На главную Документация школьного психолога Информация школьному психологу Ребенок с трудностями в обучении и с нарушениями в коммуникативной сфере.
Ребенок с трудностями в обучении и с нарушениями в коммуникативной сфере.
Документация школьного психолога - Информация школьному психологу

Методические рекомендации для школьных специалистов при работе с ребеноком с трудностями в обучении и с нарушениями в коммуникативной сфере.

Рекомендации для учителя- дефектолога:

  • Необходимо создать пространственно-развивающую среду, соответствующую индивидуальным особенностям ребенка. Это "уголок уединения" в форме игрового домика, где ребенок находит комфортную для себя обстановку.

 

  • Учет принципа структурирования пространства. Оформление помещений должно облегчать ориентирование и давать однозначную информацию об их функциях. Рабочие и игровые зоны должны быть четко отделены друг от друга. Так различные столы или скатерти разного цвета для каждого вида деятельности помогают ребенку распознать, что его ожидает. Клейкая лента, цветной квадрат- символ помогут ребенку понять, что именно здесь находятся его игровая, рабочая зона. Такие же условные обозначения должны быть на шкафчике ребенка, его обеденном столе.
  • Важным является учет сенсорной восприимчивости ребенка с нарушениями в общении. Необходимо сократить отвлекающие факторы. Защитные экраны или ширмы, индивидуальные столы, оснащение помещений малым количеством раздражителей помогают предотвратить дополнительный стресс.
  • У детей с аутизмом плохо развито чувство времени, им необходима информация извне (составление распорядка дня). Ребенку нужно сообщать о предстоящем событии. Для этого на специальной полке размещают в определенном порядке реальные предметы (фотографии, рисунки) либо слева направо, либо сверху вниз.
  • Подготовленные игры и задания используются всегда в одной и той же последовательности (обычно слева-направо). Слева всегда находятся невыполненные задания, справа-выполненные задания, которые складываются в корзину. Как только все окажется в «корзине выполненных заданий», деятельность прекращается, и следующий символ указывает на то, что будет дальше.

Рекомендации для педагога- психолога при работе с ребенком с трудностями в обучении и с нарушениями в коммуникативной сфере:

  1. При контакте с ребенком необходимо исключить психологическое давление на него. Необходимо избегать ситуаций, провоцирующих вспышки негативизма, предупреждать нежелательные реакции ребенка.
  2. Важно предупреждать утомляемость путем своевременной смены и подбора видов деятельности и предметов.
  3. При организации работы с ребенком необходимо опираться на его интересы и влечения. Если в организации ситуаций общения и выборе предметов следовать предпочтениям ребенка, возможности плодотворного контакта увеличиваются.
  4. Дети с аутизмом испытывают трудности в понимании вербальной информации. Лучше всего они понимают краткие четкие инструкции.
  5. Если ребенок пытается уйти, его не нужно задерживать. Нужно дать ребенку возможность отдохнуть, не прерывая по возможности тактильного контакта.
  6. При организации работы с ребенком включается сенсорная стимуляция. Это могут быть игры с водой, песком, бумагой, музыкальными игрушками. Действия с этими предметами производит то ребенок, то взрослый. Это расплескивание воды, разбрасывание кубиков, бумаги (изображение дождя, шторма, снегопада и др.) Уместной будет игра ребенка и двух взрослых, один из которых помогает ребенку и играет его руками.
  7. Для коррекции страхов у детей с аутизмом нужно ввести в игру ребенка пугающий его предмет, а затем попытаться расправиться с ним. Игра при этом носит социальный характер. Так ребенок может стать добрым волшебником, который наказывает злых людей. Эффективным приемом служит совместное рисование (ребенок рисует свои страхи, а взрослый на глазах у ребенка стирает это изображение). Можно попросить ребенка просто пожалеть то, что его пугает (проигрывание ситуации).
  8. Работа с аутичным ребенком должна проводиться только индивидуально.

Учитель- дефектолог Буйницкая Е.Л. г.Витебск

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.