Канищева Виктория Александровна студентка Романова Юлия Владимировна канд. пед. наук, доцент, преподаватель ФГБОУ ВО «Липецкий государственный педагогический университет им. П.П. Семенова-Тян-Шанского» г. Липецк, Липецкая область Ключевые слова: ученики, конфликты, педагог, родитель.
Конфликты случаются в жизни каждого из нас. Именно поэтому исследования данной проблемы остаются актуальными и в наши дни. Однако они приводят не только к отрицательным последствиям. Участие в них позволяют приобрести и положительный опыт, научиться замечать свои ошибки и недостатки, стараться не совершать их в будущем. В начальной школе конфликты возникают постепенно. Зачастую причиной служит незнание коллектива, в который попадаешь, новая обстановка, всё это создает стрессовую ситуацию и может спровоцировать агрессию. Как правило, когда знакомство с коллективом уже произошло, внутри класса образуются маленькие группы по пять-семь человек. Между ними общение происходит более тесно, они вызывают доверие друг у друга, как бы ограждаясь от остального коллектива [2]. Тогда причинами разногласий в коллективе становятся различия интересов, разное восприятие ситуаций и т. д. Многие отечественные педагоги и психологи (Л. С. Выготский, М.М. Рыбакова, Л.Н. Абрамова, Б.П. Жизневский и т.д.) занимались исследованиями данной проблемы. Э. Гидденс, проведя много исследований, дал следующее определение: конфликт - это противостояние, происходящее между определёнными людьми или их группами, в независимости от того, какие были «истоки этой борьбы, ее способы и средства, мобилизуемые каждой из сторон» [1, с. 45]. Маргарита Макаровна была уверена, что все ссоры являются не более, чем «реакцией на усталость, эмоциональная несдержанность» [4, с. 59].
Выделяют несколько видов конфликтов: 1. Между учениками. Причины: - соперничество; - борьба за внимание педагога; - наличие нескольких лидеров; - личная неприязнь; - невзаимная симпатия и т. д. Они достаточно просты, а потому найти им решение очень легко. Зачастую, дети могут справиться с ситуацией самостоятельно, не прибегая к помощи взрослого. Важно проводить диалог в спокойной обстановке без криков или повышенного тона. Не стоит давить на ребёнка или требовать от него публичного извинения, иначе он будет чувствовать обиду и злость. Лучше лишь подсказать правильный путь и школьник сам найдёт выход. Так он получит больше опыта и сможет самостоятельно проанализировать свои поступки и понять, в чем он был неправ. 2. Между учителем и родителем ребёнка. Причины: - разный взгляд на процесс воспитания; - недовольство методами и приемами работы педагога; - личная неприязнь; - недовольство родителей выставляемыми отметками и т. д. При возникновении такого рода разногласий стоит спокойно без искажения взглянуть на ситуацию. Не стоит искать ошибки только в поступках оппонента, необходимо научиться замечать и свои недостатки. Важно проанализировать действия и сделать выводы о том, что было сделано неверно и как нужно поступить в следующий раз, чтобы избежать повтора подобной ситуации. 3. Между учителем и учеником. Причины: - отсутствие единой системы обучение и оценивания; - завышенные требования; - предвзятое отношение; - личные качества ребёнка и т.д.
Наилучшим решением будет разрядка обстановки. Важно спокойно реагировать на повышение голоса или раздраженность, не отвечать тем же, а наоборот, проявлять доброжелательность и позитив. Также, необходимо исключить унижения и оскорбления. Именно решение конфликтов и внутренних противоречий формирует самосознание. Впервые у детей это наблюдается после кризиса трех лет, именно тогда осознаются собственные умения, а уже к началу школьного возраста и личностные качества [5]. Ключевая проблема конфликтов младших школьников заключается в адаптации к новым условиям. Они полностью меняют свой режим дня: по сравнению с дошкольными образовательными учреждения ужесточается дисциплина, появляется необходимость постоянно выполнять домашние задания, начинать свой день раньше [3]. В данном возрасте ребята всё ещё ощущают потребность в игре, удовлетворить которую они уже не могут [4]. Особенность конфликтов в этом возрасте заключается в том, что педагог является носителем образца для ребёнка, он должен не просто помочь найти выход, но и показать плюсы данной ситуации. Проведя анализ психолого-педагогической литературы, мы поняли, что столкновения и ссоры в начальной школе явление нередкое и естественное. Однако перед нами возник вопрос: как же уменьшить частоту столкновений у учеников младшего школьного возраста? В поисках ответа на интересующий нас вопрос, мы обратились к педагогам-психологам образовательных учреждений. Большинство опрошенных (79%) ответили, что наиболее часто применяют на своей практике рабочие программы, ведь они носят комплексный универсальный характер. Именно поэтому нами была предложена рабочая программа, в составе которой комплекс игр (таблица 1), направленная на опережение конфликтного поведения школьников. Данный материал был выбран в связи с тем, что при поступлении в школу у детей сохраняется ещё ведущий тип деятельноси - игровой. По прошествии некоторого времени только появляется учебная деятельность. Рекомендуемое время использования 2 месяца, занятие лучше применять один раз в неделю.
