На главную Лекции и практикум по психологии Общая психология Психические процессы - Внимание. Память
Психические процессы - Внимание. Память
Лекции и практикум по психологии - Общая психология
Индекс материала
Психические процессы
Внимание. Память
Воображение. Мышление
Речь
Эмоциональная и волевая регуляция
Все страницы

 


2.2. Внимание, его свойства


Внимание - познавательный психический процесс произвольной или непроизвольной направленности и сосредоточенности психической деятельности на каком-либо объекте восприятия.
В отличие от других познавательных процессов (восприятие, память, мышление и т. п.) внимание своего особого содержания не имеет, оно проявляется как бы внутри этих процессов и неотделимо от них. Внимание характеризует динамику протекания психических процессов.
Внимание - это направленность психики (сознания) на определенные объекты, имеющие для личности устойчивую или ситуативную значимость. Понятие направленности включает в себя также способность более или менее длительного поддержания этого выбора, т. е. удержания самого объекта в поле деятельности и его образов и мыслей о нем в сознании [24].
Функции внимания:
Отбор значимых, релевантных воздействий, т. е. соответствующих потребностям и деятельности в данный момент времени.
Игнорирование (торможение, устранение) несущественных, побочных, конкурирующих воздействий.
Удержание (сохранение) данной деятельности (сохранение в сознании образов определенного предметного содержания) до тех пор, пока не завершится акт поведения, познавательная деятельность, пока не будет достигнута цель.
Регуляция и контроль протекания психических процессов, включенных в данную деятельность.
Свойства внимания. К главным характеристикам внимания обычно относят объем, избирательность, концентрацию, устойчивость, распределение и переключение.
Объем внимания измеряется тем количеством объектов, которые воспринимаются одновременно. Объединенные по смыслу объекты воспринимаются в большем количестве, чем не объединенные. У взрослого человека объем внимания равен 4-6 объектам.
Избирательность внимания - способность выбора из множества воздействующих раздражителей одного или нескольких наиболее актуальных, остальные представляются как фон.
Концентрация внимания - степень сосредоточения на объекте (объектах). Чем меньше круг объектов внимания, тем меньше участок воспринимаемой формы, тем концентрированнее внимание.
Концентрация внимания обеспечивает углубленное изучение познаваемых объектов и явлений, вносит ясность в представления человека о том или ином предмете, его назначении, конструкции, форме. Концентрация, направленность внимания могут успешно развиваться под влиянием специально организованной работы по развитию данных качеств.
Распределение внимания выражается в умении одновременно выполнять несколько действий или вести наблюдение за несколькими процессами, объектами. Для некоторых профессий распределение внимания очень важно (летчик, шофер, педагог). Чем лучше человек овладел действиями, тем легче ему выполнять их.
Многие слышали о феноменальных способностях Юлия Цезаря, который мог, по преданию, делать одновременно семь не связанных между собой дел. Известно также, что Наполеон мог одновременно диктовать своим секретарям семь ответственных дипломатических документов.
Устойчивость внимания - общая направленность внимания в процессе деятельности. На устойчивость внимания значительное влияние оказывает интерес, разнообразие впечатлений или выполняемых действий. Однообразные действия снижают устойчивость внимания.
Отвлекаемость внимания выражается в колебаниях внимания, периодическом ослаблении внимания к конкретному объекту или деятельности. Колебания внимания наблюдаются даже при очень сосредоточенной и напряженной работе, что объясняется сменой возбуждения и торможения в коре головного мозга.
Переключение внимания состоит в перестройке внимания, в переносе его с одного объекта на другой. Различают переключение внимания:
• преднамеренное (произвольное), которое сопровождается волевыми усилиями человека;
• непреднамеренное (непроизвольное), протекающее легко, без особого напряжения и волевых усилий.
Множество анекдотов посвящено рассеянности ученых. Однако их рассеянность часто является оборотной стороной максимальной собранности и сосредоточенности на основном предмете интересов: они так погружены в свои мысли, что при столкновении с житейскими мелочами не переключаются и могут оказаться в смешном положении. Вот несколько фактов такого рода.
