На главную Педагогически трудные дети Агрессивные дети Интегрированный проект на тему "Агрессия". Общее понятие агрессии
Интегрированный проект на тему "Агрессия". Общее понятие агрессии
Педагогически трудные дети - Агрессивные дети

Глава 2. Агрессия

1. Общее понятие
В переводе с латинского языка "агрессия" означает "нападение". В настоящее время термин "агрессия" употребляется чрезвычайно широко. Данный феномен связывают и с негативными эмоциями (например, гневом), и с негативными мотивами (стремление вредить), а так же с негативными установками (расовые предубеждения) и разрушительными действиями.
В психологии под агрессией понимают тенденцию (стремление), проявляющуюся в реальном поведении или фантазировании, с целью подчинить себе других или доминировать над ними. Данная тенденция носит универсальный характер, а сам термин "агрессия" в целом имеет нейтральное значение. По сути, агрессия может быть как позитивной, служащей жизненным интересам и выживанию, так и негативной, ориентированной на удовлетворение агрессивного влечения самого по себе.

Агрессия как психическая реальность имеет конкретные характеристики: направленность, формы проявления, интенсивность. Целью агрессии может быть как собственно причинение страдания (вреда) жертве (враждебная агрессия), так и использование агрессии как способа достижения иной цели (инструментальная агрессия). Агрессия бывает направлена на внешние объекты (людей или предметы) или на себя (тело, личность). Особую опасность представляет агрессия, направленная на других людей. А.Бандура и Р.Уолтерс называют ее асоциальной агрессией и связывают с действиями социально-деструктивного характера, в результате которых может быть нанесен ущерб другой личности или имуществу, причем эти акты не обязательно должны быть наказуемы по закону.  
Агрессия принимает самые разнообразные формы – явные или латентные. Несмотря на то, что термин "агрессия" обычно употребляется для обозначения разрушительных намерений, его распространяют и на более позитивные проявления, например активность, порождаемую честолюбием. Подобные действия обозначают как самоутверждение, чтобы подчеркнуть, что они побуждаются невраждебной мотивацией. Они проявляются в форме конкуренции, стремления к достижениям, иронии, спортивных состязаниях и так далее.
Наиболее же привычными проявлениями агрессии считаются конфликтность, злословие, давление, принуждение, негативное оценивание, угрозы или применение физической силы. Скрытые формы агрессии выражаются в форме ухода от контактов, бездействии с целью навредить кому-то, причинение вреда себе и самоубийстве.
Внутренними репрезентациями агрессии могут быть идеи, фантазии и аффекты. Например, человек может вынашивать идею насилия над кем-то, он может расправляться с обидчиком лишь в своих фантазиях или испытывать сильный аффект.
Агрессивное влечение может проявляться через различные агрессивные аффекты, такие, как (в порядке интенсивности и глубины) раздражение, зависть, отвращение, злость, нетерпимость, неистовство, ярость, бешенство и ненависть. Интенсивность агрессивных аффектов коррелирует с их психологической функцией. Агрессия может выполнять такие важные для индивида функции, как отстаивание автономии, устранение источника угрозы или страдания, удаление препятствий на пути к удовлетворению потребностей, разрешение внутреннего конфликта, повышение самооценки. При этом агрессия может частично или полностью не осознаваться ее хозяином.
(Змановская, с.86)
Помимо понятия агрессии, существует понятие агрессивности. Агрессивность – это набор преимущественно межличностных действий, вербальных или физических по форме, деструктивных и вредоносных по отношению к другим людям или предметам. Надо признать, что время от времени почти все подростки проявляют агрессивное поведение, но беспокойство подростковая агрессивность вызывает, как правило, в тех случаях, когда она становится хронической и(или) ярко выраженной. (Авдулова, с.7)
Агрессия может быть очевидной, а может быть завуалированной, пассивной, например, муж игнорирует весь вечер жену, не уделившую ему достаточно внимания, или малыш в ответ на строгость родителей мочится в постель.
С точки зрения родителей, учителей, мира взрослых людей, агрессивность – негативное, отрицательное поведение, которое существенно осложняет жизнь, затрудняет общение, воспитание и обучение ребенка.
Но несмотря на нанесение агрессивными подростками материального ущерба, насилия среди подростков, агрессивность имеет и положительную сторону и представляет собой способность человека защищать себя и других людей, дает возможность отстаивать свою позицию, а так же придерживаться принятых ценностей, это неотъемлемая часть лидерства и управления. Подавление же агрессии ведет к пассивному поведению и неспособности человека постоять за себя. При контроле агрессивности человеком, она способствует успехам человека в разных сферах жизни, направляет активность и целеустремленность.
(Авдулова, с.9)
В современной психологии принято различать агрессию как отдельные действия и поступки, а агрессивность как относительно устойчивое свойство личности, определяющее склонность реагировать на окружающий мир преимущественно враждебно. Агрессивность формируется в процессе социализации ребенка  и закладывается уже в дошкольном детстве, определяя во многом дальнейшие пути развития личности.
(Авдулова, с.10)

