Страница 4 из 13
Тема 3: Гендерные роли и их многообразие
Цель занятия: дать представление о понятии "гендерная роль" и ее многообразии. Необходимые материалы: ручки, фломастеры, бумага формата А4, ватман. Ход занятия. В: - Как вы думаете, что такое социальная роль. (Социальная роль – это набор норм, определяющих, как должны вести себя люди в данной социальной ситуации). В: - Какие роли выполняет человек? (Записывается на доске или ватмане.) Например: мужчина, женщина, руководитель, подчиненный, служащий, рабочий, учитель, воспитатель, воспитанник, ученик, ученица, директор, муж, жена, отец, мать, сын, дочь, брат, сестра, друг, подруга, бабушка, дедушка, домохозяйка, хозяин и т.д. В: - Каждый человек выполняет множество ролей. Выделите роли, выполнение которых зависит от пола. Учащиеся называют, ведущий записывает в таблицу:
Роли
|
мужские
|
женские
|
Муж Отец Сын Руководитель Поклонник (любовник) Брат Друг и т.д.
|
Жена Мать Дочь Домохозяйка Подруга Сестра Любовница (содержанка) и т.д.
|
В: - Роли, выполнение которых зависит от пола/гендера, называют половой/гендерной ролью. Гендерная роль — одна из социальных ролей человека. Гендерная роль - набор ожидаемых образцов поведения (норм) для мужчин и женщин, вытекающие из понятий, окружающих гендер, а также поведения в виде речи, манер и жестов. Предписания относительно поведения, связанные с гендерными ролями, особенно очевидны в разделении труда на мужской и женский. Дополнительная информация для учителя: Исследования последних лет (И.С. Кон, В.Е. Каган, Ю.Е. Алешина, А.С. Волович и другие) показали, что половая роль — это целый комплекс ролей (полоролевой репертуар); каждая роль имеет свои нормативные предписания, свои модели поведения, отличающиеся от требований и социальных ожиданий других ролей этого репертуара. Гендерная роль - дифференциация деятельности, статусов, прав и обязанностей индивидов в зависимости от их половой принадлежности. Гендерные роли - вид социальных ролей, они нормативны, выражают определенные ожидания, проявляются в поведении. На уровне культуры они существуют в контексте определенной системы половой символики и стереотипов маскулинности и феминности. Гендерные роли всегда связаны с определенной нормативной системой, которую личность усваивает и преломляет в своем сознании и поведении.
В: - Гендерные роли, которые мы с вами выделили, можно как-то объединить по сферам? В: - Все описанные в литературе гендерные роли можно условно разделить на: 1) общественнотрудовые, или профессиональные, предписывающие, какие сферы деятельности более приемлемы для мужчин, а какие — для женщин (водитель, милиционер, воспитатель, учитель, шахтер, продавец, врач и т.д.); 2) семейные, которые, в свою очередь, делятся на супружеские и родительские; они определяют нормы отношений, поведение супругов, родителей и детей (муж, жена, мать, отец, брат, сестра, дядя, тетя, бабушка, дедушка); 3) сексуальные, дифференцирующие сексуальное поведение мужчин и женщин, определяющие отношения между ними в сексуальной сфере (любовница, любовник, альфонс, содержанка и т.д.).
Упражнение: Гендерный перфоменс. Цель: формировать умение оценивать свои чувства. Ход упражнения: участникам предлагается изобразить, роли, которые написаны на карточке, остальные должны угадать. Гендерные роли: мужчина, женщина. Можно предложить уточняющие характеристики: грубый мужчина, грубая женщина, мягкий мужчина, мягкая женщина, ласковый мужчина, ласковая женщина, безразличный мужчина, безразличная женщина, злой мужчина, злая женщина. Предлагается только две роли, чтобы участники смогли прийти к выводу, что поведение у женщин и мужчин бывает одинаковое и разное. В: - Вид роли, при котором человек проявляет как мужские, так и женских характеристики называют андрогиния. Дополнительная информация для учащихся: Интересно, что ещё во времена Платона была распространена легенда о людях-андрогенах, которые сочетали в себе вид обоих полов. Они были сильны и питали замыслы посягнуть даже на власть богов. И тогда Зевс разделил их на две половины – мужскую и женскую. Вот с каких давних пор свойственно людям любовное влечение друг к другу, которое, соединяя прежние половины, пытается сделать из двух одно и тем самым исцелить человеческую природу. Андрогинность в значительной степени зависит от этнических и социальных факторов. Так, афроамериканцы и пуэториканцы, как мужчины, так и женщины более андрогинны, чем евроамериканцы. Объясняют это высоким уровнем безработицы среди чернокожих мужчин и низкой оплатой их труда, в результате чего чернокожие женщины заняли на рынке труда более уверенные позиции по сравнению с белыми женщинами. Их представление о женственности стало включать уверенность в себе, находчивость и самостоятельность, физическую силу. Дополнительная информация для учителя: Андрогиния обеспечивает большие возможности для социальной адаптации. Так, в зарубежных исследованиях была обнаружена связь андрогинии с ситуативной гибкостью, высоким самоуважением, мотивацией к достижениям, хорошим исполнением родительской роли. В семьях, где оба супруга являются андрогинными, выявляется более высокий уровень удовлетворённости браком, нежели в семьях, где один партнёр или оба были полотипизированы. В России тоже есть сторонники такой точки зрения на андрогинию. Полагают, что мужчины и женщины, обладающие андрогинными чертами, могут иметь преимущества, например, в способности оказывать влияние на других людей. Выделяют следующие концепции андрогинности:
- Концепция соприсутствия – каждый человек в зависимости от ситуации "включает" в себе и культивирует в данный момент те или иные характеристики. Ребенок, который понимает, что в данный момент надо по-женски поплакать, а в другой – добиться желаемого силой, в известной степени характеризует такую приспособляемость к ситуации.
