На главную Просвещение школьников Курсы для школьников Основы гендерной культуры Программа спецкурса для старшеклассников - Тема 6: Семья как один из факторов гендерной социализации
Основы гендерной культуры Программа спецкурса для старшеклассников - Тема 6: Семья как один из факторов гендерной социализации
Просвещение школьников - Курсы для школьников
Индекс материала
Основы гендерной культуры Программа спецкурса для старшеклассников
Тема 1: Введение. Основы гендерной теории
Тема 2: Гендерная культура и ее характеристика
Тема 3: Гендерные роли и их многообразие
Тема 4: Гендерные стереотипы и развитие индивидуальности
Тема 5: Гендерные отношения и их характеристика
Тема 6: Семья как один из факторов гендерной социализации
Тема 7: Средства массовой информации и их роль в формировании гендерной культуры
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Все страницы

Тема 6: Семья как один из факторов гендерной социализации

Цель занятия: дать представление о роли семьи в гендерной социализации.
Необходимые материалы: ручки, фломастеры, бумага формата А4, ватман, заготовки текста "Из жизни динозавров".
Ход занятия:
В: - Семья традиционно рассматривается как основной институт первичной социализации индивида, вообще, и гендерной в частности. Семья на ребенка воздействует сильнее, чем все остальные факторы социализации.
Первые годы жизни – самые важные, потому что именно тогда ребенок быстро обучается. Именно тогда семья практически полностью контролирует ребенка. Дети физически зависят от взрослых. Из этой формы материальной зависимости развивается зависимость психологическая. Следовательно, обучение происходит в контексте тесных эмоциональных уз.
В семье ребенок усваивает традиции, опыт, культуру, ценности.
Семья выполняет важную так называемую передаточную функцию. Можно привести слова Клаузена "спираль расширяющего мира детства выходит из родительского дома". Сначала ребенок знакомится с микромиром семьи, соседей, родственников, детского сада. Однако социализация связывает микромир с макромиром. Посредством данной функции семья определяет подверженность ребенка конкретному влиянию школы, религии, программ, идущих через СМИ. И в то же время социализация двусторонний процесс.
В: - Не следует забывать, что понятие "семья" для разных людей означает не одно и тоже. Что для каждого из вас означает понятие "семья"?
Упражнение: "Вертушка"
Цель: отработка навыков ведения дискуссии путем включения всех участников в обсуждение с разными партнерами по общению.
Первый этап.
Вопрос для обсуждения: Нужна ли человеку семья?
Участники образуют два круга лицом к лицу и ведут обсуждение одного вопроса. Участники внешнего круга через 1 минуту пересаживаются на другой стул и продолжают дискуссию с другим партнером. Внешний круг озвучивает аргументы, что человеку нужна семья, внутренний - наоборот.
Второй этап.
После окончания дискуссии участники внешнего и внутреннего круга собираются отдельно и записывают услышанные аргументы на ватман. Дальше собираются в круг для обсуждения.
В: - Современную семью, обычно, противопоставляют традиционной. В традиционной семье родительские роли определяются гендерной принадлежностью. На мать возложена ответственность за непосредственный уход за детьми, а отец должен вдохновлять, руководить и отвечать за семью. Материнство определяет престиж женщины. Материнство превратилось в профессию, тогда как роль отца почти полностью устранена.
Дополнительная информация для учащихся: Исследователями (социологами, психологами) были предложены модели половых ролей в семье:

  • неотрадиционная модель (Ф.Меринг и Р.Тернер) – женщина работает вне дома для заработка, но основной сферой деятельности для нее остается семья;
  • трехфазная модель (А.Мюрдаль и В.Клейн) – женщина работает, потом рожает и растит детей, затем снова работает;
  • модель симметричных ролей/двухкарьерная семья (Рона и Роберт Раппопорт, Б.Фридан) – оба супруга делают карьеру и поровну делят семейные обязанности;
  • идентичные роли (Дж.Трибилкот, Н.Вайсстайн) – идентичность ролей формулировалась ими в абстрактных терминах свободы, справедливости, равенства возможностей;
  • андрогинная модель (С.Бем), универсальная или монополовая (Э.Росси, Б.Фориша), при которой каждый человек должен обладать как мужскими, так и женскими качествами;
  • радикально-феминистская модель (Дж.Бернард, К.Сафилиос-Ротшильд), которая предполагала отказ женщин от выполнения традиционных семейных ролей и передачу этих функций обществу;

В: - Каков, в таком случае, образец родительских ролей в современной семье? Подвести старшеклассников к мысли, что современная семья - это семья, живущая в новых социально-экономических условиях. Она является одной из наиболее динамичных групп, и через нее, с одной стороны, обеспечивается сохранение и преемственность гендерных стереотипов и установок на взаимоотношение полов, а с другой стороны, именно семья становится "инициатором" всего нового, которое отражается в сознании супругов в виде их ценностных ориентации, потребностей, жизненных планов, взаимоотношений между полами. Именно в семье формируются новые представления о месте и роли мужчины и женщины в современном мире, меняется половая мораль, трансформируется субкультурная дифференциация полов и полоролевых идентичностей.
В современной семье супружеские, родительские и другие социально важные роли с поразительной быстротой меняются, наполняясь новым содержанием, что актуализирует исследовательский интерес к их изучению.
Дополнительная информация для учащихся: Исследования современного отцовства дают нечеткую картину. Эмпирические данные показывают, что нынешние мужчины больше ориентированы на семью. Ученые выделяют у мужчин четыре самостоятельные тенденции семейной ориентации:

  • "Мужчина, расширяющий карьеру". Данный тип мужчин расширяет свой круг социальных знаний за счет связи со своими детьми.
  • "Мужчина-попечитель". Это мужчины, которые эмоционально и эстетически привязаны к своему дому.
  • "Мужчина, олицетворяющий справедливость". Это мужчины, которые стараются инструментальным путем взять на себя свою долю ответственности за дом и семью.
  • "Мужчина, идеализирующий семью". Этот тип мужчин четко проводят границу между своей жизнью на работе и своей семейной жизнью, отдает должное семье словами, а не делом.

