Лекция «Память»
Лекции и практикум по психологии - Общая психология

1. Понятие памяти
2. Виды памяти
3. Основные процессы памяти
4. Совершенствование блока долговременной памяти
5. Законы памяти
6. Совершенствование учебного процесса

Понятие памяти

Память - форма психического отражения действительности, заключающаяся в закреплении и последующем воспроизведении своего опыта. Она позволяет человеку накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт. Все закрепление знаний и навыков относится к работе памяти. Соответственно этому пред психологической наукой стоит ряд сложных проблем, входящих в раздел изучения процессов памяти. Она ставит перед собой задачу изучения того, как запечатляются следы, каковы физиологические механизмы этого процесса, какие условия содействуют этому запечатлению, каковы его границы, какие приемы могут позволить расширить объем запечатленного материала.
С точки зрения В. Квинн, многие психологи сравнивают человеческую память с картотекой. Эта аналогия подразумевает, что вы извлекаете из окружающего мира информацию на какую-либо тему и затем храните ее в своем мозге. Если вы поместите ее в нужное место, то в случае необходимости вам легко будет ее извлечь. Но если вы поместите ее не в свою ячейку или забудете, где она хранится, то при извлечении (припоминании) этой информации у вас возникнут трудности.
Информация о событиях, объектах и впечатлениях, имевших место в прошлом оставляет следы в памяти, которые хранятся в головном мозге человека. Где точно локализовано это место ученые не определили, чаще они отвечают, что память располагается в разных участках.
Объем же памяти человека ученые единодушно считают огромным. В течение своей жизни человек задействует лишь ее малую часть, применяет мало возможностей своей памяти.
Процессы памяти - мнемические процессы: запоминание, сохранение, забывание и восстановление. Все эти процессы зависят от внешних и внутренних факторов. Например, от возраста, в детстве сильнее зависит, чем в старости. С возрастом ухудшается не память как таковая, а процесс запоминания. (М. Фарадей не мог в старости вспомнить свое открытие, которое сделал в молодости.) От внешних причин память также зависит. Правильная организация материала, предъявляемого для запоминания, помогает улучшить процесс запоминания в 10 раз.
Качества памяти: быстрота запоминания, длительность сохранения материала, объем памяти, точность воспроизведенного материала.

Виды памяти

Классификации могут быть разными:
1. по характеру психической активности:
- вербальная,
- образная,
- двигательная,
- эмоциональная.
Вербальная память - память на мысли, слова. Мысли могут быть воплощены в различную языковую форму, но, передавая мысль, стараемся передать основной смысл материала, если возникают трудности, то стараемся вспоминать их буквальное словесное оформление.
Образная память - память на представления, картины из природы и жизни, звуки, запахи и т. д. Возникновение ассоциативных образов, при воспоминании какого-то из определенных образов.
Двигательная память - запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. Этот вид памяти позволяет человеку сохранять и воспроизводить в нужные моменты различные двигательные компоненты - письмо, ходьбу и др.
Эмоциональная память - память на чувства. Эмоции сигнализируют человеку о том, как удовлетворяются его потребности. Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают в виде сигналов, либо побуждающих к действию, либо удерживающих от действий, вызвавших в прошлом отрицательные переживания.
2. по характеру целей деятельности:
- непроизвольная и
- произвольная.
Запоминание начинается с непроизвольного запечатления какой-либо деятельности. Человек запоминает то, что ему нравится, что производит на него впечатление. Этот вид памяти сильнее развит у детей, чем у взрослых, с годами ослабевает непроизвольность запоминания. Произвольная память появляется при целенаправленном запоминании информации, при использовании особенных приемов запоминания, определении цели - на какое время нужно запомнить, сколько запомнить.
3. по способам запоминания:
- логическая и
- механическая.
При механическом заучивании информации человек тратит много усилий и времени, причем результаты запоминания низки. Информация отправляется в долговременную память методом многократного повторения без осмысления. При логическом (смысловом) запоминании информации человек стремится выделить главные логические компоненты информации, пересказав ее своими словами, установить логические связки в запоминаемом материале.
4. по ведущей роли анализатора:
- зрительная,
- слуховая,
- осязательная,
- обонятельная,
- вкусовая.
Зрительная и слуховая память у человека развиты обычно более качественно, человек усваивает больше количество информации через эти каналы. (Если, конечно, не накладывается отпечаток профессии человека, например, дегустатор пищи, духов и др.) Осязательная память закрепляется за определенными вариантами прикосновений, тактильных ощущений, которые важны для человека. При подкреплении их эмоциями человек различает приятные и неприятные прикосновения, опасные, вредные и безопасные.
Основываясь на особенностях запоминания информации каждым человеком, можно выбрать эффективный способ заучивания материала. Кому- то лучше читать материал самому по написанному тексту - зрительная память, кому-то лучше слушать и запоминать - слуховая память, а кому-то удобнее, например, двигаться и читать, пересказывать материал - зрительнодвигательная память.
5. по длительности хранения информации:
- сенсорная,
- кратковременная,
- долговременная.