 

По Гнеденко существует множество теорий, объясняющих агрессивное поведение, которые можно разделить на две основные категории:

  • Психолого-биологическая
  • Социологическая

Психолого-биологические теории:

  • Антропологическая теория (Ч.Ломброзо)
  • Теория инстинтка (К.Лоренц)
  • Теория фрустрации (Д.Доллард)
  • Теория социального научения (А.Бандура, Д.Роттер)
  • Теория влечения (З.Фрейд)
  • Теория развития (Б.Ниссен)

Социологические теории:

  • Теория аномии (Э.Дюркгейм)
  • Теория субкультур (С.Ламнек)
  • Теория стигматизации (Т.Д.Шефф)
  • Теория индивидуальности (А.Адлер)
  • Теория деятельности (Р.Додж, С.Крик)
  • Теория социализации (Б.Ф.Скиннер)
  • Ролевая теория (Д.Майерс)

Краткая характеристика теорий агрессии по Гребенкину:


Теория

Краткая характеристика

Показатели агрессии и насилия

Психолого-биологические теории

Антропологическая теория

Агрессия – врожденное, передающееся по наследству качество

Особое строение черепа, преступники родители – преступники дети

Теория инстинкта

Агрессия как один из основных инстинктов, приобретенных человеком в процессе эволюции

Защита имущества, территории, инстинкт охотника, инстинкт размножения

Теория фрустрации

Агрессия как ответная реакция на неразрешимую проблему или противоречие

Проигрыш на соревнованиях, неудачи в учении, соперничество с более сильными одноклассниками, ожидание неуспеха

Теория развития

Агрессия – качество личности, особенно ярко проявляющееся в фазе пубертатного кризиса

Кризис 3 лет. Конфликтное поведение подростков, лавирование между "запрещено" и "разрешено"

Теория влечения

Агрессия, агрессивное поведение как отражение и результат пережитых психотравмирующих ситуаций в детстве

Развод родителей, потеря близкого человека, пережитое насилие, Эдилов комплекс

Социологические теории

Теория аномии

Отклоняющееся поведение индивида рассматривается в рамках общественных изменений, катаклизмов, вследствие которых ослабляются механизмы государственного контроля над поведение отдельных индивидов

Конфликты поколений (отцы-дети), революции и всеобщее обнищание (кризис 1917 года, великая депрессия в США), постперестроечные процессы в СССР

Теория субкультур

Ценности и нормы группы, банды и т.д. в агрессивной форме противопоставляются общественным нормам и интересам

Молодежное движение протеста (панки, хиппи, рэйверы, радикалы), уголовная субкультура (наколки, жаргон)

Теория социального научения

Агрессия и насилие формируются под влиянием агрессивного социального окружения, отрицательных образцов поведения

Пьющие и ворующие родители (отец, избивающий мать), насилие в СМИ, общественная пропаганда

Теория стигматизации

Приклеивание отрицательных ярлыков определенным индивидам, группам. По истечении определенного времени индивид невольно начинает действовать в соответствии с прикрепленным имиджем

Общераспространное мнение о том, что все наркоманы – воры. Ученик, прослывший хулиганом или клоуном имеет мало шансов для исправления имиджа, ему приписываются все отрицательные поступки

Теория индивидуализации

Модернизация и усложнение общественных отношений порождают у индивида чувство протеста и дезинтеграции

Безработица вследствие компьютерной модернизации, общественная дифференциация на бедных и богатых

Теория деятельности

Агрессивное поведение используется как инструмент достижения определенной цели, профессионального статуса

Физически развитый ребенок "просит" списать домашнее задание у "отличника". Агрессивная реклама, избирательная компания

Ролевая теория

Агрессивное поведение мужчины в семье как специфика полоролевых отношений в обществе

Мужчина – "мачо", защитник и покровитель. Насилие – мужской феномен (футбольные фанаты; субкультура скинхедов, 90% - мужчины)

Типы агрессивных проявлений (таблица составлена автором проекта):


Целевая агрессия

Заранее спланированный акт, носящий своею целью нанесение вреда или ущерба объекту

