Тревожность в современном обществе
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Еманеева Анастасия Геннадьевна
студентка
Казакова Лариса Александровна канд. биол. наук, доцент ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова» г. Ульяновск, Ульяновская область

Ключевые слова: тревожность, тревога, эмоциональное состояние, тревожное состояние.


Согласно исследованиям, 14% населения Европы хотя бы раз сталкивались с тревожностью. Темп современной жизни сейчас такой, что мы начиная с детского возраста вступаем в конкурентную борьбу: за хорошие оценки в школе, красный аттестат, красный диплом, карьеру, счастливую семейную жизнь, и делаем это очень быстро. Как результат мы приобретаем тревожность и вступаем в состояние депрессии.
Приступы тревоги могут застать вас в любой момент в школе, на работе, на прогулке с друзьями. Их очень сложно распознать и человек не может правильно распределить свои внутренние силы для того, чтобы их пережить. Чрезмерная настороженность, социальная неприспособленность, необходимость выбора нарушают концентрацию и снижают уверенность в себе. Интерес окружающих людей к человеку, находящемуся в состоянии депрессии только усугубляет ситуацию, и человеку становится сложнее существовать в социальной среде.
Если человек характеризуется тревожностью, то он сложнее принимает важные решения. Если не обращать внимания на тревогу, то она начнет управлять всеми нашими действиями. Поэтому как человеку, так и специалисту необходимо узнавать, понимать и принимать тревожность в тот момент, когда она появляется.
Дадим определение тревожности.
По мнению Р.С. Немова: «Тревожность - постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях» [1, с. 441].
Определенный уровень тревожности присущ каждой здоровой личности, это наша естественная и обязательная характеристика. Здоровая тревожность помогает нам делать домашние задания, готовиться к экзаменам, избегать опасностей. Здоровая тревожность нам нужна, она сохраняет нам жизнь и мотивирует нас действовать. Но когда ее становится слишком много, возникают проблемы. Болезненная тревожность охватывает не только полезные беспокойства и страхи, но и мешает повседневной жизни, занятиям и взаимоотношениям с людьми. Три фактора - продолжительность, интенсивность, частота - позволяют отличить здоровую тревожность от болезненной.
Причины, вызывающие тревожность, могут лежать во всех сферах жизни человека, они имеют одно общее свойство, а именно: вызывать в теле человека одинаковые реакции (тревога и (или) тревожность).
Тревога - эмоциональное состояние, возникающее в ответ на ситуацию, которую мы воспринимаем как угрозу.
Тревожность - эмоциональное состояние человека, при котором чувство тревоги испытывается постоянно или очень часто. Чтобы эффективно справляться с тревожностью, важно знать свою реакцию на стресс.
На физическом уровне тревожность проявляется в виде учащенного сердцебиения, проблем со сном, питанием, усталости, головной боли, чрезмерной потливости, слабости, напряжении и боли в мышцах, головокружении, трудностей при глотании, приступах жара и холода и др.
На эмоциональном уровне мы проживаем повышенный, необъяснимый страх перед предстоящим событием, чем-то новым либо необоснованный страх за свою жизнь, жизнь другого человека, ощущаем чувство собственной беспомощности, покинутости. Мы негативно относимся к себе, обесцениваем себя, у нас слишком эмоциональные реакции на неудачи, а навязчивые мысли и страхи мешают сосредоточиться на текущей цели.
Понятия тревожность и страх схожи, но З. Фрейд и С. Кьеркегор считали важным данные термины разграничить. Страх - реакция, на определенную, видимую опасность, тогда как тревожность - реакция на угрозу неизвестную, неопределяемую [3; с. 51].
Система реакции на опасность у всех одинакова, но ее проявления ощущаются с разной интенсивностью в различных частях тела.
Многое из того, что мы воспринимаем как стресс, может быть вызвано неправильной интерпретацией происходящих в нашем теле процессов. К сожалению, нередко тревожность возникает тогда, когда опасности на самом деле нет. Поэтому необходимо научиться правильно расшифровывать сигналы собственного тела.
Всем людям на протяжении жизни, так или иначе, приходится иметь дело с волнением разной силы и степени.
Различают два типа тревожности: ситуативная и личностная.
Ситуативная тревожность характеризуется как состояние человека в настоящий момент времени, которое психологически ощущается как напряжение, беспокойство, волнение. Данный вид тревожности появляется в ответ на реальную угрозу и длится так долго, как того требует ситуация.
Личностная тревожность определяется как склонность воспринимать большую часть ситуаций, как угрожающие, опасные, и реагировать на них состоянием сильной тревоги. Такая тревожность проявляется в тенденции испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе тех, которые к этому объективно не располагают. Человек с личностной тревожностью находится в настороженном и подавленном настроении.
Причины тревожных состояний могут быть врожденными и приобретенными. Результаты близнецовых исследований показывают, что склонность к интенсивной тревоге передается по наследству. Она может быть обусловлена особенностями гуморальной регуляции и функционирования нервной системы.
Приобретенные возникают из-за неправильного родительского воспитания, негативных установок. Особенно отчетливо проявляются в ситуациях стресса [4].
Тревожность развивается в результате воздействия внешних и внутренних факторов. Преобладание тех или иных причин определяется возрастом.


