Лекция «Внимание»
Лекции и практикум по психологии - Общая психология

1. Характеристики и свойства внимания.

2. Виды и функции внимания.
3. Внешние и внутренние проявления внимания.
4. Развитие внимания.
5. Основные теории исследования внимания.

Характеристики и свойства внимания


Психические состояния - проявления активности человека в конкретный момент времени и в конкретной ситуации. Состояние динамично, оно способствует регулированию процесса адаптации к окружающей среде и ситуации. А также интегрирует отдельные психические состояния человека, активность различных психических процессов. В психическом состоянии проявляются различные психические процессы.
Психическое состояние изменчивое, может переходить одно в другое, при этом невозможно выделить, где точно заканчивается одно состояние и начинается следующее. (Например, переход от активного уровня бодрствования к состоянию пассивности, усталости и утомлению - нет четкой границы.) Иногда возможна вязкость, некоторое застревание в одном психическом состоянии, это возможно по разным причинам. Если человек слишком долго находится в одном состоянии, то это состояние может провоцировать его обратиться к психотерапевту или психиатру за квалифицированной помощью.
Психическое состояние - фон жизнедеятельности человека.
Внимание - психофизиологическое состояние, характеризующее динамические особенности познавательной деятельности. Внимание осуществляет отбор ненужной информации, обеспечение избирательности программ действия и сохранения постоянного контроля за их протеканием.
Для удовлетворения внимания нужно выбрать предмет, сосредоточиться на нем. Предметом внимания может быть как внешний предмет, так и внутренний. Следовательно, внимание можно охарактеризовать двумя факторами:
1) внешним фактором - а) внешняя интенсивность; б) новизна раздражителя; в) структурная организация среды, которая влияет на объем внимания (если объекты в четком смысловом порядке, их больше охватывается вниманием);
2) внутренним фактором - а) биологическая значимость сигнала (чем значимее сигнал, тем больше отвлекает внимание на себя); б) потребности, интересы и установки.
Промежуточные факторы очень сложны. Их изучали в экспериментах Б.В. Зейгарник и К. Левин - эффект прерванного действия. (Например, людей просили заниматься какой-либо деятельностью, а позже отвлекали их от этого занятия. Испытуемые помнили это прерванное действие, т.к. оно не завершилось.)
Физиологическая основа внимания состоит в том, что в коре головного мозга возбуждаются одни мозговые центры и при этом они тормозят работу других мозговых центров. Оптимальный очаг возбуждения - это тот, который является преобладающим, но он не самый сильный. Существуют еще несколько очагов возбуждения, т.к. в каждую единицу времени в головном мозге их несколько. (Человек выполняет несколько психических процессов.). Если очаг возбуждения является сильным и благоприятным для протекания психической деятельности, то он называется доминантным. Такой очаг возбуждения тормозит другие очаги возбуждения, или «стягивает» на себя энергию их возбуждения, за счет этого становится еще более сильным. Такая доминанта сильна, устойчива и длительна. Например, фиксация на чем-то важном в деятельности.
Важно вспомнить об открытии Г. Шеррингтона - воронка Шеррингтона. Он рассматривал внимание как борьбу сенсорных импульсов за общее двигательное поле, в котором побеждают наиболее сильные и значимые входящие в биологическую систему импульсы. Происходит это чаще от сенсорной ограниченности - ограниченности органов чувств в момент восприятия поступающей информации. (Не все импульсы, которые доходят до органов чувств, способны попасть в сферу сознания и регулировать активность человека.)


Основные характеристики внимания


1. Направленность - сознание человека направляется на определенную деятельность или на определенное впечатление от окружающей среды.
2. Избирательность - селективность - на основе перцептивной селекции, какие органы чувств преобладают в ситуации.
3. Колебание и отключение - цикличность внимания, при котором определенное содержание психической деятельности то приобретает доминирующий характер, то теряет его. Модуляция колебания внимания тем интенсивнее, чем более устал человек или долго находился без сна. В такой момент уровень возбуждения и активности организма снижается, внимание организма отключается через каждые 6-7 минут на некоторое время. В другом состоянии колебание также проходит, только длится по времени меньше, проявляется через несколько милисекунд, секунд, минут и т.д. Каждые 90 минут внимание человека отвлекается на длительное время, требуется смена деятельности (в учебной деятельности заканчивается пара и начинается перемена).


