Психические процессы |
Лекции и практикум по психологии - Общая психология | |||||||||||||
Страница 1 из 5 1. Структура психических явленийПсихология - это наука о психике и психических явлениях. Существуют различные точки зрения на структуру психических явлений, те или иные психические явления в зависимости от позиции автора могут быть отнесены к разным структурным группам, также часто в научной литературе можно столкнуться со смешением понятий. Мы, придерживаясь точки зрения А.Г. Маклакова [14], разделяем психические явления на три основных класса: психические процессы, психические состояния и психические свойства личности (рис. 7).
Психические процессы выступают в качестве первичных регуляторов поведения человека и могут быть разделены на три группы: познавательные, эмоциональные и волевые.
|
Рис. 8. Классификация ощущений по модальностям
Процесс формирования образов предметов и явлений через прием и переработку человеком поступившей через органы чувств информации называют восприятием («перцепция», «перцептивный процесс»).
Восприятие - это познавательный психический процесс субъективного отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств.
Если в результате ощущения человек получает знания об отдельных свойствах, качествах предметов (что-то горячее обожгло, что-то яркое блеснуло впереди и т. д.), то восприятие дает целостный образ предмета или явления. Оно предполагает наличие разнообразных ощущений и протекает вместе с ощущениями, но не может быть сведено к их сумме. Восприятие зависит от определенных отношений между ощущениями, взаимосвязь которых в свою очередь зависит от связей между качествами и свойствами, различными частями, входящими в состав предмета или явления.
Воспринимая, человек не только видит, но и смотрит, не только слышит, но и слушает, а также всматривается и вслушивается. Он активен при восприятии, с другой стороны, активность обеспечивает предельно адекватное восприятие предметов. Восприятие у человека протекает не обособленно от других психических функций, а тесно связано с ними: с мышлением - осознаем и понимаем воздействующий предмет; с речью - называем его; с чувствами - каким-либо образом относимся к нему; с волей - организуем сам процесс восприятия вплоть до целенаправленного наблюдения.
В результате восприятия складывается образ, включающий комплекс различных взаимосвязанных ощущений, приписываемых человеческим сознанием предмету, явлению, процессу. Для восприятия человеком предмета необходимо совершить в отношении него какую-либо активность, направленную на его исследование, уточнение образа.
Предметность, целостность, константность и категориаль- ность (осмысленность и означенность) - это основные свойства образа, складывающиеся в процессе и результате восприятия.
Предметность - это способность человека воспринимать мир в форме отделенных друг от друга предметов, которые обладают свойствами, вызывающими данные ощущения. Вся наблюдаемая человеком действительность разделяется как бы на две неравные части: четко очерченный, замкнутый в целое, расположенный как будто на переднем плане предмет и более неопределенное, расположенное позади предмета неограниченное поле. Воспринимаемая реальность разделяется как бы на два слоя: фигуру и фон.
Фигура и фон динамичны (что было предметом может слиться с фоном, либо из фона может быть выделена иная фигура, иногда фигура и фон могут меняться местами). Все это зависит от переключения внимания с одного объекта на другой. Так, всматриваясь в рис. 9, поочередно можно увидеть то вазу, то два обращенных друг к другу профиля.
Рис. 9. Двойственное изображение
Целостность восприятия выражается в том, что образ воспринимаемого предмета как бы мысленно достраивается до некоторой целостной формы на основе небольшого набора элементов (рис. 10).
Рис. 10. Целостность восприятия
Константность определяется как способность воспринимать предметы относительно постоянными по форме, цвету, величине и ряду других параметров независимо от меняющихся физических условий восприятия.
Категориальность человеческого восприятия проявляется в том, что оно носит обобщенный характер, а каждый воспринимаемый предмет мы обозначаем словом-понятием и относим к определенному классу. В соответствии с этим классом подыскиваются и видятся признаки, свойственные всем предмета данного класса и выраженные в объеме и содержании этого понятия.
Восприятие не всегда дает абсолютно верное представление о предметах окружающего мира. Известны факты искажения отражения при восприятии, их называют иллюзиями восприятия. Иллюзии восприятия могут происходить в различных модальностях. Зрительные иллюзии (обманы зрения) - ошибки восприятия, возникающие при отражении некоторых пространственных свойств предметов (длин отрезков, величин предметов и углов, расстояний между предметами, форм) и движения. Иллюзии в области зрения чрезвычайно многочисленны и разнообразны:
Иллюзии, связанные с особенностями строения глаза. Например, белые (вообще светлые) предметы кажутся нам большими по сравнению с равными им темными предметами. Так, белый квадрат на черном фоне кажется больше одинакового с ним черного квадрата на светлом фоне (рис. 11, а).
Переоценка вертикальных линий по сравнению с горизонтальными при их действительном равенстве между собой. Высота фигуры, изображенной на рис. 11, б, кажется большей, чем ее ширина, хотя в действительности фигура имеет форму квадрата.
Иллюзии, обусловленные контрастом. Воспринимаемая величина фигур оказывается зависимой от окружения, в котором они даны (рис. 11, в). Кружки одинакового размера кажутся разными в зависимости от окружения: кружок кажется большим среди маленьких и меньшим среди больших кружков.
Перенесение свойств целой фигуры на ее отдельные части. Мы воспринимаем видимую фигуру, каждую отдельную часть ее не изолированно, а всегда в известном целом. В иллюзии Мюллера-Лайэра прямые линии, заканчивающиеся различно направленными углами, кажутся неодинаковыми по длине (рис. 11, г). Возможны и обратные случаи зрительных иллюзий, когда из-за большего различия двух соседних частей возникает впечатление побочного различия фигур в целом (рис. 11, д). Верхняя фигура кажется меньше нижней, поскольку нижняя сторона верхней фигуры явно меньше соседней с ней верхней стороны нижней фигуры.
