Изотерапия для младшего школьника с ЗПР
Коррекционная работа психолога в школе - Коррекционно-развивающие занятия

Программа и методические рекомендации по изотерапии для детей с ЗПР.

Учитель: Вдовина Марина Васильевна.

МОУ СОШ № 40

Одним из наиболее важных и актуальных направлений работы с проблемными детьми является возможная коррекция недостатков развития ребенка. Особый интерес при осуществлении коррекционно-развивающей работы с детьми с ЗПР представляет достаточно новый в настоящее время метод – арттерпия. Среди всех средств арттерапии наиболее широкое применение у педагогов является – изотерапия.

Изотерапия является универсальной технологией, которую можно использовать как для отдельной работы с проблемными детьми, так и для совместного детского и детско-родительского творчества. В основе изотворчества лежит особая «сигнальная цветовая система», когда с помощью цвета ребенок
сигнализирует о своем эмоциональном состоянии. Изотерапия, с одной стороны, метод художественной рефлексии, с другой стороны, технология, позволяющая раскрыть художественные способности ребенка, с третьей стороны - это методпсихокорекции, с помощью которого можно
корректировать эмоциональное состояние ребёнка и помогать решать его внутренние психические проблемы.
Организуя занятия по изотерапии, педагог реализует следующие функции:
-эмпатическое принятия ребёнка;
-создание психологической атмосферы и психологической безопасности;
-эмоциональная поддержка ребенка;
Изотерапия позволяет педагогу объединить индивидуальный подход к ребенку и групповую форму работы. Как правило, изотерапия сочетается с музыкотерапией и обязательно присутствует в программе по игровой коррекции и обогащая развивающие возможности игры.
На занятиях по изотерапии педагог непосредственно осуществляет лечебное воздействие на психику, коррекцию посредствам изобразительной деятельности. Рисуночная терапия выполняет определенную психотерапевтическую функцию, помогая ребенку справиться со своими психологическими проблемами, и рассматривается как проекция личности ребенка, как символическое выражение его отношение к миру. Изобразительно-игровое пространство, материал, образ в рисунке является для проблемных детей средством психологической защиты, которое помогает в трудных обстоятельствах.

Содержание программы по изотерапии.

Тема занятий

Краткое содержание занятия

1.

Я дома

Свободный рисунок. Каждый ребенок рисует себя дома, все, что он хочет, как он представляет себя дома. Затем рассказывает, что он нарисовал, почему он нарисовал именно это, кому он хочет показать этот рисунок дома.

2.

Автопортрет

Каждый ребенок рисует себя, свой портрет, а затем на очередном родительском собрании, воспитатель готовит выставку автопортретов, и предлагает родителям найти своего ребенка, а затем проанализировать его рисунок, основываясь на самоощущениях от работы.

3.

Мои родители

Каждый ребёнок рисует своих родителей. Никаких дополнительных инструкций ему больше не даётся, но затем воспитатель анализирует как нарисованы родители, какого они размера, вместе они стоят или отдельно, кто из других членов семьи нарисован и.т.д. Данный рисунок- показатель внутрисемейных отношений.

4.

 

Моё любимоё занятие

Свободное рисование. Каждый ребенок рисует свое любимое занятие: или как он играет, или как ему читают книгу и т.д. Воспитатель подсказывает индивидуально ребенку, если он затрудняется выбрать себе тему. Если ребенок затрудняется выбрать себе тему, то вероятнее всего у него есть некоторые проблемы в данной области.

5.

Я в будущем

Свободное рисование рисунка себя, когда вырастишь, кем ребёнок хочет стать, кем работать, какой он будет большим. После того, как рисунки готовы, всем вместе поговорить о том, какие профессии существуют, кем работают родители детей.

6.

 

 

 

 

 

Изотворчество
(опыт 1)

Каждый ребенок рисует на одном листе один, под спокойную музыку. Установка: Послушайте своё дыхание, свою душу, тихо, тихо скажите сами себе: «Своё имя, я тебя люблю». Сейчас вы будете рисовать под музыку, все, что вам хочется, что вы увидели, можете нарисовать своё дыхание, свою душу, свою любовь к себе. Рисуйте, разговаривать не надо, слушайте музыку и ищите краски, которые вам очень нравятся.

 

7.

Что я люблю

Совместное рисование. Рисуют дети в группах (по усмотрению воспитателя) на одном листе. Что каждый из них любит (делать, есть, читать, играть и т.д.). Затем воспитатель говорит, что получились общие работы, на которых нарисованы любимые занятия наших детей, давайте посмотрим, что любят наши ребята (должен состояться разговор по работам).

8.

Кактус

Ребятам дается установка (рисовать можно любыми средствами): Нарисуй кактус, какой ты его себе представляешь. Затем воспитатель может проанализировать этот рисунок по методике, которая прилагается в методических рекомендациях.

