На главную Просвещение школьников Курсы для школьников Основы гендерной культуры Программа спецкурса для старшеклассников
Основы гендерной культуры Программа спецкурса для старшеклассников
Просвещение школьников - Курсы для школьников
Индекс материала
Основы гендерной культуры Программа спецкурса для старшеклассников
Тема 1: Введение. Основы гендерной теории
Тема 2: Гендерная культура и ее характеристика
Тема 3: Гендерные роли и их многообразие
Тема 4: Гендерные стереотипы и развитие индивидуальности
Тема 5: Гендерные отношения и их характеристика
Тема 6: Семья как один из факторов гендерной социализации
Тема 7: Средства массовой информации и их роль в формировании гендерной культуры
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Все страницы

Основы гендерной культуры

Программа спецкурса для старшеклассников

Разработала преподаватель кафедры социально-педагогической работы УО "ВГУ им. П.М. Машерова" Матюшкова С.Д.

1. Пояснительная записка

Социальная трансформация белорусского общества сопряжена с противоречивыми процессами в духовной сфере и неотделима от преобразований в сложившейся системе ценностей. Современное общество непрерывно ищет новые подходы к решению нравственных проблем, которые в последнее десятилетие все больше обострились. В условиях либерализации половой морали, ослабления воспитательной функции семьи и учреждений образования, при отсутствии образовательных программ гендерного воспитания, формирования гендерной культуры, гендерная социализация превратилась в стихийный процесс.

Одной из важнейших целей современной системы воспитания является формирование разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности обучающегося. Пришло понимание того, насколько важны для подрастающего поколения знания о взаимоотношениях женщин и мужчин. Роль учреждений системы образования в данном процессе определена Концепцией непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь (2006). Содержание воспитательной работы по формированию гендерной культуры заключается в формировании эгалитарных взаимоотношений между мужчинами и женщинами; стремлении к взаимопониманию, внимательному отношению и заботе друг о друге во взаимоотношениях между мужчинами и женщинами; в формировании умений устанавливать партнерские отношения между мужчинами и женщинами, конструктивно сотрудничать с людьми, не теряя своей гендерной идентичности, и не нарушая гендерной идентичности других; привитии чувства равенства самоценности, самоощущений; способствовании самоидентификации наряду с соблюдением равенства прав мужчин и женщин.
Национальный план действий по обеспечению гендерного равенства на 2006-2010 гг. содержит рекомендации по разработке и введению программы факультативов и курсов по выбору по гендерной проблематике для внедрения в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего, профессионально-технического и среднего специального образования.
Почти все традиционно считающиеся "естественными" различия между полами имеют под собой не биологические, а социальные основания. Эти различия конструируются в обществе через воздействие социальных институтов, норм и культурных установок. При этом с точки зрения гендерной теории не так важен сам факт различий (биологических и социальных), как их социокультурная оценка и интерпретация. Материал поможет старшеклассникам взглянуть по-другому на себя, окружающих, осознать, какую роль выполняют мужчины и женщины в обществе.
Специальный курс "Основы гендерной культуры" ориентирован на учащихся старшего школьного возраста учреждений системы образования. В основу программы положены следующие принципы: доступность, научность, информативность, последовательность, связь с жизнью и безоценочное отношение. Целью спецкурса является повышение уровня гендерной культуры учащихся и содействие успешной их социально-психологической адаптации и социализации.
Основные задачи спецкурса:

  • Дать представление об основных понятиях гендерной культуры (гендер, гендерная культура, гендерные роли, гендерные стереотипы, гендерная идентификация, гендерная социализация, дискриминация по признаку пола и др.);
  • Сформировать умение распознавать примеры проявления гендерных стереотипов, дискриминации по признаку пола, гендерной несправедливости и неравенства и др.;
  • Осознание опыта трансляции гендерных стереотипов и закрепления дискриминации по признаку пола, осознание источников собственных гендерных стереотипов;
  • Показать целесообразность и возможности применения гендерного подхода в различных областях;
  • Сформировать навыки гендерного анализа и интерпретации статических данных и результатов социологических исследований по проблематике курса;

