На главную Лекции и практикум по психологии Общая психология Психические процессы - Эмоциональная и волевая регуляция
Психические процессы - Эмоциональная и волевая регуляция
Лекции и практикум по психологии - Общая психология
Индекс материала
Психические процессы
Внимание. Память
Воображение. Мышление
Речь
Эмоциональная и волевая регуляция
Все страницы

 


3. Эмоциональная и волевая регуляция

3.1. Виды эмоциональных процессов и состояний


Эмоции (от лат. emovere, фр. emotion - потрясаю, волную) - это кратковременное переживание субъекта, предопределенное потребностно-мотивационной установкой, связанное с реакциями на внешние и внутренние раздражители и целенаправленной деятельностью. Эмоции и чувства - психические процессы, тесно связанные с познавательными процессами.
И.П. Павловым и И.М. Сеченовым установлена физиологическая основа протекания эмоций и чувств, А.С. Макаренко и К.Д. Ушинским обоснованы психолого-педагогические аспекты этих процессов. В процессе эволюции человека эмоции возникли как защитно-приспособительная реакция немедленного ответа организма на внезапные воздействия раздражителя. Различают низшие эмоции и высшие эмоции - чувства.
С одной стороны, эмоции и чувства как целостный психический процесс представляют собой неделимое единство физиологического и психического: во-первых, наблюдаются внешние физиологические реакции (изменяется мимики, цвет кожного покрова лица, дыхание, работа сердца, голос, артикуляция), а во- вторых, формируются внутренние состояния психики, называемые субъективными переживаниями. Основными физиологическими признаками эмоциональных состояний являются:
• Внешние:
- изменение моторной активности;
- выразительная мимика;
- изменения кожного покрова (покраснение или побледнение);
- внешнее проявление изменений ритма дыхания;
- проявление работы секреторных желез (слезы, пот, запах).
• Внутренние:
- повышение кровяного давления;
- изменение ритма сердцебиения (сердце замирает или учащенно бьется);
- изменение ритма дыхания (тяжелое, прерывистое дыхание, учащение или задержка дыхания);
- усиление работы экдокринных механизмов (адреналин и норадреналин);
- отток крови от поверхности тела или усиление кровоснабжения мышц.
Советский психолог, специалист в области психологии эмоций Б.И. Додонов дает следующую классификацию эмоций:
• альтруистические - возникают на основе потребности в покровительстве окружающим людям;
• коммуникативные - возникают на основе потребности в общении;
• глорические (от лат. gloria - слава) - связаны с потребностью в самоутверждении, славе;
• практические - вызываются той деятельностью, которой занимается индивид, ее успешностью или неуспешностью;
• пугнические (от лат. pugna - борьба) - в основе лежит потребность в преодолении опасности, интерес к борьбе;
• романтические - в основе лежит стремление ко всему необычному;
• гностические (от греч. gnosis - знание) - связаны с познавательной деятельностью личности;
• эстетические - возникают под влиянием произведений искусства, созерцания природы;
• гедонические - связаны с удовлетворением потребности в телесном и душевном комфорте;
• акизитивные (от фр. acguisition - приобретение).
Взаимодействие эмоций создает базу для формирования достаточно устойчивых сложно-структурированных психических образований - чувств.
Чувство - это долговременное и устойчивое переживание отношения субъекта к личностно значимым объектам, детерминируемое потребностно-мотивационной установкой преимущественно социального характера.
Эмоции и чувства дают обобщенную оценку чего-либо в виде отношения индивида к этому чему-либо. В то же время различия между эмоциями и чувствами существуют, что дает основания выделять из в самостоятельные группы (табл. 2).
Грубость, нездоровые интересы сужают эмоциональный мир человека, а развитию способствуют самовоспитание, общение с коллективом, творческая работа, успехи в труде, спортивномассовые мероприятия, искусство, литература.

