Психические процессы - Речь
Лекции и практикум по психологии - Общая психология
Индекс материала
Психические процессы
Внимание. Память
Воображение. Мышление
Речь
Эмоциональная и волевая регуляция
Все страницы

 


2.6. Речь


Речь - это психический познавательный процесс, способ существования и проявления сознания и форма общения посредством языка.
Важнейшим достижением человека, позволившим ему использовать общечеловеческий опыт, как прошлый, так и настоящий, явилось речевое общение, которое развивалось на основе трудовой деятельности. Речь относится к поздним психическим процессам, достигает высших показателей к 30-40 годам и держится на этом уровне довольно долго. Речь пользуется разнообразными языковыми средствами, закрепленными соответствующими правилами.
Речь самым непосредственным образом связана с мышлением, т. е. возникновение и развитие речи и мышления как в фило-, так и в онтогенезе происходит одновременно, в неразрывном единстве. Мысль существует в слове. Благодаря речи знания, личный опыт передаются другим людям, а также общественный опыт и знания, накопленные предшествующими поколениями, с помощью речи становятся достоянием всего человечества.
Функции речи. Речь человека выполняет сигнификативную функцию: обозначение предметов и явлений (связь с образами - ощущениями, восприятиями, памятью, воображением) и выражение понятий (связь с мышлением).
Сигнификативная функция (от англ. signifikate - обозначаю) отличает речь человека от коммуникации животных. Общение между людьми становится возможным, когда все общающиеся пользуются одними и теми же словесными знаками и вкладывают в них одинаковый смысл.
Функция обобщения связана с тем, что слово обозначает не только отдельный, данный предмет, но и целую группу сходных предметов, и всегда является носителем их существенных признаков.
Интеллектуальная функция дает возможность быть орудием мышления, подчинять себе все виды и формы мышления, переходить от подсознательных неформализованных процессов к осознанным, логически соразмеренным и соотнесенным. Проявление интеллектуальной функции речи особенно важно для работников умственного творческого труда, для ситуаций коллективного решения сложных вопросов (для людей, выполняющих функции управления и контроля).
Коммуникативная - функция передачи информации. Выступает как внешнее речевое поведение, направленное на контакты с другими людьми.
В коммуникативной функции речи выделяют три стороны:
• информационную - проявляется в передаче знаний и тесно связана с функциями обобщения и обозначения;
• выразительную - помогает передать чувства и отношения говорящего к предмету сообщения;
• волеизъявительную - направлена на то, чтобы подчинить слушателя замыслу говорящего.
Виды речи. Речь может быть активной (говорение, письмо) или пассивной (слушание, чтение). Английский философ Ф. Бэкон сказал: «Чтение делает человека знающим, беседа - находчивым, а привычка записывать - точным».
Основой для развития всех видов речи является процесс слушания и понимания звучащей речи, обозначаемый термином «аудирование». Аудирование может быть частичным, неполным, удовлетворительным и отличным. Это зависит от следующих факторов:
• степени знакомства с языковой системой;
• интересности и важности темы;
• наличия помех в окружающей среде;
• индивидуально-психологических и личностных возможностей аудитора (прежде всего внимания и памяти).
Считается, что аудирование - более напряженный интеллектуальный процесс, чем чтение. При аудировании надо быть более сосредоточенным, активным, здесь большие нагрузки на слуховую память и слуховое мышление. Наибольшее препятствие для внимательного слушания обусловлено тем, что мозг работает значительно быстрее, чем язык: мозг способен воспринимать 500 слов в минуту, а человек говорит со средней скоростью 100 слов в минуту. Различие между скоростью слуха и скоростью речи является огромной помехой для правильного слухового восприятия. Поэтому, слушая чью-то речь, бывает полезно постоянно делать сравнения и искать противоречия в том, что было сказано. Тогда слушание будет более эффективным.
Самый показательный вид речи - говорение. В этом виде активной речи проявляются многие индивидуально-психологические и личностные особенности говорящего. Говорение занимает 30% речевого времени и вместе со слушанием (аудированием) на три четверти представляет собой весь речевой процесс.
Говорение с точки зрения выполнения интеллектуальной функции - это умение излагать точно и логично свои мысли, подбирать такие слова и выражения, которые наверняка будут понятны собеседнику.
