На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Инновационные методики и их вклад в развитие личности
Инновационные методики и их вклад в развитие личности
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Аннотация: в статье рассмотрена проблема значимости развития навыков soft skits для формирования и развития личности, а также педагогические методики, способствующие развитию данных навыков.


Ключевые слова: личность, инновации, система навыков.


Современное образование требует принципиально новым подходов к организации процесса обучения и воспитания. Это вызвано быстрым изменением современных поколений, их динамичным развитием, изменением ожиданий общества от образования, изменением социального заказа со стороны государства. Анализ государственной политики в сфере образования, повестка дня экспертного сообщества, изменения, проводимые в государственной итоговой аттестации позволяют судить о том, что видение государства и его социальный заказ сводится к практикоориентированности образовательного процесса, развитие определенной системы творческих и коммуникативных навыков. Со стороны общество становится понятно, что помимо системы знаний и предметных навыков школа должна научить учиться. Это определено тем, что существование человека в современном обществе неизбежно приводит к тому, что на протяжении жизни необходимо неоднократно проходить повышение квалификации и переквалификацию. При этом, данное требование определяется не желанием человека, а динамичным развитием рынка труда.
Анализ качеств человека, востребованных в современном обществе, выдвигает на первый план систему soft skils. Если все навыки, формируемые системой образования, разделить на две большие категории, то мы получим: (hard skills) - твёрдые навыки и (soft skills) - мягкие навыки. Твёрдые навыки - это те, которые легко наблюдать, измерить и продемонстрировать, например, умение решать математические задачи, умение читать, владение иностранным языком, умение ездить на велосипеде. Твёрдые навыки необходимы, чтобы эффективно заниматься определенным видом деятельности. Сюда же включаются и профессиональные навыки. Мягкие навыки - это социальные навыки. Они не столь очевидно измеряемы, как твёрдые, но именно они наиболее эффективно помогают продемонстрировать и применить твёрдые навыки. Мягкие навыки необходимы в любом виде деятельности. К ним относятся умение общаться, работать в команде, убеждать, решать проблемы, принимать решения, управлять своим временем, мотивировать себя и других.
К инновационным методикам следует отнести диалоговые, игровые, развития творческих навыков, проектные, методики стимулирования социальной активности обучающихся как принципиально новые, современные, отчасти противостоящие системе традиционного образования. Их специфика - направленность на формирование таких значимых свойств личности как коммуникативные навыки, умение работать в команде, умение принимать решения и нести за них ответственность, умения находить качественную информацию и многие другие. Те цели, которые ставят перед собой данные методики соответствуют как интересам общества, и так и социальному заказу государства. Новые образовательные стандарты, которые действуют с 1 сентября 2021 делают акцент на формирование практических навыков и практикоориентированных знаний. Данные задачи лучше всего решают описываемые в статье технологии.
К наиболее значимым следует отнести диалоговые методики организации образовательного и воспитательного процесса. Диалоговые методики строятся на организации беседы учителя с отдельными учащимися или группой учащихся. Диалог может быть выстроен на основе создания учебной ситуации, исследования кейса, стимульного материала (видеофильм, видеофрагмент, схема, таблица). Ресурсы московской электронной школы и электронные доски с выходом в Интернет позволяют в качестве стимульного материала использовать видеозаписи. Перед началом их трансляции учащимся может быть сформулирован круг вопросов и заданий, который требует обсуждения в парах с представлением результатов совместной работы. Диалог не только повышает заинтересованность учащихся в изучении предмета, но и развивает навыки анализа видеотекста, фиксации необходимой информации, поиска необходимой дополнительной информации, ораторские способности, навыки демонстрации результатов исследовательской деятельности.
Диалоговые методики дополняются игровыми. В формате игры может быть организован урок повторения материала, опроса в начале урока. Суть игры «Ручеек» состоит в том, что учащиеся формулирует и задают друг другу вопросы. Каждый из участников игры отвечает на поставленный ему вопрос и задает следующий. Помимо игры-разминки игротехники могут включать в себя полноценные деловые игры. Они ставят задачу освоение практикоориентированных видов деятельности. Это может быть формирование и планирование семейного бюджета, торговля акциями на бирже, защита потребительских прав, развитие фирмы. Деловые игры включают в себя командное взаимодействие и сопровождаются презентацией, раздаточным материалом, решением кейсовых заданий. В процессе деловой игры отрабатываются помимо жизненно значимых навыков построения, планирования, прогнозирования, навыки работы в команде, принятия решений, анализа информации. Часто отработанные в игре навыки приводят к социальному успеху учащихся, возможности заработать первый капитал. Деловые игры могут дополняться игровыми симуляторами с использованием мобильных телефонов. Ярким примером такого симулятора является игра «Вклад», разработанная специалистами сбербанка.
Дополняются диалоговые и игровые методики техниками развития творческих способностей. Они разворачиваются в таких формах как творческие конкурсы, конкурсы рисунков, плакатов, где каждая команда предлагает и представляет свое решение поставленной задачи. В рамках подобных мероприятий успешно проходят конкурсы молодежных бизнеспроектов, конкурсы плакатов, товаров, которые Россия может поставлять на мировой рынок.
Значимым для развития личности в инновационной педагогической среде являются методики стимулирования социальной активности учащихся. В процессе самоорганизации учащиеся не только демонстрируют сформированные практические знания и навыки, но и выступают организаторами определенных форм деятельности. К таким значимым формам следует отнести организацию волонтерского движения (субботники, сборы макулатуры, помощь в подготовке школьных праздников), оказание помощи учителю в организации фото и видеосъемки, ведению социальных сетей и групп, проведение учебных мероприятия, организация шефства учащихся старшей школы над учащимися средней и начальной. Самоорганизации как социально значимая деятельности не только способствует презентации сформированных практических навыков, но и развивает навыки планирования, самоанализа, прогнозирования, развивает такие значимые свойства личности как социальная активность, ответственность, дисциплина и самоорганизация.

Список литературы

1. Волосков И.В. Социальная антропология / И.В. Волосков. - М., НИЦ Инженер, 2009. - С. 130.
2. Волосков И.В. Инновационные технологии организации работы с молодежью / И.В. Волосков // Актуальные проблемы инновационного развития образования. - М., Ритм, 2019. - С. 72-79.
3. Ткаченко А. В. Проектная методика преподавания социологии / А. В. Ткаченко // Актуальные проблемы инновационного развития образования. - М.

Источник: Актуальные вопросы саморазвития личности: психологопедагогический аспект : сборник материалов Всерос. науч.-практ. конф. с международным участием (Йошкар-Ола, 19 мая 2022 г.) / гл. ред. С.Н. Федорова; Марийский государственный университет. - Чебоксары: Среда, 2022. - 264 с.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.