На главную Педагогически трудные дети Агрессивные дети Сущность понятия агрессии в психологической науке
Сущность понятия агрессии в психологической науке
Педагогически трудные дети - Агрессивные дети

Гурьев М.Е.

Санкт-Петербургский университет министерства внутренних дел Российской Федерации, г.Санкт-Петербург
На уровне бытовой речи агрессию понимают, как открытую неприязнь, вызывающую враждебное отношение. Агрессивным, называют человека, обладающим наступательно-захватническим, враждебным, вызывающим, оказывающим вредное воздействие поведением [5].
Категория «агрессия» имеет достаточно широкое применение и обозначает насильственное, захватническое действие. Агрессию и агрессоров всегда оценивают с отрицательной стороны, связывая как само это явление, так и людей ее проявляющих, с вредоносным поведением. Понятие «агрессия» объединяет самые разнообразные акты по результатам и форме проявления, это: злые шутки; сплетни; враждебные фантазии; непосредственно бандитизм; угроза убийства и непосредственно само убийство.

В подростковом возрасте порой наблюдаются акты насильственного поведения, которые определяются такими терминами, как: «драчливость», «жестокость», «задиристость», «озлобленность». С понятием «агрессивности» близко и созвучно «враждебное состояние». «Враждебное состояние» имеет более узкую направленность и всегда направлено на конкретный объект. Агрессивность может проявляться без элементов враждебности, это может быть в случае, когда без всяких враждебных чувств, могут проявляться обидные действия в отношении людей. «Агрессивность» в психологической литературе признается как психическое качество, которое подлежит всестороннему изучению. Этот феномен толкуется различными авторами достаточно неоднозначно. Достаточно часто агрессию: сопоставляют с противоправным, криминальным поведением; представляют, как акт незрелой личности, связанный с импульсивным поведением (чаще в подростковый период); связывают с акцентуированными реакциями психопатической личности по возбудимому и взрывному типу поведения.
Состояние агрессии может быть вызвано по причине возникновения ответной реакции на агрессию других. Агрессия может быть ориентирована не только во внешнюю среду, но и на себя самого. Подобное эмоциональное состояние определяется, как аутоагрессия, которая может проявляться в виде: суицидального поведения разочаровавшегося в жизни человека; клинической депрессии или иррационального поведения, вызванного мотивами, лишенными здравого смысла.
Агрессивность также можно понимать, как самореализацию, настойчивую наступательность лидерской личности: политика, военачальника, управленца, спортсмена, предпринимателя. При таком варианте, агрессивность продолжает стеничность: является продолжением качества личности, противостоящей застою и рутине, давлению среды, сложившимся традициям и консерватизму среды и окружения. Данное противостояние совершает человек, который пытается реализовать свои конструктивные намерения или новаторские идеи.
Психологическая наука категорию «агрессия» формулирует по-разному. Отдельные авторы агрессивности трактуют с негативной точки зрения, другие видят в ней и положительные стороны. Условно, все имеющиеся определения «агрессии», можно свести к двум большим группам:
1. Агрессия, как мотивированное действие, нарушающее правила и нормы, причиняющее страдание и боль. Здесь необходимо различать преднамеренную и инструментальную агрессию:
− преднамеренная агрессия - это осознанно мотивированные действия по причинению ущерба и вреда;
− инструментальная агрессия - это тот вид агрессии, когда человек действует так по необходимости, либо по какой-нибудь причине. При этом мотив агрессивного действия хотя и присутствует, но осознается человеком с трудом.
Ю.М. Антонян связывает агрессию с категорией тревожности. Он считает, что данное свойство развивается в раннем детстве, как результат разрыва эмоциональной связи матери с ребенком, то есть депривации. Тревожность резко занижает самооценку индивида и способствует снижению порога восприятия конфликтной ситуации до уровня угрожающей, расширяет набор ситуаций, провоцирует экстенсивность и интенсивность ответной реакции индивида, на мнимую угрозу [1].
2. Агрессия, как враждебные и разрушительные акты (поведенческая составляющая). Д. Ричардсон и Р. Бэрон определяют агрессию, как любую форму поведения, нацеленную на причинение вреда или оскорбление любому живому существу, которое не желает подобного обращения к себе. Или, говоря другими словами:
− агрессия, это целенаправленное и преднамеренное действие, по причинению вреда жертве;
− агрессия, это только такое поведение, которое предусматривает нанесение ущерба или вреда живому организму;
− жертва агрессии должна иметь мотивацию избегания такого типа обращения с собой.
Данное определение агрессии подчеркивает, что это ее мотив или даже эмоция, а модель поведения [3].
Отечественные психологи И.Б. Бойко и Т.Г. Румянцева разделяют эту точку зрения. Они относят агрессию к форме социального поведения, которая осуществляется в виде социального взаимодействия, но необходимы два условия, чтобы считать поведение агрессивным:
− первое, когда последствия для жертвы губительны;
− второе, когда нормы поведения нарушены [9].
Требуется разделять категории: «агрессия» и «агрессивность».
Под агрессией следует понимать коллективное или индивидуальное действие или поведение, которое направлено на нанесение психического или физического вреда человеку или группе людей, либо даже уничтожение их. Объектом агрессии могут быть и неодушевленные предметы [8].
Агрессивным считается любое поведение, нацеленное на причинение вреда или оскорбление другого живого существа, которое не желает такого обращения к себе. Агрессивное поведение формируется на уровне развития личности человека и, прежде всего, на уровне развития самосознания. Агрессивное поведение можно разделить на две составляющие:
1. Психотическая агрессия - когда человек находится во власти психоза или совершает агрессивные поступки в бреду или под воздействием галлюциногенов (алкоголя, наркотических и токсических веществ).
2. Трансформированная агрессия - жестокое поведение, вытекающее из реально-бытовой ситуации, но трансформирующееся в какой-то момент в агрессивное действие с признаками неимоверной жестокости (под влиянием неблагоприятных внешних факторов) [4].

