Психические процессы
Лекции и практикум по психологии - Общая психология
Индекс материала
Психические процессы
Внимание. Память
Воображение. Мышление
Речь
Эмоциональная и волевая регуляция
Все страницы

1. Структура психических явлений

Психология - это наука о психике и психических явлениях. Существуют различные точки зрения на структуру психических явлений, те или иные психические явления в зависимости от позиции автора могут быть отнесены к разным структурным группам, также часто в научной литературе можно столкнуться со смешением понятий. Мы, придерживаясь точки зрения А.Г. Маклакова [14], разделяем психические явления на три основных класса: психические процессы, психические состояния и психические свойства личности (рис. 7).

психические свойства



Рис. 7. Структура психических явлений

Психические процессы выступают в качестве первичных регуляторов поведения человека и могут быть разделены на три группы: познавательные, эмоциональные и волевые.
К познавательным психическим процессам относятся психические процессы, связанные с восприятием и переработкой информации. В их число входят ощущение, восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь. Благодаря данным процессам человек получает сведения об окружающем его мире и о себе.
Однако одни события остаются в памяти надолго, а другие быстро забываются, но может быть и такое: информация вообще остается незамеченной. Это связано с тем, что любая информация может быть для человека значимой или незначимой, т. е. может иметь или не иметь эмоциональную окраску, поэтому выделяют эмоциональные психические процессы (радость, негодование, злость и др.). Например, определенное событие вызывает у человека положительные эмоции, что благоприятно сказывается на его деятельности и состоянии, и, наоборот, отрицательные эмоции ухудшают состояние человека и затрудняют его деятельность, но бывают и исключения. Например, событие, вызвавшее отрицательные эмоции, повышает активность человека, стимулирует его к преодолению возникших препятствий.
Подобная реакция свидетельствует о том, что для формирования поведения человека существенны и волевые психические процессы, которые проявляются в ситуациях, связанных с принятием решений, преодолением трудностей, управлением своим поведением и др.
Психические свойства личности характеризуются большей устойчивостью и постоянством. Под психическими свойствами личности принято понимать наиболее существенные особенности личности: мотивация, темперамент, способности и характер.
Говоря о психических свойствах человека, надо понимать, что они более или менее устойчивы, но не неизменны, они вырабатываются, формируются в ходе жизни. Совершенно неизменных свойств в человеческой личности не бывает. Пока человек живет, он развивается и, следовательно, меняется.
Психические состояния характеризуют состояние психики в целом, имеют свою динамику, которая характеризуется длительностью, направленностью, устойчивостью и интенсивностью. В то же время психические состояния влияют на течение и результат психических процессов и могут способствовать или тормозить деятельность. К психическим состояниям относят: подъем, угнетенность, страх, бодрость, уныние и др. Психические состояния могут быть чрезвычайно сложными, имеющими объективную и субъективную обусловленность.
Уровень развития психических свойств, а также особенности развития психических процессов и преобладающие психические состояния определяют неповторимость человека, его индивидуальность.
Явления, изучаемые психологией, связаны не только с конкретным человеком, но и с группами. Все групповые психические явления могут быть также разделены на психические процессы, психические состояния и психические свойства. Таким образом, предметом психологии являются психика и психические явления как конкретного человека, так и психические явления, наблюдаемые в группах и коллективах.