Этнографическое изучение трех поколений отцов показывают, что границы между миром женщин и мужчин становятся менее четкими, несмотря на социальные механизмы, поддерживающие гендерную принадлежность. Изменения в отцовстве можно охарактеризовать совсем просто: это переход от "папы по воскресеньям" к "папе в часы досуга", а потом к "папе на каждый день". Молодые мужчины с энтузиазмом выполняют свои отцовские обязанности, но в то же время их отцовство можно "включать и выключать" в зависимости от их собственных потребностей и желаний.
Упражнение: Модели семейных отношений
Цель: выявить представления учащихся о моделях семейных отношениях, роли матери и отца.
Класс делится на три группы. Каждой группе дается задание представить роль матери и отца в традиционной патриархатной, матриархальной и эгалитарной семье.
Модели семейных отношений


Семья

Традиционная патриархальная

Матриархатная

Эгалитарная
(равноправная)

Отец должен обеспечивать материальными средствами, вдохновлять, руководить и отвечать за семью. На мать возложена ответственность за непосредственный уход за детьми, а Материнство определяет престиж женщины

Главенство матери в семье. Отец играет второстепенную роль, занимается домашним хозяйством

У мужа и жены равные права, ответственность за воспитание детей, обеспечение материальными благами

Упражнение: Инсценировка различных моделей семейных отношений.
Цель: отработка навыков взаимодействия в различных моделях семейных отношений.
Каждой группе дается задание инсценировать разные модели семьи: традиционная патриархальная, матриархальная, эгалитарная.
Дополнительные упражнения: Аукцион.
Класс делится на две группы. Каждая группа по очереди называет произведение о матери и отце, отдельно, и родителях совместно (на выбор).
Побеждает в соревновании та команда, которая последней назовет произведение.
В: - Оцените, насколько эти роли носят позитивный характер?
Мозговой штурм: составить список стереотипных представлений о роли матери и отца.
Обсуждение текста "Из жизни динозавров" (Приложение 5).
В: - Семейная жизнь – это действительно "мастерская". Одновременно семья есть контекст, где создается значение, и где корректируются индивидуальные жизненные планы и идеалы. В семейной сфере, в укладе обыденной жизни, в концепциях ответственности и права личности идеалы сталкиваются с действительностью. В отношениях между членами семьи мужчины и женщины строят и перестраивают гендерные идеалы и свой гендерный опыт. В этом процессе предметом обсуждения становятся вопросы о грани между мужским и женским полом, между материнством и отцовством. Этот процесс создает амбивалентность и создает новые конструкции идентичности, что обусловливает стабильность и интеграцию или отсутствие стабильности и дезинтеграцию.
Современная семья меняется, ее формы становятся более разнообразными, современные мужчины и женщины ориентируются не на традицию, а на отношения.

Вопросы для дискуссии:

  • Какая из ролей матери или отца важнее для ребенка?
  • Как вы понимаете высказывание: если в семье вырастают достойные дети - это заслуга отца, если плохие – виновата мать.
  • Чему я хочу научиться в семье, как мальчик, юноша, мужчина?
  • Чему я хочу научиться в семье, как девочка, девушка, женщина?

Литература:

  • Воронина, О.А. Курс лекций: Основы гендерных исследований / О.А. Воронина // Московский центр гендерных исследований [Электронный ресурс]. – 2003.
  • Клецина, И.С. Гендерная социализация: Учебное пособие /И.С Клецина. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена,1998. - 92 с.
  • Клецина, И.С. Практикум по гендерной психологии / под ред. И.С. Клециной. – СПб.: Питер, 2003. – 200 с.
  • Смагина, Л.И. Уроки будущим мужьям и женам: жизнь вне стен интерната: пособие / Л.И. Смагина, А.С. Чернявская. – Минск: Кавалер Паблишерс, 2006. – 186 с.
  • Смагина, Л.И., Чернявская, А.С. Опыт проведения занятий по подготовке старшеклассников к семейной жизни в школах Беларуси / Л.И. Смагина, А.С. Чернявская //Психологические проблемы современной семьи: материалы третьей Международной научной конференции, 16-18 октября 2007. – Москва, 2007. – С. 269-276.
  • Чеснокова, О.И. Феномен пола в современной культуре (философско-культурологический анализ): Монография / О.И. Чеснокова. – Витебск: Изд-во УО "ВГУ им. П.М. Машерова", 2004. - 176с.
  • Репина, Т.А. Проблема полоролевой социализации детей / Т.А. Репина. – М.: Изд-во Московского психолого-социального института, Воронеж: Изд-во НПО "МОДЭК" 2004. – 288 с.


 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.