На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Основные причины конфликтов между учениками начальной школы
Основные причины конфликтов между учениками начальной школы
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Канищева Виктория Александровна
студентка
Романова Юлия Владимировна канд. пед. наук, доцент, преподаватель
ФГБОУ ВО «Липецкий государственный педагогический университет им. П.П. Семенова-Тян-Шанского» г. Липецк, Липецкая область

Ключевые слова: ученики, конфликты, педагог, родитель.


Конфликты случаются в жизни каждого из нас. Именно поэтому исследования данной проблемы остаются актуальными и в наши дни. Однако они приводят не только к отрицательным последствиям. Участие в них позволяют приобрести и положительный опыт, научиться замечать свои ошибки и недостатки, стараться не совершать их в будущем. В начальной школе конфликты возникают постепенно. Зачастую причиной служит незнание коллектива, в который попадаешь, новая обстановка, всё это создает стрессовую ситуацию и может спровоцировать агрессию.
Как правило, когда знакомство с коллективом уже произошло, внутри класса образуются маленькие группы по пять-семь человек. Между ними общение происходит более тесно, они вызывают доверие друг у друга, как бы ограждаясь от остального коллектива [2]. Тогда причинами разногласий в коллективе становятся различия интересов, разное восприятие ситуаций и т. д.
Многие отечественные педагоги и психологи (Л. С. Выготский, М.М. Рыбакова, Л.Н. Абрамова, Б.П. Жизневский и т.д.) занимались исследованиями данной проблемы. Э. Гидденс, проведя много исследований, дал следующее определение: конфликт - это противостояние, происходящее между определёнными людьми или их группами, в независимости от того, какие были «истоки этой борьбы, ее способы и средства, мобилизуемые каждой из сторон» [1, с. 45].
Маргарита Макаровна была уверена, что все ссоры являются не более, чем «реакцией на усталость, эмоциональная несдержанность» [4, с. 59].


Выделяют несколько видов конфликтов:
1. Между учениками. Причины:
- соперничество;
- борьба за внимание педагога;
- наличие нескольких лидеров;
- личная неприязнь;
- невзаимная симпатия и т. д.
Они достаточно просты, а потому найти им решение очень легко. Зачастую, дети могут справиться с ситуацией самостоятельно, не прибегая к помощи взрослого. Важно проводить диалог в спокойной обстановке без криков или повышенного тона. Не стоит давить на ребёнка или требовать от него публичного извинения, иначе он будет чувствовать обиду и злость. Лучше лишь подсказать правильный путь и школьник сам найдёт выход. Так он получит больше опыта и сможет самостоятельно проанализировать свои поступки и понять, в чем он был неправ.
2. Между учителем и родителем ребёнка. Причины:
- разный взгляд на процесс воспитания;
- недовольство методами и приемами работы педагога;
- личная неприязнь;
- недовольство родителей выставляемыми отметками и т. д.
При возникновении такого рода разногласий стоит спокойно без искажения взглянуть на ситуацию. Не стоит искать ошибки только в поступках оппонента, необходимо научиться замечать и свои недостатки. Важно проанализировать действия и сделать выводы о том, что было сделано неверно и как нужно поступить в следующий раз, чтобы избежать повтора подобной ситуации.
3. Между учителем и учеником. Причины:
- отсутствие единой системы обучение и оценивания;
- завышенные требования;
- предвзятое отношение;
- личные качества ребёнка и т.д.


Наилучшим решением будет разрядка обстановки. Важно спокойно реагировать на повышение голоса или раздраженность, не отвечать тем же, а наоборот, проявлять доброжелательность и позитив. Также, необходимо исключить унижения и оскорбления. Именно решение конфликтов и внутренних противоречий формирует самосознание. Впервые у детей это наблюдается после кризиса трех лет, именно тогда осознаются собственные умения, а уже к началу школьного возраста и личностные качества [5].
Ключевая проблема конфликтов младших школьников заключается в адаптации к новым условиям. Они полностью меняют свой режим дня: по сравнению с дошкольными образовательными учреждения ужесточается дисциплина, появляется необходимость постоянно выполнять домашние задания, начинать свой день раньше [3]. В данном возрасте ребята всё ещё ощущают потребность в игре, удовлетворить которую они уже не могут [4]. Особенность конфликтов в этом возрасте заключается в том, что педагог является носителем образца для ребёнка, он должен не просто помочь найти выход, но и показать плюсы данной ситуации. Проведя анализ психолого-педагогической литературы, мы поняли, что столкновения и ссоры в начальной школе явление нередкое и естественное.
Однако перед нами возник вопрос: как же уменьшить частоту столкновений у учеников младшего школьного возраста?
В поисках ответа на интересующий нас вопрос, мы обратились к педагогам-психологам образовательных учреждений. Большинство опрошенных (79%) ответили, что наиболее часто применяют на своей практике рабочие программы, ведь они носят комплексный универсальный характер. Именно поэтому нами была предложена рабочая программа, в составе которой комплекс игр (таблица 1), направленная на опережение конфликтного поведения школьников. Данный материал был выбран в связи с тем, что при поступлении в школу у детей сохраняется ещё ведущий тип деятельноси - игровой. По прошествии некоторого времени только появляется учебная деятельность. Рекомендуемое время использования 2 месяца, занятие лучше применять один раз в неделю.