2. Познавательные процессы


2.1. Ощущения и восприятия


Познавательные процессы (ощущения, восприятие, внимание, память, воображение, мышление, речь) входят как составная часть в любую человеческую деятельность и обеспечивают ее эффективность. Познавательные процессы разделяются и исследуются отдельно, хотя в действительности они тесно связаны друг с другом и составляют единое целое.
Ощущение - познавательный психический процесс отражения свойств, качеств, сторон предметов и явлений материальной действительности, воздействующих на органы чувств в данный момент.
Для возникновения ощущений необходимо воздействие на органы чувств предметов и явлений реального мира, которые являются раздражителями, а воздействие - раздражением.
Способность к ощущениям имеется у всех живых существ, обладающих нервной системой. В нервной ткани процесс раздражения вызывает возбуждение. Возбуждение наиболее совершенных по своей организации систем нервных клеток при обязательном участии коры головного мозга приводит к появлению ощущения.
Виды ощущений отражают своеобразие тех стимулов, которые их порождают, и вызывают соответствующие ощущения разного качества: зрительные, слуховые, кожные, вкусовые, обонятельные. Далеко не все ощущения осознаются, даже если они значимы для человека: ощущение равновесия, т. е. положение тела относительно направленности сил гравитации; проприоцептивные ощущения, отмечающие степень сокращения или расслабления мышц.
Анатомо-физиологический аппарат, специализированный для приема воздействий отдельных раздражителей из внешней и внутренней среды и переработки их в ощущения, называют анализатором. Каждый анализатор состоит из четырех частей:
• рецептор - орган чувств, преобразующий энергию внешнего воздействия в нервные сигналы;
• проводящие нервные пути, передающие нервные сигналы в мозг;
• мозговой центр в коре;
• акцептор обратной связи.
Каждый рецептор способен к приему специализированных воздействий (света, звука и др.), т. е. обладает специфической возбудимостью к определенным физическим и химическим агентам.
Рецепторы могут находиться:
• на поверхности тела (экстерорецепторы) - зрительный, вкусовой, кожный, слуховой, обонятельный;
• во внутренних органах и тканях (интерорецепторы) - в органах пищеварения, дыхания, сердечно-сосудистой системе, они реагируют на изменения внутри организма;
• в мышцах и связках - служат для ощущения движения и положения тела и его частей в пространстве, участвуют в определении свойств, качеств объектов при осязании их рукой.
Ощущения объективны, так как в них всегда отражен внешний раздражитель, и одновременно субъективны, поскольку зависят от состояния нервной системы и индивидуальных особенностей личности.
Классификация ощущений. В зависимости от места расположения рецепторов различают ощущения:
• экстерорецептивные, возникающие при воздействии внешних стимулов на рецепторы, расположенные на поверхности тела;
• интерорецептивные (органические), сигнализирующие о том, что происходит в организме (ощущения жажды, голода, боли и т. п.);
• проприорецептивные, возникающие в мышцах и сухожилиях; с помощью которых мозг получает информацию о движении и положении различных частей тела.
Экстерорецептивные ощущения подразделяются:
• на дистантные - зрительные, слуховые (речевые, музыкальные, шумы), обонятельные;
• контактные - осязательные, вкусовые, кожные (болевые, тактильные, температурные).
Классифицировать ощущения можно по разным основаниям.
Наиболее распространена классификация по видам анализаторов, специализирующихся на приеме сигналов (стимулов) определенной природы, т. е. по так называемым модальностям (рис. 8).
Модальность - это свойство ощущений, отражающее природу вызывающих эти ощущения раздражителей и специализацию соответствующих анализаторов. Так, в зрительной модальности отражена световая природа раздражителя и способность зрительного анализатора преобразовывать энергию электромагнитных колебаний в соответствующие психические конструкции.
Субмодальность (качество) ощущения - это свойство ощущения, указывающее на его разновидность в пределах одной модальности. Например, для зрительных ощущений частоте электромагнитных колебаний светового потока (длина волн) соответствует ощущение цвета (цветового тона), амплитуде этих колебаний - ощущение яркости, а спектру - насыщенность цвета. Различиям в химическом составе пищи соответствуют различия в качестве вкусовых ощущений: ощущения сладкого, горького, кислого и соленого.

ощущения

Рис. 8. Классификация ощущений по модальностям

Процесс формирования образов предметов и явлений через прием и переработку человеком поступившей через органы чувств информации называют восприятием («перцепция», «перцептивный процесс»).
Восприятие - это познавательный психический процесс субъективного отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств.
Если в результате ощущения человек получает знания об отдельных свойствах, качествах предметов (что-то горячее обожгло, что-то яркое блеснуло впереди и т. д.), то восприятие дает целостный образ предмета или явления. Оно предполагает наличие разнообразных ощущений и протекает вместе с ощущениями, но не может быть сведено к их сумме. Восприятие зависит от определенных отношений между ощущениями, взаимосвязь которых в свою очередь зависит от связей между качествами и свойствами, различными частями, входящими в состав предмета или явления.
Воспринимая, человек не только видит, но и смотрит, не только слышит, но и слушает, а также всматривается и вслушивается. Он активен при восприятии, с другой стороны, активность обеспечивает предельно адекватное восприятие предметов. Восприятие у человека протекает не обособленно от других психических функций, а тесно связано с ними: с мышлением - осознаем и понимаем воздействующий предмет; с речью - называем его; с чувствами - каким-либо образом относимся к нему; с волей - организуем сам процесс восприятия вплоть до целенаправленного наблюдения.
В результате восприятия складывается образ, включающий комплекс различных взаимосвязанных ощущений, приписываемых человеческим сознанием предмету, явлению, процессу. Для восприятия человеком предмета необходимо совершить в отношении него какую-либо активность, направленную на его исследование, уточнение образа.
Предметность, целостность, константность и категориаль- ность (осмысленность и означенность) - это основные свойства образа, складывающиеся в процессе и результате восприятия.
Предметность - это способность человека воспринимать мир в форме отделенных друг от друга предметов, которые обладают свойствами, вызывающими данные ощущения. Вся наблюдаемая человеком действительность разделяется как бы на две неравные части: четко очерченный, замкнутый в целое, расположенный как будто на переднем плане предмет и более неопределенное, расположенное позади предмета неограниченное поле. Воспринимаемая реальность разделяется как бы на два слоя: фигуру и фон.
Фигура и фон динамичны (что было предметом может слиться с фоном, либо из фона может быть выделена иная фигура, иногда фигура и фон могут меняться местами). Все это зависит от переключения внимания с одного объекта на другой. Так, всматриваясь в рис. 9, поочередно можно увидеть то вазу, то два обращенных друг к другу профиля.

