На главную Лекции и практикум по психологии Общая психология Психические процессы - Воображение. Мышление
Психические процессы - Воображение. Мышление
Лекции и практикум по психологии - Общая психология
Индекс материала
Психические процессы
Внимание. Память
Воображение. Мышление
Речь
Эмоциональная и волевая регуляция
Все страницы

 


2.4. Воображение


Воображение -это процесс психического отражения, создающий представления об объектах или событиях, никогда в целом субъектом не воспринимавшихся в действительности, путем переработки материала предшествующего личного опыта; это отражение реальности в новых, необычных сочетаниях и связях.
Процесс воображения свойствен только человеку и является необходимым условием его деятельности. Воображение тесным образом связано с мышлением. Воображение возникло и развилось в процессе труда, на основе потребности изменить те или иные предметы, представить то, что непосредственно не воспринималось и не воспринимается. Самый фантастический вымысел всегда состоит из элементов, взятых из жизни, из прошлого [24].
Образы воображения отличаются от образов представлений тем, что раньше эти предметы и явления не воспринимались (состояние невесомости, атомный взрыв и его последствия). Образы воображения возникают на основе имеющихся представлений, что невозможно без мышления.
Большое влияние на воображение оказывают: потребности человека, его желания, интересы, воля, отношения к действительности. Под влиянием воображения возникают чувства и желания.
Ни в чем другом, кроме воображения, не проявляется идеальный и загадочный характер психики, нацеленной на будущее. Если воображение рисует сознанию такие картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии.
Виды воображения. Различают три вида воображения.
1. Непроизвольное, или пассивное (образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека, без заранее поставленной цели, сами собой):
• гипноз,
• сновидовая фантазия.
2. Произвольное, или активное (человек по собственному желанию усилием воли вызывает соответствующие образы, заставляет работать свое воображение, чтобы решать свои проблемы):
• воссоздающее - создание образов на основе личного опыта, речи, текста, чертежа, карты, схемы;
• творческое - создание образов, которых нет в действительности.
3. Мечта (представление желаемого будущего):
• полезная - помогает человеку мобилизовать все силы для достижения цели, является стимулом к действию, развитию лучших качеств;
• вредная - замена деятельности бесплодным фантазированием.
Функции воображения:
1. Предвидение, предвосхищение результатов труда (в том числе и промежуточных) - антиципирующее воображение.
2. Планирование деятельности и программирование поведения (составление программ, оценка их правильности и процесса реализации).
3. Произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека (восприятие, память, речь, эмоции).
4. Поиск новых путей выхода из проблемных ситуаций при дефиците информации.
Если по своим основным функциям память устремлена в прошлое, восприятие - в настоящее, то воображение - в будущее. Эти три процесса и связывают нашу жизнь в единое целое.
Способы формирования образов воображения:
Агглютинация (комбинирование, склеивание) - в одном образе соединяются любые качества, свойства, части (кентавры, русалки, стол и четыре колеса, печь на санях и т. п.).
Акцентирование - усиление, подчеркивание каких-либо отдельных черт, свойств образа: дружеский шарж, гиперболизация силы (Илья Муромец, Соловей-разбойник и т. д.), долгожительство (Кощей Бессмертный, черепаха Тортилла), способность к быстрому бегу, ум и проницательность (Василиса Премудрая, Иван-дурак, волхвы), красота (Елена Прекрасная, Мария-Краса), нравственные качества.
Типизация - специфическое обобщение образов в конкретном представлении, основанное на выделении существенного, повторяющегося, характерного для группы предметов или явлений. Типизация - это обобщение характерных черт многих объектов в одном образе.
Формы проявления воображения. Образы воображения в первую очередь могут реализовываться в нескольких формах: фантазии, мечты, идеалы, грезы, сновидения, галлюцинации.
Фантазия - это форма проявления воображения, предстающая в виде неправдоподобных образов и понятий. Различают мистические, сказочные и научно-фантастические образы фантазии. В литературе особый интерес представляет научная фантастика, нередко впоследствии реализуемая в объективной реальности.
Мечта - продукт воображения, образ желаемого будущего. Так как мечта есть желаемое, она играет роль побудительной причины и мотива деятельности, роль внутреннего стимула к активному труду и творчеству.
Идеал - образ с предельно совершенными свойствами, образец для подражания. В идеалах отражается направленность личности, ее устремления и стандарты. Как правило, идеалы недостижимы.
И мечты, и идеалы зависят как от индивидуальных особенностей личности, так и от социально-исторических условий, в которых личность живет (старуха из сказки А.С. Пушкина о рыбаке и рыбке).
Грезы - это образы желаемого и идеализируемого будущего с осознанием их нереальности и несбыточности. Грезы неясны, неконкретны, размыты, отрывочны и т. д.
Сновидения - субъективно переживаемые непроизвольные представления воображения во время сна, не подконтрольного сознательному регулированию. Сюжеты и образы сновидений отражают основные мотивы и установки субъекта - обычно в замаскированной форме.
Галлюцинации (от лат. gallutinatio - бред, видение) - непроизвольные фантастические образы, имеющие для субъекта характер объективной реальности при отсутствии реальных раздражителей. Галлюцинации связаны с тяжелыми душевными состояниями, потрясениями, травмами мозга, некоторыми инфекционными заболеваниями.