Рассмотрим обстоятельства, которые способствуют возникновению и развитию тревожности:
1. Особенности эмоционального опыта. Собственно повышенная тревожность поддерживается эмоциями, вызванными воспоминаниями о прошедшем событии. Страх повторения требует постоянного наблюдения за ситуацией, самоконтроля. Неспособность справиться с обстоятельствами вызывает тревогу, порождает новый негативный опыт, который становится дополнительным источником беспокойства.
2. Особенности личности. Другим важнейшим источником тревожности являются внутриличностные конфликты, связанные с отношением к себе, с самооценкой, с «Я-концепцией». Актуализация происходит, когда образуется противоречие между Я-реальным и Я-идеальным.
3. Особенности семейного воспитания. В первую очередь, к ним относятся, противоречивые стили воспитания в семье, гиперопека, завышенные требования и чрезмерная требовательность, негативное отношение родителей, положения зависимости и подчинения. Часто эмоциональные проблемы возникают у тех детей, чьи родители тревожны либо имеют склонность к расстройствам и нарушениям.
4. Влияние школы. Школьная тревожность начинает формироваться еще в дошкольном возрасте. Новая среда, новые люди, правила, требования становятся источником тревожности. Завышенные требования учителей, сравнение детей между собой, стиль работы лишь усугубляют проблему. При больших учебных нагрузках, сложностях усвоения учебной программы, сложных отношениях с одноклассниками эмоциональные проблемы укореняются.
Еще одним провоцирующим фактором тревожных состояний являются физические причины. К ним относятся: болезни, недомогания, дефицит питательных веществ, витаминов, дисбаланс гормонов, заболевания соматического характера и поражения головного мозга.
В настоящее время число тревожных детей, подростков и взрослых растет с каждым годом. С развитием общества наш мозг оказывается вовлеченным в гораздо больших объем мыслей и забот. Непрерывные перемены, информационная перегрузка и внутренние проблемы человека, касающиеся его мышления и системы отношения, вынуждают излишне суетиться, бояться будущего и избегать настоящего.
Самое основное, что нужно сделать, если вы обнаружили у себя симптомы тревожных состояний, это понять, что с тревогами можно работать. От них нельзя избавиться, потому что они полезны, но их можно свести к тому уровню, который можно контролировать. Для этого придется работать с ними напрямую, признавать их, не избегая и не осуждая себя. Есть множество вариантов и методов работы с ними, хорошие лекарства и техники, справиться с ними поможет хороший специалист.
С тревожностью можно справиться самостоятельно, но это не решит проблему, а лишь поможет успокоиться.


Приведем рекомендации по профилактике и коррекции тревожности у людей разного возраста:
1. Чтобы уменьшить тревоги, в первую очередь, нужно признать их.
2. Дневник чувств, мыслей и эмоций - один из лучших способов справиться с расстройствами настроения.
3. Находите время для пустоты и тишины. Возможно, поначалу некоторое время это будет провоцировать тревогу, но в долгосрочной перспективе это вклад в душевное здоровье. Дыхательные практики, медитации, позволяющие полностью освободить сознание от посторонних мыслей, неспешные
прогулки успокоят ваш разум. Вместе с тем, медитации способствуют увеличению серого вещества в мозге человека и защищают организм от стресса.
4. Практикуйте осознанность. Ощущайте себя в текущем моменте, принимайте его без оценки, не заглядывая ни в прошлое, ни в будущее.
5. Ограничивайте поступление информации. Следите за временем, которое тратите на изучение новостей, сообщений, и постепенно сокращайте его.
6. Слушайте приятную, расслабляющую музыку. Это способствует нормализации сердечных ритмов, борется с повышенным артериальным давлением и снижает воздействие гормонов стресса на организм.
7. Иногда для того, чтобы снизить свои беспокойства, нужно вслух проговорить свои эмоции, высказать причины внутреннего напряжения другому человеку или самому себе.
8. Прекратите сравнивать себя с другими людьми. Примите то, что сейчас вы находитесь именно там, где нужно.
9. Соберитесь. Займитесь своими повседневными обязанностями: уберитесь, постирайте вещи, помойте посуду, закончите доклад. Выполняя привычные дела, мы чувствуем глубокое удовлетворение.
10. Знайте, что тревога пройдет. Принимайте то, как она сначала накатывает, затем отступает. Если вы примите ее, у нее не будет над вами власти.
11. Общайтесь и обнимайтесь друг с другом. Общение стимулирует наш организм вырабатывать гормон окситоцин, который естественным образом снижает тревогу. А объятия - это бесплатная терапия.
Таким образом, мы рассмотрели основные характеристики тревожности и предложили рекомендации по их профилактике и коррекции тревожности у людей разного возраста. К счастью, у нас есть выбор управлять ей или позволить ей управлять нами. Тревога - это мотив, побуждающий нас к переменам. Можно использовать ее как повод изменить свою жизнь. Главное помнить, что облегчить симптомы и контролировать тревожность вполне реально.


Список литературы
1. Немов Р.С. Психологический словарь. - М.: Владос, 2009. - 407 с.
2. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика циальный институт; Воронеж: МОДЭК. - 304 с.
3. Тревожные расстройства у детей [Электронный ресурс].
Источник: Психолого-педагогическое сопровождение общего, специального и инклюзивного образования детей и взрослых : сборник материалов II Всероссийской научнопрактической конференции с международным участием (Тула, 7 апреля 2022 г.) / науч. ред. С.Г. Лещенко; Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого. - Чебоксары: Среда, 2022. - 304 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.