двойное изображение

Рис. 9. Двойственное изображение

Целостность восприятия выражается в том, что образ воспринимаемого предмета как бы мысленно достраивается до некоторой целостной формы на основе небольшого набора элементов (рис. 10).

целостность восприятия

Рис. 10. Целостность восприятия

Константность определяется как способность воспринимать предметы относительно постоянными по форме, цвету, величине и ряду других параметров независимо от меняющихся физических условий восприятия.
Категориальность человеческого восприятия проявляется в том, что оно носит обобщенный характер, а каждый воспринимаемый предмет мы обозначаем словом-понятием и относим к определенному классу. В соответствии с этим классом подыскиваются и видятся признаки, свойственные всем предмета данного класса и выраженные в объеме и содержании этого понятия.
Восприятие не всегда дает абсолютно верное представление о предметах окружающего мира. Известны факты искажения отражения при восприятии, их называют иллюзиями восприятия. Иллюзии восприятия могут происходить в различных модальностях. Зрительные иллюзии (обманы зрения) - ошибки восприятия, возникающие при отражении некоторых пространственных свойств предметов (длин отрезков, величин предметов и углов, расстояний между предметами, форм) и движения. Иллюзии в области зрения чрезвычайно многочисленны и разнообразны:
Иллюзии, связанные с особенностями строения глаза. Например, белые (вообще светлые) предметы кажутся нам большими по сравнению с равными им темными предметами. Так, белый квадрат на черном фоне кажется больше одинакового с ним черного квадрата на светлом фоне (рис. 11, а).
Переоценка вертикальных линий по сравнению с горизонтальными при их действительном равенстве между собой. Высота фигуры, изображенной на рис. 11, б, кажется большей, чем ее ширина, хотя в действительности фигура имеет форму квадрата.
Иллюзии, обусловленные контрастом. Воспринимаемая величина фигур оказывается зависимой от окружения, в котором они даны (рис. 11, в). Кружки одинакового размера кажутся разными в зависимости от окружения: кружок кажется большим среди маленьких и меньшим среди больших кружков.
Перенесение свойств целой фигуры на ее отдельные части. Мы воспринимаем видимую фигуру, каждую отдельную часть ее не изолированно, а всегда в известном целом. В иллюзии Мюллера-Лайэра прямые линии, заканчивающиеся различно направленными углами, кажутся неодинаковыми по длине (рис. 11, г). Возможны и обратные случаи зрительных иллюзий, когда из-за большего различия двух соседних частей возникает впечатление побочного различия фигур в целом (рис. 11, д). Верхняя фигура кажется меньше нижней, поскольку нижняя сторона верхней фигуры явно меньше соседней с ней верхней стороны нижней фигуры.
Кажущееся искажение направления линий под влиянием других линий. Параллельные линии кажутся изогнутыми под влиянием пересекающих их других расходящихся линий (иллюзия Цельнера, рис. 11, е). Известна иллюзия излома прямой (рис. 11, ж). Отрезки прямой, пересекающие два вертикальных прямоугольника, воспринимаются отрезками одной той же прямой, а кажутся сниженными по сравнению с тем, как они должны были бы идти (иллюзии Поггендорфа).
6. Имеется ряд иллюзий, в основе которых лежит переоценка величии острых углов. На рис. 11, з приведены параллельные линии, составляющие с другими линиями острые. Параллельные линии не кажутся параллельными, а круг кажется как бы втянутым в точках углов вписанного в него квадрата (рис. 11, и).