2.5. Мышление


Мышление - это высший познавательный психический процесс опосредованного и обобщенного отражения объективной действительности в ее закономерностях, наиболее существенных связях и отношениях.
Наше познание окружающей действительности начинается с ощущений и восприятия и переходит к мышлению. Функция мышления - расширение границ познания путем выхода за пределы чувственного восприятия. Мышление позволяет с помощью умозаключения раскрыть то, что не дано непосредственно в восприятии. Задача мышления - раскрытие отношений между предметами, выявление связей и отделение их от случайных совпадений.
Ощущение, восприятие и мышление служат неразрывными частями единого процесса отражения действительности. Ощущая, воспринимая, наглядно представляя любой предмет, любое явление, человек анализирует, обобщает, конкретизирует, т. е. мыслит.
Структура приема информации включает следующие этапы:
P => ОЧ => НИ => ГМ => ОЩ =>ЦВ =>
=> (ЭП) => ОП => (М) => ОС =>ВН,
где Р - раздражитель (слуховой, зрительный);
ОЧ - органы чувств;
НИ - нервные импульсы;
ГМ - головной мозг;
ОЩ - отдельные ощущения;
ЦВ - целостное восприятие образа;
ЭП - эталоны памяти;
ОП - опознание предмета;
М - мыслительная деятельность;
ОС - осмысление;
ВН - внимание.
Если на чувственной ступени познания внешнее воздействие непосредственно (прямо) приводит к возникновению соответствующих образов в нашем сознании, то процесс мышления осуществляется с помощью мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения, систематизации, классификации). То, что мышление совершается посредством определенной системы операций, дает первое основание рассматривать этот процесс как опосредованное отражение действительности. Вторым основанием является то, что процесс и результат мышления взрослого человека всегда осуществляются с помощью сложного отображения.
Мышление является опосредованным отражением мира, а также благодаря мышлению человек познает не только непосредственно воспринятое с помощью наших органов чувств, но и скрытое от прямого восприятия. Опираясь на результаты прошлого опыта, анализируя и сравнивая, человек в процессе мышления находит общее в отдельных объектах. Абстрагирование общего помогает объединить эти объекты в различные системы знания, и тем самым для человека оказывается доступным обобщенное отражение окружающей действительности. Возможность обобщенного познания обеспечивается тем, что человек отражает окружающий мир не только в образной, но и в словесной форме.
Мышление проявляется при решении любой задачи, возникающей перед человеком, если она актуальна, не имеет готового решения и мощный мотив побуждает человека искать выход.
Навыки и способы мышления развиваются у человека в онтогенезе при воздействии среды - человеческого общества.
Развитие мышления ребенка осуществляется в ходе его предметной деятельности и общения, в ходе освоения общественного опыта.
Основные этапы процесса мышления:
• понятие - обобщенное знание о группе однородных объектов, объединенных характерными для всех них признаками;
• суждение - это основной акт мыслительного процесса. В суждениях раскрывается содержание понятий, устанавливающее связь между двумя понятиями; отражение отношений между объектами (истинные, ложные); установление отношения субъекта к предмету его мысли и к суждениям об этом предмете других людей;
• рассуждение - это работа мысли над суждением, направленная на установление или подтверждение его истинности или ложности. Проверить же истинность суждения можно, только включив его в систему имеющихся знаний, оформленных в виде системы суждений;
• умозаключение - рассуждение, опирающееся на исходные суждения (посылки) и завершающееся новым суждением (выводом); процесс, приводящий к новым знаниям.
Классификация мышления. В психологии устоявшейся единообразной классификации видов мышления нет, в то же время можно выделить следующие разновидности мышления (рис. 14).
Предметное мышление - уровень мышления, неразрывно связанный с восприятием и осуществляемый в процессе прямого взаимодействия с окружающей средой.
Образное мышление - уровень мышления, совершающийся на основе наглядных чувственных образов, представлений. Рассматриваемый уровень мышления - основа деятельности людей творческих профессий.
Практическое мышление - форма мыслительного процесса, направленного на решение конкретных задач текущей деятельности и приводящего к частному знанию.