Кажущееся искажение направления линий под влиянием других линий. Параллельные линии кажутся изогнутыми под влиянием пересекающих их других расходящихся линий (иллюзия Цельнера, рис. 11, е). Известна иллюзия излома прямой (рис. 11, ж). Отрезки прямой, пересекающие два вертикальных прямоугольника, воспринимаются отрезками одной той же прямой, а кажутся сниженными по сравнению с тем, как они должны были бы идти (иллюзии Поггендорфа).
6. Имеется ряд иллюзий, в основе которых лежит переоценка величии острых углов. На рис. 11, з приведены параллельные линии, составляющие с другими линиями острые. Параллельные линии не кажутся параллельными, а круг кажется как бы втянутым в точках углов вписанного в него квадрата (рис. 11, и).
Рис. 11. Зрительные иллюзии
Причины, вызывающие иллюзии, многообразны. Иллюзии можно наблюдать не только в области зрения, но и в других областях восприятия. Так, хорошо известна иллюзия тяжести
А. Шарпантье. Эта иллюзия заключается в том, что если поднимать два одинаковых по весу, по внешнему виду, но различных по объему предмета, то меньший по размеру из этих предметов воспринимается человеком как более тяжелый, и, наоборот, предмет большего объема воспринимается как более легкий. В основе этой иллюзии лежит связь, образовавшаяся в жизни между весом (объемом) и величиной предметов: чем больше величина, тем больше и вес. А когда это ожидание не соответствует действительности, возникает контрастная иллюзия.
В области осязания известна иллюзия Аристотеля. Если переложенными накрест пальцами одновременно прикасаться к шарику или горошине (катать их), то будет восприятие не одного шарика, а двух.
Восприятие требует объединения основных, существенных признаков и сопоставления воспринятого с прошлым опытом. Всякое восприятие включает:
• активный двигательный компонент (ощупывание предметов рукой, движение глаз при рассматривании и т. п.);
• сложную аналитико-синтетическую деятельность мозга по созданию целостного образа.
Выделяют четыре операции (уровня) перцептивного действия: обнаружение, различение, идентификация и опознание.
Восприятие субъективно, т. е. одну и ту же информацию люди воспринимают по-разному, в зависимости от своих интересов, потребностей, способностей и т. п.
Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности, опыта носит название апперцепции. Иллюстрацией влияния опыта на восприятие служат эксперименты с искажающими очками, в которых линзы дают перевернутое изображение предметов. Влияние опыта можно прочувствовать, рассматривая «Невозможный треугольник» Л. и Р. Пенроузов (рис. 12).
Примером влияния установки на восприятие может служить видение двойного рисунка «Старуха - девушка» (рис. 13).
Рис. 12. «Невозможный Рис. 13. «Старуха - девушка»
треугольник» Л. и Р. Пенроузов
Восприятие сильно зависимо от эмоционального состояния и чувств. Например, в возбужденном состоянии человек невнимателен, в радостном - «в розовых очках», влюбленные не замечают недостатки друг друга, а видят только достоинства, восточная поговорка гласит: «Чтобы увидеть красоту Лейлы, на нее надо смотреть глазами Менджнуна».
Виды восприятия. Восприятие движения окружающих нас предметов происходит благодаря тому, что перемещение осуществляется на каком-либо фоне. Это позволяет сетчатке глаза последовательно воспроизводить происходящие изменения в положении движущихся тел по отношению к тем элементам, перед которыми или позади которых предмет перемещается.
Параметрами движения объекта, отражаемыми в восприятии, являются скорость, ускорение и направление. Сведения о движении человек получает? непосредственно воспринимая происходящие изменения и на основании умозаключений.
Восприятие пространства основывается на восприятии величины и формы предметов с помощью синтеза зрительных, мышечных и осязательных ощущений, а также на восприятии объема и удаленности предметов, что обеспечивается бинокулярным зрением (видение двумя глазами).
Восприятие времени - пока не удалось обнаружить механизм, преобразующий физические интервалы времени в соответствующие сенсорные сигналы (ощущения). Восприятие времени обобщает ряд ощущений, сигнализирующих о длительности, последовательности и скорости течения явлений внешнего мира, а также о внутренних ритмах жизнедеятельности организма. Это имеет физиологическое объяснение: если в коре головного мозга преобладают процессы возбуждения и, следовательно, повышенный обмен веществ, время «бежит» быстрее. При преобладании торможения время «тянется» медленно. Наиболее коротким кажется время, в течение которого надо успеть сделать многое. Имеются большие индивидуальные различия в способности оценивать время в зависимости от возраста, душевного и физического состояния. Всем известны и возрастные различия в восприятии времени: у детей дни длиннее, чем у взрослых.
Восприятие полифонических звуков (речевых, музыкальных, технико-синтетических, природных) - это процесс расшифровки и переработки аудиальными анализаторными системами сложных звуков, поступающих из внешней среды. Для слуховой и обонятельной модальностей опорой служат показатели величины силовых (интенсивностных) характеристик: соответственно громкости звука или силы запаха. Например, максимальный по силе звук клаксона автомобилей разных марок различен, а у некоторых моделей еще и может регулироваться по уровню громкости. Так что слабый звук автосигнала не всегда означает, что машина далеко: это может быть результатом регулировки клаксона, либо исходно - его слабого сигнала.
Уважаемые пользователи и посетители сайта! Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят. Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней). С уважением, администрация. |