Страница 9 из 13
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1 Анкета для выявления представлений о гендерной культуре Внимательно прочитайте вопрос, выберите ответ наиболее подходящий для Вас, обведите его или предложите свой вариант. Спасибо за сотрудничество. 1. Пожалуйста, впишите в таблицу 6 типичных черт
а) идеального мужчины |
б) реального мужчины
|
в) идеальной женщины
|
г) реальной женщины
|
1. 2. 3. 4. 5. 6.
|
1. 2. 3. 4. 5. 6.
|
1. 2. 3. 4. 5. 6.
|
1. 2. 3. 4. 5. 6.
|
2. На каком месте по степени значимости для вас находятся социальные роли, которые выполняют мужчины и женщины (от самой значимой к наименее)
мужчин |
женщин
|
1. Муж 2. Отец 3. Сын 4. Руководитель 5. Подчиненный 6. Воспитатель 7. Поклонник (любовник) 8. Брат 9. Друг 10. Свой вариант
|
1. Жена 2. Мать 3. Домохозяйка 4. Руководитель 5. Подчиненный 6. Подруга 7. Сестра 8. Любовница (содержанка) 9. Дочь 10. Свой вариант
|
3. В чем, по вашему мнению, заключается роль:
матери в воспитании |
отца в воспитании
|
дочери
|
сына
|
дочери
|
сына
|
|
|
|
|
4. Зависит ли, на Ваш взгляд, положение человека в обществе от его пола? а) Да; б) иногда; в) нет; г) затрудняюсь ответить; 5. Как Вы считаете, существует ли в нашем обществе проблемы с равноправием мужчин и женщин? а) Да; б) иногда; в) нет; г) затрудняюсь ответить; 6. Закончите предложение "Равноправие мужчин и женщин для меня - это _______________________ 7. Когда Вы в первый раз услышали о гендере? а) Сейчас во время анкетирования; б) около 1 года назад; в) 2-3 года назад; г) много раньше 8. Что такое, по Вашему представлению, "гендер"? Это: а) социальный пол; б) половые различия мужчин и женщин; в) набор характеристик, определяющих социальное поведение женщин и мужчин; д) свой вариант_____________________________________________ 9. Знаете ли Вы о существовании гендерных проблем в нашем обществе? а) Да; б) нет; в) затрудняюсь ответить. 10. Если да, то в чем они заключаются? ________________________________ 11. Откуда Вы узнали о существовании этих проблем? а) из сообщений в СМИ; б) от учителей, социального педагога, психолога в школе (нужное подчеркнуть); в) от родителей; г) от сверстников; д) свой вариант ____________________________________________ 12. Какими знаниями относительно взаимоотношений мужчин и женщин в обществе и семье Вы обладаете? а) достаточно разносторонними, касающимися и половых и социальных отношений; б) касающимися исключительно половых взаимоотношений; в) касающимися только социальной сферы; г) практически никакими; д) затрудняюсь ответить. 13. Где Вы почерпнули эти знания? а) в школе; б) в семье; в) в кругу сверстников; г) через СМИ; д) свой вариант ____________________________________________ 14. Вы бы предпочли учиться в: а) раздельных классах в школе только для девочек (мальчиков); б) раздельных классах в школе, где есть классы и для мальчиков и для девочек; в) смешанных классах; г) свой вариант __________________________________________________ Почему?___________________________________________________________ 15. Кому Вы отдали бы предпочтение при участии в совместной деятельности? Учебной:
- девочкам;
- мальчикам;
- тем и другим в равной степени;
- свой вариант _________________________________________
Трудовой:
- девочкам;
- мальчикам;
- тем и другим равной степени;
- свой вариант _________________________________________
Досуговой:
- девочкам;
- мальчикам;
- тем и другим в равной степени;
- свой вариант _________________________________________
16. Если бы Вам дали право выбора преподавателя (учителя), Вы бы отдали предпочтение а) женщине; б) мужчине; в) просто профессионалу вне зависимости от пола г) свой вариант___________________________ 17. Учитываются ли при обучении и воспитании Ваша принадлежность к конкретному полу? а) да; б) иногда; в) нет; г) затрудняюсь ответить. 18. Если "да", то в чем это проявляется? ________________________________________________________________ 19. Ощущаете ли Вы необходимость в дополнительных знаниях о роли мужчин и женщин, их статусе, взаимоотношениях в обществе и семье и пр.? а) Да; б) иногда; в) нет; г) затрудняюсь ответить. 20. Если да, то где Вы предпочли получить эти знания?
