Страница 1 из 13 Основы гендерной культуры
Программа спецкурса для старшеклассников
Разработала преподаватель кафедры социально-педагогической работы УО "ВГУ им. П.М. Машерова" Матюшкова С.Д.
1. Пояснительная записка
Социальная трансформация белорусского общества сопряжена с противоречивыми процессами в духовной сфере и неотделима от преобразований в сложившейся системе ценностей. Современное общество непрерывно ищет новые подходы к решению нравственных проблем, которые в последнее десятилетие все больше обострились. В условиях либерализации половой морали, ослабления воспитательной функции семьи и учреждений образования, при отсутствии образовательных программ гендерного воспитания, формирования гендерной культуры, гендерная социализация превратилась в стихийный процесс.
Одной из важнейших целей современной системы воспитания является формирование разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности обучающегося. Пришло понимание того, насколько важны для подрастающего поколения знания о взаимоотношениях женщин и мужчин. Роль учреждений системы образования в данном процессе определена Концепцией непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь (2006). Содержание воспитательной работы по формированию гендерной культуры заключается в формировании эгалитарных взаимоотношений между мужчинами и женщинами; стремлении к взаимопониманию, внимательному отношению и заботе друг о друге во взаимоотношениях между мужчинами и женщинами; в формировании умений устанавливать партнерские отношения между мужчинами и женщинами, конструктивно сотрудничать с людьми, не теряя своей гендерной идентичности, и не нарушая гендерной идентичности других; привитии чувства равенства самоценности, самоощущений; способствовании самоидентификации наряду с соблюдением равенства прав мужчин и женщин. Национальный план действий по обеспечению гендерного равенства на 2006-2010 гг. содержит рекомендации по разработке и введению программы факультативов и курсов по выбору по гендерной проблематике для внедрения в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего, профессионально-технического и среднего специального образования. Почти все традиционно считающиеся "естественными" различия между полами имеют под собой не биологические, а социальные основания. Эти различия конструируются в обществе через воздействие социальных институтов, норм и культурных установок. При этом с точки зрения гендерной теории не так важен сам факт различий (биологических и социальных), как их социокультурная оценка и интерпретация. Материал поможет старшеклассникам взглянуть по-другому на себя, окружающих, осознать, какую роль выполняют мужчины и женщины в обществе. Специальный курс "Основы гендерной культуры" ориентирован на учащихся старшего школьного возраста учреждений системы образования. В основу программы положены следующие принципы: доступность, научность, информативность, последовательность, связь с жизнью и безоценочное отношение. Целью спецкурса является повышение уровня гендерной культуры учащихся и содействие успешной их социально-психологической адаптации и социализации. Основные задачи спецкурса:
- Дать представление об основных понятиях гендерной культуры (гендер, гендерная культура, гендерные роли, гендерные стереотипы, гендерная идентификация, гендерная социализация, дискриминация по признаку пола и др.);
- Сформировать умение распознавать примеры проявления гендерных стереотипов, дискриминации по признаку пола, гендерной несправедливости и неравенства и др.;
- Осознание опыта трансляции гендерных стереотипов и закрепления дискриминации по признаку пола, осознание источников собственных гендерных стереотипов;
- Показать целесообразность и возможности применения гендерного подхода в различных областях;
- Сформировать навыки гендерного анализа и интерпретации статических данных и результатов социологических исследований по проблематике курса;
Учащиеся должны знать: основные понятия курса: гендер, культура, гендерная культура, гендерные роли, гендерные стереотипы, гендерная идентификация, гендерная социализация, гендерные отношения, дискриминация по признаку пола, гендерное равенство, неравенство, гендерная асимметрия, мужественность, женственность и др.; о роли мужчин и женщин в обществе; основные модели взаимоотношений. Уметь: распознавать проявления гендерных стереотипов, дискриминации по признаку пола, гендерной несправедливости и неравенства и искоренять их; свободно обмениваться мнениями по гендерным проблемам; общаться на равноправной основе; применять полученные знания в жизни. Спецкурс может быть рассчитан на 8 академических часов (по усмотрению классного руководителя, социального педагога, педагога-психолога на каждую тему можно отвести по 2 часа), предполагает проведение семинаров с элементами тренинга с использованием интерактивных методов. Итогом данного спецкурса может быть творческая работа в виде эссе по предложенной теме. Программа спецкурса "Основы гендерной культуры" может быть использована классными руководителями, социальными педагогами и педагогами-психологами в воспитательной работе в полном объеме или частично. Возможно также проведение занятий по спецкурсу в рамках учебного предмета "Человек. Общество. Государство". Данная программа является экспериментальной и предполагает дальнейшую работу. Для составления программы использовались материалы спецкурса по психологии для учащихся 11 классов общеобразовательных школ "Я и мир вокруг меня" Е.Ю. Терешенкова, материалы сборника заданий и упражнений для интерактивных занятий "Введение в женские и гендерные исследования" В.И. Успенской. Реализация спецкурса "Основы гендерной культуры" предполагает выполнение следующих организационно- методических требований:
- Программа должна включать свободный обмен мнениями по возникающим проблемам и свободу высказываний ее участников.
- Материал, предлагаемый для рассмотрения должен учитывать уровень развития учащихся.
- В каждой теме отрабатываются:
- психологические умения партнерского, равноправного общения;
- приемы создания безопасного психологического взаимодействия между юношами и девушками;
- осознание каждым участником своей индивидуальности;
- развитие способности к эмпатии.