Учащиеся должны знать: основные понятия курса: гендер, культура, гендерная культура, гендерные роли, гендерные стереотипы, гендерная идентификация, гендерная социализация, гендерные отношения, дискриминация по признаку пола, гендерное равенство, неравенство, гендерная асимметрия, мужественность, женственность и др.; о роли мужчин и женщин в обществе; основные модели взаимоотношений.
Уметь: распознавать проявления гендерных стереотипов, дискриминации по признаку пола, гендерной несправедливости и неравенства и искоренять их; свободно обмениваться мнениями по гендерным проблемам; общаться на равноправной основе; применять полученные знания в жизни.
Спецкурс может быть рассчитан на 8 академических часов (по усмотрению классного руководителя, социального педагога, педагога-психолога на каждую тему можно отвести по 2 часа), предполагает проведение семинаров с элементами тренинга с использованием интерактивных методов. Итогом данного спецкурса может быть творческая работа в виде эссе по предложенной теме.
Программа спецкурса "Основы гендерной культуры" может быть использована классными руководителями, социальными педагогами и педагогами-психологами в воспитательной работе в полном объеме или частично. Возможно также проведение занятий по спецкурсу в рамках учебного предмета "Человек. Общество. Государство". Данная программа является экспериментальной и предполагает дальнейшую работу.
Для составления программы использовались материалы спецкурса по психологии для учащихся 11 классов общеобразовательных школ "Я и мир вокруг меня" Е.Ю. Терешенкова, материалы сборника заданий и упражнений для интерактивных занятий "Введение в женские и гендерные исследования" В.И. Успенской.
Реализация спецкурса "Основы гендерной культуры" предполагает выполнение следующих организационно- методических требований:

  • Программа должна включать свободный обмен мнениями по возникающим проблемам и свободу высказываний ее участников.
  • Материал, предлагаемый для рассмотрения должен учитывать уровень развития учащихся.
  • В каждой теме отрабатываются:
    • психологические умения партнерского, равноправного общения;
    • приемы создания безопасного психологического взаимодействия между юношами и девушками;
    • осознание каждым участником своей индивидуальности;
    • развитие способности к эмпатии.

2. учебно-тематический план

Название темы

Кол-во часов

1.

Введение в курс. Основы гендерной теории

1

2.

Гендерная культура и ее характеристика

1

3.

Гендерные роли и их многообразие

1

4.

Гендерные стереотипы и развитие индивидуальности

1

5.

Гендерные отношения и их характеристика

1

6.

Семья как один из факторов гендерной социализации

1

7.

Средства массовой информации и их роль в формировании гендерной культуры*

1

8.

Итоговое занятие: обсуждение исследовательских проектов

1

* использовать по усмотрению

3. аннотированное содержание программы

Тема 1: Введение в курс. Основы гендерной теории
Содержание понятия "пол" и "гендер". Дифференциация понятия "пол" и "гендер". Гендер как социальная конструкция системы социополовых отношений. Гендерная асимметрия в патриархатном обществе. Гендерная несправедливость, неравенство и дискриминация.
История формирования феминистских идей. Социальные и интеллектуальные предпосылки возникновения феминизма. Основные виды феминизма: либеральный, социалистический, радикальный. Решающая роль феминизма в появлении принципиально новой научной парадигмы в исследованиях пола – гендерной теории.
Мужественность, маскулинность и их значение в современном обществе.
Роль женщины в обществе.
Практическая часть: Заполнение анкеты для определения представлений учащихся о гендерной культуре (10-15мин). Вынести в сноску: проводится по усмотрению учителя.

Тема 2: Гендерная культура и ее характеристика
"Культура" как философская категория.
Понятие "гендерная культура". Сущность гендерной культуры. Функции гендерной культуры. Гендерные ценности.
Гендерная субкультура как усвоение в детском и подростковом возрасте гендерно специфических стратегий и тактик общения.
Соотношение понятий половое и гендерное воспитание.
Практическая часть: Изучение личных гендерных характеристик посредством опросника Сандры Бем.