9.

Чего я боюсь

Свободное рисование на тему, когда рисунок выполнен, ребёнок говорит, он нарисовал, а затем раскрашивает свой рисунок яркими красками и делает рисунок радостным (дорисовывает глаза, улыбающийся рот), пока то, что он нарисовал, не начнет ему нравиться.
Вариант этого занятие – рисунок по кляксам (приготовленным заранее воспитателем) – ребёнок дорисовывает эту кляксу до чего конкретного, а затем делает её весёлой, радостной.

10.

Изотворчество

(опыт 2)

Каждый ребёнок ищет себе пару, с кем он будет рисовать или воспитатель сам помогает найти партнёра. Дети берутся за руки и закрывают глаза. Молча они стараются почувствовать друг друга, услышать дыхание другого человека. Затем открывают глаза и рисуют красками молча вместе на одном рисунке. Когда работы готовы устраивается выставка и анализ работ.

11.

Любовь

Ребята под лирическую музыку рисуют любовь, как они понимают это состояние, чувство, обязательно рисуют красками. Воспитатель помогает детям вопросами: какого цвета любовь, какая она - любовь, кого вы любите, как вы любите, кто любит вас и т. д.
После окончания работы каждый ребёнок дарит свой рисунок, кому он хочет ( в группе или дома).

 

 

12.

 

 

 

Я в детском саду

Коммуникативное рисование. Ребята в парах рисуют на одном листе свою группу, как они занимаются или как играют – это они определяют сами ( если надо – воспитатель им помогает). Затем ребята рассказывают, что они нарисовали, что они чувствовали. Нравиться ли им в детском саду, что им нравиться.

13.

День рождение

Воспитатель даёт инструкцию: «Сегодня мы поиграем в день рождение. Давайте нарисуем стол, на столе именинные свечи, вокруг стола нарисуем стулья – кружочки. Выберите стул, на который сядешь ты. Этот стул надо отметить звездочкой или снежинкой ( здесь можно проверить сформированность самоидентификации: мальчик выбирает звездочку, а девочка- снежинку). Кого ты хочешь посадить рядом с собой, с одной стороны, с другой стороны (всех можно обозначать буквами (м-мама, п-папа, б-баба и т. д.)). Ребенок должен заполнить все стульчики.». Для более успешного выполнения этого упражнения, лучше после выполнения задания поговорить с каждым ребёнком индивидуально, воспитателю может помочь психолог или другие педагоги.

14.

Изотворчество

(Опыт 3)

Ребята объединяются с помощью воспитателя в группы по четыре человека, встают в круг, закрывают глаза, слушают, что происходит у них внутри, в их душе, слушают, что происходит внутри других ребят, в их душах, открывают глаза и начинают рисовать красками все вместе
( вчетвером) на одном большом листе, молча. Рисуют то, что они увидели, почувствовали, услышали. Затем организуется выставка работ и анализ ощущений по рисованию.

15.

Радость, праздник

Совместное рисование. Все вместе ( или лучше 2-3 подгруппами) дети рисуют на большом листе бумаге радость и праздник. Лист бумаги воспитатель готовит заранее - он ставит на нём очень много разноцветных клякс. Задача ребят нарисовать праздник, используя эти кляксы-помошники. Можно включить радостную, торжественную музыку. Затем все смотрят на получившиеся рисунки и говорят, что они чувствуют, какие чувства у них возникли когда они рисовали.

16.

Как я помогаю маме

Сюжетный тематический рисунок. Дети рисуют любыми средствами, воспитатель анализирует что нарисовано, как соотносятся предметы и т.д.

17.

Как я помогаю папе

Рисунок из кляксы – воспитатель готовит на каждого ребёнка листочек с кляксой. Дети рисуют любыми средствами на этом листе дорисовывая эту кляксу до определенной темы – как он помогает папе дома, в саду, на улице и т. д.

 

18.

Изотворчество
(Опыт 4)

Ребята объединяются в четверки, но уже с другими детьми, с кем они ещё не рисовали. Занятие проходит так же, как и предыдущее, но если на прошлом занятии дети заполнили красками не весь лист бумаги, то им дается такой же по величине лист, а если лист был разрисован весь (то есть листа для них уже оказалось мало), то на этом занятии воспитатель даёт им на четверых ещё больше лист бумаги. После окончания работы воспитатель и ребята разговаривают о получившихся работах: что мешало рисовать, что помогало рисовать, как было рисовать интереснее, лучше и т. д.

19.

Мои домашние животные

Нарисовать своего домашнего животного, если он есть, или того домашнего животного, кого бы ребёнок хотел иметь у себя дома. После окончания работы поговорить с детьми об их любимых домашних животных, как они с ними общаются, что они любят делать, что кушать, кто за ними дома убирает, помогают ли ребята ухаживать за домашними животными.

