Документация школьного психолога -
Информация школьному психологу
|
Методические рекомендации для школьных специалистов при работе с ребеноком с трудностями в обучении и с нарушениями в коммуникативной сфере.
Рекомендации для учителя- дефектолога:
- Необходимо создать пространственно-развивающую среду, соответствующую индивидуальным особенностям ребенка. Это "уголок уединения" в форме игрового домика, где ребенок находит комфортную для себя обстановку.
- Учет принципа структурирования пространства. Оформление помещений должно облегчать ориентирование и давать однозначную информацию об их функциях. Рабочие и игровые зоны должны быть четко отделены друг от друга. Так различные столы или скатерти разного цвета для каждого вида деятельности помогают ребенку распознать, что его ожидает. Клейкая лента, цветной квадрат- символ помогут ребенку понять, что именно здесь находятся его игровая, рабочая зона. Такие же условные обозначения должны быть на шкафчике ребенка, его обеденном столе.
- Важным является учет сенсорной восприимчивости ребенка с нарушениями в общении. Необходимо сократить отвлекающие факторы. Защитные экраны или ширмы, индивидуальные столы, оснащение помещений малым количеством раздражителей помогают предотвратить дополнительный стресс.
- У детей с аутизмом плохо развито чувство времени, им необходима информация извне (составление распорядка дня). Ребенку нужно сообщать о предстоящем событии. Для этого на специальной полке размещают в определенном порядке реальные предметы (фотографии, рисунки) либо слева направо, либо сверху вниз.
- Подготовленные игры и задания используются всегда в одной и той же последовательности (обычно слева-направо). Слева всегда находятся невыполненные задания, справа-выполненные задания, которые складываются в корзину. Как только все окажется в «корзине выполненных заданий», деятельность прекращается, и следующий символ указывает на то, что будет дальше.
Рекомендации для педагога- психолога при работе с ребенком с трудностями в обучении и с нарушениями в коммуникативной сфере:
- При контакте с ребенком необходимо исключить психологическое давление на него. Необходимо избегать ситуаций, провоцирующих вспышки негативизма, предупреждать нежелательные реакции ребенка.
- Важно предупреждать утомляемость путем своевременной смены и подбора видов деятельности и предметов.
- При организации работы с ребенком необходимо опираться на его интересы и влечения. Если в организации ситуаций общения и выборе предметов следовать предпочтениям ребенка, возможности плодотворного контакта увеличиваются.
- Дети с аутизмом испытывают трудности в понимании вербальной информации. Лучше всего они понимают краткие четкие инструкции.
- Если ребенок пытается уйти, его не нужно задерживать. Нужно дать ребенку возможность отдохнуть, не прерывая по возможности тактильного контакта.
- При организации работы с ребенком включается сенсорная стимуляция. Это могут быть игры с водой, песком, бумагой, музыкальными игрушками. Действия с этими предметами производит то ребенок, то взрослый. Это расплескивание воды, разбрасывание кубиков, бумаги (изображение дождя, шторма, снегопада и др.) Уместной будет игра ребенка и двух взрослых, один из которых помогает ребенку и играет его руками.
- Для коррекции страхов у детей с аутизмом нужно ввести в игру ребенка пугающий его предмет, а затем попытаться расправиться с ним. Игра при этом носит социальный характер. Так ребенок может стать добрым волшебником, который наказывает злых людей. Эффективным приемом служит совместное рисование (ребенок рисует свои страхи, а взрослый на глазах у ребенка стирает это изображение). Можно попросить ребенка просто пожалеть то, что его пугает (проигрывание ситуации).
- Работа с аутичным ребенком должна проводиться только индивидуально.
Учитель- дефектолог Буйницкая Е.Л. г.Витебск |