На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Сравнительная научная характеристика эмоций и чувств
Сравнительная научная характеристика эмоций и чувств
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Коваленко Екатерина Александровна
аспирант
ФГБОУ ВО «Армавирский государственный педагогический университет» г. Армавир, Краснодарский край

Аннотация: эмоции и чувства отражают наше отношение к тому или иному событию, человеку. В статье проведена сравнительная характеристика эмоций и чувств. Эмоции - это прямой, открытый отклик на событие на инстинктивном уровне, чувства - результат интеллектуальной деятельности, переживаний, мышления. Чувства и эмоции помогают человеку в наибольшей степени понять себя. Эмоциональные переживания способствую пониманию индивидом своих возможностей, способностей, недостатков. Отличительные особенности эмоций и чувств человека вызывают дискуссии, что располагает многих ученых к дальнейшему изучению данного вопроса.


Ключевые слова: эмоции, чувства, переживания, отношение.


С точки зрения психологии эмоции - это переживания человеком в настоящем моменте личного отношения к чему бы то ни было. В более широком смысле под «эмоциями» понимают полную эмоциональную реакцию человека на психологический фактор - переживание. Эмоции порождают определенные физиологические изменения в организме, которые сопровождают это переживание.
Чувствами называют отношения индивида к явлениям и предметам окружающей действительности, испытываемые в различной форме. Если жизнь человека не наполнена эмоциональными переживаниями, то возникает так называемый «эмоциональный голод». Человек не может жить без переживаний и старается восполнить их отсутствие чтением захватывающих книг или эмоциональной музыки. Эмоциональное насыщение возникает при получении человекам положительных эмоций.
В психологии не установлено четких границ между эмоциями и чувствами. Основную проблему составляет содержательный анализ и чувств по показателям организованности эмоциональных проявлений и их сложности. Проведя анализ психологической литературы, можно прийти к выводам, что термин «эмоция» обозначают:
1) вид переживаний;
2) реакцию на ситуацию (факт переживания);
3) явление в эмоциональной сфере человека и животного;
4) определенный механизм, посредством, которого происходит отражение окружающей действительности под воздействием внешних раздражителей.


Термин «чувство» определяется как:
1) активный момент потребности;
2) специфичность, присущая только человеку;
3) устойчивость психического состояния, обусловленное привязанностью к некому объекту;
4) закрепленное эмоциональное отношение (переживание) к объекту.


Исходя из приведенных характеристик, можно сделать вывод, что эмоции и чувства обладают разными проявлениями, хоть и относятся к эмоциональной сфере.
В рамках психофизиологии разница между чувствами и эмоциями рассматривается в области характеристик сигнальной системы. Эмоции относят к первой сигнальной системе, безусловным рефлексам. Их возникновение связывают с работой коры и подкорки головного мозга. Чувства связываются с работой только коры головного мозга и определяются как второсигнальные.
В научной психологии исследователи указывают на существование высших и низших эмоций. Возникновение высших человеческих чувств обусловлено воздействие социальных, моральных, интеллектуальных составляющих. Таким образом, сильная выраженность тела является первым внешним признаком отличия эмоций от чувств.
Другим признаком, разделяющим эмоции и чувства, называют ярко выраженный интеллектуальный характер чувств. С позиции двойственной детерминации, актуальной в современной науке, этот признак признается более существенным.
В сознании человека по отношению к эмоции отражается собственное состояние, а относительно чувства - постоянное эмоциональное отношение к объекту в связи с устойчивым понятием об этом объекте.
Эмоции и чувства можно дифференцировать по их предметности. Именно предметность позволяет осознать их содержание. Чувства по природе своей предметны, а эмоции, показывая сам факт переживания, непредметны. В чувстве появляется возможность соотнести его с тем объектом, который был причиной его возникновения. Эмоции являются сигналом событий непосредственно внутренней жизни индивида.
Описывая так называемое «неосознанное чувство», Рубинштейн С.Л. замечал, что «оно может нести особую прелесть своей непосредственностью. Индивиду, неопределившемуся со своими увлечения и склонностями (художественными или интеллектуальными), это «неосознанное чувство» помогает сделать выбор» [3, с. 165].
Еще одним признаком, дифференцирующим эмоции и чувства, можно назвать ситуационную устойчивость. С этой позиции эмоция определяется как отклик человека на явления окружающей действительности, а чувства очень устойчиво соотносятся с определенными явлениями.
Можно выделить еще одно принципиальное различие между чувствами и эмоциями. Эмоции больше связаны с уровнем изучения человека, таким как индивид, а чувства соотносятся с личностью и с человеком как субъектом деятельности.


В качестве признаков, позволяющих различать эмоции и чувства, А.Г. Маклаков рассматривает следующие психические особенности:
1. Эмоции чаще всего бывают неосознанными и неопределенными. Они носят характер ориентировочной реакции, сообщают информацию об избытке или недостатке чего-то.
2. Чувства в противопоставление эмоциям более конкретны и носят предметный характер.
3. Эмоции находятся в связи с биологическими процессами, а чувства регулируются с социальной сферой.
4. Эмоции, как правило, не имеют определенного внешнего проявления, а чувства многообразно находятся в человеческом сознании.
5. Чувства продолжительны во времени и устойчивы, эмоции же носят ситуативный характер и непродолжительны по времени.
6. Чувства имеют определенные внешние проявления, а эмоции нет.


На основе выделенных А.Н. Леонтьевым особенностей эмоций и чувств, можно провести сравнительный анализ и выделить следующие различия:
- в процессе эволюции раньше возникли эмоции, чем чувства;
- эмоции присущи животному и человеку, чувства - только человеку;
- чувства привязаны к объектам, эмоции определяются ситуациями и событиями;
- эмоции носят ситуативный и кратковременный характер, чувства длительны и устойчивы;
- чувства проявляются в разнообразных эмоциях, одна и та же эмоция имеет место в различных чувствах.
Итак, относясь к эмоциональным явлениям по таким признакам как устойчивость, произвольность, осознанность, предметность, общественно - историческая обусловленность, чувства составляют особый подкласс.
Чувства - это постоянное, устойчивое отношение человека к себе, другим людям и явлениям, окружающим его.


Список литературы
1. Додонов Б.И. Эмоция как ценность / Б.И. Додонов. - Ростов н/Д.: Феникс, 2019. - 79 с.
2. Немов Р.С. Психология: учебник в 3-ех кн. / Р.С. Немов. - 5-е изд. - М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2020. - 631 с.
3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - АСТ, 2019. - 582 с.
4. Столяренко Л.Д. Психология: учебник / Л. Д. Столяренко. - СПб.: Питер, 2022. - 592 с.
5. Экман П. Психология эмоций / П. Экман. - СПб.: Питер, 2018. - 240 с.

Источник: Актуальные вопросы саморазвития личности: психологопедагогический аспект : сборник материалов Всерос. науч.-практ. конф. с международным участием (Йошкар-Ола, 19 мая 2022 г.) / гл. ред. С.Н. Федорова; Марийский государственный университет. - Чебоксары: Среда, 2022. - 264 с.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.