Таблица 2

Теории отражения и гносеологии

Эмоции и чувства являются различными ступенями развития эмоциональной формы отражения действительности (эмоции свойственны человеку и животным, а чувства - приобретение человека)

Методология науки

Развитие науки

Психолого-педагогическое
воспитание

Формирование личности

Деятельность подкорковых центров (И.П. Павлов)

Сближение эмоций и инстинктов

Функции коры больших полушарий головного мозга (И.П. Павлов)

Чувства - чисто человеческие эмоции, социально обусловлены и связаны с общественными отношениями, складываются исторически

 

Особенности чувств:
• отличаются от познавательных процессов по содержанию (чувства - субъективны, их формировать гораздо сложнее, чем знания);
• качественно весьма разнообразны (ощущений - всего 12 видов, а чувств - десятки);
• полярность: каждое чувство имеет свой антипод (любовь и ненависть, радость и печаль и т. д.). Человек может быстро переходить от одного чувства к другому;
• пластичность: одно и то же событие вызывает разные чувства (кто-то радуется, а кто-то разочарован);
• одни и те же чувства могут вызываться разными причинами (положительные чувства вызывают отличная оценка и встреча с другом).
• связаны с физиологическими процессами в организме и изменениями их деятельности;
• находятся в единстве с деятельностью (хорошее настроение - и дело спорится, плохое настроение - и дело страдает);
• национальные различия, определяемые традициями и обычаями.
Функциональное назначение эмоций и чувств. Эмоции и чувства целесообразны и необходимы, так как они мобилизуют организм на достижение желаемого или отражение угрозы (подозрительный шорох во тьме - тело напряглось для борьбы, зрение и слух обострены; война: ярость - и рывок к врагу, страх - и бегство).
Накопленные к настоящему времени факты и обобщения дают возможность выделить такие функции:
Психофизиологические функции, т. е. при помощи эмоций и чувств реальная действительность отражается в форме переживаний. В этих переживаниях отражается жизненная значимость действующих на индивида факторов и ситуаций.
Отражательно-оценочная функция - аккумулирует отражение наиболее общих и часто встречающихся признаков полезных и вредных факторов объективной реальности.
Мобилизационная функция, способствующая мгновенной мобилизации всех сил и возможностей индивида для избегания опасности и страданий (например, на человека напала собака, он, никогда не занимавшийся спортом, перепрыгивает высокий забор).
Функция «эмоционального памятника», т. е. эмоции и чувства, сопровождавшие психические явления, запечатлеваясь, формируют специфический опыт и в дальнейшем определяют избирательность к ситуации.
Мимические и пантомимические движения позволяют человеку передавать свои переживания другим людям, информировать их о своем отношении к предметам и явлениям окружающей действительности. Мимика, жесты, позы, выразительные вздохи, изменение интонации являются «языком человеческих чувств», средством сообщения не столько мыслей, сколько эмоций. Как показали исследования, не все проявления чувств одинаково легко распознать. Легче всего распознается ужас (57% испытуемых), затем отвращение (48%) и удивление (34%).
Принято выделять следующие эмоции:
- радость - положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью удовлетворения потребности;
- удивление - эмоциональная реакция на внезапно возникшее обстоятельство;
- страдание - отрицательное эмоциональное состояние, связанное с информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей;
- гнев - эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, чаще всего протекающее в форме аффекта и вызываемое возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения важной потребности для субъекта;
- отвращение - отрицательное эмоциональное состояние, возникающее от соприкосновения с объектами (предметами, людьми, обстоятельствами и т. д.), противоречащими идеологическим, нравственным и/или эстетическим принципам и установкам субъекта;
- презрение - отрицательное эмоциональное состояние, порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами и поведением объекта межличностных взаимоотношений;
- страх - отрицательное эмоциональное состояние, проявляющееся при получении субъектом информации о реальной или воображаемой опасности;
- стыд - отрицательное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности с ожиданиями о подобающем поведении и внешнем облике окружающих и/или с собственными представлениями.
Следует отметить, что эмоциональные переживания носят неоднозначный характер. Один и тот же объект может вызывать несогласованные, противоречивые эмоциональные отношения. Это явление получило название амбивалентность (двойственность) чувств. Обычно амбивалентность вызвана тем, что отдельные особенности сложного объекта по-разному влияют на потребности и ценности человека.
Чувства и эмоции можно классифицировать в зависимости от сложности, содержания, влияния на деятельность, силы проявления (табл. 3).