Основные процессы памяти

В психологии выделяют 4 процесса памяти, важные составляющие из которых она состоит: запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание.
В различных теориях описываются 3 блока памяти: сенсорный блок («сенсорный» означает «связанный с органами чувств»: зрением, слухом, осязанием, вкусом и обонянием), а также блоки кратковременной и долговременной памяти. Каждый из них играет огромную роль в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Их основное отличие заключается в порядке и продолжительности действия. Начинается процесс памяти с сенсорного блока - он длится всего несколько миллисекунд. Информация, поступившая в форме ощущений, на очень короткое время записывается, а затем либо передается в кратковременную память либо угасает.
В книге «Прикладная психология» В. Квинн пишет, что дальше за дело берется блок кратковременной памяти - его время ограничивается несколькими секундами. Информация же, которая «дошла» до блока долговременной памяти, может сохраняться всю жизнь.

Поступление информации

Сенсорная память

Кратковременная

Долговременная

Извлечение

 

 

память

память

информации

 

(часть не сохранилась)

(часть не сохранилась)

 

 

 

 

 

 

 

 

Блок сенсорной памяти
Когда человек видит, слышит, ощущает или получает какие-либо другие впечатления от внешнего мира, то сначала они передаются посредством органов чувств в сенсорную память. Сенсорная память фиксирует все стимулы, которые ощущает человек. Но эта информация хранится не больше 1 сек. Лишь очень малая часть информации передается в кратковременную память. Сейчас слушая лекцию, до вас одновременно долетают зрительные образы, тактильные ощущения и т.д., но помнить их, скорее всего, не будете. Хотя информацию лекции стоит запомнить.
Например, похлопайте легонько по коже своих рук. Последите за непосредственными ощущениями, а за тем, как они исчезают, как сначала есть реальное ощущение похлопывания, а затем - лишь воспоминание о том, что оно было.
Кратковременная память
До тех пор пока внимание человека находится в сосредоточенном состоянии, действует кратковременная память. Там хранится информация ограниченное время и в ограниченном объеме. Несмотря на индивидуальные различия, большинство людей могут одновременно манипулировать 7 единицами информации.
Например, ищем в телефонном справочнике номер автомобильной мастерской. Помнить его будем лишь столько времени, сколько нужно, чтобы набрать номер. Если через час снова понадобится туда позвонить, то номер будем искать в телефонной книге.
Информация может храниться в памяти отдельными единицами и группами, поэтому удобнее бывает объединять информацию. Например, чтобы запомнить номер телефона 219-45-17, можно запомнить всего три его составляющие - это 2, 1945 год окончания войны и 17, как последняя цифра года Октябрьской революции. Таким образом, занимаем всего 3 ячейки информации, остается еще 4. Группировка единиц информации применяется с целью экономии места для хранения сведений, а также для легкости запоминания.
По данным Чейза и Симона, 1973 год, шахматисты часто применяют метод группировки, чтобы запомнить расположение фигур на доске, т. к. за 2-3 сек., которые они смотрят на доску, они запоминают комбинации фигур и могут воспроизвести позже месторасположение всех 32 фигур.
Люди с хорошо развитой вербальной памятью очень быстро, по сравнению с остальными, объединяют информацию в группы. Кроме того, акцентируют внимание на ритм, интонацию и т. д., облегчая себе запоминание.