Говорение характеризуется:
• скоростью и четкостью артикуляции;
• силой и глубиной голоса;
• частотно-высотными свойствами речи;
• эмоциональным состоянием говорящего;
• социальным статусом;
• характерологическими особенностями;
• профессиональной направленностью.
Речь может быть классифицирована по различным основаниям (критериям). Наиболее существенные из них:
• направленность (адресат);
• форма изложения;
• число участников речевой деятельности.
Различают речь внешнюю и внутреннюю, устную и письменную, монологическую и диалогическую.
Внешняя речь - это экстериоризованная речь, т. е. речь, обращенная вне субъекта к партнерам по общению. Ее главная функция - коммуникативная. Этот вид речи может выступать и в устной и в письменной форме, в виде монолога и в виде диалога.
Внутренняя речь - это интериоризованная речь, т. е. речь, обращенная внутрь субъекта, обычно беззвучная речь. Ее главная функция - регуляция. Осуществляется через:
• размышление;
• планирование действий;
• диалог с самим собой;
• беседа с воображаемыми партнером (партнерами).
Устная речь - речь, произносимая вслух и воспринимаемая
на слух, обращенная преимущественно к партнеру (партнерам) по общению.
Основное назначение устной речи - разговор. Осуществляется как в виде монолога, так и диалога. Выразительность и смысл устной речи в значительной мере определяется интонацией.
Чтение - распространенная форма речи. Важными показателями эффективности чтения являются скорость и усвоение прочитанного материала. Скорость чтения рассчитывается по количеству прочитанных слов в минуту и может быть низкой - 200, средней - 250-300, быстрой - 300-450 и сверхбыстрой - 650 слов в минуту.
Большую роль в развитии навыков чтения играет практика, поэтому надо сделать своей постоянной привычкой чтение как профессиональной литературы, так и газет и журналов, в том числе на иностранных языках. Чтение литературы, особенно профессиональной, предполагает запоминание прочитанного. Лучший мнемотехнический способ для этого - конспектирование.
Письменная речь по сравнению с устной является более регулируемым процессом, более осознанным.
Деловые письма требуют соблюдения этических и организационных правил. Большое значение имеют содержательные характеристики письменной речи, ее смысловые и мыслительные свойства.
Умение красиво и четко писать (каллиграфия) отсутствует в школьной программе. Обычно стабилизация почерка заканчивается к 20-24 годам. Выявлены половые, возрастные и профессиональные особенности почерка. По особенностям письменной речи можно судить о психических свойствах личности (графология, контент-анализ).
Монологическая речь - речь одного человека, не прерываемая репликами других субъектов общения. Это относительно длительное связное изложение системы мыслей и знаний.
Характеризуется значительной развернутостью, так как мало используется неречевая информация, вытекающая из ситуации общения. Это вид активной и произвольной речи, которая весьма организованна, т. е. строго построена, связана, логична, систематична, четко оформлена грамматически, которая зачастую спланирована и даже заранее подготовлена.
Монологическая устная речь сопровождается неязыковыми вспомогательными средствами: интонацией, жестикуляцией, мимикой, системой пауз, акцентированием, логическими ударениями и т. д. Для этого вида речи важны такие характеристики, как скорость речи, распределение и длительность пауз. Основные формы монолога: рассказ; доклад; лекция; выступление.
Все эти формы монолога могут осуществляться как при непосредственном контакте с аудиторией, так и без него (радио, телевидение).
Диалогическая речь - разговорная речь между двумя (или несколькими) партнерами по общению. Протекает в форме разговора, обмена репликами, беседы (тематически направленного разговора).
Диалог характеризуется ситуативностью, т. е. высокой связью с обстановкой разговора, и контекстностью, т. е. обусловленностью каждого последующего высказывания предыдущим. В связи с этим диалогическая речь, во-первых, в значительной мере непроизвольна, реактивна- представляет собой реакцию на предшествующие высказывания собеседника или неречевые воздействия. Во-вторых, эта речь сильно свернута: многое не говорится, а подразумевается, благодаря знанию собеседниками ситуации и широкому использованию неязыковых средств коммуникации. Собеседники понимают друг друга «с полуслова», так как велик уровень эмоционально-экспрессивного взаимодействия (жесты, мимика, интонация, тембр и т. п.). В-третьих, диалогическая речь слабо организована. Высказывания просты по конструкции, зачастую грамматически неправильны. Но все понятно, речь течет сама по себе. Широко используются словесные шаблоны, привычные реплики («что ты говоришь?», «вот это да!», «ого!», «так-так» и т. д.).