Как-то раз известный композитор и химик А.П. Бородин, когда у него были гости, утомившись, стал прощаться с ними, говоря, что ему пора домой, так как у него завтра лекция, и пошел одеваться в переднюю.
Приходит Н.Е. Жуковский к себе домой, звонит, из-за двери спрашивают: «Вам кого?». Он в ответ: «Скажите, дома ли хозяин?». - «Нет». - «А хозяйка?» - «Нет и хозяйки. А что передать?» - «Скажите, что приходил Жуковский».
Виды внимания. Поразделение внимания на самостоятельные отдельные разновидности весьма условно, но не вызывает сомнения только его разделение на произвольное и непроизвольное.
Непроизвольное внимание - это непреднамеренное внимание к объекту, вызванное особенностями данного объекта как раздражителя.
Непроизвольное внимание (эмоциональное, пассивное) возникает само собой, без сознательного сосредоточивания, при действии сильного, контрастного или нового, неожиданного, а также значимого и вызывающего эмоциональный отклик раздражителя. Не требует волевых усилий со стороны человека, но проявляется, если есть интерес к чему-то или потребность (есть у животных и человека).
Причины, вызывающие непроизвольное внимание:
• новизна раздражителя;
• яркий эмоциональный тон (насыщенный цвет, мелодичный звук, приятный запах);
• интенсивность (сила) раздражителя (громкий звук, яркий свет);
• интерес.
Произвольное внимание (активное, волевое) - это преднамеренное, сознательно направляемое и регулируемое внимание, определяемое целью и условиями деятельности.
Человек сосредоточивается не на том, что ему интересно, а на том, что он должен делать. Произвольно сосредоточиваясь на объекте, человек прилагает волевое усилие, которое поддерживает внимание в течение всего процесса деятельности. Своим происхождением волевое внимание обязано труду (физической и умственной деятельности).
Произвольное внимание возникает, когда человек ставит перед собой цель деятельности, выполнение которой требует сосредоточенности.
Условия, облегчающие произвольное сосредоточение внимания:
• психическое состояние человека (утомленному человеку или находящемуся в эмоциональном возбуждении, не связанном с выполняемой работой, очень трудно сосредоточиться);
• практическое действие (помогает удержанию внимания при интеллектуальной деятельности, например конспектировании).
Послепроизвольное внимание - вызывается через вхождение в деятельность и возникающий в связи с этим интерес. В результате длительное время сохраняется целенаправленность, снимается напряжение и человек не устает, хотя послепроизвольное внимание может длиться часами. Послепроизвольное внимание является самым эффективным и длительным (закон Титченера).
Исследования известных психологов Б.М. Теплова и В.Д. Не- былицына показали, что качество внимания зависит от свойств нервной системы человека. Людям со слабой нервной системой дополнительные раздражители мешают сосредоточиться, а с сильной - даже повышают концентрацию внимания.
Основная характеристика внимания - его фиксированный объем. Важной особенностью объема внимания является то, что оно мало поддается регулированию при обучении и тренировке, тем не менее развивать внимание можно с помощью психологических упражнений.
Основные положения теоретической концепции внимания, предложенной выдающимся советским психологом П.Я. Гальпериным, сводятся к следующему:
1. Внимание является одним из моментов ориентировочноисследовательской деятельности. Оно представляет собой психологическое действие, направленное на содержание образа, мысли, другого феномена, имеющегося в данный момент времени в психике человека.
2. По своей функции внимание представляет собой контроль за этим содержанием. В каждом действии человека есть ориентировочная, исполнительская и контрольная части. Эта последняя и представляется вниманием как таковым.
3. В отличие от других действий, которые производят определенный продукт, деятельность контроля, или внимание, не имеет отдельного, особенного результата.
4. Внимание как самостоятельный, конкретный акт выделяется лишь тогда, когда действие становится не только умственным, но и сокращенным. Не всякий контроль следует рассматривать как внимание. Контроль лишь оценивает действие, в то время как внимание способствует его улучшению.