иллюзии

Рис. 11. Зрительные иллюзии

Причины, вызывающие иллюзии, многообразны. Иллюзии можно наблюдать не только в области зрения, но и в других областях восприятия. Так, хорошо известна иллюзия тяжести
А. Шарпантье. Эта иллюзия заключается в том, что если поднимать два одинаковых по весу, по внешнему виду, но различных по объему предмета, то меньший по размеру из этих предметов воспринимается человеком как более тяжелый, и, наоборот, предмет большего объема воспринимается как более легкий. В основе этой иллюзии лежит связь, образовавшаяся в жизни между весом (объемом) и величиной предметов: чем больше величина, тем больше и вес. А когда это ожидание не соответствует действительности, возникает контрастная иллюзия.
В области осязания известна иллюзия Аристотеля. Если переложенными накрест пальцами одновременно прикасаться к шарику или горошине (катать их), то будет восприятие не одного шарика, а двух.
Восприятие требует объединения основных, существенных признаков и сопоставления воспринятого с прошлым опытом. Всякое восприятие включает:
• активный двигательный компонент (ощупывание предметов рукой, движение глаз при рассматривании и т. п.);
• сложную аналитико-синтетическую деятельность мозга по созданию целостного образа.
Выделяют четыре операции (уровня) перцептивного действия: обнаружение, различение, идентификация и опознание.
Восприятие субъективно, т. е. одну и ту же информацию люди воспринимают по-разному, в зависимости от своих интересов, потребностей, способностей и т. п.
Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности, опыта носит название апперцепции. Иллюстрацией влияния опыта на восприятие служат эксперименты с искажающими очками, в которых линзы дают перевернутое изображение предметов. Влияние опыта можно прочувствовать, рассматривая «Невозможный треугольник» Л. и Р. Пенроузов (рис. 12).
Примером влияния установки на восприятие может служить видение двойного рисунка «Старуха - девушка» (рис. 13).

рисунки

Рис. 12. «Невозможный Рис. 13. «Старуха - девушка»
треугольник» Л. и Р. Пенроузов

Восприятие сильно зависимо от эмоционального состояния и чувств. Например, в возбужденном состоянии человек невнимателен, в радостном - «в розовых очках», влюбленные не замечают недостатки друг друга, а видят только достоинства, восточная поговорка гласит: «Чтобы увидеть красоту Лейлы, на нее надо смотреть глазами Менджнуна».
Виды восприятия. Восприятие движения окружающих нас предметов происходит благодаря тому, что перемещение осуществляется на каком-либо фоне. Это позволяет сетчатке глаза последовательно воспроизводить происходящие изменения в положении движущихся тел по отношению к тем элементам, перед которыми или позади которых предмет перемещается.
Параметрами движения объекта, отражаемыми в восприятии, являются скорость, ускорение и направление. Сведения о движении человек получает? непосредственно воспринимая происходящие изменения и на основании умозаключений.
Восприятие пространства основывается на восприятии величины и формы предметов с помощью синтеза зрительных, мышечных и осязательных ощущений, а также на восприятии объема и удаленности предметов, что обеспечивается бинокулярным зрением (видение двумя глазами).
Восприятие времени - пока не удалось обнаружить механизм, преобразующий физические интервалы времени в соответствующие сенсорные сигналы (ощущения). Восприятие времени обобщает ряд ощущений, сигнализирующих о длительности, последовательности и скорости течения явлений внешнего мира, а также о внутренних ритмах жизнедеятельности организма. Это имеет физиологическое объяснение: если в коре головного мозга преобладают процессы возбуждения и, следовательно, повышенный обмен веществ, время «бежит» быстрее. При преобладании торможения время «тянется» медленно. Наиболее коротким кажется время, в течение которого надо успеть сделать многое. Имеются большие индивидуальные различия в способности оценивать время в зависимости от возраста, душевного и физического состояния. Всем известны и возрастные различия в восприятии времени: у детей дни длиннее, чем у взрослых.
Восприятие полифонических звуков (речевых, музыкальных, технико-синтетических, природных) - это процесс расшифровки и переработки аудиальными анализаторными системами сложных звуков, поступающих из внешней среды. Для слуховой и обонятельной модальностей опорой служат показатели величины силовых (интенсивностных) характеристик: соответственно громкости звука или силы запаха. Например, максимальный по силе звук клаксона автомобилей разных марок различен, а у некоторых моделей еще и может регулироваться по уровню громкости. Так что слабый звук автосигнала не всегда означает, что машина далеко: это может быть результатом регулировки клаксона, либо исходно - его слабого сигнала.

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.