Полилог (от греч. poly - много и logos - слово) - речь, состоящая из реплик нескольких (многих) говорящих. В деловом общении увеличение числа коммуникантов до трех и более значительно изменяет структуру, ход и характер коммуникативного акта. Основная функция полилога - способствовать организации напряженного мышления на заданную тему. Полилогическая речь (полилог), или групповая речь, представляет собой весьма своеобразную форму осуществления речевой деятельности, объединяющую в себе компоненты диалогической и монологической речи. Полилог («многоголосие») реализует коллективную форму массовой коммуникации, активно используется при проведении различных общественных и культурно-массовых мероприятий(телешоу).
По форме полилог представляет собой развернутый и усложненный диалог, речевое общение, участниками которого являются не двое-трое, а сразу много людей. По своему содержанию и коммуникативной направленности полилог в большей степени соответствует монологу, но принципиально отличается от последнего тем, что задачи речевой коммуникации здесь «решаются коллективно», при совместном участии целой группы, коллектива людей. Структура полилога включает как диалоги двух или сразу нескольких собеседников, так и отдельные монологические высказывания некоторых участников полилога. Отличительной особенностью полилогического общения является наличие «ведущего», функцией которого является организация совместной речевой деятельности целого коллектива людей. Он «выбирает» предмет речи (тему для обсуждения), составляет сценарий полилогического общения, устанавливает основные правила его проведения, направляет и организует общее и речевое поведение участников полилога, осуществляет контроль за соблюдением установленного «регламента», а главное, выполняет основную связующую роль, объединяя речевые (подчас разнополярные) выступления людей в единый процесс речевой коммуникации. Таким образом, полилог является производной от диалога специфической формой реализации речевой деятельности, вобравшей в себя «свойства» как диалогической, так и монологической речи.
Для успешной профессиональной деятельности необходимо соблюдать следующие требования к речи:
- информативность - определяется ценностью сообщаемых в речи фактов и способностью автора к обобщению;
- понятность - зависит от смыслового содержания, языковых особенностей, соотношения между ее сложностью и уровнем развития, кругом знаний и интересов слушателей;
- правильность - соответствие утвержденным в данном языке нормам произношения, правописания, каллиграфии, семантики;
- выразительность - учет обстановки выступления, ясность и отчетливость произношения, правильность интонации, умение пользоваться словами и выражениями переносного и образного значения.
Речевые свойства личности:
Общительность - оптимальное проявление потребности в контакте с людьми. Сочетается с избирательностью: есть что сказать и знает, кому сказать.
Замкнутость - отсутствие потребности в общении. Противоположность общительности, но не синоним скрытности.
Болтливость - несдержанность речевой активности, проявление слабой воли, отсутствие избирательности. Признак поверхностности ума.
Красноречие - способность связно, убедительно и в красивой форме излагать свои мысли. Олицетворение единства мысли и слова. Обычно сочетается с лаконичностью.
Краснобайство - склонность к бессодержательным, декларативным выступлениям в привлекательной языковой форме.
Лаконичность - краткость и четкость выражения мысли (краткие и точные выражения: приказ).
Афористичность - склонность к употреблению афоризмов (чужих, известных или своих). Афоризм - законченная емкая мысль, выраженная сжато и обычно в привлекательной языковой форме.
Обобщенным показателем речевых особенностей личности выступает стиль речи. Различают следующие стили:
• обиходно-бытовой (душа нараспашку, лезть в душу с сапогами, жить душа в душу, душа болит);
• художественный (душа устремилась в эмпиреи);
• деловой (душевой доход, на душу населения);
• научный (душа - это ненаучная категория, научной категорией является психика);
• сленг (жаргон «ботать по фене»).
Человек переходит с одного стиля на другой в зависимости от ситуации и задач деятельности. Однако присущий человеку стиль речи не всегда легко изменить.

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.