5. Во внимании контроль осуществляется при помощи критерия, меры, образца, что создает возможность сравнения результатов действия и его уточнения.
6. Произвольное внимание есть планомерно осуществляемое внимание, т. е. форма контроля, выполняемого по заранее составленному плану, образцу.
7. Для того чтобы сформировать новый прием произвольного внимания, мы должны наряду с основной деятельностью предложить человеку задание проверить ее ход и результаты, разработать и реализовать соответствующий план.
8. Все известные акты внимания, выполняющие функцию контроля как произвольного, так и непроизвольного, являются результатом формирования новых умственных действий [7].
По виду психической активности внимание подразделяется на перцептивное, интеллектуальное, эмоциональное и волевое.
В реальности все свойства внимания представляют собой неразрывное единство. Разделение их - сугубо исследовательский прием, облегчающий изучение этого феномена.
Развитие внимания. Как и все остальные психические процессы, внимание имеет низшие (непроизвольное внимание) и высшие формы (произвольное внимание). Также непосредственное внимание - это более низкая форма его развития, чем опосредствованное.
Л.С. Выготский в русле своей культурно-исторической концепции пытался проследить историю развития внимания, как и многих других психических функций. Он писал, что история внимания ребенка есть история развития организованности его поведения, что ключ к генетическому пониманию внимания следует искать не внутри, а вне личности ребенка.
Произвольное внимание возникает тогда, когда окружающие ребенка люди «начинают при помощи ряда стимулов и средств направлять внимание ребенка, руководить его вниманием, подчинять его своей власти и этим самым дают в руки ребенка те средства, с помощью которых он впоследствии и сам овладевает своим вниманием» [5, с. 186]. Культурное развитие внимания заключается в том, что при помощи взрослого ребенок усваивает ряд искусственных стимулов-средств (знаков), посредством которых он дальше направляет свое собственное поведение и внимание.
А.Н. Леонтьев представлял процесс возрастного развития внимания следующим образом. С возрастом внимание ребенка улучшается, однако развитие внешне опосредствованного внимания идет гораздо быстрее, чем его развитие в целом, тем более натурального внимания. При этом в школьном возрасте наступает перелом в развитии, который характеризуется тем, что первоначально внешне опосредствованное внимание постепенно превращается во внутренне опосредствованное, и со временем эта последняя форма внимания занимает, вероятно, основное место среди всех его видов.
Различия в характеристиках произвольного и непроизвольного внимания возрастают начиная с дошкольного возраста и достигают максимума в школьном возрасте, а затем вновь обнаруживают тенденцию к уравниванию.
Согласно Л.С. Выготскому, с самых первых дней жизни ребенка развитие его внимания происходит в среде, включающей так называемый двойной ряд стимулов, вызывающих внимание. Первый ряд - это сами окружающие предметы, которые своими яркими, необычными свойствами приковывают внимание ребенка. С другой стороны, это речь взрослого человека, произносимые им слова, которые первоначально выступают в роли стимулов-указаний, направляющих непроизвольное внимание ребенка. Таким образом, с первых дней жизни ребенка его внимание в значительной своей части оказывается направляемым с помощью слов-стимулов.
Общая последовательность культурного развития внимания состоит в следующем: «Сначала люди действуют по отношению к ребенку, затем он сам вступает во взаимодействие с окружающими, далее он начинает действовать на других и только в конце начинает действовать на себя... Вначале взрослый направляет его внимание словами на окружающие его вещи и вырабатывает таким образом из слов могущественные стимулы-указания; затем ребенок начинает активно участвовать в этом указании и сам начинает пользоваться словом и звуком как средством указания, т. е. обращать внимание взрослых на интересующий его предмет» [5, с. 205].
Как свойство внимательность переходит в постоянное качество личности, ее характерную черту. Внимательный человек легко и быстро может сосредоточиться на нужном предмете, работе, теме разговора и т. д. Свойство, противоположное внимательности, - рассеянность.