Таблица 1
Программа

Название

Описание

«Картина»

Ребята берутся за один карандаш. Их задача вместе, не разговаривая друг с другом, нарисовать определённый предмет (дом, цветок, животное)

«Что изображаешь?»

Один ребёнок выходит из класса. Педагог загадывает слово. Вернувшийся должен подойти к любому человеку в классе, а тот показывает ему загаданное слово, при этом не произнося ни звука. Важно, чтобы использовались не материальные предметы, а явления природы, черты характера и т.д.

«Место моей мечты»

Ребятам предлагается 15 минут на то, чтобы выбрать то место, которое они хотели бы посетить все вместе, ответ должен устроить всех. Также эта игра отлично подходят для выявления лидеров в группе

«Мои ассоциации»

Лучше использовать, когда ребята ещё мало знакомы. Дети садятся в круг, один называет своё имя и прилагательное, характеризующее этого человека на первую букву имени

«Успей»

Ребятам надо встать спинами в круг. Ведущий называет число от одного до количества участников игры. Названное число человек должно, не сговариваясь повернуться лицом в круг

«Общее»

Ребятам предлагается ряд утверждений (Я люблю читать, я много сплю, я не могу жить без музыки и т.д). Ведущий зачитывает одно утверждение, ребята, к которым оно относится, должны выйти в центр круга и пожать друг другу руки

«Что такое конфликт?»

Дети делятся на несколько небольших групп (5-6 человек). Им даются таблички, на которых вертикально написано слово «конфликт». Их задача расшифровать его положительными занятиями и увлечениями

«Почтальон»

Детям раздаются листочки и конверты. Их задача написать несколько самых важных положительных качеств (на 1 листочке 1 качество), которыми должен обладать настоящий человек. По очереди каждый ребёнок закрывает глаза. В это время остальные кладут на парту этого ребёнка листочки с теми личностными качества, которыми он обладает, по их мнению


Для проведения эксперимента мы взяли следующую выборку: 27 человек в возрасте от 9 до 11 лет, среди которых 14 девочек и 13 мальчиков. По окончании применения выбранной программы наблюдались следующие результаты: снизилось количество конфликтных ситуаций в классе, ребята стали терпимее относиться друг к другу, прислушиваясь к словам. Поднялся уровень взаимоуважения, в общении увеличился уровень эмпатии. Школьники стали больше взаимодействовать и проводить свободное время вместе.
Таким образом, мы пришли к выводу, что отсутствие ссор и разногласий в начальной школе - вполне естественное и обычное явление. Очень важно научиться их решать конструктивно, с пользой для участников и для дальнейшей совместной продуктивной работы.


Список литературы
1. Андреев В.И. Конфликтология. - М.: Альфа-Пресс, 2007.
2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: АСТ, 2005. - 672 с.
3. Психология: психология конфликта, исследование конфликтов в психологии / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов; под ред. Н.В. Гришиной. - М.; СПб., 2005.
4. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе: книга для учителя. - М.: Просвещение, 1991. - 128 с.
5. Хасан Б.И. Ситуация обучения как продуктивный конфликт // Электронное приложение к журналу «Вопросы психологии». - 2000. - №2. - 90 с.
Источник: Психолого-педагогическое сопровождение общего, специального и инклюзивного образования детей и взрослых : сборник материалов II Всероссийской научнопрактической конференции с международным участием (Тула, 7 апреля 2022 г.) / науч. ред. С.Г. Лещенко; Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого. - Чебоксары: Среда, 2022. - 304 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.