На главную Лекции и практикум по психологии Общая психология Психология как наука, ее предмет, методы, структура
Психология как наука, ее предмет, методы, структура
Лекции и практикум по психологии - Общая психология

Основные психологические понятия темы

Анкета - опросный лист для получения ответов на заранее составленные вопросы.
Беседа - метод психологии, предусматривающий прямое или косвенное получение сведений путем речевого общения.
Биографический метод - изучение личности по имеющимся документам биографии.

Бихевиоризм - направление в психологии, возникшее в США в начале XX в. по мнению представителей этой школы, предметом изучения психологии может быть только поведение человека, под которым они понимают действия, поступки, порожденные исключительно внешними причинами. Роль сознания отрицалась. Основоположники - Д. Уотсон, Э. Торндайк.
Возрастная психология - отрасль психологии, изучающая психологические особенности людей различных возрастов.
Гештальтпсихология - направление в психологии, возникшее в Германии в XX в. и выдвинувшее программу изучения психики с точки зрения целостных структур - гештальтов. Основоположники М. Вертгеймер, К. Коффка, В. Келлер.
Детерминизм - принцип, согласно которому все в природе порождается действием материальных причин и законов.
Единство сознания и деятельности - принцип психологии, утверждающий неразрывное единство сознания и деятельности.
Естественный эксперимент - психологический эксперимент, включенный в игровую, трудовую или учебную деятельность незаметно для испытуемого.
Инженерная психология - отрасль психологии, изучающая психологические особенности труда человека при взаимодействии его с техническими средствами в процессе деятельности.
Интроспекция - самонаблюдение.
Лабораторный эксперимент - метод психологии, осуществляемый в искусственных условиях со строгим контролем всех влияющих факторов.
Методы психологии - основные пути и приемы научного познания психических явлений и их закономерностей.
Наблюдение - метод психологии, заключающийся в фиксации проявлений поведения и получении суждений о субъективных психических явлениях.
Обучающий, или формирующий эксперимент - метод психологии, при котором имеет место планомерное формирование требуемого психического процесса или качества личности.
Патопсихология - отрасль психологии, изучающая отклонения в развитии психики при различных заболеваниях.
Педагогическая психология - отрасль психологии, изучающая закономерности обучения и воспитания.
Психодиагностика - область психологии, разрабатывающая методы определения и изменения индивидуально-психологических особенностей личности.
Психоанализ (фрейдизм) - направление в психологии XX в., согласно которому основная роль в поведении человека принадлежит подсознательным влечениям и инстинктам. Недооценивается ведущая роль сознания. Основоположник - З. Фрейд.
Психология - наука о закономерностях формирования и функционирования психики. Включает психологическое изучение отдельных сфер психики, исследование различных сторон жизнедеятельности человека.
Психология гуманистическая - направление в психологии, возникшее в 50-е гг. XX в. в США. Предметом изучения выступает личность как уникальная целостная система, представляющая собой не нечто заранее данное, а открытую возможность для самоактуализации; основана на вере в возможность расцвета каждого человека, если предоставить ему возможность самому выбирать свою судьбу и направлять ее. Возникновение этого направления связано с именем А. Маслоу.
Психология когнитивная - направление в психологии, возникшее в XX в. в США. Исходит из того, что решающую роль в поведении человека имеют знания, поэтому главной ее задачей является исследование процессов приобретения, сохранения и использования человеком своих знаний. Предмет исследований составляют познавательные процессы.
Системный подход (в психологии) - принцип, требующий рассмотрения психики как сложного единства, не сводимого к простой сумме его элементов.
Социометрия - метод психологического исследования межличностных отношений в группе, коллективе с целью определения структуры взаимоотношений и психологической совместимости.
Тест - стандартизированное психологическое испытание, в результате которого делается попытка оценить тот или иной психический процесс или личность в целом.
Тест проективный - совокупность методик целостного изучения личности, основанного на психологической интерпретации результатов проекции.
Эксперимент - основной метод психологии, опирающийся на точный учет изменяемых независимых переменных, влияющих на зависимую переменную.
Краткие материалы лекции
Психология как наука. Место психологии в системе наук. Психология зародилась в древнегреческой философии еще до нашей эры. В переводе с греческого психология буквально означает «наука о душе». Понимание того, что должна изучать психология сложилось не сразу и менялось по мере развития психологии. В целом, можно выделить четыре этапа становления психологии как науки, и на каждом из них было свое представление о том, чему должны быть посвящены психологические явления и как они должны осуществляться. Сначала психология пыталась понять душу человека (донаучный этап, наука о душе). На следующем этапе в центре внимания оказалось сознание (наука о сознании). Затем произошел поворот к изучению внешне наблюдаемого поведения (наука о поведении). И наконец, в ХХ веке, преимущественно в отечественной психологии, сформировалось представление о психике, как об основном предмете психологии (наука о психике). Рассмотрим каждый из этапов более подробно.
