. Матюшкова // Сацыяльна-педагагiчная работа. - 2005. № 1. – 22-23.
  • Мирзаянова, Л. Гендерные аспекты адаптации студентов к учебному заведению / Л. Мирзаянова // Женщина. Образование. Демократия. - Мн.: ЖНИ "Энвила", 1999. - С.165-167.
  • Осетрова, Н.В. Учителя о правах женщин и равенстве полов / Н.В. Осетрова // Социологические исследования. - 2002. - № 12. - С. 50-59.
  • Раздзельнае навучанне у Вялікабрытаніі // Адукацыя і выхаванне. - № 3 – 2003. – с. 18-19.
  • Резер, Т.М. Медико-социальный подход к организации полового воспитания и сексуального образования / Т.М. Резер // Социологические исследования. - 2003. - № 1. – с. 102 -108.
  • Репина, Л.П. Пол, власть и концепция "разделение сфер": от истории женщин к гендерной истории / Л.П. Репина // Общественные науки и современность. – 2000. – 4. – с. 123.
  • Рыков, С.Л. Гендерные исследования в педагогике / С.Л. Рыков // Педагогика. - 2001. - № 7. – с. 17 – 22.
  • Сабиров, Р. Наука – "бесполой школе" / Р. Сабиров // Адукацыя і выхаванне. - № 3 – 2003. – с. 6 -12.
  • Скутнева, С.В. Гендерные аспекты жизненного самоопределения молодежи / С.В. Скутнева // Социологические исследования. - 2003. - № 11 (235). - с.73-78.
  • Смашная, С.М. Семейное воспитание детей с учетом гендерной дифференциации / С.М. Смашная // Праблемы выхавання. – 2006. - № 6. – с. 19-24.
  • Смотрицкая, Г.Е. Гендерная социализация учащихся в условиях современной белорусской школы / Г.Е. Смотрицкая // Адукацыя і выхаванне.– 2004. - №8. - с. 35 – 43.
  • Смотрицкая, Г.Е. Смотрицкий, А.Л. Формирование гендерной культуры как средства оптимизации педагогических условий социализации учащихся / Г.Е. Смотрицкая, А.Л. Смотрицкий // Адукацыя і выхаванне. – 2006. - №11. с. 26 – 30.
  • Снежкова, И.А. Этнические аспекты гендерного социального неравенства / И.А. Снежкова // Социологические исследования. - 2003. - № 1. – с. 67-72.
  • Сурмач, М.Ю. Гендерные стереотипы в Беларуси: мнение студенческой молодежи / М.Ю. Сурмач // Социологические исследования. - 2005. - № 10. – с. 135 – 138.
  • Титаренко, Л.Г. Социологический анализ отношения к политике населения Беларуси и России: гендерный подход / Л.Г. Титаренко // Вестник БГУ. Серия 3. – 2003. - № 1. – с. 64-69.
  • Фрумин, И.Д. Вызов критической педагогики / И.Д. Фрумин // Вопросы философии. - 1998. - № 12. - С.55-63.
  • Чеснокова, О.И. Половая и гендерная социализация: проблемы теории и практики / О.И. Чеснокова // Адукацыя і выхаванне. - № 8 – 2004. - с. 28 – 34.
  • Чеснокова, О.И. Женское образовательное движение в России и Беларуси: история и современность / О.И. Чеснокова // Адукацыя і выхаванне. - № 3 – 2003. – с. 13-17.
  • Чирикова, А.И. Женщины и мужчины как топ-менеджеры российских компаний / А.И. Чирикова // Социологические исследования. - 2003. - № 1. – с. 73 -82.
  • Шауцова, А.М. Ваша Вялiкасць – Жанчына / А.М. Шауцова //Адукацыя і выхаванне. - № 3 – 2003. – с. 3-5.


 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.