Основные свойства внимания


1. Объем внимания - число поступающих сигналов или протекающих ассоциаций, которые могут сохраняться в центре ясного сознания, приобретая доминирующий характер (сознание может улавливать одновременно семь плюс минус две единицы информации).
2. Устойчивость внимания определяет ту длительность, с которой выделенные вниманием процессы могут сохранять устойчивый характер. То есть на сколько долго человек может концентрировать внимание на объекте или деятельности. Противоположное свойство здесь - отвлекаемость.
3. Концентрация внимания характеризует то, насколько сильно, интенсивно человек может сосредоточить внимание на одном объекте, не замечая других. Это свойство обратно пропорционально объему внимания. То есть, чем меньше концентрация внимания, тем больше его объем. Например, если человека просят наблюдать за лампочкой, которая в какой-то определенный момент времени должна загореться, а позже он должен сигнализировать об этом, подавая звуковой сигнал, то человек может не замечать никаких других стимулов внешней среды. (Высокая концентрация сужает объем внимания.).
4. Переключаемость внимания - то, насколько быстро человек может переключиться с одного вида деятельности и перейти к другой. (Например, человек занимается какой-то важной деятельностью - читает документы, а его просят помочь решить задачу. Если он быстро включается в новую деятельность, откладывая свое занятие, решает задачу, и снова берется за свою деятельность, не теряя нити рассуждений, то у него высокая переключаемость внимания. Если же человек в ответ на просьбу - помочь решить задачу, предлагает подождать и обратиться к нему позже, то скорее всего не может быстро переключиться с одного вида деятельность на другой. Ему нужно время - это низкая переключаемость внимания.).
5. Распределение внимания - то, как много отдельных психических процессов могут исполняться одновременно. (Сколько видов деятельности человек может одновременно удерживать во внимании.). Субъект не может одновременно исполнять два вида деятельности, т.к. полушарие, которое обеспечивает сознание человеку - левое полушарие - это логика, последовательность. Впечатление о распределении внимания на два вида деятельности создается за счет способности быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, при этом субъект успевает возвращаться к прерванной деятельности до того, как наступит забывание.


Виды и функции внимания


Внимание делят по происхождению и способу осуществления на: произвольное, непроизвольное и после произвольное.
Непроизвольное внимание наиболее простое и генетически исходное, развитое в большей степени у детей, чем у взрослых. Это пассивное внимание, оно возникает и поддерживается независимо от стоящих перед человеком целей. Причины его возникновения - сила и интенсивность раздражителя; эффект контраста; новизна и неожиданность раздражителя; соответствие внешнего раздражителя внутреннему состоянию человека, его потребностям; общая направленность личности, которая связана с прошлым опытом и профессиональными знаниями.
Произвольное внимание направляется сознательной целью и тесно связано с волей человека. Это активное внимание, его причины не биологические, а социальные по происхождению, формируются при общении. На формирование и концентрацию человеку приходится тратить некоторое количество психической энергии.
После произвольное внимание носит целенаправленный характер и первоначально требует применения огромных волевых усилий. Такое внимание определяется длительной сосредоточенностью, эффективностью деятельности. В этом виде внимания энергия тратится только в начальной стадии деятельности, т.к. включиться в любое занятие всегда сложно, поскольку приходится отвлекаться от одной деятельности и заниматься другой.
Другое деление внимания - это на природное и социально обусловленное. Природное внимание дано человеку с самого рождения, оно является врожденным - это непосредственное внимание. Социально обусловленное внимание складывается прижизненно в результате обучения и воспитания, связано с волевой регуляцией поведения, с избирательным и сознательным реагированием на объекты.
Функции внимания:
1. Отбор значимых воздействий, которые соответствуют потребностям данной деятельности;
2. Игнорирование других несущественных воздействий;
3. Удержание в сознании сохранения выполняемой деятельности до тех пор, пока не будет достигнута цель - регуляция и контроль.
Существуют психологические закономерности управления вниманием. Сознательный взрослый человек сам выбирает интересующие его объекты деятельности. Поэтому может управлять сознательно поставленной целью - управление произвольным вниманием. Здесь главное - постановка цели, ее эмоциональная окраска и значимость. Управление вниманием зависит от уровня сформированности волевой регуляции поведения. Чем больше сила воли, тем эффективнее управление вниманием.
Непроизвольным вниманием человека может управлять лишь другой человек, воздействуя через изменение ситуации, внешних обстоятельств - красочные условия, броские слова и т.д. (Например: обращаем внимание на яркую внешность, авангардную одежду, стильную прическу, на доступный график, красочную картинку и т.д.).


