На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Исследование коммуникативных навыков у младших школьников с ЗПР в условиях дополнительного образования
Исследование коммуникативных навыков у младших школьников с ЗПР в условиях дополнительного образования
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Лемтюгина Е.А.

Аннотация. Обозначена актуальность исследования коммуникативных навыков у младших школьников с ЗПР в условиях дополнительного образования. Раскрыты понятия коммуникативные навыки, ЗПР. В статье представлен уровень коммуникативных навыков у младших школьников с ЗПР.
Ключевые слова: коммуникативные навыки, условия дополнительного образования, задержка психического развития.
Среди детей, поступающих в первый класс, свыше 60% относятся к категории риска школьной, соматической и психофизической дезадаптации в силу имеющихся нарушений в развитии [12]. Тенденция детериорации состояния здоровья детей обуславливается несколькими факторами: состояние окружающей среды, экономическое положение в обществе, наследственность и здоровье родителей, условия жизни и воспитания в семье, в образовательном учреждении и т.д.

Закон «Об образовании в Российской Федерации» трактует статус «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий» [5].
Также в современной литературе можно встретить понятия «дети с особенностями развития» и «дети с ограниченными возможностями здоровья». Понятие «дети с особенностями в развитии» - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического здоровья, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Понятие «дети с ограниченными возможностями здоровья» охватывает категорию лиц, жизнедеятельность которых характеризуется какими-либо ограничениями или отсутствием способности осуществлять деятельность способом или в рамках, считающихся нормальными для человека данного возраста [2].
По Т.М Дридзе, коммуникативные навыки - это характеристика особенностей ориентации человека в коммуникационных процессах, отражающая степень адекватности понимания им интенциональности (основных смысловых доминант) коммуникатора [7].
Понятие «дети с ограниченными возможностями здоровья» обширно и включает в себя различные категории детей. Одной из таких категорий является задержка психического развития. На этом основании рассмотрим данную тему курсовой работы: «Исследование коммуникативных навыков у младших школьников с задержкой психического развития в условиях дополнительного образования».
На современном этапе приобретает особое значение проблема формирования и развития коммуникативных навыков у младших школьников с задержкой психического развития. Для всех категорий детей с ограниченными возможностями здоровья характерны нарушения речевого общения, у многих коммуникация осуществляется при активизации невербальных средств, таким детям присущи дефекты звукопроизношения, у некоторых затруднен процесс восприятия и осмысления содержания рассказов, сказок, связная речь не соответствует возрасту [4].
Следовательно, все это приводит к отсутствию коммуникативных навыков. А общение, в свою очередь, является обязательным условием существования человека, так как оно обогащает содержание детского сознания, способствует приобретению новых знаний и усвоению общественно - исторического опыта, накопленного предыдущими поколениями человечества.
Анализ психолого-педагогической литературы и статистических данных позволил выявить противоречие между развития коммуникативных навыков у младших школьников с задержкой психического развития в условиях дополнительного образования и отсутствием разработанных практических программ дополнительного образования для работы в данном направлении.
Проблеме формирования коммуникативных умений младших школьников посвящен ряд исследований, среди которых следует отметить работы А.Г. Антоновой, Е.А. Архиповой, О.А. Веселковой, Ю.В. Касаткиной, Р.В. Овчаровой и др. Вопросы специально организованной речевой деятельности, проблемы межличностного взаимодействия рассматривали Г.М. Андреева, Л.С. Выготский, В.А. Сухомлинский, С.Л. Рубинштейн, А.А. Леонтьев, В.А. Канн-Калик, А.А. Кидрон, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, А.М. Мудрик и др.