- Концепция слияния – с самого детства необходимо воспитывать личность, в которой слиты мужские и женские характеристики. Те, кто сможет преодолеть в себе полотипность, станет провозвестником создания нового общества.
Вплоть до 70-х годов проявление маскулинных черт у женщин и фемининных черт у мужчин были для психологов источником беспокойства. А среди людей, далёких от психологии, такое понимание широко распространено и сейчас. И именно из-за него люди оказываются в замешательстве, когда их дети проявляют интересы и поведение, свойственные противоположному полу. Однако исследования не подтверждают положение о том, что отклонение от полоролевых стандартов влечёт за собой психологическую рассогласованность. Многие исследователи придерживаются мнения, что целостную (холическую) личность характеризует не маскулинность или фемининность, а андрогиния, то есть интеграция женского эмоционально-экспрессивного стиля с мужским инструментальным стилем деятельности, свобода телесных экспрессий и предпочтений от жёсткого диктата половых ролей. Хотя создателем теории андрогинности считается Сандра Бем, у неё были предшественники, в том числе и такой авторитетный, как Карл Юнг. Карл Юнг видел в идее единства двух противоположностей – мужского и женского – образ архетипический. Как отмечает К.Мартин, раньше андрогинное поведение допускалось родителями только в отношении девочек. Теперь взгляды изменились, и андрогинным может стать и мальчик. Такое поведение вырабатывается у детей в том случае, если оно моделируется на глазах ребёнка родителем своего пола и принимается (поощряется) родителем противоположного пола. Сейчас в представлениях о мужественности выделяют традиционную модель и эгалитарную. Содержание первой модели подразумевает черты характера связанные с активной деятельностью: энергичность, деловитость, властность, уверенность, настойчивость в достижении цели, стремление к соперничеству, смелость, ловкость, сила воли, сдержанность, рациональное мышление. Вторая модель мужественности предъявляет высокие требования к личному развитию мужчин, к их нравственной воспитанности, культуре чувств, коммуникативным умениям и навыкам.
Упражнение: "Заверши фразу". Цель: оперативное включение учащихся в деятельность, взаимодействие, создание благоприятной атмосферы, установление коммуникации. Ход исполнения: Необходимо каждому участнику закончить начатую фразу, например, если бы я была мальчиком……, если бы я был девочкой …….., я как мальчик……, я как девочка…….. и др.
Вопросы для дискуссии:
- Насколько жестко в нашем белорусском обществе определены гендерные роли?
- Где существует наложение женских и мужских гендерных ролей?
- Является ли домашнее насилие обязательным проявление мужской гендерной роли?
Вопросы для закрепления:
- Что такое гендерная роль?
- Какие гендерные роли вы знаете?
- Что такое андрогинность?
Д/з: Понаблюдать и дать описание как в вашем доме осуществляется разделение труда (Приложение 4).
Литература
- Алешина, Ю.Е., Волович, А.С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины / Ю.Е. Алешина, А.С. Волович // Вопросы психологии.- 1991. - №4. - С. 74-82.
- Берн, Ш. Гендерная психология / Ш. Берн. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002. – 320 с.
- Гендерный подход в дошкольной педагогике: теория и практика / под ред. Л.В. Штылевой. – Мурманск: ОУ КРЦДОиРЖ, 2001. – 200 с.
- Каган, В.Е. Семейные и полоролевые установки у подростков / В.Е. Каган // Вопросы психологии. - 1987. - № 2. - С. 54-61.
- Кон, И.С. Психология половых различий / И.С. Кон // Вопросы психологии. - 1981. - № 2. - С. 47-57.
- Стреленко А.А., Бумаженко Н.И., Матюшкова, С.Д. Гендерные особенности в изучении различных видов насилия / А.А. Стреленко [и др.] // Сацыяльна-педагагiчная работа. – 2005. - № 6. - С.30 – 35.
- Словарь гендерных терминов / под ред. А.А. Денисовой. - М.: Информация – XXI век, 2002. - 256 с.
|