Таблица 1 Программа
Название
|
Описание
|
«Картина»
|
Ребята берутся за один карандаш. Их задача вместе, не разговаривая друг с другом, нарисовать определённый предмет (дом, цветок, животное)
|
«Что изображаешь?»
|
Один ребёнок выходит из класса. Педагог загадывает слово. Вернувшийся должен подойти к любому человеку в классе, а тот показывает ему загаданное слово, при этом не произнося ни звука. Важно, чтобы использовались не материальные предметы, а явления природы, черты характера и т.д.
|
«Место моей мечты»
|
Ребятам предлагается 15 минут на то, чтобы выбрать то место, которое они хотели бы посетить все вместе, ответ должен устроить всех. Также эта игра отлично подходят для выявления лидеров в группе
|
«Мои ассоциации»
|
Лучше использовать, когда ребята ещё мало знакомы. Дети садятся в круг, один называет своё имя и прилагательное, характеризующее этого человека на первую букву имени
|
«Успей»
|
Ребятам надо встать спинами в круг. Ведущий называет число от одного до количества участников игры. Названное число человек должно, не сговариваясь повернуться лицом в круг
|
«Общее»
|
Ребятам предлагается ряд утверждений (Я люблю читать, я много сплю, я не могу жить без музыки и т.д). Ведущий зачитывает одно утверждение, ребята, к которым оно относится, должны выйти в центр круга и пожать друг другу руки
|
«Что такое конфликт?»
|
Дети делятся на несколько небольших групп (5-6 человек). Им даются таблички, на которых вертикально написано слово «конфликт». Их задача расшифровать его положительными занятиями и увлечениями
|
«Почтальон»
|
Детям раздаются листочки и конверты. Их задача написать несколько самых важных положительных качеств (на 1 листочке 1 качество), которыми должен обладать настоящий человек. По очереди каждый ребёнок закрывает глаза. В это время остальные кладут на парту этого ребёнка листочки с теми личностными качества, которыми он обладает, по их мнению
|
Для проведения эксперимента мы взяли следующую выборку: 27 человек в возрасте от 9 до 11 лет, среди которых 14 девочек и 13 мальчиков. По окончании применения выбранной программы наблюдались следующие результаты: снизилось количество конфликтных ситуаций в классе, ребята стали терпимее относиться друг к другу, прислушиваясь к словам. Поднялся уровень взаимоуважения, в общении увеличился уровень эмпатии. Школьники стали больше взаимодействовать и проводить свободное время вместе. Таким образом, мы пришли к выводу, что отсутствие ссор и разногласий в начальной школе - вполне естественное и обычное явление. Очень важно научиться их решать конструктивно, с пользой для участников и для дальнейшей совместной продуктивной работы.
Список литературы 1. Андреев В.И. Конфликтология. - М.: Альфа-Пресс, 2007. 2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: АСТ, 2005. - 672 с. 3. Психология: психология конфликта, исследование конфликтов в психологии / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов; под ред. Н.В. Гришиной. - М.; СПб., 2005. 4. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе: книга для учителя. - М.: Просвещение, 1991. - 128 с. 5. Хасан Б.И. Ситуация обучения как продуктивный конфликт // Электронное приложение к журналу «Вопросы психологии». - 2000. - №2. - 90 с. Источник: Психолого-педагогическое сопровождение общего, специального и инклюзивного образования детей и взрослых : сборник материалов II Всероссийской научнопрактической конференции с международным участием (Тула, 7 апреля 2022 г.) / науч. ред. С.Г. Лещенко; Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого. - Чебоксары: Среда, 2022. - 304 с.
|