разновидности мышления

Рис. 14. Классификация мышления
Теоретическое мышление - форма мыслительного процесса, направленного на решение исследовательских задач и приводящего к выявлению закономерностей и обобщенному знанию.
Логическое мышление - вид мыслительного процесса, основанного на рассуждениях, с ясным осознанием мыслительного процесса, приводящего к новым знаниям через систему выстроенных доказательств и промежуточных результатов. Логическое мышление рационально, рассудочно и заумно.
Интуитивное мышление (интуиция от лат. intueri - пристально смотреть) - вид мыслительного процесса, основанного на интуиции, т. е. мгновенном использовании опыта без осознания путей и условий получения нового знания.
Конвергентное мышление - мышление репродуктивного (воссоздающего) характера с низкой степенью новизны получаемых знаний. Для него свойственны осторожность в выборе посылок и формулировании выводов, а также ограниченность используемых знаний. Главная опора в этом виде мышления - рассудок.
Дивергентное мышление - мышление творческого характера с высокой степенью новизны получаемых знаний. Этому мышлению свойственны смелость и нестандартность мысли и суждений, преимущественная опора на разум.
Мыслительные свойства личности:
• любознательность и пытливость - стремление узнать как можно больше и доскональнее; 
• глубина - умение проникать в сущность предметов и явлений;
• гибкость - умение правильно ориентироваться в новых обстоятельствах;
• критичность - умение поставить под сомнение сделанные выводы и вовремя отказаться от неверного решения;
• логичность - умение мыслить стройно и последовательно;
• широта - способность мыслить неограниченно;
• прогностичность - умение на основании каких-либо данных выдвигать гипотезы, наиболее точно отражающие истину;
• целеустремленность - умение сделать объект мышления основной целью деятельности, стремление к ее достижению;
• ясность - способность к четким и точным формулировкам понятий, суждений, умозаключений, обоснований;
• активность - стремление к знаниям, творческому поиску, деятельности;
• самостоятельность - способность мыслить независимо от других, опираясь на собственную инициативу и силы;
• быстрота - способность принимать правильные решения в кратчайшие сроки.
В зависимости от характера мышления К. Юнг выделял два типа людей:
- интуитивный - характеризуется преобладанием эмоций над логикой и доминированием правого полушария головного мозга над левым;
- мыслительный - характеризуется преобладанием логики над чувствами и доминированием левого полушария головного мозга над правым.
Первый признак мыслящего человека - увидеть проблему там, где она есть. От осознания проблемы мысль переходит к ее разрешению.
Основные мыслительные процессы:
- анализ - расчленение предмета на составные элементы с последующим их сравнением;
- синтез - объединение отдельных частей в целое, построение целого из аналитически заданных частей;
- обобщение - соединение существенного и связывание его со сходными по каким-то признакам предметов и явлений;
- конкретизация - обращение к реальным совокупностям свойств объекта, данным нам в непосредственном познании во всей своей полноте; применение обобщенного знания к отдельному конкретному случаю;
- абстрагирование - выделение какой-либо стороны или аспекта явления, которое в действительности как самостоятельное не существует;
- сравнение - процедура установления сходства или различия между объектами путем их сопоставления и / или соотнесения друг с другом;
- классификация - разнесение однородных объектов по группам (классам) в зависимости от их общих признаков.
В психологии проблема мышления тесно связана с проблемой речи.

 



 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.