Донаучный этап (V век до н.э.). Психология как наука о душе. Как уже говорилось, психология зародилась в недрах философии и первые представления о ее предмете связывались с понятием «душа». Почти все древние философы пытались выразить с помощью понятия «душа» главную суть человека. Но вопрос о том, что такое душа, решался философами по-разному, в зависимости от их принадлежности к материалистическому или идеалистическому лагерю. Так, Демокрит (460-370 гг. до н.э.) считал, что душа - материальное существо, состоящее из атомов огня. Все явления душевной жизни Демокрит пытался объяснить физическими и даже механическими причинами. Например, по мнению Демокрита, душа получает ощущения от внешнего мира таким образом: атомы души приводятся в движение атомами воздуха или атомами, которые непосредственно истекают от предметов.
У Платона же (427-347 гг. до н.э.) душа противопоставляется физическому телу. Тело, с точки зрения Платона, это нечто зримое, низменное, приходящее, а душа - незрима, возвышена, божественна. Более того, по своему божественному происхождению душа призвана управлять телом. Таким образом, душа - самостоятельная субстанция, которая существует наряду с телом и независимо от него.
Гораздо более сложное представление о душе развивал Аристотель (384-322 гг. до н.э.). Его трактат «О душе» - первый фундаментальный труд в психологии. Аристотель отрицал взгляд на душу, как на вещество. Но в то же время, он не считал, что можно рассматривать душу в отрыве от материи. Для определения души Аристотель использовал сложную философскую категорию «энтелехия», которая буквально означает «существование чего-то».
Душа - это энтелехия. Аристотель писал, что, если бы глаз был живым существом, то душой его было бы зрение, т.е. душа- сущность живого тела, точно так же как зрение - это сущность глаза, как органа зрения.
Итак, на философском, донаучном, этапе развития психологии ее предметом была душа и весь круг душевных явлений.
Психология - наука о сознании. На следующем этапе в фокусе внимания философов, а потом и психологов оказалось сознание человека. У истоков такого понимания психологии стоит французский философ Рене Декарт (1596-1650). В одном из своих произведений Декарт рассуждает о том, как лучше всего добраться до истины. С его точки зрения, человек с детства впитывает в себя очень многие заблуждения. Если мы хотим найти истину, то для начала нужно все подвергнуть сомнению. Усомнившись во всем, мы можем прийти к выводу, что нет ни земли, ни неба, ни нашего собственного тела. Но что же тогда останется? А останется наше сомнение, раз мы сомневаемся, значит мы мыслим, а тот, кто мыслит, не может быть не существующим. И дальше следует знаменитая Декартовская фраза: «Мыслю, следовательно, существую». Таким образом, с точки зрения Декарта, первое, что обнаруживает в себе человек - это его собственное сознание. И основная задача психологии состоит в том, чтобы изучать всевозможные состояния и содержание сознания. Для того, чтобы изучать сознание человека, в 1879 г немецкий психолог Вильгельм Вундт (1839-1920) открыл первую лабораторию экспериментальной психологии в г. Лейпциг. И с тех пор, как психология стала использовать экспериментальные методы она стала наукой в полном смысле слова, а 1879 год - год основания научной психологии.
Психология - наука о поведении. Во втором десятилетии ХХ века в психологии произошла революция, в научной печати выступил американский психолог Джон Уотсон (1878-1958), который заявил, что нужно пересмотреть предмет психологии. Психология должна заниматься не явлениями сознания, а поведением. Новое направление получило название бихевиоризм.
В психологии под поведением понимают внешнее проявление психической жизни человека, в то время как сознание - внутренне переживаемые процессы. Представители бихевиоризма считали, что научному изучению поддается только то, что поддается научному наблюдению. Именно поэтому, Джон Уотсон говорил: «Хватит изучать, что человек думает, давайте изучать, что человек делает».
Одновременно с бихевиоризмом появляются и другие психологические концепции, которые пытаются объяснить поведение человека другими факторами. Например, гештальтпсихология (В. Келер, М. Вертгеймер): предметом изучения являлись закономерности, особенности восприятия; психоанализ (З. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер): предмет изучения - бессознательное; генетическая психология (Ж. Пиаже): предмет исследования - развитие мышления; психологическая теория деятельности (А.Н. Леонтьев): предмет - деятельность.
Современная психология. Психология ХХ века - наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Психология ХХ1 века мультипредметна, поскольку происходит интеграция разных направлений и единого представления о предмете психологии в настоящее время не существует.
Место психологии в системе наук. Академик Б. М. Кедров помещал психологию в центре "треугольника наук". Вершину этого треугольника составляют естественные науки, нижний левый угол - общественные науки, нижний правый - философские науки (логика и гносеология). Между науками о природе (естественными) и философскими науками расположилась математика, между естественными и общественными науками находятся технические науки. Психология же занимает центральное место, объединяющее все три группы наук. Она выступает и как продукт всех других наук, и как возможный источник объяснения их формирования и развития.
Психология тесно связана с социальными (общественными) науками, изучающими поведение людей. К социальным наукам относятся психология, социальная психология, социология, политология, экономика, а также антропология, этнография. К ним примыкает группа других родственных дисциплин: философия, история, культурология, искусствознание, литературоведение, педагогика, эстетика. Их относят к гуманитарным наукам. Среди гуманитарных наук наиболее глубокие связи с психологией имеет педагогика. Психология также тесно связана с естественными науками, прежде всего с физиологией, биологией, физикой, биохимией, медициной, математикой. На их стыке возникают смежные области: психофизиология, психофизика, бионика, медицинская психология, нейропсихология, патопсихология и т.п. (рис.1).
Естественные науки
(физика, биология, химия, математика и т.д.)