При этом агрессивность является устойчивым качеством личности, предпосылкой и возможностью агрессивного поведения. Природа же агрессивности кроется в: эмоциональной чувствительности и раздражительности; уровне тревожности; комплексе враждебности (гневе, отвращении, презрении). Из этого следует, что не каждое агрессивное поведение связано с агрессивной личностью и что далеко не каждая агрессивная личность ведет себя агрессивно.
У агрессии можно выделить три основные функции:
1. Защиты своего «Я» от различных угроз, как реальных так и воображаемых. Степень такой агрессии определяется тем, насколько человек понимает свое «Я» и что он в него вкладывает. Отдельные люди уже с начала знакомства ведут себя агрессивно, считая это поведение позволяет им самоутвердится.
2. Выплеска накопившегося психологического напряжения и поиска для этой цели «козла отпущения».
3. Достижения поставленных целей: «Для достижения поставленной цели все средства хороши» [10].
А. Басс предложил описывать агрессивные действия при помощи трех шкал: физической-вербальной; активной-пассивной; прямой-непрямой. Из комбинации этих понятий, можно сформулировать восемь вариантов описания различных агрессивных действий.
А. Дарки и А. Басс сформулировали пять основных видов агрессии:
1. Физическая, как предпочтительная форма использования физического насилия в отношении другого лица (подножки, толчки, драки).
2. Вербальная, как словесная форма выражения негативных эмоций через (визг, крик), так и через
(распространение сплетен и слухов, ругань, словесные оскорбления).
3. Косвенная, как действия против другого лица, который каким-либо образом связан с обидчиком (агрессия против любимчиков преподавателя, который, якобы не заслужено, наказал или оценил знания обидевшегося), либо агрессия направленная не на кого (удары ногами или рукой по предметам, бросание предметов, поломка или разрыв вещей, топанье ногами).
4. Раздражение, как форма проявления грубости и вспыльчивости.
5. Негативизм, как форма оппозиционного поведения, направленного, чаще всего, против авторитета конкретного лидера или руководителя. Это поведение может проявляться в различных формах: от пассивного (бойкота или упрямства), до открытого противостояния (митинги, забастовки, марши протеста, «гражданское неповиновение») [2].
Можно выделить также формы враждебных реакций, протекающих в виде:
− обиды, зависти и ненависти к окружающим, которые обусловлены чувством гнева и горечи из за действительных или мнимых страданий;
− подозрительности, недоверия и осторожности к окружающим людям, что вызвано убеждением, что от них исходит угроза причинения вреда.
Агрессию также можно разделить на «злокачественную», или ту, которая проявляется в жестокости и деструктивности, конечный результат которой получение наслаждения и удовольствия от страдания и мучения других, а также «доброкачественную», то есть ту, которая основана на инстинкте самосохранения и может проявляться в момент угрозы и опасности.
При классификации агрессии возможна классификация по видам ее проявления:
1. Защитная, когда активная жизненная позиция человека вступает в противоречие с внешним миром. Основная функция подобного вида агрессии проявляется в защите, которую включает человек, в отношении небезопасного для него внешнего мира. Способами подобной защиты, могут выступать действия связанные с: частым проявлением конфликтности, задиристости, громким выяснением своей позиции, притязаниями на лидерство в группе.
2. Деструктивная, когда у человека не сформировано чувство автономности, самостоятельности в суждениях и оценках. Этот дефицит, в активном варианте, может проявляться в деструктивной агрессивности. Она, как правило проявляется в: предпочтительстве действовать исподтишка, ябедничестве. Люди подобного поведения, обычно, редко дерутся, проявляют неуверенность в оценках, не имеют своей точки зрения, требуют, в отношении себя, сверхконтроля.
3. Демонстративная, как форма защиты от внешнего мира, но не с целью причинения кому-нибудь вреда, а как желание выделится из массы людей и обращение на себя внимания. Данная форма поведения проявляется в:
− привлечении к себе внимания любым способом, даже социально неодобряемым;
− проявлении вербальной агрессии, вплоть до воровства и лживости;
− вызывающей одежде и внешнем виде.
По направленности на объект выделяют агрессию внешнюю (гетероагрессию, экстрапунитивную) и внутреннюю (аутоагрессию, интрапунитивную).