Инструментальная агрессия

Средство достижения некоторого результата, который сам по себе не является агрессивным актом

По Гребенкину, агрессия может быть:

  1. Недеструктивная агрессия – настойчивое невраждебное самозащитное поведение, направленное на достижение цели. Это врожденный механизм, служащий для адаптации в среде, для удовлетворения желаний, достижения целей развития познания и способности положиться на себя. Он начинает работать с момента рождения человека и побуждает человека к конкуренции в окружающем мире, защите своих прав. Это качество часто характеризуется как напористость.
  2. Враждебная деструктивность – злобное поведение, неприятие, ненависть, ярость, мстительность. Это тоже разновидность самозащиты, которая активизируется в результате сильных неприятных переживаний (боль, дистресс). Сюда же относится желание причинить боль другому и удовольствие, получаемое от этого

Гребенкин различает агрессии:

  • По направленности:
  • Агрессия, направленная вовне
  • Аутоагрессия (направленная против себя)
  • По цели:
  • Инструментальная агрессия – как средство
  • Враждебная агрессия – как самоцель
  • По форме выраженности:
  • Прямая агрессия
  • Косвенная агрессия
  • По степени выраженности:
  • Прямая агрессия
  • Косвенная агрессия
  • По наличию инициативы:
  • Инициативная агрессия
  • Оборонительная агрессия

Краткая характеристика 4 видов агрессии (таблица составлена автором проекта):


Деструктивная агрессия
(злость, ярость, задиристость,
желание отомстить)

может быть защитной реакцией, способной причинить ущерб самой личности и другим объектам и субъектам; активизируется в результате сильных неприятных эмоций и переживаний

Позитивная агрессия

Настойчивое невраждебное самозащитное поведение, направленное на достижение цели, результата. Вызывается врожденными инстинктами, помогающими успешно адаптироваться в среде и социуме, служит для удовлетворения желаний и достижения целей

Инициативная агрессия

Агрессор является зачинщиком, инициатором нападения

Оборонительная агрессия

Адекватная реакция на агрессию со стороны

В. Хайтмайер определяет понятие "насилие", как особенно экстремальную физическую агрессию, направленную против индивидуумов с целью причинения им психического и физического ущерба. Физическое насилие, по его определению, является частью физической агрессии (начиная от угрозы применения силы, нанесения легких ударов и заканчивая тяжелыми телесными повреждениями, травмами, убийством). Все поступки, вызванные агрессивным поведением, носят отпечаток насилия, давления натиска.

Формы насилия (таблица по Гребенкину):


Физическое насилие

Все агрессивные формы поведения представляющие собой физическое воздействие на человека, включая ограничение свободы передвижений

Вербальное и эмоциональное насилие

Угрозы совершения физического насилия, самоубийства, разрыва отношений. Намерение обидчика – контроль действий партнера и его друзей. Жертва обычно чувствует себя запуганной, подавленной, беззащитной. Выражается в унижении, принуждении, изолировании

Уничтожение личного имущества (вандализм)

Уничтожение личного имущества, принадлежащего другому человеку: фотографии, одежда, украшения, машины и др. Эта форма насилия не наносит жертве непосредственного физического ущерба, но устанавливает контроль над жертвой, причиняет ей (жертве) боль и страдания

Сексуальное насилие

Данная форма насилия направлена на грудь и половые органы, а так же оскорбления сексуального характера, принуждение к сексу, использование секса как орудия контроля

Агрессия может быть обусловлена (по Гнеденко):

  • врожденными инстинктами и задатками
  • потребностями, активизируемыми внешними стимулами
  • внутренними конфликтами, заболеваниями психики
  • познавательными и эмоциональными процессами
  • актуальными социальными условиями в сочетании с предшествующим опытом

Несмотря на всю негативность агрессии, в последнее время психологи стали рассматривать и ее положительное значение, как примирение после агрессии, что является необходимым фактором человеческой жизни.
Бутовская рассматривает агрессию как надежный механизм снятия социальной напряженности и механизмы, обеспечивающие восстановление социальных отношений, нарушенных в процессе конфликта.