Информация способна удерживаться в кратковременной памяти несколько секунд, примерно через 10-12 сек. качество запоминания начинает ухудшаться, а через 20 сек., если информация не требуется, то она забывается. Для того, чтобы информация перешла в долгое хранение необходимы тренировка и повторение. Так, после отыскания номера в телефонной книге, лучше его повторять вслух. Существуют данные, что слуховая информация хранится дольше зрительной, следовательно, если вас отвлекут и нужно будет снова набрать номер через время, то он еще продолжит сохраняться в памяти.
Долговременная память
Большинство ученых психологов считают, что вся информация, которая удерживается в памяти дольше 5 минут, попадает в долговременную память.
Воспоминания могут храниться несколько минут, дней, месяцев, лет и всю жизнь. Следовательно, если в этой памяти хранится информация так долго, ее очень много, то объем ее не ограничен. Точный объем памяти не установлен, известно только, что он очень велик. Известно, что даже если информация будет поступать в течении 100 лет, то там останется еще место для нового материала. Поскольку там хранится очень много информации, то и извлечь нужное бывает сложно, т. к. необходимо отыскать информацию, на это уходит дольше всего времени.
Итак, запоминание информации - запечатление того, что воздействовало, сохранение некоторого следа от возбуждения в коре мозга. Сохранение информации - процесс хранения в мозге информации более или менее длительное время. Сохранение может быть динамическим и статическим. Статическое сохранение - процесс хранения информации в долговременной памяти. Динамическое сохранение информации проявляется в оперативной памяти человека, т. е. при работе с информацией. Реконструкции и изменениям больше подвержена информация в долговременной памяти, которая не применяется, с ней не происходит ни каких мыслительных операций. Узнавание происходит в момент восприятия какого-то предмета и означает, что ранее этот объект сформировал у человека личное впечатление. Здесь стоит отличать воспроизведение - это более сложный процесс. Воспроизведение чаще всего происходит как последовательное припоминание информации, это активный волевой процесс. Припоминая что-либо, человек перебирает в памяти факты, которые связаны с предметом воспроизведения. Здесь применяются законы ассоциации, т. е. перебирается не вся информация, а сокращенно, только та, которая нужна. Забывание выражается в невозможности вспомнить или в ошибочном узнавании и воспроизведении. Забывание проявляется в схематизации материала, отбрасывании отдельных его частей, иногда существенных, сведения новых представлений к привычным старым представлениям.
Психологии благодаря исследованиям Г. Эббингауза, стала известна кривая забывания. Эббингауз проводил опыты по заучиванию 13 бессмысленных слогов и отметил, что уже через 1 час после заучивания в памяти остается только 44% информации, через двое суток - лишь 28%, а в последующее время информация из памяти стирается все медленнее и медленнее.
Существует несколько причин забывания:
1. могли не знать об этом, т. е. информация не поступила в сенсорную память (Это даже не забывание, а не поступление информации);
2. не передали в КВП и ДВП, следовательно, не помним;
3. занимаются психологи: трудности с извлечением из памяти, здесь основные причины: вытеснение, подавление, амнезия, угасание за ненадобностью, искажение, интерференция, результат приема некоторых лекарственных препаратов.