Известно, что общение (коммуникация) - это обмен сообщениями, информацией, которая подается в виде устных или письменных текстов язык, которым владеют собеседники. Реализовывается в речевых актах, различных по форме (диалог, полилог, монолог). Необходимым участником общения, кроме говорящего, есть слушатель (реальный или воображаемый). Речь, таким образом, это конкретное говорение, устное или письменное, а также восприятие (слушание или чтение). Под понятием «общение» понимается сложный процесс взаимодействия между людьми. Общение - это процесс межличностного взаимодействия, порождаемый потребностями взаимодействующих субъектов и направленный на удовлетворение этих потребностей [11].
Говоря о коммуникативных навыках, следует выделить нюанс между понятиями «общение» и «коммуникация», которые в реальной жизни часто ошибочно приравниваются. Понятия «общение» и «коммуникация» имеют общие и отличительные признаки. Объединяет эти понятия их соотнесенность с процессами обмена и передачи информации, и связь с языком как средством передачи информации. Отличительные признаки обусловлены различием в объеме содержания этих понятий (узком и широком). В отличие от общения, коммуникация — это социально-обусловленный процесс передачи и восприятия информации как в межличностном, так и в массовом общении по разным каналам при помощи различных вербальных и невербальных коммуникативных средств. Коммуникация (от лат. communicatio — сообщение) — это специфический обмен осмысленной информацией, процесс передачи эмоционального и интеллектуального содержания от человека, группы или организации другому человеку, группе или организации.
По мнению педагога Е.В. Соколовой, взрослый, который обладает высокой компетентностью в общении, - наиболее вероятный образец для ребенка. При этом не просто образец для подражания. Воспринимая те нормы и стиль взаимодействия, которые демонстрирует взрослый, ребенок принимает их как естественные и строит на их основе свой собственный стиль общения [11].
К числу наиболее важных личностных проявлений, составляющих коммуникативный потенциал, относят: уровень потребности в общении; его локализованность; наличие установки на общение с другими людьми; особенности эмоциональной реакции на партнера; собственное самочувствие человека в ситуации общения, а также коммуникативные умения и навыки [1 ].
Ребенок всему учится в общении со взрослыми, ранний опыт дошкольника создает тот фон, который ведет к развитию речи, умению слушать и думать, подготавливает ребенка к вычленению смысла слова. Однако задачи коммуникативного развития дошкольника не исчерпываются умением элементарно осознавать факты слышимой речи и словесно формулировать мысль. Ребенка надо научить не только отвечать на вопросы взрослого, но и самому их задавать, инициативно высказываться, налаживать взаимодействие, устанавливать с окружающими доверительные, личностные, эмоционально положительные контакты, вежливо вести спор, поддерживать содержательный разговор, беседу.
С первых дней пребывания в школе ребенок включается в процесс межличностного взаимодействия с одноклассниками и учителем. На протяжении младшего школьного возраста это взаимодействие имеет определенную динамику и закономерность развития. В период адаптации к школе общение с одноклассниками, как правило, отступает у первоклассников на второй план перед множеством новых школьных впечатлений. Контакт между собой дети осуществляют посредством учителя [13].
Имеющийся опыт использования игровых методик в отечественной и зарубежной школе доказывает, что развивать коммуникативные навыки и социальное поведение целесообразно в процессе сюжетно - ролевой игры как наиболее точной и доступной модели общения младших школьников.
В основу такой игры положен процесс ролевого общения обучающихся в соответствии с распределенными между ними ролями и наличием коммуникативной игровой ситуации, объединяющей игровой материал. Игра предполагает создание воображаемых (условных) ситуаций и их обыгрывание. Создание образов и их проигрывание и является составными компонентами коммуникативной игры, которая используется для тренировки навыков и умений общаться и может проводиться в парной (диалог) или групповой (полилог) форме с последующим анализом речевых действий участников игры. Сюжеты таких игр представляют реальные и вымышленные ситуации общения
[3].
Развитие коммуникативных умений в ходе ролевого общения обучающихся осуществляется учителем поэтапно и заключается в следующем:
- раскрытие обучающимся значения коммуникативных умений;
- ознакомление обучающихся с содержанием и структурой умений при распределении ролей;
- включение обучающихся в выполнение совместных игровых заданий по овладению коммуникативными умениями;
