На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Формирование понимания смысловой структуры текста и пересказа у детей младшего школьного возраста с ЗПР
Формирование понимания смысловой структуры текста и пересказа у детей младшего школьного возраста с ЗПР
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

В.Н.Поникарова, Т.Н.Глазычева,
Л.Н.Хаджи
Череповецкий государственный
университет, Россия

ФОРМИРОВАНИЕ ПОНИМАНИЯ СМЫСЛОВОЙ СТРУКТУРЫ ТЕКСТА И ПЕРЕСКАЗА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Исследования ряда авторов (Е.С.Слепович, Р.Д.Тригер, С.Г.Шевченко и др.) показали, что одним из характерных признаков интеллектуальной недостаточности у детей с задержкой психического развития (ЗПР) является недоразвитие высших психических функций, в том числе и речи. Важным направлением в изучении детей с ЗПР являются исследования особенностей развития речи у детей указанной категории, в частности, понимание ими текста.

Понимание текста требует ряда умений и навыков: понимание прямого и переносного значения слов, понимание связей между предложениями, уяснение смысловой структуры текста, осознание главной мысли и идеи произведения, средств художественной выразительности и т.д. Дети с ЗПР при чтении текста часто не понимают его содержания, с трудом выделяют и формулируют тему текста, затрудняются в установлении причинно-следственных связей и т.д. (Т.А.Власова, В.И.Лубовский, Н.А.Цыпина). При передаче содержания текста дети с ЗПР изменяют содержание, опускают важные элементы, нарушают логическую последовательность, привносят побочные ассоциации. Таким образом, необходима коррекционная работа, направленная на формирование рецептивных и продуктивных умений и навыков восприятия текста у младших школьников с ЗПР.
Нами изучались особенности понимания смысловой структуры и пересказа текста учащимися классов выравнивания в ряде средних школ г. Череповца. Анализ результатов констатирующего эксперимента показал, что 40% младших школьников с ЗПР затрудняются в определении смысловой структуры текста; 50% имеют средний уровень сформированности данного навыка, а 10% – высокий. В зависимости от особенностей пересказа также были выделены три группы детей. Низкий уровень пересказа имеют 40% детей, также 40% младших школьников с ЗПР обнаружили средний уровень и дети с высоким уровнем составили, соответственно, 20%. При определении уровня сформированности пересказа учитывались следующие показатели: объем вторичного текста, сохранение причинно-следственных связей и количество микротем.
Исходя из полученных данных, были намечены следующие направления коррекционной работы: формирование понимания смысловой структуры текста, формирование навыков пересказа, совершенствование других видов речевой деятельности, закрепление полученных умений и навыков.
Реализация указанных положений включала: задания на ознакомление с смысловой структурой текста, различными способами передачи информации; задания на составление различных видов плана, включая различные способы моделирования, передачи содержания текста; упражнения на пересказ текста (краткий, развернутый, выборочный, творческий и т.д.); дидактические игры на закрепление полученных знаний; комплексные коррекционные занятия. В течение всего периода осуществлялась тесная преемственность в работе логопеда и учителя.
Анализ результатов контрольного эксперимента показал, что 60% детей имеют средний уровень сформированности понимания смысловой структуры текста и 40% - высокий уровень; 10% младших школьников с ЗПР обнаружили средний уровень сформированности навыков пересказа, а 90% - показали высокий уровень указанного навыка (для исследуемой группы детей).
Следовательно, использованная нами система работы по формированию понимания смысловой структуры текста и передачи содержания текста у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития является методически оправданной и эффективной в решении поставленных задач.

 

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.