1. Гетероагрессия, когда агрессия проявляется к конкретным лицам (прямая агрессия) либо она
«смещается» на социальное окружение или безразличные обстоятельства (смещенная агрессия).
2. Аутоагрессия, как агрессия адресованная к самому себе, это самонаказание либо самоистязание. В зависимости от того, каким способом агрессия выражается, она подразделяется на:
1. Произвольную, возникающую из намерений и желаний: кого-либо оскорбить; кому-либо навредить; с кем-либо обойтись несправедливо; кому-либо в чем-то воспрепятствовать.
2. Непроизвольную, когда агрессия возникает нецеленаправленно и протекает в виде быстро прекращающегося взрыва гнева и ярости Эти действия неподконтрольны субъекту и протекают по типу аффекта [7].
С. Фешбах, классифицируя агрессию, ввел категорию «мотивирования поведения», которая явилась важной переменной. Это позволило ему говорить о трех типах агрессивного поведения:
1. Враждебная агрессия, целью которой является причинение другому объекту неприятных психологических ощущений.
2. Инструментальная агрессия, ее целью является решение определенных проблем.
3. Экспрессивная агрессия, это форма самоутверждения и самовыражения при помощи насилия.
Для Г. Перенс, любая агрессия: упорство, враждебность или упрямство возникает из за попытки контролировать ситуацию, воздействовать на нее, с целью изменения либо своего окружения, либо самого себя. Автором были сформулированы две классические формы агрессии:
1. Недеструктивная агрессия, связана с настойчивым, невраждебным, самозащитным поведением, направленным на достижение поставленной цели и тренировку. Она относится к врожденным механизмам и выполняет функцию адаптации. Данные механизмы агрессии включаются от рождения человека и мотивируют в нем стремление к познанию и к полаганию на самого себя, побуждают его к разумной конкуренции. Она помогает защитить свои потребности, собственность, права, удовлетворить личные желания.
2. Деструктивная агрессия, связана с поведением, причиняющим боль. Возникает вместе с рождением ребенка. Подобная агрессия накапливается (генерируется) и переходит к активной фазе при неприятных, сильных и длительных переживаниях человека. Пусковым механизмом, запускающим данную форму агрессии, является глубокое переживание дистресса или сильной боли. Данная форма агрессии может способствовать возникновению чувства вины, эмоциональных конфликтов, развивать в характере грубые черты, а также снижать способность к адаптации [6].
Известно, что когда человек осознает свою агрессивность и признает ее как негативное качество, он может испытывать глубокое одиночество. Не смотря на это, ему сложно установить хорошее взаимодействие, даже с близкими ему людьми, поскольку его продолжает переполнять злость. В результате того, что выход, из сложившейся ситуации, не находится, агрессивность аккумулируется, переходит в стабильную фазу, становится чертой характера, эмоционально пронизывает всю жизнь человека. Агрессивность, таким образом, явление накопительное.

Список литературы
1. Антонян Ю.М. Психология преступника и расследование преступлений. - М.: Юристъ, 1996. - 336 с.
2. Берковиц Л. Агрессия. Причины, последствия, контроль. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2001. - 510 с.
3. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - СПб.: Питер, 2000. - 352 с.
4. Можгинский Ю.Б. Агрессия у подростков: Эмоциональный кризисный механизм. - СПб.: Лань, 1999. - 127 с.
5. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М.: Азбуковник, 1999. - 736 с.
6. Паренс Г. Агрессия наших детей. - М.: Издательский дом «Форум», 1997. - 160 с.
7. Психология человеческой агрессивности / К.В. Сельченок. - Мн.: Харвест, 1999. - 656 с.
8. Словарь психолога - практика / Сост. С.Ю Головин. 2-е изд. перераб. и доп. - Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2001.
- 976 с.
9. Фельдштейн Д.И. психология развития человека как личности. Избранные труды: В 2-х т., М.: МОДЭК, 2005. - 454 с.
10. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М.: АСТ, 1994. - 447 с.
Источник: Актуальные вопросы психологии и педагогики в современных условиях/Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. № 2. Санкт- Петербург, 2015. 259 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.