- в школе на уроках по конкретным предметам, во внеурочное время (нужное подчеркнуть);
- в семье;
- в кругу сверстников;
- через СМИ;
- свой вариант __________________________________________________
Ваш возраст_______ Пол: муж. жен. Большое спасибо!
Ключ к определению уровня сформированности гендерной культуры
Вопрос
|
Высокий уровень
|
Средний уровень
|
Низкий уровень
|
Очень низкий уровень
|
-
|
Представления о своем образе и образе противоположного пола адекватные, идеальный образ соответствует реальному
|
Представления о своем образе и образе противоположного пола достаточно адекватные, идеальный образ частично соответствует реальному
|
Представления о своем образе и образе противоположного пола неадекватные, идеальный образ кардинально отличается от реального в негативную сторону или есть частичные представления или есть частичные представления
|
Нет представлений о своем образе и образе противоположного пола
|
-
|
Определяют значимость гендерных ролей
|
Частично определяют значимость гендерных ролей (50 %)
|
Не определяют значимость гендерных ролей
|
Ответ на вопрос отсутствует полностью
|
-
|
Ответ развернутый, подробный, свободный от гендерных стереотипов
|
Ответ не развернутый, свободный от гендерных стереотипов
|
Ответ на вопрос частичный с проявлением гендерных стереотипов
|
Ответ на вопрос отсутствует полностью
|
-
|
а
|
б
|
в
|
г
|
-
|
а
|
б
|
в
|
г
|
-
|
Ответ развернутый, подробный соответствует существующему понятию
|
Ответ не развернутый, подробный соответствует существующему понятию
|
Ответ на вопрос не соответствует существующему понятию
|
Ответ на вопрос отсутствует полностью или имеет не относящиеся к вопросу характеристики (невозможно, бред и др.)
|
-
|
г
|
в
|
б
|
а
|
-
|
в
|
а
|
б
|
г
|
-
|
а
|
в
|
б
|
Ответ на вопрос отсутствует полностью
|
-
|
Ответ развернутый, подробный
|
Ответ не развернутый
|
Ответ на вопрос отсутствует частично
|
Ответ на вопрос отсутствует полностью
|
-
|
а, б, в, г
|
Ответ содержит несколько вариантов
|
Ответ содержит один вариант
|
Ответ на вопрос отсутствует
|
-
|
а
|
б, в
|
г
|
д
|
-
|
а, б, в, г
|
Ответ содержит несколько вариант
|
Ответ содержит один вариант
|
Д или Ответ на вопрос отсутствует
|
-
|
а, б, в (на выбор) и пояснения к ответу развернутые, подробные
|
а, б, в (на выбор) и пояснение к ответу не развернутые
|
а, б, в (на выбор) и пояснения к ответу отсутствуют
|
г и пояснения к ответу отсутствуют
|
-
|
В любой деятельности отдают предпочтение и мальчикам и девочкам в равной степени
|
В некоторых видах деятельности отдают предпочтение представителю только одного пола
|
Во всех видах деятельности отдают предпочтение представителю только одного пола
|
Не могут определиться в своих предпочтениях
|
-
|
в
|
а, б (на выбор)
|
г
|
Не могут определиться в своих предпочтениях
|
-
|
а
|
б
|
в
|
г
|
-
|
Ответ развернутый, подробный, приведено много примеров
|
Ответ развернутый, примеры отсутствуют
|
Ответ на вопрос не развернутый
|
Ответ на вопрос отсутствует
|
-
|
а
|
б
|
в
|
г
|
-
|
а, б, в, г, д
|
Ответ содержит несколько вариантов
|
Ответ содержит один из вариантов
|
Ответ на вопрос отсутствует
|