психология


Рис.1. Место психологии в системе наук
Таким образом, психология является наукой, в которой соотносятся социально-гуманитарное и естественнонаучное знание, что определяет ее роль фундамента в системе наук. Психология интегрирует данные этих отраслей научного знания и, в свою очередь, влияет на них, становясь общей моделью человекознания. Историческая миссия психологии в современное время заключается в том, чтобы быть интегратором всех сфер человекознания и основным средством построения его общей теории. Психология выполняет миссию объединения естественных и общественных наук в изучении человека в единую концепцию.
Структура современной психологии. Сегодня мировая психология - это разветвлённая наука, имеющая многообразные разделы. Во-первых, различают научную и житейскую психологию. В свою очередь, научная психология включает фундаментальную и прикладную психологию. Исходя из названия, фундаментальная психология изучает самые общие, фундаментальные закономерности психических процессов и явлений. Однако, в зону внимания фундаментальной психологии не попадают возможности практического использования получаемых знаний. Прикладная психология, наоборот, ориентирована на практическое применение психологических знаний в смежных с психо
логией отраслях. Например, в сфере образования востребованы знания педагогической психологии.
От научной психологии следует отличать житейскую психологию - система донаучных, житейских знаний о психологических явлениях, а также совокупность психологических знаний, включенных в систему знаний других научных дисциплин и прикладных отраслей.
Кроме научной и житейской психологии выделяют практическую и популярную психологию. Как следует из названия, практическая психология направлена на практику, она ориентирована на оказание психологической помощи конкретным людям в соответствии с их запросами и трудностями. Практические психологи используют такие формы работы, как консультации, тренинги, развивающие, коррекционные занятия.
Развитие коммуникационных технологий, доступность научных знаний привели к формированию популярной психологии - психологические знания, завоевавшие популярность среди широкого круга людей, отражающие психологическую культуру населения.
Рассмотрим отрасли фундаментальной психологии.
Общая психология - базовый раздел психологии, выступающий основой для всех других разделов, направлен на изучение общих закономерностей возникновения, функционирования и развития психики.
Социальная психология - отрасль психологии, изучающая поведение людей, в зависимости от того, в какие социальные группы они включены. Поэтому, предметом социальной психологии являются психологические особенности групп, социальные особенности личности, взаимодействие личности и социума.
Возрастная психология изучает возрастные закономерности психического развития и формирования личности на протяжении жизни от рождения до старости.
Педагогическая психология, в фокусе внимания которой находится психика учащегося, преподавателя в условиях образовательного процесса, обучения, воспитания. Изучает влияние обучения и воспитания на развитие учащегося, наиболее эффективные методы и приемы преподавания, особенности личности учителя и другие феномены, связанные с образовательным процессом.
Дифференциальная психология, предметом изучения которой являются всевозможные различия психики людей - индивидуальные, типологические, типические, этнические и т.п.
Таким образом, современная психология - это многогранная наука, состоящая из множества отраслей (мы перечислили далеко не все отрасли), каждая отрасль имеет свой предмет исследования.