Таблица 3

 

По знаку

По сложности

По содержанию

По влиянию на деятельность

По силе проявления

Положительные

Простые

Моральные

Стенические

Настроения

Отрицательные

Сложные

Интеллектуальные

Астенические

Страсти

 

 

Эстетические

 

Аффекты

Положительные чувства отражают факт удовлетворения актуальных потребностей или приближения к их удовлетворению, т. е. в итоге индивид испытывает приятные переживания.
Отрицательные чувства возникают при возникновении препятствий удовлетворения актуальных потребностей, в результате индивид испытывает неприятные переживания (грусть, негодование, презрение, гнев, страх и др.).
Простые чувства - эмоции, физиологическая основа которых заключается в формировании первосигнальных условных рефлексов (чувство голода, тревоги, испуга).
Сложные чувства (моральные, интеллектуальные, эстетические) имеют в основе второсигнальную условно-рефлекторную систему. Возникают в результате удовлетворения или неудовлетворения высших духовных потребностей, тогда как низшие чувства связаны с удовлетворением или неудовлетворением органических потребностей (в пище, воде, тепле и т. д.).
Моральные чувства - чувства патриотизма, долга, коллективизма и т. п.
Интеллектуальные чувства - отношение индивида к своим мыслям, процессу и результатам умственной деятельности (чувства удивления, сомнения, удовлетворения).
Эстетические чувства - чувство красоты, восхищения прекрасным (произведения искусства, архитектуры, скульптуры, природа).
Стенические чувства (от греч. sthenos - сила) - это радость, возбуждение, «спортивная злость», гнев, ненависть и т. д. - переполнение энергией, активное состояние организма, повышение жизнедеятельности человека (подъем, возбуждение, бодрость).
Астенические чувства (от греч. asthenos - слабость) - печаль, уныние, подавленность - снижают энергетический уровень, вызывают пассивное состояние организма, угнетают жизнедеятельность человека (все валится из рук).
Настроение - относительно слабо выраженное, но длительное эмоциональное состояние человека, которое оказывает влияние не только на все его психические процессы, но и на всю деятельность; зависит от успехов, известий, общения с окружающими людьми, состояния здоровья, уровня жизни, быта.
Аффект (от лат. affectus - душевное волнение, возбуждение, страсть) - кратковременное, бурно протекающее состояние сильного эмоционального возбуждения, возникающее в результате фрустрации (эмоционально тяжелое переживание, сопровождающееся чувством безысходности, крушения надежд) или какой-либо иной сильно действующей на психику причины, обычно связанной с неудовлетворением важных для человека потребнос тей.
Страсть - вид эмоционального состояния, встречающийся только у человека, представляющий собой сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета. Страсть может сыграть большую роль в жизни и деятельности человека, если направлена на значительные общественно-ценные цели (страсть к знаниям, изобретательству) .
Эмоции оказывают влияние на формирование личности, превращаясь в ее эмоциональные свойства. К эмоциональным свойствам относят эмоциональную возбудимость, глубину переживания эмоций (эмоциональная глубина), эмоциональную лабильность-ригидность, эмоциональную устойчивость, эмоциональную отзывчивость, экспрессивность, оптимизм-пессимизм.
Эмоции и чувства подвержены изменениям в процессе развития личности как результат сопереживания, возникающий в общении с другими людьми, при восприятии произведений искусства, под влиянием средств массовой информации.