- совершенствование усвоенных школьниками коммуникативных умений в их творческой деятельности [3].
В образовательной среде всегда были дети, имеющие трудности в обучении, они есть и сейчас. Основной причиной таковых трудностей в обучении и воспитании таких детей является особое, по сравнению с нормой, состояние развития психики личности ребенка. Это состояние в дефектологии получило название «задержка психического развития».
Термин «задержка психического развития» впервые был предложен в 1959 году Г. Е. Сухаревой. Под задержкой психического развития понимают замедление нормального темпа психического созревания по сравнению с принятыми возрастными нормами. Запаздывание психического развития начинается в раннем детском возрасте без предшествующего периода нормального развития, характеризуются стабильным течением [10].
Понятие «задержка психического развития» имеет временный характер отставания, преодолевается с возрастом тем успешнее, чем раньше будут созданы нужные условия для обучения, воспитания и развития детей данной категории. Таким образом, задержка психического развития - это группа расстройств, различных по этиологии, патогенезу, клинических проявлений, особенностям динамики, которые занимают промежуточные положения между интеллектуальной нормой и олигофренией [8].
Можно дать обобщенную характеристику детей с задержкой психического развития:
- поведение детей данной категории соответствует младшему возрасту. Они менее активны, безынициативны, у них слабо выражены познавательные интересы, в отличии от их нормально развивающихся сверстников;
- дети значительно отстают по уровню сформированности регуляции и саморегуляции поведения. Поэтому они не могут длительное время сосредоточиться на каком-либо одном занятии;
- ведущая игровая деятельность у них тоже ещё недостаточно сформирована;
- отмечается недоразвитие эмоционально-волевой сферы, которое проявляется в примитивности эмоций и частой смене настроения;
- дети данной категории значительно отстают в речевом развитии, от нормально развивающихся дошкольников. Проявляется это в узком, ограниченном словаре, в недостаточном уровне сформированности грамматического строя, в наличии недостатков произношения и звукоразличения, а также в низкой речевой активности [6].
Г оворя об особенностях развития коммуникативных навыков у младших школьников с задержкой психического развития необходимо, прежде всего, сказать о снижении потребности в общении, в отличие от нормально развивающихся сверстников. Следующая особенность развития коммуникативных навыков у младших школьников с задержкой психического развития - это отсутствие интереса к деятельности сверстников, в то время как нормально развивающиеся дети уже к 4-5 годам обращают внимание на действия ровесников, могут их прокомментировать и дать совет.
Так же младшие школьники данной категории безразлично относятся к эмоциональным состояниям сверстников и к критике в свой адрес. У них нет предпочтений при выборе партнера для общения или игры, так как для них сверстник не имеет субъективной значимости. Дети предпочитают играть в одиночку, но в тех редких случаях, когда они играют друг с другом, их действия часто носят несогласованный характер, а процесс общения имеет эпизодический характер и наблюдается в единичных случаях.
На более низком уровне развития находится общение с взрослыми. Младшие школьники с задержкой психического развития крайне редко обращаются за помощью к взрослому, однако дети охотнее идут на контакт со взрослым и легче принимают от него помощь, если общение с ним имеет положительную эмоциональную окраску, когда создается ситуация успеха и доверия. Детям необходимо слышать от взрослого краткие вербальные оценки, обязательно положительные, такие как «молодец», «правильно» [9].
Исследование коммуникативных навыков у младших школьников с ЗПР я провела во 2-х классах. В исследовании приняли участие 12 обучающихся с ЗПР. Средний возраст испытуемых 8 лет. Исследование проводилось с помощью следующих методик: Методика для выявления коммуникативных возможностей, Н.Е. Веракса; Изучение речи младших школьников в общении со сверстниками и взрослыми, Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина; Беседа с неоконченными ответами «Как бы ты поступил, если бы...»; Методика «Раскрась рукавички». 
Для исследования коммуникативных навыков было проведено исследование по методике Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной «Изучение речи младших школьников в общении со сверстниками и взрослыми» (рис.1).