Вытеснение - забывание, вызванное бессознательной блокировкой пугающих или угрожающих мыслей или событий. (Вытесняются только крайне неприятные эмоциональные переживания.)
Подавление - сознательный уход от неприятных мыслей и воспоминаний. (Например, забыть свой неприличный поступок, осознаем, что делаем.)
Амнезия - самая крайняя форма вытеснения личных воспоминаний. Бывает истерическая амнезия - амнезия, не имеющая органических или физиологических причин, обычно возникает после физических и психических травм и носит временный характер. Другой вид амнезии - органическая амнезия - амнезия, обусловленная физиологическими причинами. Глобальная деменциальная амнезия - форма амнезии, при которой человек рассеян и забывает события самого недавнего прошлого.
Угасание и искажение возникает в моменты, когда информация не бывает востребована длительное время. Здесь часто проявляется, что человек помнит различные не нужные мелочи и подробности, а в важном деле не помнит и общей схемы, примерного материала.
Интерференция - особого рода искажение информации. Проактивная интерференция - забывание новой информации из-за того, что она перепутывается с ранее полученным материалом. (Например, занимаемся английским языком, потом начинаем заниматься французским языком, позже пытаемся вспомнить что-то из французского, но не можем.) Ретроактивная интерференция - забывание, вызванное смешиванием старой информации со вновь полученным материалом. (Занимаемся английским языком, потом начинаем изучать французский, позже пытаемся вспомнить английский, но не можем.)
Воздействие некоторых лекарственных средств губительно для памяти. Ученый Макго в 1983 году вывел вещества улучшающие память: гормон эпинефрин и норэпинефрин. До этого в 1970 году этот же ученый доказал, что никотин и кофеин улучшают память, но при длительном их применении наоборот, разрушают память, т. к. отравляют мозг человека. Транквилизаторы также ухудшают память, например, диазепам блокирует память на 6 часов после приема лекарства. Марихуана и алкоголь блокируют блоки КВП и ДВП, человек может вспоминать, но не может запомнить ничего, даже свое поведение.
Совершенствование блока долговременной памяти
В большинстве своем психологи из всех методов выделяют 2 аспекта памяти:
- размещение информации в памяти,
- извлечение информации из памяти.
Размещение информации в памяти.
Часто здесь используется мнемоника или мнемотехника - приемы, облегчающие запоминание информации с помощью ее смысловой организации.
Например, чтобы запомнить глаголы 2 спряжения часто применяют стихотворение: «Гнать, держать, терпеть, обидеть, видеть, слышать,
ненавидеть».
Другой пример, цвета спектра по первым буквам слов: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».
Студенты, изучающие астрономию, для запоминания планет по мере удаленности от солнца используют фразу: «Морской Волк Замучил Молодого Юнгу, Совершенно Утомив Несчастного Подростка». Ряд планет: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.
Чтобы запомнить число Пи= 3,14159265358979 с точностью до 15 знаков, применяют английскую фразу, в которой подсчитывают буквы в словах и вспоминают все число. У этой фразы есть эквивалент в русском языке: «Как я хочу и желаю надраться до чертей после сих тупых докладов, наводящих тяжелую депрессию».
Психологи разрабатывают различные способы, которые позволяют облегчать процесс запоминания, хранения и воспроизведения информации. Для этого они включают в различные упражнения основные законы памяти.