2.3. Память


Память - это познавательный психический процесс отражения, заключающийся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающий возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.
Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной формой, лежащей в основе развития и обучения. Память - основа психической деятельности. Без нее невозможно понять процессы формирования поведения, мышления, сознания, подсознания. Поэтому для лучшего понимания сущности человека необходимо как можно больше знать о нашей памяти [24].
Процессы памяти. Память существует в четырех взаимосвязанных процессах: запоминание, сохранение, забывание, воспроизведение.
Запоминание - это процесс запечатления воспринятой информации с целью последующего ее сохранения. Качество запоминания зависит от многих факторов: от особенностей запоминаемого материала (его объема, логичности, интересности и др.), характера деятельности с этим материалом (от смысловой обработки, навыков и умений деятельности и др.) и особенностей личности запоминающего (мотивов, установок, характера и др.). Экспериментально установлено, что лучше запоминаются края ряда, нежели середина («Закон края»). В исследованиях советского психолога, основателя отечественной патопсихологии Б.В. Зейгарник показано, что лучше запоминаются незавершенные действия.
Сохранение - процесс удержания и переработки информации, консервация. Не все, что прошло (этап запоминания), хранится. Для сохранения информации в долговременной памяти нужна организация материала, укладка (классификация, удобное пространственное расположение, ассоциативные связи и проч.). Полезно использовать различные таблицы и схемы. В процессе укладки целесообразно припоминание.
Лучше уложишь - больше сохранишь. Сохраняется гораздо больше, чем осознается. Информация сохраняется вместе с той ситуацией, в которой кодировалась (запоминалась). Объем сохраняемой информации велик (10 бит информации, для сравнения - таблица умножения составляет 1,5 бита). Объем человеческой памяти выше объема памяти современных ЭВМ на несколько порядков, но воспроизвести его можно только в специальных условиях. Обычно человек использует лишь 10% этого объема.
Забывание - процесс, заключающийся в невозможности воспроизведения ранее запечатленной информации. Этот процесс выполняет защитную функцию, дает памяти отдых. Экспериментальные исследования немецкого ученого Г. Эббин- гауза, посвященные изменению памяти во времени, стали и первыми исследованиями забывания. Забывание происходит по «закону гиперболы»: чем больше времени с начала запоминания, тем меньше забывается.
Воспроизведение - процесс извлечения информации, хранящейся в памяти. В процессе воспроизведения происходит восстановление первоначальной информации, основанное только на частичном припоминании основного материала, путем реконструкции прошлого опыта. Для извлечения информации из кратковременной памяти мозг перебирает всю кратковременную память, пока не найдется нужная. Это происходит доли секунды. Для извлечения информации из долговременной памяти необходимо найти «ключ» к кодированию (песня, запись, место и т. д.). Извлечение информации может быть на разных уровнях:
• узнавание (при повторном восприятии). Знакомые объекты узнаются быстрее;
• воспоминание (при отсутствии объекта);
• припоминание (активная форма воспроизведения, требующая усилий).
Воспроизведение имеет ряд особенностей:
• осуществляется на основе той информационной структуры, в которой запоминалось, поэтому преподаватель сразу определяет, по какому учебнику студент готовился к экзаменам;
• воспроизводится меньше, чем сохраняется (наводящий вопрос преподавателя может помочь студенту вспомнить нужную информацию);
• воспроизведение субъективно, поэтому студенту кажется, что он материал правильно запомнил, а на самом деле он ошибается;
• воспроизведение улучшается на 2-3-й день (реминисценция);
• воспроизведение может быть очень точным (эйдетизм).
Узнавание - сознание того, что воспринимаемые в данный момент предмет или явление воспринимались в прошлом. Узнавание базируется на сопоставлении образа объекта, полученного в результате процесса его восприятия, опознания, со следами, сохраняющимися в памяти. Узнавание оказывается нарушенным при ряде патопсихологических феноменов - ложные опознания, «уже виденное», «никогда не виденное» и др.