3.2. Основные теории эмоций


Ч. Дарвин первым создал эволюционную теорию эмоций, согласно которой выразительные эмоциональные движения рассматривались как рудимент целесообразных инстинктивных действий, сохраняющих в какой-то степени свой биологический смысл и вместе с тем выступающих в качестве биологически значимых сигналов для особей не только своего, но и других видов.
В. Вундт согласно своей «ассоциативной» теории считал возможным экспериментально изучать только «простые» психические явления, к которым относил ощущения и элементарные чувствования. Более сложные явления не могут исследоваться экспериментально. По мнению Вундта, такие явления могут поддаваться изучению лишь культурно-историческим методом. Элементарные чувствования он считал в филогенезе исходной формой психического отражения, следствием которого были «телесные» реакции (мимика) индивида.
Согласно периферической теории эмоций Джеймса-Ланге эмоции являются вторичными явлениями - осознанием приходящих в мозг сигналов об изменениях в мышцах, сосудах и внутренних органах в момент реализации поведенческого акта, вызванного эмоциональным раздражителем, т. е. эмоциогенный сигнал, действуя на мозг, запускает определенное поведение, а обратная соматосенсорная и висцеросенсорная афферентация вызывает эмоцию. Суть своей теории американский психолог У. Джеймс выразил парадоксом: «Мы чувствуем печаль, потому что плачем, мы боимся, потому что дрожим». Теория Джеймса- Ланге указывает на связь трех событий:
• внешнего раздражителя;
• поведенческого акта;
• эмоционального переживания.
Ощущение выступает здесь как первичное явление по отношению к эмоции, которая рассматривается как его прямое производное.
Впоследствии выяснили, что указанные физиологические реакции существенны не для переживания эмоций, а для активизации всех сил организма, требующей усиленной мышечной деятельности (при борьбе, бегстве) и наступающей обычно вслед за сильной эмоциональной реакцией. Положительные эмоции сопровождаются усилением нервных влияний на двигательную (скелетную) мускулатуру; при этом мелкие артерии расширяются, усиливается приток крови к коже, она краснеет и делается теплее, облегчается питание тканей (таким образом, радость молодит), физиологическим проявлением печали может стать ее парализующее действие на мышцы, возникновение чувства усталости. Мышцы расслабляются, кровеносные сосуды сжимаются, и ткани обескровливаются. Огорчения очень старят, так как сопровождаются изменениями на клеточном уровне - кожи, волос, ногтей, зубов.
Существует мнение, что эмоции вызываются только силами внешней среды, а мотивации - только изменениями внутренней среды организма. Согласно мотивационной теории американского психолога Р.У. Липера сформулированы семь основных положений:
1) эмоции - это целостные психические процессы, которые могут быть осознаваемы и неосознаваемы;
2) эмоции рассматриваются как мотивы (центральное положение);
3) разведение двух видов мотивов: мотивов физиологических, зависящих от «специфических химических условий в организме или особенно сильного периферического раздражения», и мотивов эмоциональных, зависящих «от сигналов, во многих отношениях напоминающих раздражители, вызывающие перцептивные или когнитивные процессы», даже очень легкие и слабые;
4) у высших животных, включая человека, «наиболее важными являются мотивы эмоциональные»;
5) «эмоциональные процессы могут рассматриваться как один из видов перцептивных процессов»;
6) «если эмоциональные процессы суть процессы перцептивные, то уже в сравнительно ранние периоды жизни они должны становиться все более разнообразными и индивидуализированными»;
7) эмоциональные процессы и эмоциональные привычки подвержены изменениям под действием новых знаний («перцептивных структур»).
Биологическая теория эмоций видного советского физиолога П.К. Анохина рассматривает эмоции как продукт эволюции, как приспособительный фактор в жизни животного мира. Неоднократное удовлетворение потребностей, окрашенное положительной эмоцией, способствует обучению соответствующей деятельности, а повторные неудачи в получении запрограммированного результата вызывают торможение неэффективной деятельности и поиски новых, более успешных способов достижения цели.
Наличие потребности составляет обязательное условие возникновения эмоций, но не является единственным и достаточным условием в информационной теории эмоций российского психофизиолога и психолога П.В. Симонова. Эмоция - это отражение мозгом высших животных и человека величины потребности и вероятности ее удовлетворения в данный момент. Симоновым сформулировано правило, согласно которому отношение между эмоцией (Э), потребностью (П), информацией, прогностически необходимой для организации действий по удовлетворению данной потребности (Н), и наличной информацией, которая может быть использована для целенаправленного поведения (С) выражается формулой
Э = П ■ (Н - С).
Из данной формулы следует, что:
• эмоция не возникает, если потребность отсутствует или удовлетворена, а при наличии потребности, если система вполне информирована;
• при дефиците наличной информации появляется отрицательная эмоция, достигающая максимума в случае полного отсутствия информации;
• положительная эмоция возникает, когда наличная информация превышает информацию, необходимую для удовлетворения данной потребности.
На наш взгляд, ценность теорий не в формулировке, а в стремлении упорядочить знания, систематизировать фактический материал.
6.3.3. Воля как психический процесс
Каждый, кто имеет конкретные цели в своей жизни, прикладывает вполне определение усилия для их осуществления и воплощения задуманного в реальность, должен обладать необходимыми волевыми качествами.
Воля - это способность человека к саморегуляции, заключающаяся в умении определять значимые цели, направлять физические и психические усилия на их достижение.
Многие ученые, трактуя понятие «воля», апеллируют к авторитету И.М. Сеченова, который говорил: «Воля не есть какой- то безличный агент, распоряжающийся только движением, - это и деятельная сторона разума и морального чувства, управляющая движением во имя того или другого и часто наперекор даже чувству самосохранения» [21, с. 177].
Проявляется воля в целенаправленных действиях, имеющих свой результат, чаще всего двигательные акты. Все действия человека могут быть поделены на две категории:
1) непроизвольные:
• совершаются в результате возникновения неосознанных или недостаточно отчетливо осознаваемых побуждений;
• имеют импульсный характер, лишены четкого плана;
2) произвольные:
• предполагают осознание цели;
