Страница 2 из 13
Тема 1: Введение. Основы гендерной теории
Цель занятия: дать представление об основных понятиях гендерной культуры: пол, гендер; сформировать умение распознавать примеры проявления гендерной несправедливости и неравенства. Необходимые материалы: ручки, фломастеры, бумага формата А4, ватман. Ход занятия. В начале занятия старшеклассники заполняют анкету: Определение представлений о гендерной культуре учащихся (Приложение 1). Цель анкетирования: выявление уровня сформированности гендерных знаний у старшеклассников. Такое анкетирование проводится и на последнем занятии для проведения сравнительного анализа уровня сформированности гендерной культуры. Если учитель не ставит перед собой исследовательских задач, анкетирование можно не проводить. Основная часть занятия. "Все люди - сестры". (Можно эту фразу написать на ватмане бумаги или доске крупными буквами). Ведущий (далее в диалогах будет использоваться сокращение В.): - Почему эта фраза кажется нам необычной? Как эта фраза звучит привычно для нас? Дети должны вспомнить, что правильно фраза звучит следующим образом: "все люди - братья". Почему "все люди - братья" звучит привычно? В: - Могла ли история человечества сложиться так, чтобы фразы "поменялись местами"? Это результат цивилизованного "выбора", или природного предназначения? Почему в обществе разные ожидания от мужчин и женщин? Насколько возможности выбора профессии и самого образа жизни зависит от пола? На эти вопросы и множество других, которые возникнут на занятиях, мы сможем вместе найти ответ. В: - Человечество никогда не жило в мире, который был бы безразличен к полу. Как вы думаете, что такое "пол"? (Подвести учеников к ответу, что "пол" - это биологические особенности человека, позволяющие сказать, что это мальчик или девочка, то есть это набор хромосом, внутренние и внешние половые признаки). В:- Последнее время ученые говорят, что не достаточно родиться мальчиком или девочкой, нужно ими стать. Такое становление осуществляется в процессе воспитания. Так вот социальные характеристики мужчин и женщин и называют новым словом "гендер". Гендер может с течением времени изменяться в разных культурах. Например, американский антрополог Маргарет Мид, изучавшая племена в Новой Гвинеи, писала: "…Многие, если не все, черты личности, которые мы считает мужскими или женскими, так же слабо связаны с полом, как та одежда, манеры или головной убор, которые общество в данный период приписывает каждому полу". Юбка атрибут и женской и мужской - часть национального костюма в Шотландии - одежды. Дополнительная информация для учащихся: В середине XIX века была изобретена пишущая машинка. Газеты, ссылаясь на исследования физиологов, писали, что она вредна для женского организма и что печатающие женщины в будущем не смогут нормально рожать. Со временем профессия машинистки стала исключительно женской, и эта научно обоснованная угроза была забыта, но появились другие: женщинам вредно водить автомобиль, работать за компьютером и прочие. Цель таких предупреждений, по мнению ученых, не допустить женщин к овладению новыми технологиями как средством высокого заработка. В: - Как Вы думаете, равные ли права в мире у мальчиков и девочек, юношей и девушек, мужчин и женщин? Приведите примеры. В: - Гендерная асимметрия – неравнозначность положения в обществе мужчин и женщин. Дискриминация – это действия, закрывающие членам определенной группы доступ к ресурсам, доступным для остальных. Гендерное неравенство закрепляется через гендерную социализацию. Этот термин обозначает процесс освоения людьми социально-половых ролей или гендерных ролей. В: - Кто влияет на процесс освоения Вами гендерных ролей? В гендерной социализации участвуют (можно предложить учащимся по аналогии привести свои примеры):
- семья – ребенок видит, что мама моет посуду, а папа читает газету;
- школа – девочек учат готовить, а мальчиков забивать гвозди, учебники представляют мужчин как творцов науки и исторического процесса;
- СМИ – реклама, рисующая мужчин как начальников и профессионалов, а женщин как домохозяек или участниц конкурсов красоты;
- Язык – директор и архитектор – мужчины, а няня и сиделка – женщины;
- Искусство – воспевающее женщину-мать, мужчину-воина: она рожает, он убивает, она заботливая, он сильный.