Социальный образ жизни связан с необходимостью преодолевать разногласия и конфликты независимо от того, идет ли речь о паре индивидов, группе или надгрупповом объединении. Проблема гармонизации отношений и ослабления конкуренции во имя более значимых целей является универсальной для социальных объединений, поэтому неудивительно, что и процессы, лежащие в основе регуляции социальной напряженности, имеют универсальный характер.
В повседневной жизни люди обмениваются рукопожатиями или приносят устные извинения, чтобы предотвратить конфликт или загладить его. Выработаны социальные нормы поведения, чтобы регулировать взаимоотношения в пределах сообщества, и разработаны юридические процедуры для разрешения конфликтов, когда индивиды, вовлеченные в конфликт, оказываются не в состоянии прийти к соглашению без посторонней помощи. Люди так беспокоятся о разрушительных последствиях конфликта, что испытывают настоящую бурную радость от примирения и празднуют это событие в семье, общине, на национальном и международном уровне. Примирение, наравне с конфликтом и кооперацией – естественное явление. Структурное и функциональное сходство этого явления прослеживается на кросс-культурном и межвидовом уровнях.
Находясь в группе, индивиды получают пользу от присутствия соплеменников (кооперация при поиске пищи, воспитании потомства, обнаружении хищников). Эти функции жизненно важны для выживания членов группы. За преимущества группового образа жизни индивиды должны и платить: близость представителей одного вида предполагает одновременную заинтересованность в доступе к идентичным ресурсам, который выступает как источник конкуренции. Это приводит к конфликтам и, как следствие, активной или скрытой агрессии. Чтобы получать выгоды от группового образа жизни, члены группы должны преодолевать такие конфликты и находить способы разрешения ситуаций.
Тема агрессии – одна из наиболее популярных в этологии и психологии. Применительно к человеку агрессивное поведение чаще всего исследовалось в рамках индивидуальной модели, то есть его анализировали как индивидуальную реакцию, вызванную внешними или внутренними факторами (личный опыт, гены, гормоны, фрустрация). Таким образом, до недавнего времени социальным взаимоотношениям не уделялось должного внимания. Исследователи практически никогда не анализировали историю взаимоотношений между взаимодействующими сторонами, не интересовались, как развиваются эти взаимоотношения после агрессивного столкновения. Часто агрессивное поведение человека изучали в экспериментах, при которых незнакомым людям предлагалось подвергать друг друга наказанию, рассматривать по видео сцены насилия, а экспериментаторы затем анализировали их поведенческие реакции и снимали нейрофизиологические показатели.
Игнорирование социального контекста выглядит удивительным прежде всего потому что большинство конфликтов в человеческом обществе происходят между знакомыми людьми. В последние годы многие исследователи стали осознавать ограниченность "Индивидуальной модели". Накопилась масса фактов, однозначно указывающих на необходимость анализа агрессивного поведения в контексте социальных взаимоотношений, равно как и примеров того, что агрессивное поведение далеко не всегда носит деструктивный антисоциальный характер. Например, оказалось, что вопреки представлениям конфликты между супругами вовсе не являются губительными для брака. Напротив, во многих случаях конфликты способствуют укреплению брачных уз и стимулируют дружественные взаимодействия между партнерами.
Исследования в области постконфликтного поведения сместили акцент с анализа агрессивного поведения как проявления внутреннего состояния индивида на анализ агрессии как производного конфликта интересов. На смену "Индивидуальной модели" была предложена "Модель взаимоотношений", которая получила такое название в силу того, что она рассматривает агрессивное поведение в контексте социальных взаимоотношений. Агрессия стала рассматриваться как один из вариантов социального решения конфликта. ( Бутовская, с.14)
Модель отношений позволяет затронуть вопросы и о причинах эскалации агрессии и ее перерастания в насилие. Она представляет эту проблему в плоскости ценности взаимоотношений между партнерами и наличия социальной компетентности, необходимой для разрешения конфликта альтернативным способом. Если индивиды не заинтересованы друг в друге – общие интересы отсутствуют, или когда противник "дегуманизируется" с помощью политической пропаганды – шансы сдерживания и прекращения агрессии оказываются действительно малы.
Модель отношений позволяет понять, что агрессия является интегративной частью внутригрупповых отношений, и может встречаться в условиях хорошо отлаженных и прочных социальных взаимоотношений. Во многих случаях взаимоотношения, характеризующиеся высоким уровнем агрессии, в реальности могут оказаться близкими и кооперативными.  (Бутовская, с16)

А известно, что чем крепче и ближе отношения между людьми, чем ценнее отношения, тем важнее для них примирение.
Д.Фрей приводит в своей работе классификацию основных способов восстановления мира: (Фрей, 2000)
1. дарение подарков или обмен подарками
2. выплата реституций
3. совместная трапеза и выпивка
4. физические контакты типа поцелуев и рукопожатий
5. умиротворяющие позы и жесты
6. устное извинение
7. участие дополнительных лиц в момент примирения.

[1] [2] [3] [4] [5] [6] [7]

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.