Методы исследования. Поскольку предмет психологии скрыт от непосредственного наблюдения (психика - это совокупность внутренних процессов), решение научноисследовательских задач невозможно без использования специальных приемов, способов и методов изучения психологических явлений. Метод означает способ деятельности, направленный на достижение определенной цели, путь осуществления научного исследования. В фундаментальной психологии основой выявления психологических закономерностей является научный метод. Научный метод представляет собой совокупность общепринятых приемов и операций, которые ученый использует для того, чтобы изучать психологические явления. Использование именно научных методов очень важно для обеспечения объективности исследования.
В психологии известны различные классификации методов, но более полной является классификация, предложенная Б.Г. Ананьевым. В этой классификации все методы делятся на 4 класса в соответствии с этапами проведения исследования. Таким образом, Б.Г. Ананьев выделил:
1. Организационные методы, позволяющие организовать психологическое исследование. Существуют три способа организации исследования:
- сравнительный, при котором одни и те же психологические особенности изучаются у разных групп людей, выводы делаются на основе сравнения групп;
- лонгитюдный, при котором происходит многократное обследование одних и тех же людей на протяжении длительного времени;
- комплексный метод предполагает изучение психологических явлений с использованием разных приемов и методов, в том числе и с привлечением измерительных средств других наук.
2. Эмпирические методы (сбора данных) позволяют получить непосредственные данные, характеризующие психику и личность человека (например, данные о психических процессах, темпераменте, характере):
- наблюдение,
- эксперимент (лабораторный, естественный, констатирующий, формирующий),
- беседа,
- интервью,
- анкетирование и др.
3. Методы обработки данных, среди которых применяются методы математической статистики (количественные) и методы качественного описания и анализа данных (выделение типов, уровней, построение классификаций);
4. Методы интерпретации данных позволяют придать исследованию содержательный смысл, т.е. перевести полученные в ходе диагностики и обработки данные с языка математики на язык психологии. К ним относят:
- генетический, предполагающий выделение фаз, стадий, критических моментов развития;
- структурный, определяющий структурные связи между характеристиками личности.
Альтернативную классификацию методов предложил В.Н. Дружинин. Он выделил три класса методов: 1) эмпирические, при которых осуществляется внешнее реальное взаимодействие субъекта и объекта исследования; 2) теоретические, при которых субъект взаимодействует с мысленной моделью объекта (предметом исследования) и 3) интерпретации и описания, при которых субъект «внешне» взаимодействует со знаково-символическими представлениями объекта. Особого внимания заслуживают теоретические методы психологического исследования: 1) дедуктивный, иначе - метод восхождения от общего к частному, от абстрактного к конкретному; 2) индуктивный - метод обобщения фактов, восхождения от частного к общему; 3) моделирования - метод конкретизации метода аналогий, умозаключений от частного к частному, когда в качестве аналога более сложного объекта берется более простой или доступный для исследования. Результатом использования первого метода являются теории, законы, второго - индуктивные гипотезы, закономерности, классификации, систематизации, третьего - модели объекта, процесса, состояния.
В.Н. Дружинин является автором еще одного подхода к классификации эмпирических методов психологического исследования. Он располагает все психологические эмпирические методы в двумерном пространстве (рис. 2), оси которого обозначают два специфических признака психологического исследования: 1) наличие или отсутствие взаимодействия между испытуемым и исследователем или же интенсивность этого взаимодействия.
Взаимодействие (субъе кт-субъект)