• предварительное представление тех операций, которые могут обеспечить достижение цели;
• очередность операций.
Все производимые действия, совершаемые сознательно и имеющие цель, производны от воли человека. Люди учитывают и оценивают условия, в которых им приходится действовать, для того чтобы приспособиться к этим условиям, изменить их или создать новые.
Признаки волевого акта:
• всегда связан с приложением усилий, принятием решений и их реализацией;
• характерно наличие продуманного плана действий;
• характерно усиленное внимание к действию и отсутствие непосредственного удовольствия, получаемого в процессе и в результате его выполнения (нет эмоционального удовольствия, есть моральное удовлетворение).
Под влиянием волевых процессов человек может приложить усилия к тому, чтобы активизировать свои действия; может удержаться от совершения каких-либо действий или поступков, замедлить или остановить их, если они начались, или направить по другому руслу.
Воля выполняет следующие четыре функции:
1. Побудительная функция - направляющая на достижение поставленной цели при преодолении трудностей. Волевая активность характеризуется надситуативностью, т. е. выходом за пределы исходных целей, требований ситуации.
2. Тормозная функция - проявляется в сдерживании нежелательной активности, мотивов и действий, не соответствующих социокультурной среде.
3. Регулирующая функция - выражается в произвольной, сознательной регуляции действий, психических процессов и поведения для достижения поставленной цели с наименьшими затратами и издержками.
4. Развивающая функция - состоит в том, что волевая регуляция направлена на совершенствование субъектом своего поведения, деятельности, на изменение собственной личности.
Сущность воли заключается в саморегуляции человека, обеспечивающей наивысшую адекватность отражения действительности и максимальную плодотворность любой деятельности.
Волевая деятельность связана с равновесием возбуждения и торможения. При ослаблении процесса возбуждения у человека возникает апатия, при притуплении процесса торможения развивается большая активность. Механизм волевого действия функционирует на основе первой и второй сигнальных систем. На основе временных связей между различными центрами коры мозга складываются и закрепляются самые разнообразные ассоциации и их системы, что и создает условия целенаправленного поведения. Регулятор волевой деятельности - лобные доли коры больших полушарий. В них происходит сличение достигнутого в каждый данный момент результата с предварительно составленной программой. Функцию регуляции выполняют специальные пирамидальные клетки мозга. При поражении этих клеток наступает паралич или неловкость движений, теряются навыки.
Согласно теории И.П. Павлова, только человек обладает возможностями волевого торможения своей деятельности. В данном случае «торможение» - более сложное волевое усилие, чем активизация. Если человек может мобилизовать свои физические и моральные силы на борьбу с трудностями, то он обладает высокоразвитой, сильной волей.
Структура волевого процесса. Принципиальные моменты любого волевого процесса:
• побуждение;
• постановка предварительной цели;
• борьба мотивов (выбор способа действий и деятельности в целом);
• принятие решения (особенно трудно в нестандартной или экстремальной ситуации);
• исполнение решения через действие.
Неволевое действие, совершаемое без контроля со стороны человека, не нуждается в постоянно осознанном регулировании и включает:
• автоматические действия (отдергивание руки от вредящего раздражителя, поворот головы на резкий звук);
• инстинктивные действия (состоят из ряда простейших автоматических действий);
• приобретенные действия (навыки).
Воля, как один из сложнейших психических процессов, создает у человека определенные психические состояния (активность, собранность и т. п.) и является очень важным, более или менее устойчивым психическим явлением личности, от которого зависят действенность мышления и чувства, а также активность совершаемых практических действий и поступков.
Современные психологи рассматривают волю с двух философских позиций:
1) индетерминизма (идеалистическое направление):
• человек абсолютно свободен и его действия и поступки никем и ничем не ограничены;
• воля является безграничной духовной силой, способной преодолеть любые препятствия;
• воля не зависит от материальных условий жизни;
2) детерминизма (материалистическое направление):
• механизмы волевых действий зависят от образа жизни и характера деятельности человека, материальных условий его жизни, причинно-следственных связей и отношений, в которые он включен;
• воля возникает и развивается по общественным, а не по биологическим законам.
К основным волевым свойствам личности относят:
• самостоятельность - способность по собственной инициативе ставить цели, самому принимать решения, самокритично оценивать свои действия и поступки, не поддаваясь чужому влиянию. Противоположным качеством является конформизм - приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка вещей, господствующих мнений и т. п.;
• целеустремленность - способность человека в умении не упускать из поля внимания поставленную цель и поддерживать усилия по ее достижению;
• решительность - способность принимать своевременные, обоснованные и твердые решения в различных условиях своей жизни и деятельности;
• инициативность - умение по своему почину взяться за дело, побудить себя к целенаправленным действиям;
• дисциплинированность - способность человека соблюдать определенные правила, порядок. Дисциплинированность помогает человеку рационально организовать свою работу и отдых;
• самообладание - способность человека управлять своими мыслями и чувствами, своими действиями и поступками. Таких люди называют уравновешенными и последовательными;
• настойчивость (упорство) - способность человека мобилизовать свои силы для относительно длительной и сложной борьбы с препятствиями и трудностями. Без настойчивости не может быть решительности, самостоятельности, самообладания, целеустремленности;
• энергичность - способность человека действовать быстро и с большим напряжением своих физических и духовных сил. Энергичный человек не отступает перед трудностями, всегда к чему-то стремится, строит планы и увлекает за собой других.
Обычно предполагается развитие таких качественных волевых характеристик личности, как дисциплинированность, организованность, в которых проявляется высшая степень саморегуляции человека. К ведущим характеристикам личности относят: самостоятельность, настойчивость, решительность и самообладание, принципиальность.