Количество испытуемых в %

 

 

 

 

 

33%

 

 

 

67 %

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0%
Высокий

 

Средний

 

Низкий

 

Уровень коммукативных навыков

Рисунок 1 - Результаты изучения коммуникативных навыков по методике

Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной
Анализ результатов показал, что 67 % обучающихся 1 класса с задержкой психического развития имеют низкий уровень коммуникации при обращении друг к другу, к учителю. Это говорит о том, что ребята могут испытывать большие затруднения при установлении контакта со сверстниками и взрослыми, а также выразить себя, свои мысли и чувства, таких детей пугают ситуации, при которых необходимо взаимодействие с учителем.
Наблюдение за детьми проводилось в естественных для них условиях - на коррекционном занятии педагога-психолога. Было отмечено, что при обращении к учителю дети обращались на «ты». Не проявляли интереса к тестовым заданиям, но предложенные задания выполняли до конца. Допущенные ошибки исправляли после указания на них взрослого. У 33% детей речь бедная, предложения односложные. Рассказ бедный по содержанию, невыразительный. Описание в рассказе недостаточно полное и не всегда связное. Развитие мышления и развитие речевой функции не соответствует возрастной норме.
Рассмотрим результаты эксперимента полученные по методике «Как бы ты поступил, если бы ... » (рис.2)

Количество испытуемых в %

 

 

 

 

 

58%

 

 

 

42%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0%
Высокий

 

Средний

 

Низкий

 

Уровень коммукативных навыков


Рисунок 2 — Результаты изучения коммуникативных навыков по методике «Как бы ты поступил, если бы ... »
Отвечая на первый вопрос, 25 % детей говорили о том, что, если бы они заметили, что кто-то из детей сидит грустный, они бы постарались развеселить его - дать игрушку, конфету, пригласили бы поиграть вместе. 75 % детей говорили, что они не стали бы подходить к ребенку или просто не знали, как поступить в данной ситуации.
Отвечая на второй вопрос, 16 % детей сказали, что они бы поделились, если бы у их товарища не хватало кубиков. Из 12 детей, 84 % ответили только после наводящих вопросов.
Отвечая на третий вопрос, 41 % детей сказали, что они бы пожалели товарища, успокоили бы его. 8 % не смогли смоделировать ситуацию, назвала только причину, почему упал ребенок. Другте 8 % сказали, что необходимо приклеить что то, что бы не было крови и сказать, что так больше делать не надо.
Таким образом, по диаграмме (рис.2) можно сделать вывод, что дети частично умеют взаимодействовать друг с другом - это 52 % детей (средний уровень). Не смотря на то, что дети способны делиться игрушками с другими детьми, попросить о помощи или попросить поделиться они не хотят или не умеют. Большое количество детей затруднялись ответить на вопросы. Дети больше взаимодействуют друг с другом, чем со взрослыми. При необходимости некоторые дети способны пожалеть другого. Обращаться за помощью к взрослым они еще не научились, что составило 42 % детей (низкий уровень).
Рассмотрим результаты изучения коммуникативных навыков у младших школьников с задержкой психического развития по методике Г.А. Цукерман «Рукавички» (рис.3).

Количество испытуемых в %

 

 

 

 

 

33%

 

 

 

67 %

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0%
Высокий

 

Средний

 

Низкий

 

Уровень коммукативных навыков

Рисунок 3 — Результаты изучения коммуникативных навыков по методике Г.А. Цукерман
«Рукавички»
Изучая сформированность коммуникативной компетенции детей старшего дошкольного возраста с ЗПР по методике «Раскрась рукавички» и получив результаты, были получены следующие данные.
33 % детей (2 пары) рисуют, не совещаясь друг с другом. Но наблюдают за работой соседа, пытаются повторить за ним. В узорах наблюдается частичное сходство. Уровень коммуникативных навыков у этих детей по данной методике - средний.
67 % детей (4 пары) рисуют, не обращая внимания друг на друга, каждый рисует, как ему хочется. Сходства в рисунках не наблюдается. Уровень коммуникативных навыков у этих детей по данной методике - низкий.
Рассмотрим результаты исследования коммуникативных навыков по методике Н.Е. Веракса «Методика для выявления коммуникативных возможностей» (рис.4).