Совершенствование процесса вспоминания


Часто говорим о том, что что-то вертелось на языке, а сказать не могли. Это ситуация, при которой не можем извлечь информацию из памяти.
1. Можно пройтись по всему пути, где могли оставить вещь, где изучали материал, что было рядом, что слышали и т. д., это помогает вспомнить важные детали.
2. Как вспомнить имя человек, если он кардинально поменял внешность, от этого даже имя забылось? (Привыкли видеть человека в костюме и при галстуке, а, попав на пляж, встретили в купальнике.) Можно перебирать алфавит в голове, первая буква в имени позволит вспомнить все имя быстрее.

Законы памяти


Закон 1 - осмысление. Самый простой и самый фундаментальный закон. Чем глубже осмысление запоминаемого, тем лучше, прочнее, легче и подробнее оно сохраняется в памяти. Лучшее средство здесь - пересказ материала своими словами, выделение опорных пунктов, кусочков текста.
Закон 2 - интереса. Интересное запоминается быстро и прочно. Почему? Потому что на это тратится меньше сил, информация запоминается как непроизвольная. Для того чтобы информация стала интересной, необходимо для себя сформулировать значимую цель, которая бы двигала процесс изучения. Необходимо, чтобы эта цель была лично значимой. Неинтересный материал нужно дробить, а интересным можно заниматься и 6 часов подряд, все равно при этом можно запоминать.
Закон 3 - объема знаний. Чем больше знаний по какому-то разделу накоплено, тем легче запоминается новый материал. Потому что легко находятся связки, сцепки и ассоциации. Следовательно, прежде чем изучать что-то, стоит вспомнить как можно больше по этому поводу, чтобы запомнилось лучше. Иначе может быть так, читал книгу, а перечитываешь через некоторое время, получается, будто первый раз читаешь.
Закон 4 - готовности к запоминанию. Некоторая установка на материал помогает запоминать. То на что нацеливаемся, то и видим, другого не замечаем. Это относится как к содержанию материала, так и к времени. Если ставить себе цель запомнить на время, то информация забудется еще до этого времени, еще раньше. А если запоминать на всю жизнь, то помнить человек будет больше информации и долгое время.
Закон 5 - одновременных впечатлений. По иному - это закон ассоциаций. Например, обстановка помогает вспомнить, а также элементы придуманных ситуаций, чтобы запомнить что-то. Например, забываем отправить письмо. Можно представить себе очень ярко адресата, который стоит где-то на дороге, а рядом есть почтовый ящик. Проходя мимо, он сам всплывет в памяти.
Закон 6 - последовательных впечатлений. Представления, возникающие друг за другом, вызывают при воспоминании следующие за собой, но не предыдущие. Поэтому важно помнить, что материал нужно учить целиком, а не частями, как учат в школе. Потому что если изучить один кусок, повторять его до помрачнения, потом другой и т. д., то в целостном воспроизведении возникает ситуация повторения и повторения одного и того же абзаца. Не образуется связка со следующим, а образуется с первой строкой этого же.
Закон 7 - усиления первоначального впечатления. Чем больше впечатление, чем ярче образ, чем больше каналов, по которым идет информация, тем запоминание прочнее. Поэтому важно усиливать первое впечатление образа. Здесь можно пользоваться принципом рационального и эмоционального усиления. Рациональное усиление осуществляется за счет направления информации по нескольким каналам - проговаривание, пение, спор, рисование и т. д. Эмоциональное усиление производится путем большей концентрации эмоций от получаемого материала, например, положительный эмоции лучше позволяют запоминать материал, если позже его нужно воспроизводить. Помним сильные впечатления - положительные и отрицательные, другое дело, что отрицательные легко могут вытесниться, т. к. это не приятно.

Совершенствование учебного процесса


Некоторые специалисты считают важным составление учебного графика - планирование времени. Важно ставить долгосрочные планы на семестр, потом краткосрочные планы на неделю и ближайшие - на каждый день.
Метод опорных слов. Суть метода состоит в том, что предлагается запомнить некоторое рифмованное стихотворение, а в ситуации необходимости запомнить что-то, важно прибавлять слова к этим фразам, чем смешнее и необычнее они будут, тем лучше запомнится. Позже, читая стихотворение можно вспомнить всю информацию.
Метод loci. («домашний» метод) Суть метода состоит в том, что нужно пройти по своему дому и присвоить номера тем предметам, которые проходите. Для запоминания позже списка чего-либо, или какой-то информации, можно добавлять предметы списка и ассоциировать их с чем-то в квартире, с номером.
(Например, капуста в кровати, очки на бра, полотенце у ботинка и т. д. Опять же, чем парадоксальнее, тем легче запомнить.)
Вспоминая контекст изучения материала, часто можно вспомнить весь материал. Цицерон, например, часто применял такой метод заучивания своих речей, раньше их читали наизусть, он соотносил части своей речи с теми местами в парке, где в тот момент гулял. Когда начинал читать речь в аудитории, то вспоминал свою прогулку по парку.
Установка на запоминание часто помогает более осмысленно и быстро запоминать материал.
Повторение материала должно осуществляться также по определенным правилам. Согласно кривой забывания, информация стирается из памяти сначала быстро, позже медленнее. Поэтому первый раз стоит повторять информацию сразу после заучивания, второй раз - через 20-30 минут, третий - через день, а четвертый - через 2-3 недели, пятый не раньше, чем через 2-3 месяца.
Источник: Психология: учебное пособие / Т.А. Мардасова, П.Р. Юсупов ; Алтайский государственный университет. - Изд. перераб. и доп. - Барнаул : АлтГУ, 2019. Учебное электронное издание

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.