Тема 3: Гендерные роли и их многообразие.
Понятие "социальная роль", "гендерная роль" и их соотношение. Дифференциация гендерных ролей в зависимости от пола, возраста, социального статуса, семейного положения и др.
Практическая часть: Анализ разделения домашнего труда.
Д/з: Понаблюдать и дать описание, как в вашем доме осуществляется разделение труда.

Тема 4: Гендерные стереотипы и развитие индивидуальности.
Понятие "гендерные стереотипы" и их характеристики. Виды гендерных стереотипов. Понятие "маскулинность" и "феминность". Функции гендерных стереотипов. Взаимосвязь гендерных ролей и гендерных стереотипов.
Трансляции гендерных стереотипов, осознание источников собственных гендерных стереотипов. Анализ собственных гендерных стереотипов.
Практическая часть: Изучение собственных гендерных стереотипов (опросник " Гендерные стереотипы И. Клециной").
Д/з: Изучите содержание учебника Истории, Человек. Государство. Общество, Русской и Белорусской литературы, молодежной песни, сюжета сказок на наличие гендерных стереотипов.

Тема 5: Гендерные отношения и их характеристика.
Понятие "гендерные отношения". Гендерные отношения как один из видов взаимоотношений в их широком понимании.
Формы взаимосвязи между людьми, связанные с категориями "мужское" – "женское".
Уровни реализации гендерных отношений: макросоциальный, мезоуровень, микроуровень, интраиндивидуальный.
Основные модели взаимоотношений: доминантно-зависимая, партнерская (биархатная).
Практическая часть: Составить список стереотипных представлений о взаимоотношениях юноши и девушки, мужчины и женщины.

Тема 6: Семья как один из факторов гендерной социализации.
Понятие о семье и ее функциях.
Роль семьи в формировании гендерных стереотипов. Роль матери и отца в воспитании детей разного пола.
Практическая часть: Составить список произведений о матери и отце (отдельно) и о (родителях). Оцените, насколько эти роли носят позитивный характер.

Тема 7: Средства массовой информации и их роль в формировании гендерной культуры.
Внешнее (телесное) изображение женщин и мужчин в СМИ.
Гендерный анализ рекламы, газетных статей, фотографий и др.
Практическая часть: Сравнить содержание женских и мужских журналов. Найти сходство и отличия во внешнем (телесном) изображении мужчин и женщин.

Тема 8: Итоговое занятие.
Обсуждение исследовательских проектов, которые выполняются в процессе реализации спецкурса. Форма обсуждения может быть разнообразной: круглый стол, конференция, деловая игра и др.
Исследовательское задание выполняется группой учащихся 5-6 человек. Отчет оформляется в свободной форме с творческим подходом (коллаж, плакат, газета и т.д.).
Практическая часть: Заполнение итоговой анкеты: Определение представлений о гендерной культуре учащихся для изучения эффективности предложенного материала (на усмотрение учителя).

Примерные темы исследовательского задания

  • Формирование гендера в семье, в школе, на улице, в магазине, в спортзале, в бассейне и в других местах (на выбор). Пронаблюдайте за тем, как формируется гендер через одежду, игрушки. Подготовьте отчет о своих наблюдениях. Сделайте вывод.
  • Представления о семье будущего. Поговорите со своими друзьями о том, как они представляют семью будущего. Подготовьте отчет о своих беседах. Сделайте вывод.
  • Идеал семейных отношений. Поговорите со своими друзьями об их идеале семейных отношений. Подготовьте отчет о своих беседах. Сделайте вывод.
  • Представления мальчиков и девочек о будущей профессии. Поговорите со своими друзьями об их представлениях о будущей профессии. Подготовьте отчет о своих беседах. Сделайте вывод.

4. Методические разработки занятий по спецкурсу "Основы гендерной культуры"



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.