Обработка данных осуществляется по формуле: (4в + 3с + 2н + 1он) = УСГК, 4 где УСГК- уровень сформированности гендерной культуры, в – количество ответов соответствующих высокому уровню, с – количество ответов соответствующих среднему уровню, н – количество ответов соответствующих низкому уровню, он – количество ответов соответствующих очень низкому уровню. Количество баллов соответствующее от 20 до 15 – высокий уровень, 15-10 – средний уровень, 10 – 5 низкий уровень, 5 – 0 очень низкий уровень. Высокий уровень свидетельствует о том, что у учащихся есть адекватные представления о своем образе и образе противоположного пола, причем идеальный образ соответствует реальному. Присутствуют обширные представления о гендерных и социальных ролях или эталонах мужского и женского поведения, традиционное и современное понимание роли отца и матери в воспитании дочери и сына. Сформировано сознание, что положение человека в обществе зависит от его пола, есть соответствующее понятию понимание равноправия мужчин и женщин. Учащиеся хорошо осведомлены о гендерной культуре и гендерных проблемах в обществе, в том числе, проблемах равноправия. Они обладают разносторонними знаниями о взаимоотношениях мужчин и женщин, ощущают потребность в дополнительных сведениях о предназначении мужчин и женщин, их статусе, взаимоотношениях в обществе и семье. Средний уровень свидетельствует о том, что учащиеся имеют адекватные представления о своем образе и образе противоположного пола, но идеальный образ частично соответствует реальному. У старшеклассников есть некоторые представления о гендерных ролях или эталонах мужского и женского поведения и традиционные представления о роли отца и матери в воспитании дочери и сына. Присутствует понимание понятия равноправие мужчин и женщин, но оно не соответствует принятому в обществе. Учащиеся хорошо осведомлены о гендерных проблемах в обществе и проблемах равноправия и частично осознают, что положение человека в обществе зависит от его пола. Обладают знаниями, касающимися исключительно социальной или половой сферы, имеют потребность в дополнительной информации о предназначении мужчин и женщин, их статусе, взаимоотношениях в обществе и семье или не могут определиться. Низкий уровень свидетельствует о неадекватных представлениях учащихся о своем образе и образе противоположного пола, когда идеальный образ кардинально отличается от реального в негативную сторону. Старшеклассники имеют небольшие знания в сфере взаимоотношений мужчин и женщин, представления о гендерных ролях или эталонах мужского и женского поведения суженные, о роли отца и матери в воспитании дочери и сына – поверхностные. Отсутствует понимание равноправия мужчин и женщин; нет представления о гендерных проблемах в обществе и проблемах равноправия. Учащиеся считают, что положение человека в обществе не зависит от его пола, не испытывают необходимости в дополнительных знаниях о предназначении мужчин и женщин, их статусе, взаимоотношениях в обществе и семье. Очень низкий уровень свидетельствует о том, что у учащихся отсутствуют представления о своем образе и образе противоположного пола, гендерных ролях или эталонах мужского и женского поведения, роли отца и матери в воспитании дочери и сына, в целом о гендерных проблемах в обществе и проблемах равноправия. Старшеклассники считают, что положение человека в обществе не зависит от его пола, не могут определиться, обладают ли они знаниями в области взаимоотношений мужчин и женщин и не ощущают необходимости в дополнительных знаниях о предназначении мужчин и женщин, их статусе, взаимоотношениях в обществе и семье.
|