На главную Просвещение школьников Курсы для школьников Основы гендерной культуры Программа спецкурса для старшеклассников - Тема 3: Гендерные роли и их многообразие
Основы гендерной культуры Программа спецкурса для старшеклассников - Тема 3: Гендерные роли и их многообразие
Просвещение школьников - Курсы для школьников
Индекс материала
Основы гендерной культуры Программа спецкурса для старшеклассников
Тема 1: Введение. Основы гендерной теории
Тема 2: Гендерная культура и ее характеристика
Тема 3: Гендерные роли и их многообразие
Тема 4: Гендерные стереотипы и развитие индивидуальности
Тема 5: Гендерные отношения и их характеристика
Тема 6: Семья как один из факторов гендерной социализации
Тема 7: Средства массовой информации и их роль в формировании гендерной культуры
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Все страницы

Тема 3: Гендерные роли и их многообразие

Цель занятия: дать представление о понятии "гендерная роль" и ее многообразии.
Необходимые материалы: ручки, фломастеры, бумага формата А4, ватман.
Ход занятия.
В: - Как вы думаете, что такое социальная роль. (Социальная роль – это набор норм, определяющих, как должны вести себя люди в данной социальной ситуации).
В: - Какие роли выполняет человек? (Записывается на доске или ватмане.) Например: мужчина, женщина, руководитель, подчиненный, служащий, рабочий, учитель, воспитатель, воспитанник, ученик, ученица, директор, муж, жена, отец, мать, сын, дочь, брат, сестра, друг, подруга, бабушка, дедушка, домохозяйка, хозяин и т.д.
В: - Каждый человек выполняет множество ролей. Выделите роли, выполнение которых зависит от пола. Учащиеся называют, ведущий записывает в таблицу:

Роли

мужские

женские

Муж
Отец
Сын
Руководитель
Поклонник (любовник)
Брат
Друг и т.д.

Жена
Мать
Дочь
Домохозяйка
Подруга
Сестра
Любовница (содержанка) и т.д.

В: - Роли, выполнение которых зависит от пола/гендера, называют половой/гендерной ролью. Гендерная роль — одна из социальных ролей человека. Гендерная роль - набор ожидаемых образцов поведения (норм) для мужчин и женщин, вытекающие из понятий, окружающих гендер, а также поведения в виде речи, манер и жестов. Предписания относительно поведения, связанные с гендерными ролями, особенно очевидны в разделении труда на мужской и женский.
Дополнительная информация для учителя: Исследования последних лет (И.С. Кон, В.Е. Каган, Ю.Е. Алешина, А.С. Волович и другие) показали, что половая роль — это целый комплекс ролей (полоролевой репертуар); каждая роль имеет свои нормативные предписания, свои модели поведения, отличающиеся от требований и социальных ожиданий других ролей этого репертуара.
Гендерная роль - дифференциация деятельности, статусов, прав и обязанностей индивидов в зависимости от их половой принадлежности. Гендерные роли - вид социальных ролей, они нормативны, выражают определенные ожидания, проявляются в поведении. На уровне культуры они существуют в контексте определенной системы половой символики и стереотипов маскулинности и феминности. Гендерные роли всегда связаны с определенной нормативной системой, которую личность усваивает и преломляет в своем сознании и поведении.

В: - Гендерные роли, которые мы с вами выделили, можно как-то объединить по сферам?
В: - Все описанные в литературе гендерные роли можно условно разделить на:
1) общественнотрудовые, или профессиональные, предписывающие, какие сферы деятельности более приемлемы для мужчин, а какие — для женщин (водитель, милиционер, воспитатель, учитель, шахтер, продавец, врач и т.д.);
2) семейные, которые, в свою очередь, делятся на супружеские и родительские; они определяют нормы отношений, поведение супругов, родителей и детей (муж, жена, мать, отец, брат, сестра, дядя, тетя, бабушка, дедушка);
3) сексуальные, дифференцирующие сексуальное поведение мужчин и женщин, определяющие отношения между ними в сексуальной сфере (любовница, любовник, альфонс, содержанка и т.д.).

Упражнение: Гендерный перфоменс.
Цель: формировать умение оценивать свои чувства.
Ход упражнения: участникам предлагается изобразить, роли, которые написаны на карточке, остальные должны угадать. Гендерные роли: мужчина, женщина. Можно предложить уточняющие характеристики: грубый мужчина, грубая женщина, мягкий мужчина, мягкая женщина, ласковый мужчина, ласковая женщина, безразличный мужчина, безразличная женщина, злой мужчина, злая женщина. Предлагается только две роли, чтобы участники смогли прийти к выводу, что поведение у женщин и мужчин бывает одинаковое и разное.
В: - Вид роли, при котором человек проявляет как мужские, так и женских характеристики называют андрогиния.
Дополнительная информация для учащихся: Интересно, что ещё во времена Платона была распространена легенда о людях-андрогенах, которые сочетали в себе вид обоих полов. Они были сильны и питали замыслы посягнуть даже на власть богов. И тогда Зевс разделил их на две половины – мужскую и женскую. Вот с каких давних пор свойственно людям любовное влечение друг к другу, которое, соединяя прежние половины, пытается сделать из двух одно и тем самым исцелить человеческую природу.
Андрогинность в значительной степени зависит от этнических и социальных факторов. Так, афроамериканцы и пуэториканцы, как мужчины, так и женщины более андрогинны, чем евроамериканцы. Объясняют это высоким уровнем безработицы среди чернокожих мужчин и низкой оплатой их труда, в результате чего чернокожие женщины заняли на рынке труда более уверенные позиции по сравнению с белыми женщинами. Их представление о женственности стало включать уверенность в себе, находчивость и самостоятельность, физическую силу.
Дополнительная информация для учителя: Андрогиния обеспечивает большие возможности для социальной адаптации. Так, в зарубежных исследованиях была обнаружена связь андрогинии с ситуативной гибкостью, высоким самоуважением, мотивацией к достижениям, хорошим исполнением родительской роли. В семьях, где оба супруга являются андрогинными, выявляется более высокий уровень удовлетворённости браком, нежели в семьях, где один партнёр или оба были полотипизированы. В России тоже есть сторонники такой точки зрения на андрогинию. Полагают, что мужчины и женщины, обладающие андрогинными чертами, могут иметь преимущества, например, в способности оказывать влияние на других людей.
Выделяют следующие концепции андрогинности:

