Лекция «Воображение»
Лекции и практикум по психологии - Общая психология

1. Понятие воображения.
2. Виды воображения.
3. Функции воображения.

Понятие воображения

Человек применяет в своей жизни не только те образы, которые когда-то видел, слышал, ощущал, и создает те, которые не существовали в прошлом, возможно будут в будущем, но могут являться нереальными.
Воображение как особый психический процесс является основой всякой творческой деятельности человека. Оно проявляется во всех аспектах культурной жизни человека, делает возможным художественное, научное и техническое творчество.
Если разбираться глубже, то любое достояние, которое создано человеком, т.е. не первоначально создано самой природой, является продуктом творчества, воображения. Воображение человеку необходимо, чтобы представить будущий результат деятельности. Это важно, чтобы понимать к чему стремиться. Да, бывают ситуации, в которых сама деятельность есть цель и ею человек занимается, т.к. это порождает интерес. Но чаще для достижения материальных ресурсов, человек представляет себе, что должно получиться по итогам его деятельности.
Если память человеку обеспечивает точное воспроизведение прошлого опыта, хранит результаты опыта, то воображение позволяет изменять эти образы и это есть условие любого творческого процесса.
Существует представление, что образы воображения подпитывают стремление к совершению деятельности, созданию результата. Это очень сильно захватывает, человек может даже совершать длительные, утомительные действия, лишь бы достичь цели.
Возможны и негативные оттенки в воображении. В случаях, когда человек бросается на явную гибель (например, выпрыгивает из окна горящего дома, когда в его комнату входит спасатель; или бросается в воду с тонущего корабля, не умея плавать, хотя его еще есть возможность спасти и др.), преувеличивая значимость событий, можно усматривать отрицательную роль воображения.
Есть поговорка: «Лучше ужасный конец, чем бесконечный ужас».
Воображение, часто принимая участие в прогнозах, предвидениях, тесно связано с мышлением человека. Воображение, подобно мышлению, возникает в проблемных ситуациях, мотивируется потребностями человека, обусловлено уровнем развития общественного сознания.
Воображение может раскрывать свою силу в ситуации, в которой мышление, ограниченное логикой не может обнаружить выход. Воображение способно координировать условия в ситуации полной неопределенности.
Таким образом, воображение - психический процесс создания образов, включающий предвидение конечного результата предметной деятельности и координирующий поведение в ситуации неопределенности.
Человек, создавая образы в воображении, часто строит их из тех предметов, которые ему знакомы, поэтому чем больше человек знает, чем богаче его опыт, тем разнообразнее и неординарнее впечатления и образы могут возникнуть в его воображении.
Воображение может функционировать на разных уровнях. Различие в том, насколько активно, сознательно человек относится к этому процессу.

Виды воображения

Выделяют два вида воображения по степени выраженности активности: активное и пассивное. Активное воображение - воссоздающее, творческое. Человек наполняет знаковую систему теми знаниями, которые у него есть: словесно, числами, графически, нотами и пр. Пассивному воображению характерно создание образов, которые не воплощаются в жизни, не осуществляются или не могут быть осуществлены. (Например, «пустое» мечтание. Часто грезим о приятном - о пятерке на экзамене, о встрече с любимым.).
Творческое воображение выражается в создании нового, оригинального образа, идеи. Это может быть новым для общества, в котором живет человек, а может быть ново для самого человека лично.

Функции воображения

1) Представление действительности в образах, чтобы через них решать задачи;
2) Регулирование эмоциональных состояний (удовлетворение потребности в воображении);
3) Произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека (Человек обращает внимание на те события, которые значимы и нужны);
4) Формирование внутреннего плана действий;
5) Планирование и программирование деятельности.
Деятельность воображения носит аналитико-синтетический характер. Это отчетливо проявляется в приеме агглютинации (в переводе с греческого - «склеивание») - комбинация частей различных предметов в один образ. Например, Кентавр, русалка, избушка на курьих ножках и др.
Выделяют аналитический процесс создания образов - акцентирование - в образе ставится акцент на детали, и она выделяется, становится непропорциональной по отношению ко всему предмету. Например, карикатуры.
На весь объект распространяются приемы - гипербола и литола. Гипербола - увеличение предмета по отношению к действительности. Литола - уменьшение размера предмета по отношению к действительности. (Например, эти приемы применяются в сказках.)
Синтетический путь конструирования образов позволяет говорить о приемах схематизации и типизации.
Схематизация - прием, при котором основные черты скрыты за чем-то другим. Например: орнамент, представить образ француза и пр.
Более сложный прием - это типизация - процесс разложения и соединения, в результате чего выделяется определенный образ. Тип - индивидуальный образ, в который собраны черты и характерные признаки группы людей, нации.
Итак, воображение - основа творчества, его важно подпитывать и развивать. Здесь стоит вспомнить об игре, развивая которую человек развивает свое воображение.
Источник: Психология: учебное пособие / Т.А. Мардасова, П.Р. Юсупов ; Алтайский государственный университет. - Изд. перераб. и доп. - Барнаул : АлтГУ, 2019. Учебное электронное издание

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.