взаимодействие

Рис. 2. Эмпирические методы исследования
по В.Н. Дружинину.
Взаимодействие максимально в клиническом эксперименте и минимально при самонаблюдении (когда исследователь и испытуемый - одно лицо); 2) объективированность и субъективи- рованность процедуры. Крайними вариантами являются тестирование (или измерение) и «чистое» понимание поведения другого человека путем «вчувствования», эмпатии, сопереживания, личностной интерпретации его действий.
Эти два специфических признака, разделяющие психологические методы на типы, можно охарактеризовать следующим образом: первый признак образует ось «два субъекта - один субъект» или «внешний диалог - внутренний диалог», а второй образует ось «внешние средства - внутренние средства» или «измерение - интерпретация». В секторах, образованных этими осями, можно расположить основные психологические эмпирические методы
Таким образом, для решения научно-исследовательских задач в психологии используются специальные научные методы. Одни из них позволяют организовать исследование, другие собрать эмпирические данные, третьи - обработать и четвертые проинтерпретировать полученные результаты.


Вопросы для самопроверки
1. Раскройте этапы становления психологии как науки
2. Каково место психологии в системе наук?
3. Раскройте структуру современной психологии?
4. Какие отрасли фундаментальной психологии вы знаете?
5. Какова сущность метода исследования и научного метода исследования в психологии?
6. Какие классификации научных методов исследования в психологии вы знаете? Раскройте их.


Практические задания


Задание № 1. Составить таблицу для систематизации учебного материала, раскрывающую сущность методов исследования в психологии (название метода, его характеристика).


Задание № 2. Определите, относительно каких методов справедливо данное высказывание.
И. П. Павлов писал о методе так: «Метод - самая первая, основная вещь. От метода, от способа действия зависит вся серьезность исследования. Все дело в хорошем методе. При хорошем методе и не очень талантливый человек может сделать много. А при плохом методе и гениальный человек будет работать впустую и не получит ценных, точных данных».


Задание № 3. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов.
1. Аристотель в своих трактатах:
а) делает акцент на знание и мудрость;
б) считает «душу» сущностью тела, наделенного жизнью;
в) ставит целью познание царящего во вселенной порядка;
г) защищает догматы христианской религии.
2. Декартова концепция человека:
а) механистична;
б) дуалистична;
в) отвергает идею «души» как сущности человека;
г) опирается на разум, освященный верой.
3. Представления Платона о «душе» соответствуют следующим высказываниям:
а) «душа» (дух) обитает в теле человека и направляет его на протяжении всей жизни, а после смерти покидает его, отправляясь в мир идей;
б) «душа» выступает как самостоятельная субстанция;
в) тело является «могилой души».


Задание № 5. Сопоставьте научные принципы отечественной психологии с их содержанием:
а) психика определяется образом жизни и изменяется с изменением внешних условий;
б) сознание и деятельность находятся в неразрывном единстве, сознание образует внутренний план деятельности человека;
в) психика может быть правильно понята, если рассматривается в непрерывном развитии как процесс и результат деятельности;
г) необходимость исследования всех индивидуально и социально-психологических особенностей человека.
1. Принцип личностного подхода.
2. Принцип единства сознания и деятельности.
3. Принцип детерминизма.
4. Принцип развития.