  1. Концепция соприсутствия – каждый человек в зависимости от ситуации "включает" в себе и культивирует в данный момент те или иные характеристики. Ребенок, который понимает, что в данный момент надо по-женски поплакать, а в другой – добиться желаемого силой, в известной степени характеризует такую приспособляемость к ситуации.
  2. Концепция слияния – с самого детства необходимо воспитывать личность, в которой слиты мужские и женские характеристики. Те, кто сможет преодолеть в себе полотипность, станет провозвестником создания нового общества.

Вплоть до 70-х годов проявление маскулинных черт у женщин и фемининных черт у мужчин были для психологов источником беспокойства. А среди людей, далёких от психологии, такое понимание широко распространено и сейчас. И именно из-за него люди оказываются в замешательстве, когда их дети проявляют интересы и поведение, свойственные противоположному полу. Однако исследования не подтверждают положение о том, что отклонение от полоролевых стандартов влечёт за собой психологическую рассогласованность.
Многие исследователи придерживаются мнения, что целостную (холическую) личность характеризует не маскулинность или фемининность, а андрогиния, то есть интеграция женского эмоционально-экспрессивного стиля с мужским инструментальным стилем деятельности, свобода телесных экспрессий и предпочтений от жёсткого диктата половых ролей.
Хотя создателем теории андрогинности считается Сандра Бем, у неё были предшественники, в том числе и такой авторитетный, как Карл Юнг. Карл Юнг видел в идее единства двух противоположностей – мужского и женского – образ архетипический.
Как отмечает К.Мартин, раньше андрогинное поведение допускалось родителями только в отношении девочек. Теперь взгляды изменились, и андрогинным может стать и мальчик. Такое поведение вырабатывается у детей в том случае, если оно моделируется на глазах ребёнка родителем своего пола и принимается (поощряется) родителем противоположного пола.
Сейчас в представлениях о мужественности выделяют традиционную модель и эгалитарную. Содержание первой модели подразумевает черты характера связанные с активной деятельностью: энергичность, деловитость, властность, уверенность, настойчивость в достижении цели, стремление к соперничеству, смелость, ловкость, сила воли, сдержанность, рациональное мышление. Вторая модель мужественности предъявляет высокие требования к личному развитию мужчин, к их нравственной воспитанности, культуре чувств, коммуникативным умениям и навыкам.

Упражнение: "Заверши фразу".
Цель: оперативное включение учащихся в деятельность, взаимодействие, создание благоприятной атмосферы, установление коммуникации.
Ход исполнения:
Необходимо каждому участнику закончить начатую фразу, например, если бы я была мальчиком……, если бы я был девочкой …….., я как мальчик……, я как девочка…….. и др.

Вопросы для дискуссии:

  1. Насколько жестко в нашем белорусском обществе определены гендерные роли?
  2. Где существует наложение женских и мужских гендерных ролей?
  3. Является ли домашнее насилие обязательным проявление мужской гендерной роли?

Вопросы для закрепления:

  1. Что такое гендерная роль?
  2. Какие гендерные роли вы знаете?
  3. Что такое андрогинность?

Д/з: Понаблюдать и дать описание как в вашем доме осуществляется разделение труда (Приложение 4).

Литература

  1. Алешина, Ю.Е., Волович, А.С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины / Ю.Е. Алешина, А.С. Волович // Вопросы психологии.- 1991. - №4. - С. 74-82.
  2. Берн, Ш. Гендерная психология / Ш. Берн. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002. – 320 с.
  3. Гендерный подход в дошкольной педагогике: теория и практика / под ред. Л.В. Штылевой. – Мурманск: ОУ КРЦДОиРЖ, 2001. – 200 с.
  4. Каган, В.Е. Семейные и полоролевые установки у подростков / В.Е. Каган // Вопросы психологии. - 1987. - № 2. - С. 54-61.
  5. Кон, И.С. Психология половых различий / И.С. Кон // Вопросы психологии. - 1981. - № 2. - С. 47-57.
  6. Стреленко А.А., Бумаженко Н.И., Матюшкова, С.Д. Гендерные особенности в изучении различных видов насилия / А.А. Стреленко [и др.] // Сацыяльна-педагагiчная работа. – 2005. - № 6. - С.30 – 35.
  7. Словарь гендерных терминов / под ред. А.А. Денисовой. - М.: Информация – XXI век, 2002. - 256 с.


 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.