Реминисценция - отсроченное воспроизведение ранее воспринятого, казавшегося забытым.
Представление - наглядный образ предмета представления, возникший на основе припоминания или же продуктивного воображения на основе имевших место ощущений и восприятия. Образы предметов или явлений реальной действительности, которые мы воспринимали ранее, а сейчас мысленно воспроизводим, называются представлениями.
Различают:
• представления памяти - более или менее точное воспроизведение единичных и общих предметов и явлений, когда-то воздействовавших на наши органы чувств;
• представления воображения - воспроизведение предметов и явлений в таких сочетаниях или в таком виде, в каком никогда нами не воспринимались.
В основе представлений лежат ассоциации. Предметы и явления, взаимосвязанные в действительности, связываются и в памяти человека (ассоциация одного предмета с другим).
Различают два рода ассоциаций:
простые:
• ассоциации по смежности - объединяют два явления, связанных во времени или пространстве;
• ассоциации по сходству - связывают два явления, имеющих сходные черты;
• ассоциации по контрасту - связывают два противоположных явления (здоровье/болезнь; общительность/замкнутость; организованность/расхлябанность; ответственность/безответ- ственность);
сложные:
• смысловые ассоциации (составляют основу наших знаний) - связывают два явления, которые и в действительности постоянно связаны (часть и целое; род и вид; причина и следствие).
Образование связей между различными представлениями определяется не тем, каков сам по себе запоминаемый материал, а прежде всего тем, что с ним делает субъект. Таким образом, деятельность личности определяет формирование всех психических процессов, в том числе и процессов памяти.
Классификация видов памяти. В зависимости от волевых усилий личности различают непроизвольную и произвольную память:
• непроизвольная: запоминание и воспроизведение информации без заранее поставленной цели, без намерения запомнить или вспомнить эту информацию;
• произвольная: целенаправленное, преднамеренное запоминание и воспроизведение информации.
Близко по смыслу встречающееся в зарубежной науке подразделение памяти на эксплицитную (явная, определенная) и имплицитную (неявная, неопределенная) в процессе воспроизведения.
Эффективность произвольной памяти зависит:
• от целей запоминания;
• приемов заучивания:
- механическое повторение (механическая память);
- логический пересказ (логическая память);
- образные приемы заучивания (зрительное, слуховое, моторно-двигательное, вкусовое, осязательное, комбинированное и др.);
- мнемотехнические приемы, облегчающие запоминание.
По времени хранения материала различают несколько видов памяти:
• мгновенная, или иконическая, связана с удержанием от 0,3 до 1 с точной и полной картины, только что воспринятой органами чувств, без какой бы то ни было переработки информации;
• кратковременная память - способ хранения информации в течение короткого промежутка времени (сохраняется не полный, а обобщенный образ воспринятого, его наиболее существенные элементы в течение нескольких суток);
• оперативная память, рассчитана на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока (от нескольких секунд до нескольких минут);
• долговременная память - хранит информацию в течение длительного срока.
В зависимости от момента получения информации различают память наследственную (генетическую), прижизненную и импринтинг (запечатлевание).
Психическая деятельность человека осуществляется в различных формах, которым соответствуют свои действия и продукты: движение, чувства, образы, мысли. Эти формы деятельности обслуживаются соответствующими видами памяти: двигательной, эмоциональной, образной и мыслительной (символической).
Качество памяти. Особенности запоминания и припоминания выступают в виде качеств памяти:
- емкость - количество объектов, припоминаемых сразу же после их однократного восприятия;
- скорость запоминания - скорость затраченного времени на запоминание и припоминание;
- точность воспроизведения - степень безошибочности воспроизведения информации с тем, что воспринималось;
- длительность хранения- количество времени, в течение которого без повторных восприятий может припомниться то, что запомнилось;
- помехоустойчивость - способность памяти противостоять воздействиям, препятствующим полноценному запоминанию, хранению и воспроизведению.

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.