Внешние и внутренние проявления внимания


Психическое состояние внимания можно обнаруживать как внешними признаками, так и внутренними.
Внешнее состояние внимания - сосредоточенность на определенном объекте или группе объектов, заполняющее все время сознания.
Внутреннее состояние сосредоточенности - состояние при котором происходят мысли, переживания, решение математических задач (внутренний монолог, во время которого человек пытается разобраться в самом себе).
Основные черты сосредоточенности - полное или неполное прекращение движения человека; работа мимических мышц, которые способствуют лучшему восприятию объекта в фокусе внимания.
Противоположность сосредоточенности - рассеянность - неспособность человека сосредоточиться на чем-либо определенном в течение длительного времени. Встречаются два вида рассеянности:
1. Мнимая - невнимание человека к непосредственно окружающим предметам и явлениям, которые вызваны крайней сосредоточенностью на каком-то предмете (узость внимания - «профессорская» рассеянность).
2. Подлинная - внимание человека легко отвлекается, человек с трудом удерживает внимание на одном предмете произвольно, внимание легко переключается на другие виды деятельности.
Физиологической основой мнимой рассеянности выступает мощный очаг возбуждения в коре головного мозга, который «стягивает» на себя всю энергию от других очагов возбуждения, укрепляет его в своей силе. Остальные участки коры головного мозга находятся в торможении. (Например: ученый настолько сконцентрирован на теме своего изучения, что в его внимание не попадают другие предметы. Он не замечает других людей, не слышит вопросов.).
Физиологической основой подлинной рассеянности выступают очаги возбуждения, которые возникают и легко распространяются на другие зоны коры, т.к. в них недостаточная сила внутреннего торможения. Следовательно, создаются неустойчивые очаги оптимальной возбудимости. Внимание человека рассеянно, легко отвлекается. (Например: человек тратит много усилий, чтобы внимание было устойчивым.).


Развитие внимания


У ребенка в развитии внимания отмечают диффузный, неустойчивый ха- характер. Совершенствование внимания имеет место в дошкольном возрасте. Внимание здесь характеризуется внешней привлекательностью предметов, событий и т.д. Такое внимание сохраняется до того, пока есть непосредственный интерес. Это непроизвольное внимание, как основное в этом возрасте.
Развитие произвольного внимания связывают с регулируемым восприятием и активным овладением речью. Если ребенок рассуждает в слух, то можно достаточно долго удерживать внимание на объекте. Устойчивость внимания активно развивается у ребенка от трех до шести лет.
Отвлекаемость внимания 2-4 раза у 3-4 летнего ребенка - это в два раза больше, чем 2-4 раза у 6-7 летнего ребенка.
Во второй половине школьного возраста развивается показатель кон- цетрации внимания.
В начальной школе произвольное и непроизвольное внимание развивается одновременно.
К десяти годам (к четвертому классу школы) все показатели внимания можно прировнять к показателям взрослого человека.
Как считают психологи, то в подростковом возрасте можно наблюдать новую волну отвлекаемости внимания, но это не совсем верно. Дело в том, что подростку нужны более яркие стимулы, которые бы привлекали его внимание. У многих подростков вплоть до юношеского возраста отсутствуют способность к предварительному планированию деятельности, но имеет место стремление к саморегуляции.


Основные теории исследования внимания


Классические теории внимания - В. Вундт, Н.Н. Ланге, Т.А. Рибо,
Э. Титченер и др.
В. Вундт начал открывать науке апперцепцию, Н.Н. Ланге доказывал, что моторный компонент нервных импульсов есть основа контроля внимания. Т.А. Рибо подчеркивал приспособительный характер внимания - человек научается, словно дрессируется, увлекается и тем самым что-то делает произвольно. Механизм внимания двигательный - его основа - мышцы, которые выступают нормальным условием психической жизни. Движения - сосудодвигательные, дыхательные и чисто двигательные, которые обеспечивают очагу представление объекта внимания.
Э. Титченер (последователь В. Вундта) говорил о состоянии сознания. Описывал волну внимания, где верхний поток - ясное сознание, а нижний - смутное. Отсюда и колебания внимания, его распределение.
Теории ранней селекции внимания - Д. Бродбент и А. Трейсман
Внимание словно фильтр отбирает информацию на этапе продвижения информации к мозгу - на периферии - на сенсорном уровне. Это так называемое предвнимание.
Теории поздней селекции внимания - Д. Дойч, А. Дойч, Д. Норман Существует эффект привыкания к стимулам и с течением времени уменьшается или исчезает эффект первоначальной реакции. Следовательно, стимул фильтруется на уровне сличения мозгом стимула с его нейрофизиологической копией, которая сформировалась первичным восприятием. И в момент повторов информация обобщается как известная - активация ретикулярной формации ослабевает.
Источник: Психология: учебное пособие / Т.А. Мардасова, П.Р. Юсупов ; Алтайский государственный университет. - Изд. перераб. и доп. - Барнаул : АлтГУ, 2019. Учебное электронное издание

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.