Индивидуальные задания


Задание № 1.Определите, к какому из направлений психологической науки следует отнести приведенные ниже высказывания:
1. «Основную проблему нашей теории можно было бы сформулировать так: существуют связи, при которых то, что происходит в целом, не выводится из элементов, существующих якобы в виде отдельных кусков, связываемых потом вместе, а, напротив, то, что проявляется в отдельной части этого целого, определяется внутренним структурным законом этого целого».
2. «...Поскольку при объективном изучении человека мы не наблюдаем ничего такого, что можно было бы назвать сознанием, чувствованием, ощущением, воображением, волей, постольку мы не считаем, что эти термины указывают на подлинные феномены психологии».
3 . Данное направление «изучает то, как люди получают информацию о мире, как эта информация представляется человеком, как она хранится в памяти и преобразуется в знание и как эти знания влияют на наше внимание и поведение. Оно охватывает весь диапазон психологических процессов - от ощущений до восприятия, распознавания образов, внимания, обучения, памяти, формирования понятий, мышления, воображения, запоминания, языка, эмоций и процессов развития».
4. «Ученые, причисляющие себя к этому течению, заявляют, что человек от природы хорош и способен к самосовершенствованию. С точки зрения этой теории, сама сущность человека постоянно движет его в направлении личного роста, творчества и самодостаточности, если только чрезвычайно сильные обстоятельства окружения не мешают этому. Сторонники этого направления также утверждают, что люди - в высшей степени сознательные и разумные создания без доминирующих бессознательных потребностей и конфликтов».
5. «Внутренне движение индивидуального сознания порождается движением предметной деятельности человека...Сознание является продуктом деятельности в предметном мире».
6. «...существуют весьма напряженные душевные процессы или представления которые могут иметь такие же последствия для душевной жизни, как и все другие представления, хотя в действительности не становятся сознательными. Здесь начина- ется...теория, которая утверждает, что такие представления не становятся сознательными потому, что им противодействует известная сила. Эта теория оказывается неопровержимой благодаря тому, что нашлись средства, с помощью которых можно устранить противодействующую силу и довести соответствующие представления до сознания».


Задание № 2. Какие методы были применены в исследованиях, описания которых приведены ниже.
1. С целью изучения мотивов учебной деятельности школьников психолог присутствовал на уроках и с помощью специально разработанной схемы фиксировал поведенческие реакции учеников на различных этапах урока.
2. В исследовании В.А. Петровского игровая комната детей была разделена на две части ленточкой. В одной половине были пианино, мяч, современные игрушки. В другой ничего не было. Ребенку говорили: «Играй здесь (т.е. в половине с игрушками), но за ленточку не ходи». После этого психолог покидал игровую комнату, но наблюдал за поведением детей через специальное окошко.
3. Для изучения объема внимания применяют специальный прибор тахистоскоп. Он представляет собой экран, на котором в течение строго заданного промежутка времени появляется стимул или ряд стимулов. Предлагая испытуемому воспроизвести то, что он увидел на экране, можно судить о большем или меньшем объеме внимания.
4. Для исследования памяти испытуемому предлагается ряд бессмысленных слогов, которые он должен запомнить и воспроизвести по требованию экспериментатора через определенный промежуток времени.
5. Собирая материал о жизни бродяг, американский исследователь Н. Андерсон сам в течение многих месяцев скитался с ними по стране.
6. Слепоглухонемая О.И. Скороходова обобщила свой уникальный жизненный опыт в книге «Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир».
7. Оценка особенностей интеллектуальной деятельности часто проводится с использованием специально подобранных групп задач. Испытуемому предлагают решить эти задачи. После этого число решенных задач сравнивают с данными, полученными при использовании этих же заданий на достаточно большой совокупности людей того же возраста и социального положения. На основе сравнения делают заключение об уровне интеллектуального развития испытуемого.
8. Чтобы изучить мотивы учебной деятельности школьников применяется следующий метод. Исследователь спрашивает ученика: «Если бы у тебя была возможность изменить существующее расписание уроков, то по каким предметам ты добавил бы количество часов, а по каким убавил бы?». После этого задается ряд вопросов, направленных на выявление причин, в силу которых школьнику нравится или не нравится тот или иной предмет. На основе анализа ответов ученика делается вывод о преобладании в его учебной деятельности тех или иных мотивов.


Задание № 3. Спланируйте собственное психологическое исследование. Для этого сформулируйте проблемный психологический вопрос или гипотезу, продумайте эксперимент (или исследование другого типа), который позволит проверить гипотезу или научно ответить на проблемный вопрос. Подготовьте доклад о запланированном исследовании.


Темы докладов и рефератов
1. Значение психологических знаний для педагогической теории и практики.
2. Научное и житейское понимание психологических явлений.
3. Моделирование как метод психологического исследования.
4. Проективные методы в психологии.
5.Этика проведения психологических исследований.
6. Принципы разработки и использования психологических тестов
7.Основы психологического эксперимента.

Источник: Салаватулина Л.Р. Общая психология: практикум для самостоятельной работы студентов : учеб.-метод. пособие / Л.Р. Салаватулина. - Челябинск : Южно-Уральский центр РАО, 2019. - 257 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.