Контрольные вопросы


1. Психологические особенности ощущений (зрительных, слуховых, обонятельных, вкусовых и осязательных).
2. Функции и виды внимания.
3. Основные процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение.
4. Роль воображения в жизни человека.
5. Факторы, препятствующие творческому мышлению.
6. Речь как средство общения и обобщения.
7. Функциональное назначение эмоций и чувств.
8. Классификация эмоций по Б.И. Додонову.
9. Теории эмоций.
10. Воля как психический процесс.
11. Современные философские позиции психологов, рассматривающих волю.
12. Структура волевого действия.


Темы для рефератов


1. Восприятие пространства, времени, движения.
2. Внимание как проявление активности человека.
3. Значение памяти в жизни человека.
4. Культурно-историческая теория развития памяти Л.С. Выготского.
5. Воображение и художественное творчество.
6. Интеллект и жизненные успехи.
7. Речь как инструмент мышления.
8. Эмоции и чувства как целостный психический процесс.
9. Процесс развития личности и изменения эмоций и чувств.
10. Сознание и самосознание.
11. Волевые качества личности.

Источник: Караванова Л. Ж. Психология: Учебное пособие для бакалавров / Л.Ж. Караванова. — 3-е изд., стер. — М.: Издательскоторговая корпорация «Дашков и К°», 2020. — 264 с.



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.