20.

Моя семья

Свободное рисование. Ребёнок рисует, как он представляет свою семью, слово семья не объясняется, что бы не искажать суть исследования. Затем этот рисунок можно показать для анализа психологу или проанализировать на родительском собрании по приложению, которое предлагается в методических рекомендациях к программе.

21.

Изотворчество
(Опыт 5)

Рисование в восьмёрках. Ребята объединяются в группу из восьми человек (по две четверки) или общая группа делится поровну на две подгруппы. Все встают возле большого стола, на котором лежит большой лист бумаги, берутся за руки, закрывают глаза слушают своего соседа справа, слева, слушают лист, который лежит между ними. Затем закрывают глаза и начинают рисовать всё, что они увидели все вместе на одном листе бумаги. После окончания работы, воспитатель подписывает картины, и они вывешиваются в группе.

22.

Кто живёт в земле

Свободное рисование. Каждый ребёнок рисует на данную тему все, что он знает, что может и что хочет. Затем по возможности каждый ребёнок говорит, кто живет в земле, кого из насекомых видел, где он их видел.

23.

Кто живёт в воде

Вся группа рисует на одном не очень большом листе бумаги. Каждый занимает место возле листа, и все дети вместе рисуют подводный мир (это может быть океан, аквариум, озеро и т. д.). Можно распределить роль каждого: кто рисует рыбок, кто камешки, кто водоросли и т. д. Можно всё это не рисовать, а сделать рыбок и водоросли из цветной бумаги, камушки и ракушки приклеить настоящие, красками закрасить фон – воду, но это по усмотрению воспитателя. Коллективный труд вывешивается в группе и читается рассказ про подводный мир.

24.

Кто умеет летать

Коммуникативное рисование. В группе организуются подгруппы и в каждой подгруппе на одном большом листе все вместе дети рисуют небо. А затем на этом небе не разговаривая, каждый ребёнок рисует свою птицу, которая умеет летать. Можно включить фоном музыку «Звуки неба» с птичьими голосами. После окончания работы ребята рассказывают, что они чувствовали, когда рисовали.

25.

Животные

Дополнительное рисование. Каждый ребёнок, сидя в общем кругу, на своем листе начинает рисовать какое либо животное, по своему замыслу, затем каждый передаёт свой лист соседу справа и, получив лист от соседа слева дополняет рисунок другого, стараясь понять, кто начат рисовать на этом рисунке. Так все рисунки проходят круг, пока не дойдут до своего хозяина. Получив свой рисунок, ребёнок говорит, кого он хотел нарисовать, и кто получился, почему, какое животное у него появилось. Заканчивается занятие выставкой животных и рассказом воспитателя и детей о том, какие животные бывают на свете.

26.

Наша природа

Совместное рисование. Лучше объединить детей в несколько групп по четыре человека, а затем, полученные коллективные работы повесить все вместе на стену и провести беседу с вопросами типа: кто и что нарисовано на картинах, почему, что ещё можно было бы нарисовать.

27.

Мой город

Свободное рисование. Как ребёнок представляет свой город, так он его и рисует. Но перед рисованием можно повторить или изучить, в каком городе мы живем, как он называется, какой наш город, много ли в нём домов, большие ли это дома и т. д. Затем воспитатель при ребятах вывешивает все работы вместе, чтобы получился один большой город и говорит, что все вместе и нарисовали наш большой город, где мы все и живем, он повторяет с ними в каком городе мы живем, какой наш город.

28.

Изотворчество
(опыт 6)

Рисование в восьмёрках. Аналогично как на предыдущем занятии по изотворчеству, но воспитатель может поменять группу, увеличить или уменьшить лист бумаги, поменять музыку и установку перед рисованием.

29.

Мой дом

Каждый ребёнок рисует свой дом, как он его себе представляет. Воспитатель может предложить данный рисунок «дерево» (следующее занятие) психологу для анализа его по методике «Дом, дерево, человек». После окончания рисунка, воспитатель просит ребят рассказать, какой у них дом, нравится ли он им, что им нравится в своём доме, кто живёт в их доме и т. п.

30.

Дерево

Свободное рисование. Ребёнок рисует дерево, любое какое он хочет, как он его себе представляет. Затем все готовые деревья воспитатель вешает все вместе и получается целый лес. Начинается разговор, что такое лес, какой лес у нас получился (смешанный), какой ещё бывает лес, кто был в лесу, что вы чувствовали в лесу и т. д.

Литература

1. Карабанова О. А. Игра и коррекция психического развития ребёнка. – М: Рос. пед. агенство.

2. Неретина Т.Г. Я рисую свой мир. – Магнитогорск, 2002г.

3. Панфилова М.А. Изотерапия общения: Тесты и коррекционные игры. – М.: Гном и Д, 2000г.

 

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.