Количество испытуемых в %

 

 

 

 

 

8%

 

 

 

75%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0%
Высокий

 

Средний

 

Низкий

 

Уровень коммукативных навыков

Рисунок 4 — Результаты изучения коммуникативных навыков по методике Н.Е. Веракса
Исходя из результатов исследования (рис.4) можно сделать вывод, что 8 % обучающихся распознают не все ситуации взаимодействия и, соответственно, вычленяют не все задачи, предъявляемые взрослыми.
Поведение таких детей не всегда соответствует правилам ситуации. Такие дети затрудняются в различении эмоционального состояния сверстников и имеют существенные проблемы в общении.
Таким образом, у 75 % обучающихся с задержкой психического развития коммуникативные навыки не сформированы. Речь обучающихся носит ситуативный характер, не всегда адекватно используются слова в контексте ситуации. Активный словарный запас ниже нормы. У некоторых обучающихся отмечается нарушение звукопроизношения, а именно замена звука «р» на «л». Связная речь в стадии формирования. Потребность в общении снижена. Также присутствует недоразвитие мелкой моторики, наблюдается недостаточная координация кистей руки.
Говоря об особенностях развития коммуникативных навыков у младших школьников с задержкой психического развития необходимо, прежде всего, сказать о снижении потребности в общении, в отличие от нормально развивающихся сверстников. Следующая особенность развития коммуникативных навыков у младших школьников с задержкой психического развития - это отсутствие интереса к деятельности сверстников. Так же младших школьников данной категории безразлично относятся к эмоциональным состояниям сверстников и к критике в свой адрес, процесс общения имеет эпизодический характер и наблюдается в единичных случаях. На более низком уровне развития находится общение со взрослыми. Младшие школьники с задержкой психического развития крайне редко обращаются за помощью к взрослому, однако дети охотнее идут на контакт со взрослым и легче принимают от него помощь, если общение с ним имеет положительную эмоциональную окраску, когда создается ситуация успеха и доверия. Детям необходимо слышать от взрослого краткие вербальные оценки, обязательно положительные, такие как «молодец», «правильно» [9].
Таким образом, можно сделать вывод, что многие коммуникативные навыки самостоятельно у младших школьников с задержкой психического развития не формируются или формируются не в полном объеме. Для их формирования и развития необходима целенаправленная коррекционная работа, проводимая систематически.


Библиографический список

1. Акимова, М. К. Психологическая диагностика / М. К. Акимова; под ред. М. К. Акимова. СПб. : Питер, 2015. - 304 с.
2. Бондаренко, Б. С. Комплексная реабилитация детей с ограниченными возможностями вследствие заболевания нервной системы: методические рекомендации / Б. С. Бондаренко. - М. : ВЛАДОС, 2015. - 300 с.
3. Венгер, Л. А. Сюжетно-ролевая игра и психическое развитие ребенка. Игра и её роль в развитии ребенка дошкольного возраста /Л. А. Венгер. - М. : Педагогика, 2017. - 172 с.
4. Егорова, Т.В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями: учеб. пособие / Т.В. Егорова. - Балашов : Николаев, 2014. - 80 с.
5. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ [Электронный ресурс].
6. Защиринская, О. В. Психология детей с задержкой психического развития : учеб. пособие : хрестоматия / сост. О. В. Защиринская. - СПб. : Речь, 2014. - 168 с.
7. Киселева, В. А. Речевая деятельность детей с ЗПР: своеобразие или нарушение? / В. А. Киселева. - 2007. - № 3. - С. 3-13.
8. Лебединский, В. В. Нарушение психического развития / В. В. Лебединский. - М. : Педагогика, 2015. - 306 с.
9. Лисина, М. И. Влияние общения со сверстниками на познавательную активность дошкольников / М. И. Лисина, Т. Д. Сарториус; под ред. Д. Б. Эльконина, И. В. Дубровиной. - М. : Просвещение, 2016. - 169 с.
10. Слепович, Е. С. Специальная психология: учеб. пособие для вузов / Е. С. Слепович, А. М. Поляков, Т. И. Гаврилко. - Минск : Высш. шк., 2012. - 215 с.
11. Соколова, Е. В. Психология детей с задержкой психического развития: учеб. пособие / Е. В. Соколова. - М. : Сфера, 2017. - 318 с.
12. Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования [Электронный ресурс]. )
13. Фопель, К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / К. Фопель - М.: Генезис, 2014. - 134 с.
Источник: Психолого-педагогическое пространство детства: поиски, проекты, исследования [Текст] : сборник научно-методических статей / под ред. О. Г. Филипповой. - Челябинск: Издательский центр «Титул», 2019. - 180 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.