В: - Мужчина и женщина социализируются по-разному, и это становится основой для разделения сфер труда. Именно выполняя разную работу, мужчина и женщина окончательно воспринимаются противоположными социальными и экономическими существами, так как мужской и женский труд по-разному оплачивается. Например, воспитатель в дошкольном учреждении получает мало, программист – много. Разве воспитание детей, одна из самых трудных видов деятельности, менее важна для человечества? В: - Конструируемые различия создают основу для брака. В большинстве обществ женщине вменяется обязанность уход и воспитание детей, мужчинам – зарабатывание денег, политическая, экономическая и научная деятельность. Женщины в обществе играют, какую же большую роль, как и мужчины. Дополнительная информация для учащихся: Первое упоминание о женщине-инженере, женщинах врачах в древнем Египте относиться к III веку до нашей эры. В древней Греции среди преподавателей и учеников школы математики и философии Пифагора было около 30 женщин. Самая известная из них Теания (жена Пифагора), которая заменила мужа после его гибели, встав во главе школы. Гиопатия из столицы Египта Александрии (370-415 гг. нашей эры), женщина-математик, астроном и философ впервые изобрела устройство для дистилляции воды и измерения ее уровня. Впоследствии стала жертвой религиозного фанатизма и была растерзана толпой. Выдающимися женщинами английского общества считались А. Конвей, М. Кавендиш, и М. Монтегю (ввела в практику вакцинацию населения против оспы в Британии). К. Гершель из Ганновера открыла в астрономии 14 новые туманности, несколько новых звезд, новую комету. А. Лавлейс (1815-1852), математик вместе с мужем графом Лавлейсом создала механическую вычислительную машину – прообраз современного компьютера. Ирен Жолио-Кюри, Мария Склодовская-Кюри работали над проблемой радиоактивности. М. Склодовская-Кюри вместе с мужем открыла полоний и радий. Отмечена двумя Нобелевскими премиями (в 1903 и 1911 годах). Е.Р. Дашкова (1744-1810) возглавляла Академию наук в Петербурге, была президентом Российской академии – научно-исследовательского центра гуманитарных наук по изучению русского языка, отечественной культуры. С. Ковалевская (1850-1891) – выдающийся математик, была удостоена премии парижской академии наук и академии наук Швеции. Просветительница Ефросинья Полоцкая (1110-1179) создала уникальную библиотеку, переводила религиозные книги с греческого и латинского на славянский язык, основала школу для обучения мальчиков и девочек. Уршуля Франтишка Радзивилл (1705-1753) – создала законченный проект театральной культуры, реализованный в Несвиже, сочиняла пьесы, сценические эскизы. Анна Розина Лишевская(1713-1783) – художница, член Дрезденской Академии художеств, написала один из лучших портретов Михаила Казимира Огинского. Роза Парчевская (1799-1852) - автор изображения Богоматери Непорочное Зачатие, части Алтаря Богоматери Студентской Гродненского фарного костела и другие. В: - Этот "заколдованный" круг воспроизводится снова и снова. Феминизм – как движение за освобождение женщин и мужчин от навязанных ролей – пытается разорвать его. В истории феминизма был период в 18 столетии, когда считалось, что достаточно на законодательном уровне закрепить за мужчинами и женщинами равные права на образование, участие в политической жизни, на равную оплату за равный труд и т.д. Когда же во второй половине 20 столетия этот эгалитарный шаблон был достигнут почти повсеместно, оказалось, что неравенство во всех сферах жизни не исчезло. В: - А что есть мужчина? Мужественность кажется ясной, естественной и противоположностью женственности. Так ли это? Женщины, переосмысливая свою сущность, заставили мужчин задаться этими же вопросами. Сегодня возник серьезный разговор о "загадке мужественности". Господствующая модель объяснения мужской сущности исчерпала себя, и сейчас осуществляется переход от традиционного образа мужчины к новому, доброму, терпимому, ответственному, любящему, внимательному и т.д. В: - Как Вы понимаете, высказывание П. Бурдье "Быть мужчиной – означает быть заведомо обреченным властвовать... иллюзия мужественности оправдывает право на обладание"? В: - Только коренным образом изменив распределение ролей и организацию общества, изменив семью, культуру и идеологию, сформировав гендерную культуру можно надеяться на то, что мы будем жить в более справедливом по отношению к женщине и мужчине мире.
Вопросы для закрепления
- Скажите своими словами, что такое "пол", "гендер", "гендерная асимметрия", "гендерное неравенство", "гендерная роль".
- Чем отличается понятие "пол" от понятия "гендер"?
- Кто влияет на процесс освоения гендерных ролей?
- Как называется движение, которое выступает за освобождение мужчин и женщин от навязанных ролей?
Литература
- Женщины на краю Европы / под ред. Е. Гаповой. – Мн.: ЕГУ, 2003. – 436 с.
- Матюшкова, С.Д. Понятие "гендер" в социально-педагогической деятельности / С.Д. Матюшкова // Сацыяльна-педагагiчная работа. – 2005. №1. – С. 22-23.
- Пол. Гендер. Справочное пособие для государственных служащих. – Мн.: Пропилеи, 2005. – с. 112.
- Словарь гендерных терминов / под ред. А.А. Денисовой. Региональная общественная организация "Восток-Запад: женские инновационные проекты". - М., 2002.
|