2. учебно-тематический план
№
|
Название темы
|
Кол-во часов
|
1.
|
Введение в курс. Основы гендерной теории
|
1
|
2.
|
Гендерная культура и ее характеристика
|
1
|
3.
|
Гендерные роли и их многообразие
|
1
|
4.
|
Гендерные стереотипы и развитие индивидуальности
|
1
|
5.
|
Гендерные отношения и их характеристика
|
1
|
6.
|
Семья как один из факторов гендерной социализации
|
1
|
7.
|
Средства массовой информации и их роль в формировании гендерной культуры*
|
1
|
8.
|
Итоговое занятие: обсуждение исследовательских проектов
|
1
|
* использовать по усмотрению
3. аннотированное содержание программы
Тема 1: Введение в курс. Основы гендерной теории Содержание понятия "пол" и "гендер". Дифференциация понятия "пол" и "гендер". Гендер как социальная конструкция системы социополовых отношений. Гендерная асимметрия в патриархатном обществе. Гендерная несправедливость, неравенство и дискриминация. История формирования феминистских идей. Социальные и интеллектуальные предпосылки возникновения феминизма. Основные виды феминизма: либеральный, социалистический, радикальный. Решающая роль феминизма в появлении принципиально новой научной парадигмы в исследованиях пола – гендерной теории. Мужественность, маскулинность и их значение в современном обществе. Роль женщины в обществе. Практическая часть: Заполнение анкеты для определения представлений учащихся о гендерной культуре (10-15мин). Вынести в сноску: проводится по усмотрению учителя.
Тема 2: Гендерная культура и ее характеристика "Культура" как философская категория. Понятие "гендерная культура". Сущность гендерной культуры. Функции гендерной культуры. Гендерные ценности. Гендерная субкультура как усвоение в детском и подростковом возрасте гендерно специфических стратегий и тактик общения. Соотношение понятий половое и гендерное воспитание. Практическая часть: Изучение личных гендерных характеристик посредством опросника Сандры Бем.
Тема 3: Гендерные роли и их многообразие. Понятие "социальная роль", "гендерная роль" и их соотношение. Дифференциация гендерных ролей в зависимости от пола, возраста, социального статуса, семейного положения и др. Практическая часть: Анализ разделения домашнего труда. Д/з: Понаблюдать и дать описание, как в вашем доме осуществляется разделение труда.
Тема 4: Гендерные стереотипы и развитие индивидуальности. Понятие "гендерные стереотипы" и их характеристики. Виды гендерных стереотипов. Понятие "маскулинность" и "феминность". Функции гендерных стереотипов. Взаимосвязь гендерных ролей и гендерных стереотипов. Трансляции гендерных стереотипов, осознание источников собственных гендерных стереотипов. Анализ собственных гендерных стереотипов. Практическая часть: Изучение собственных гендерных стереотипов (опросник " Гендерные стереотипы И. Клециной"). Д/з: Изучите содержание учебника Истории, Человек. Государство. Общество, Русской и Белорусской литературы, молодежной песни, сюжета сказок на наличие гендерных стереотипов.
Тема 5: Гендерные отношения и их характеристика. Понятие "гендерные отношения". Гендерные отношения как один из видов взаимоотношений в их широком понимании. Формы взаимосвязи между людьми, связанные с категориями "мужское" – "женское". Уровни реализации гендерных отношений: макросоциальный, мезоуровень, микроуровень, интраиндивидуальный. Основные модели взаимоотношений: доминантно-зависимая, партнерская (биархатная). Практическая часть: Составить список стереотипных представлений о взаимоотношениях юноши и девушки, мужчины и женщины.
Тема 6: Семья как один из факторов гендерной социализации. Понятие о семье и ее функциях. Роль семьи в формировании гендерных стереотипов. Роль матери и отца в воспитании детей разного пола. Практическая часть: Составить список произведений о матери и отце (отдельно) и о (родителях). Оцените, насколько эти роли носят позитивный характер.
Тема 7: Средства массовой информации и их роль в формировании гендерной культуры. Внешнее (телесное) изображение женщин и мужчин в СМИ. Гендерный анализ рекламы, газетных статей, фотографий и др. Практическая часть: Сравнить содержание женских и мужских журналов. Найти сходство и отличия во внешнем (телесном) изображении мужчин и женщин.
Тема 8: Итоговое занятие. Обсуждение исследовательских проектов, которые выполняются в процессе реализации спецкурса. Форма обсуждения может быть разнообразной: круглый стол, конференция, деловая игра и др. Исследовательское задание выполняется группой учащихся 5-6 человек. Отчет оформляется в свободной форме с творческим подходом (коллаж, плакат, газета и т.д.). Практическая часть: Заполнение итоговой анкеты: Определение представлений о гендерной культуре учащихся для изучения эффективности предложенного материала (на усмотрение учителя).
Примерные темы исследовательского задания
- Формирование гендера в семье, в школе, на улице, в магазине, в спортзале, в бассейне и в других местах (на выбор). Пронаблюдайте за тем, как формируется гендер через одежду, игрушки. Подготовьте отчет о своих наблюдениях. Сделайте вывод.
- Представления о семье будущего. Поговорите со своими друзьями о том, как они представляют семью будущего. Подготовьте отчет о своих беседах. Сделайте вывод.
- Идеал семейных отношений. Поговорите со своими друзьями об их идеале семейных отношений. Подготовьте отчет о своих беседах. Сделайте вывод.
- Представления мальчиков и девочек о будущей профессии. Поговорите со своими друзьями об их представлениях о будущей профессии. Подготовьте отчет о своих беседах. Сделайте вывод.
4. Методические разработки занятий по спецкурсу "Основы гендерной культуры"
|